Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Конспект урока, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkiy_yazyk.docx | 27.2 КБ |
slaydy_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx | 504.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
3 класс
Предмет(ы):
Русский язык
Цель урока:
- уточнение знаний о трех функциях мягкого знака, ь - показатель женского рода имен существительных;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудитории): 14
Используемые учебники и учебные пособия:
Т.Г.Рамзаева, учебник русского языка;
Краткое описание:
План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т.Г.Рамзаевой, 3 класс
Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Цель:
1. Воспитывать любовь к родному языку.
2.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце.
3.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля.
4. Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имён существительных после шипящих.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, школьный компьютер, проектор.
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Минутка чистописания
На доске написаны слова:
(Слайд 1.) ружьё морковь помощь рожь
-Что общего в написании этих слов?
- Какая это буква? (Мягкий знак.)
- Напишите до конца строки, соблюдая последовательность:
- (Слайд 2.) ь ьъъъъ ...
- На следующей строке напишите данные слова.
- Слова какой части речи вы написали? (Мы написали имена существительные.)
- В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в единственном числе.)
- Я предполагаю, что во всех данных словах мягкий знак играет одинаковую роль. Согласны ли вы со мной? (Нет т.к. )
(В слове ружьё - разделительный мягкий знак. В слове морковь - мягкий знак (ь) - показатель мягкости предыдущего согласного звука.)
- Почему в словах помощь, рожь написан мягкий знак?
- Может он обозначает мягкость предыдущего согласного звука? (Нет, так как звук щ - всегда мягкий, звук ж - всегда твердый.)- Сегодня на уроке вы узнаете, почему в словах помощь, рожь пишется мягкий знак.
3. Словарная работа
Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете ребус:
- Какое слово получилось? (Это слово товарищ.)
- Что обозначает слово товарищ?
- Дети высказывают свои предположения. (Товарищ - это человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-либо.)
- Подберите к слову товарищ синонимы. (Друг, приятель.)
- Найдите слово товарищ в словарике, напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.
- К какой части речи относится слово товарищ? (Слово товарищ относится к имени существительному.)
- В каком числе стоит слово товарищ, какого рода? (Слово товарищ стоит в единственном числе, мужского рода.)
- В каком числе стоит слово помощь ,какого рода? (Слово помощь стоит в единственном числе, женского рода.)
Чем сходны по произношению слова товарищ и помощь? (На конце слышится
- мягкий шипящий звук щ.)
- А в написании этих слов?
Но в слове помощь — после шипящего пишется мягкий знак, а в слове товарищ - после шипящего мягкого знака нет.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».
Мягкий знак – хитрый знак. (Слайд 4.)
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
4. Работа по теме урока
На доске написаны слова:
(Слайд 5.)Луч, дочь, карандаш, вещь, врач, чиж, молодёжь, тишь.
- Слова какой части речи написаны на доске? (На доске написаны имена существительные.)
- В каком числе стоят имена существительные? ( Имена существительные стоят в единственном числе.)
- На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.)
- Напишите существительные в два столбика, в первый - женского рода, во второй - мужского рода.
- (Слайд 6.)
ж. р. м.р.
дочь луч
вещь карандаш
молодёжь врач
тишь чиж
- Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце существительных написаны буквы, обозначающие шипящие звуки.)
Сделайте вывод. (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак.На конце имен существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.)
Где можно найти и прочесть более точный вывод? (в учебнике)
5. Работа по учебнику
Чтение вывода на стр.171
6. Закрепление изученного
Упражнение /..Отгадать загадки. Ответы написать в тетрадь. (Слайд 8.)
- Какая птица быстрее всех летает?{Стриж.)
- Как напишите это слово? (Стриж -существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.)
- Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Она ядовита! (Ландыш.)
- Как напишите это слово? (Ландыш-существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.)
- Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (Мышь.)
- Как напишите это слово? (Мышь-существительное, женского рода, пишу с мягким знаком.)
Упражнение 2. (Самопроверка)
- К именам прилагательным, записанным на доске, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце. (Слайд 9.)
- звездная(ночь)
- золотая (рожь)
- острый (нож)
- чёрный (грач)
- русская (речь)
- тяжелый (багаж)
7. Физкульминутка
- Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас
- И зарядка нам привычно На урок приходит в класс.
Я буду называть имена существительные с мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода- приседаете. (Кирпич, ёж, ночь, борщ, печь, шалаш, силач, мяч, молодёжь, дочь, клещ.)
- -Какое слово прозвучало последним? (Клещ)
- -Кто знает что оно обозначает? (Это насекомое)
- -А информацию об этом насекомом вы можете найти в энциклопедии.
8.Самостоятельная работа (Задание на карточках)
- Расположите части так, чтобы получился рассказ. Напишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак.
- Охотник накинул плащ(?) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?).
- Охотник ночевал в домике лесника. В полноч(?) он услышал жалобный
- плач(?).
- И снова повторился плач(?). Охотник понял, что это кричит сыч(?).
- Проверка (Слайд 10.)
- Какую часть написали первой, какую второй, какую третьей?
- В каких словах написали мягкий знак? Почему?
9.Итог урока.
- -Какие функции выполняет мягкий знак? (Слайд11.)
10.Рефлексия
- Вот наш урок близится к концу. У кого четыре плюсика поставьте оценку 5.(3 – 4, 2 - 3).
- -Кто доволен своей работой на уроке?( похлопайте в ладоши).
- Молодцы!
11.Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Товар ’ пища ’
т оварищ помощь
Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произноситься Но в слово часто проситься.
ж.р . м.р . лу ч до ч ь каранда ш ве щ ь вра ч чи ж молоде ж ь тиш ь
С три ж , ланды ш , мы ш ь.
ФИЗ культ МИНУТКА
Звёздная ночь рожь нож грач речь багаж , золотая , острый чёрный , русская , тяжёлый
Охотник ночевал в домике лесника. В полночь он услышал жалобный плач. Охотник накинул плащ и вышел во двор. перед его глазами промелькнула летучая мышь. И снова повторился плач. Охотник понял, что это кричит сыч.
Ь знак на конце существительных после шипящих показывает, что это существительные женского рода . На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется : товарищ, мяч, багаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников. ...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих".
Конспект урока составлен на основе технологии модерации....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...
Конспект урока "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на ко...