«Буква Ь в именах существительных после шипящей»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Кашапова Руфина Римовна

Методическая разработка урока по русскому языку для 3класса по теме: «Буква  Ь в именах существительных после шипящей»

Цели урока:

-  обучающая: создание условий для осознания учащимися грамматической роли  Ь после шипящей в именах существительных;

- развивающая: развитие орфографической зоркости и умения находить орфограмму, объяснять алгоритм проверки написания Ь знака в именах существительных после шипящей;

-  воспитательная: воспитание культуры общения.

Средства обучения: учебник « Русский язык» 3класс, авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,   карточки  для учащихся, слайды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку для 3класса по теме: «Буква  Ь в именах существительных после шипящей»

Цели урока:

-  обучающая: создание условий для осознания учащимися грамматической роли  Ь после шипящей в именах существительных;

- развивающая: развитие орфографической зоркости и умения находить орфограмму, объяснять алгоритм проверки написания Ь знака в именах существительных после шипящей;

-  воспитательная: воспитание культуры общения.

Средства обучения: учебник « Русский язык» 3класс, авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий,   карточки  для учащихся, слайды.

ХОД УРОКА:

Организационный  момент.

Учитель создает у учащихся положительный настрой на учебную работу.

«Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи»

  МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 Задание: прослушать стихотворение и определить, о какой части речи в нём говорится.                              

Знаю я теперь отныне -                                                                                                             Есть одно такое имя -                                                                                                               Назовёт любой предмет        

И на всё нам даст ответ.

Это главная  часть речи,

Обозначает всё на свете,

Без неё никак нельзя

…                            ура!

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ( Продолжим разговор об именах существительных)

 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Чтобы узнать что – то новое, надо что сделать сначала?  повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке).

(На доске и на каждой парте  у учащихся карточки со словами)

Тетрадь, воробьи, пальто, мяч, речь.

 Задание 1. Прочитайте слова на карточках и расскажите всё о них, что можете;

 Какие задания к этим словам вы можете предложить?

Вывод: (это имена существительные, в словах тетрадь, воробьи, слова из словаря)

Предлагаю распределить слова на группы, используя знания о написании ь.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.

 Учащиеся называют правило написания Ь, которые отнесли к каждой  группе. Прикрепляют  на доске карточки. В процессе работы на доске составляется  таблица)  

Разделительный   Ь                           Ь    

  воробьи                                    для обозначения                               речь

  воскресенье                             мягкости согласных                           мяч

                                                   тетрадь, пальто

- Написание каких слов не обосновали правилом? (мяч, речь )

-Почему же вы не смогли полностью справиться с этим заданием? ( Мы не знаем правила написания Ь в именах существительных после шипящей).

-Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? ( Поставить цель и учебную задачу?)

-Какова будет цель дальнейшей работы?

( УЗНАТЬ АЛГОРИТМ  написания Ь в именах существительных после шипя-щей).

- Сформулируйте тему нашего урока. ( Тема урока « Ь знак в именах  сущест-вительных  после шипящей»)

-Сегодня  на уроке мы познакомимся с орфограммой « Буква Ь в именах существительных после шипящей».

 Познавательная  деятельность. ( Открытие новых знаний)

ПЛАН РАБОТЫ (СЛАЙД № 1)

  1. Проанализировать название новой орфограммы.

     2.Продумать и сформулировать алгоритм действий правильного  написа-ния  Ь в именах существительных после шипящей.

    3.Составить опорный алгоритм.

    4.Представить свои результаты. Объяснить свои действия.

Работать будете в группах, поэтому вспомните основные правила работы в группе. ( На работу в группах отводится  5-7 минут).

 РАБОТА В ГРУППАХ.

Задание для 1 группы.          Мяч, дочь.

Задание для 2 группы.          Гараж, ночь.

Задание  для 3 группы.         Мышь, нож.

Задание для 4 группы.           Карандаш, речь.

Предъявление результатов работы от групп.

У доски отвечают по одному представителю от группы.

Общий вывод (алгоритм) работы со словами:

1.Услышав шипящий на конце слова – узнай часть речи.

2.Род имени существительного.

3.Существительные м.р. – ь    не пишется, существительные ж.р. – ь пишется.

Пользуясь алгоритмом, сделайте вывод о написании  Ь в именах существительных после шипящей (слайд № 2 )

Сверим наш вывод с правилом в учебнике.

(Заполняем последнюю графу в таблице – Ь в именах существительных после шипящей.

 Физминутка.

 Первичное  закрепление.

 Задание из учебника: у. 52, с. 31

1. Прочитайте задание. Посмотрите на образец выполнения.

2. Выполнение упражнения с комментированием.

 Самостоятельная работа (по вариантам)

  Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. вариант.

В.сёлая  молодеж…, колючий ёж …, скорая  помощ…, тёплый плащ…, хорошая реч…, спелая рож….

2 вариант.

Серая мыш…, лесная глуш…, русская печ…, чудесный пейзаж…, второй этаж…, весёлый малыш….

 Проверка самостоятельной работы ( по эталону на обратной стороне карточки)

Критерии оценки:

 правильность написания имён существительных  с шипящей на конце.

 Итог урока.  Рефлексия.

Какую учебную задачу ставили перед собой?

Достигли вы этих целей? Докажите.

У кого остались затруднения? Над чем вам ещё вам будет поработать?

Домашнее задание.

С. 32, упр. 55, 5-7 пословиц по теме урока.

Литература:

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и добавлениями на 2011 и 2012гг./

           Министерство образования и науки РФ. – Москва:  Просвещение,

            2014.  – 35с.

    2 .Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник для 3-го класса         общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе.  – Изд. 2-е, М.: « Просвещение», 2013.

     3.Социальная сеть работников образования  « Наша сеть « [ Электронный   ресурс]. – Режим  доступа :  http:// nsportal.ru/.

   4.Учительский портал  [ Электронный  ресурс].    Режим доступа :

   http: www. ushportal. ru/.                                                        

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык ( 3 класс) :"Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц». .

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

"Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих" русский язык, 3 класс

Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (овладеть приемом правописания ь на конце имен сущес...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Правописание гласных О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц. 3 класс.

Программа «Начальная школа 21 века» под редакций Н.Ф.Виноградовой...

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «Ц» Система Л.В.Занкова...