«Буква Ь в именах существительных после шипящей»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Методическая разработка урока по русскому языку для 3класса по теме: «Буква Ь в именах существительных после шипящей»
Цели урока:
- обучающая: создание условий для осознания учащимися грамматической роли Ь после шипящей в именах существительных;
- развивающая: развитие орфографической зоркости и умения находить орфограмму, объяснять алгоритм проверки написания Ь знака в именах существительных после шипящей;
- воспитательная: воспитание культуры общения.
Средства обучения: учебник « Русский язык» 3класс, авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, карточки для учащихся, слайды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20697-metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-v-3-klasse.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку для 3класса по теме: «Буква Ь в именах существительных после шипящей»
Цели урока:
- обучающая: создание условий для осознания учащимися грамматической роли Ь после шипящей в именах существительных;
- развивающая: развитие орфографической зоркости и умения находить орфограмму, объяснять алгоритм проверки написания Ь знака в именах существительных после шипящей;
- воспитательная: воспитание культуры общения.
Средства обучения: учебник « Русский язык» 3класс, авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, карточки для учащихся, слайды.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Учитель создает у учащихся положительный настрой на учебную работу.
«Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи»
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задание: прослушать стихотворение и определить, о какой части речи в нём говорится.
Знаю я теперь отныне - Есть одно такое имя - Назовёт любой предмет
И на всё нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает всё на свете,
Без неё никак нельзя
… ура!
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ( Продолжим разговор об именах существительных)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Чтобы узнать что – то новое, надо что сделать сначала? повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке).
(На доске и на каждой парте у учащихся карточки со словами)
Тетрадь, воробьи, пальто, мяч, речь.
Задание 1. Прочитайте слова на карточках и расскажите всё о них, что можете;
Какие задания к этим словам вы можете предложить?
Вывод: (это имена существительные, в словах тетрадь, воробьи, слова из словаря)
Предлагаю распределить слова на группы, используя знания о написании ь.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.
Учащиеся называют правило написания Ь, которые отнесли к каждой группе. Прикрепляют на доске карточки. В процессе работы на доске составляется таблица)
Разделительный Ь Ь
воробьи для обозначения речь
воскресенье мягкости согласных мяч
тетрадь, пальто
- Написание каких слов не обосновали правилом? (мяч, речь )
-Почему же вы не смогли полностью справиться с этим заданием? ( Мы не знаем правила написания Ь в именах существительных после шипящей).
-Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? ( Поставить цель и учебную задачу?)
-Какова будет цель дальнейшей работы?
( УЗНАТЬ АЛГОРИТМ написания Ь в именах существительных после шипя-щей).
- Сформулируйте тему нашего урока. ( Тема урока « Ь знак в именах сущест-вительных после шипящей»)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с орфограммой « Буква Ь в именах существительных после шипящей».
Познавательная деятельность. ( Открытие новых знаний)
ПЛАН РАБОТЫ (СЛАЙД № 1)
- Проанализировать название новой орфограммы.
2.Продумать и сформулировать алгоритм действий правильного написа-ния Ь в именах существительных после шипящей.
3.Составить опорный алгоритм.
4.Представить свои результаты. Объяснить свои действия.
Работать будете в группах, поэтому вспомните основные правила работы в группе. ( На работу в группах отводится 5-7 минут).
РАБОТА В ГРУППАХ.
Задание для 1 группы. Мяч, дочь.
Задание для 2 группы. Гараж, ночь.
Задание для 3 группы. Мышь, нож.
Задание для 4 группы. Карандаш, речь.
Предъявление результатов работы от групп.
У доски отвечают по одному представителю от группы.
Общий вывод (алгоритм) работы со словами:
1.Услышав шипящий на конце слова – узнай часть речи.
2.Род имени существительного.
3.Существительные м.р. – ь не пишется, существительные ж.р. – ь пишется.
Пользуясь алгоритмом, сделайте вывод о написании Ь в именах существительных после шипящей (слайд № 2 )
Сверим наш вывод с правилом в учебнике.
(Заполняем последнюю графу в таблице – Ь в именах существительных после шипящей.
Физминутка.
Первичное закрепление.
Задание из учебника: у. 52, с. 31
1. Прочитайте задание. Посмотрите на образец выполнения.
2. Выполнение упражнения с комментированием.
Самостоятельная работа (по вариантам)
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1. вариант.
В.сёлая молодеж…, колючий ёж …, скорая помощ…, тёплый плащ…, хорошая реч…, спелая рож….
2 вариант.
Серая мыш…, лесная глуш…, русская печ…, чудесный пейзаж…, второй этаж…, весёлый малыш….
Проверка самостоятельной работы ( по эталону на обратной стороне карточки)
Критерии оценки:
правильность написания имён существительных с шипящей на конце.
Итог урока. Рефлексия.
Какую учебную задачу ставили перед собой?
Достигли вы этих целей? Докажите.
У кого остались затруднения? Над чем вам ещё вам будет поработать?
Домашнее задание.
С. 32, упр. 55, 5-7 пословиц по теме урока.
Литература:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и добавлениями на 2011 и 2012гг./
Министерство образования и науки РФ. – Москва: Просвещение,
2014. – 35с.
2 .Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 3-го класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – Изд. 2-е, М.: « Просвещение», 2013.
3.Социальная сеть работников образования « Наша сеть « [ Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// nsportal.ru/.
4.Учительский портал [ Электронный ресурс]. Режим доступа :
http: www. ushportal. ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык ( 3 класс) :"Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц». .
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова....
Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Конспект урока, презентация...
урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц»
открытый урок на окружном семинаре...
"Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих" русский язык, 3 класс
Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (овладеть приемом правописания ь на конце имен сущес...
Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников. ...
Правописание гласных О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. 3 класс.
Программа «Начальная школа 21 века» под редакций Н.Ф.Виноградовой...
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова...