1. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
| 1.Актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме. 2. Мотивация ученика к учебной деятельности | Словесный – беседа. Приём «Верные и неверные утверждения»
Приём «Пометки на полях»
Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал» | Индивидуальная, фронтальная. | - Прочитайте утверждения и поставьте рядом «+», если утверждение верно и «-», если утверждение неверно 1.Звуки [ш] [щ'] [ж] [ч'] [ц] шипящие 2.В слове пч [о]лы звук [о] на письме обозначается буквой ё 3.В словах ш…пот, ш…рты, ш…лк пишется буква ё 4. В слове ш[о]л звук [о] на письме обозначается буквой ё
Проверка. 1.Звуки [ш] [щ'] [ж] [ч'] [ц] шипящие - 2.В слове пч [о]лы звук [о] на письме обозначается буквой ё + 3.В словах ш…пот, ш…рты, ш…лк пишется буква ё - 4. В слове ш[о]л звук [о] на письме обозначается буквой ё +
- Какую орфограмму вспомнили при выполнении задания?
- Давайте вспомним алгоритм, по которому необходимо действовать, если в слове встретилась такая орфограмма.
Задание.Рядом с каждым словом поставить знак «+», если точно знаете, какую букву писать, «-» - если в написании буквы сомневаетесь. Буквы вставлять не нужно ш…пот пч..лы ж…лтый ч..рный плащ…м зайц…м Проверка. - В каких словах поставили «-»? При проверке учитель фиксирует количество «-» у каждого слова. - Как вы думаете, почему вы засомневались в написании этих слов? -В какой части слова орфограмма в этих словах? - Попробуйте определить тему урока. После определения темы учащимися на слайде появляется точная формулировка темы «Правописание гласных О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных» -Попробуем определиться с целями урока.
- Перед вами карточка с табличкой «Знаю. Хочу узнать.Узнал» - Заполните в первом столбике, что вы знаете по новой теме.Во второй – что бы вы хотели узнать. А третий столбик вы заполните в конце урока. - Прочитайте ваши цели. Учитель систематизирует цели с помощью учащихся, оформляет на доске. | Учащиеся на карточках самостоятельно выполняют задание №1
Учащиеся объясняют, почему пришли к такому выводу Анализируют собственные знания по данной теме Помогают товарищу в случае ошибки
«Правописание О и Ё в корне слова»
Учащиеся проговаривают алгоритм
Учащиеся работают на карточке №2 самостоятельно
Называют слова, написание которых вызвало сомнение. Анализируют состав слова, обсуждают. В результате приходят к выводу, что орфограмма не в корне, а значит, неизученная. Пытаются сформулировать тему урока.
Каждому учащемуся предлагается заполнить таблицу Знаю | Хочу узнать | Узнал, научился |
Учащиеся зачитывают поставленные цели | Регулятивные УУД- контроль
Регулятивные УУД –оценка Коммуникативные УУД – разрешение проблемы, коллективный поиск, принятие решения
Метапредметные – формир-ие способности к схемам
Регулятивные УУД- контроль
Логические УУД – анализ объектов с целью выделения общих признаков
ПознавательныеУУД – самостоятельное выделение и формул-ие познават-ой цели Логические УУД – подведение под понятие, выделение следствий |
2.Стадия «осмысление» новой темы. | 1.Создание условий для самостоятельного выведения нового правила учащимися.
| Словесный – беседа, наглядный, практический
Прием «Корзина идей»
Комментированное письмо
| Фронтальная
Индивидуальная самостоятельная работа с выбором уровня сложности | -Мудрая сова умеет грамотно писать все слова, в которых вы сомневались. И вот что у нее получилось. Открывается слайд ТУЧЕЙ ОГУРЦОМ ЗАЙЦЕМ ПЛАЩОМ ТОВАРИЩЕМ СВЕЧОЙ - Что общего в словах каждого столбика? - Какие будут идеи, почему в словах первого столбика после шипящих и Ц пишется Е, а во втором – О? -Давайте ваши идеи мы соберем в корзинку. - Сверьте ваш вариант правила с правилом в учебнике, с.57, урок 100
- А теперь вернемся к алгоритму. Продолжите вторую ветвь. В какой части слова еще может находиться эта орфограмма? Выберите нужный значок. - Каким будет следующий шаг? - Какой вывод можно сделать после постановки ударения? - Зачем необходимо знать эту орфограмму и правильно писать слова с ней? - А теперь будем учиться писать слова с изученной орфограммой. Задание. Вставьте пропущенные буквы. С горящей свеч…й, с бедным приёмыш…м, мешок с пшениц..й, прилежной учениц…й, над аккуратным чертеж…м, красивым пейзаж..м, за шустрым зайц..м.
- А теперь попробуем самостоятельно применить выведенное вами правило. - Предлагаю три задания разного уровня. 1 уровень. С.57, упр.1 в учебнике . (5слов) Задание. Записать слова в два столбика. В первый – с ударными окончаниями, во второй – с безударными. 2 уровень. Задание на карточке. Поставить имена существительные в форму Т.п., ед. ч. Запиши. 3 уровень. Задание. Записано лексическое значение слова. Необходимо понять, какое это слово и записать его в Т.п. Проверка. Самопроверка. |
Учащиеся выдвигают идеи, гипотезы.
Учащиеся формулируют правило.
Учащиеся читают правило вслух и убеждаются в правильности своего ответа. Учащиеся совместно с учителем составляют вторую ветвь алгоритма
- Поставить ударение. - Под ударение пишется – о, без ударения – е
Учащиеся работают на карточке №3 Задание выполняется по цепочке с комментированием с использованием второй ветви алгоритма. Если возникнут трудности, коррекция знаний проводится по ходу выполнения упражнения.
Учащиеся самостоятельно выбирают задание и выполняют в рабочей тетради
| Коммуникативные УУД – коллективное обсуждение проблемы, взаимодействие с учителем Логические УУД – анализ, выбор оснований и критериев для сравнения Логические УУД – выдвижение гипотез, обоснование Регулятивные УУД- контроль результата с эталоном Метапредметные – формир-ие способности к схема-ции, струк -ии Логические УУД – установление причинно-следственных связей ЛичностныеУУД – смыслообразование (связь между уч. деят. и мотивом) Предметные УУД – применение правила
|
3.Итог урока. Интеллектуальная рефлексия. | 1.Создание условий для целостного осмысления, обобщения полученной информации | Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал» |
Индивидуальная
| - Вернемся к вашим целям. Заполните 3 столбик – что нового вы узнали и чему научились на уроке. - У кого совпала цель и результат?
| Учащиеся самостоятельно заполняют 3 столбик таблицы Знаю | Хочу узнать | Узнал, научился |
| Регулятивные УУД – оценка Метапредметные – рефлексия деятель-ти
|