Этап урока и его цели |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя | Содержание урока
| Планируемые результаты |
I. Вводно-мотивационный этап Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.
|
|
Организует быстрое включение учащихся в урок. Мотивирует к учебной деятельности.
Слайд 1
| Эпиграфом нашего урока станут строки.
Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен, главным образом, тонкостью оттенков. Проспер Мериме
- Какую часть речи мы изучаем? (имя существительное) | Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме.
|
|
Проговаривают ответы.
|
Слайд 2 |
Начнём наш урок с повторения грамматических признаков имени существительного. |
|
Словарно– орфографическая работа. Цели: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать актуализацию умений.
Актуализация знаний о имени существительном. |
Выполняют задание, проговаривая ответы. |
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 | - Раз мы заговорили о поэзии, прочитайте текст. Лес тянет ветви тонкие к рассвету, Восход весны приветствуя душОй. И колокольца ландышЕй приветом Звенят над зеленеющей межОй!* (Межа – это нераспаханная узкая полоса между полями. Пример: Прямая линия ярко-зеленой межи…уходила вдаль. Л.Толстой “).
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? - Какие приметы весны вы увидели?
- Прочитайте слова, которые также характеризуют весну. - Значение каких слов вам не знакомы? (Ростепель – то же, что и оттепель – тёплая погода с таянием снега и льда.)
- Какой частью речи являются все эти слова? (существительные) - Докажите. - Спишите. Обозначьте часть слова, в которой находится орфограмма. - Объясните орфограммы.
- Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете?
| Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Введение в тему урока. Цели: - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
| Проговаривают ответы.
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
| Организует актуализацию умений определять склонение существительных, записывать правильное окончание;
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения.
| 1.Постановка учебной проблемы.
-На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их) -А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? (необходимо определить склонение имени существительного и падеж, в котором оно стоит) - Если орфограмма вызвала затруднение – пропустите её.
На доске: солнц… над меж… с ландыш … с душ ... пейзаж ... с птиц… над рощ … Ученики записывают слова в тетради, выделяя части слова с орфограммами, объясняя их.
-Проверка. (учащиеся называют склонение, падеж)
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
|
Выявление места и причины затруднения. Постановка темы и цели урока. Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения; - организовать постановку цели урока.
| Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
С помощью учителя ставят цель урока.
| Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Слайд 6
Организует постановку цели урока.
| - В каком месте возникло затруднение? - Что особенного вы заметили в словах? (обратить внимание учащихся на основу данных слов) - На какие буквы оканчивается основа?
- Сформулируйте тему и цель нашего урока. («Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц») | Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
|
Операционно-содержательный этап
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Цели:
- организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя ставят цель урока.
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств. | - Какую проблему ставим? (Когда в окончаниях существительных будем писать «Е» и «О»?) -Чтобы решить проблему и не ошибиться, я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е. - У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР - Прочитай слово.
- Поставь знак ударения.
- Выдели окончание.
- Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
Повторить правила работы в группе)
| Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
|
Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока.
| Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Выполняют задание на карточках
Проговаривают тему урока.
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Под руководством учителя составляют план действий.
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует групповую работу.
Организует устранение затруднения.
Организует уточнение темы урока
Слайд 7
Слайд 8
Организует работу по учебнику.
Слайд 9
Организует составление порядка работы с новой орфограммой. |
1 группа Перед передачей, с лапшой, под крышей, перед свечой, за тучей, над рощей.
| 2 группа За лисицей, с овцой, столицей, пыльцой, за больницей, перед птицей.
| 3 группа За ключом, перед гаражом, за сторожем, над ландышем, над чертежом, с малышом.
| 4 группа За перцем, перед незнакомцем, за крыльцом, над скворцом, под сердцем.
|
- Когда группы готовы к ответу, еще раз повторяем тему урока.
Проверка. Один человек от каждой группы даёт ответ.
(После ответа групп, делается общий вывод.
- Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? (с.108 учебника) - Мы оказались правы? - Это открытие? - Какое же новое знание мы открыли?
- Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. -Давайте составим алгоритм.
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Регулятивные УУД
|
Первичное закрепление. Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи; - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Физкультминутка
| Выполняют задание, проговаривая новые понятия. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
|
Физминутка - Пользуясь данным алгоритмом, поиграем. - Если в окончании пишем О - встаём, если Е – сидим.
лицом над крышей мечом зарницей рубежом шалашом тучей грачом лучом | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
|
Вторичное закрепление. Самостоятельная работа в группе с самопроверкой по эталону Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно.
Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Слайд 10
| Выполнение работы в группе (разноуровневые задания):
1 УРОВЕНЬ. Перепишите, вставив пропущенные орфограммы в окончаниях имен существительных.
Над трудным чертеж..м, под тяжелой нош..й, за лиловой туч..й, без хороших гребц..в, за ближнее болотц.., гордиться столиц..й, любоваться пейзаж..м, наблюдать за птиц..й, ждать лесных певц..в, играть с мяч..м.
2 УРОВЕНЬ Работа по учебнику упр. 469, с.109 учебника
3 УРОВЕНЬ Творческого характера. Пользуясь карточкой с опорными словами, составьте свой текст о весне. Какой вы себе её представляете.
много певц… повисшие под круч… несёт за плеч… пронеслась над рощ… горячее солнце волшебным ключ..
Проверка.
Оцените свою работу в группах. Ответы.
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) |
Рефлексивно-оценочный этап (итог) Цели: - выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг; - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - соотнести ее цель и результаты.
| Выполняют задание под руководством учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
| Организует повторение изученного.
Слайд 11
| - Исключите лишнее слово. - Каким алгоритмом пользовались?
- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? - Чему научились? | Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Домашнее задание Цели:
- организовать закрепление изученного материала; - создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
|
Делают самооценку. |
. Организует рефлексию.
Слайд 12 Организует самооценку учебной деятельности.
Слайд 13
|
- Тема весны звучала на нашем уроке. - А с чем у вас ассоциируется весна? - Возьмите лучики, которые попали из нашего окошка на вашу парту и напишите на них к свои чувства, которые появились у вас после нашего урока.
Спасибо за урок.
Дифференцированное: - правило на с.108; - у.471; - подобрать отрывки из стихотворений, в которых встречается новая орфограмма. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |