Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 24.5 КБ |
privet_ulybnis.ppt | 665 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих»
Цели: - закрепление знаний о роли мягкого знака в слове и формирование
умения писать слова с «мягким знаком»;
- развитие речи учащихся;
- воспитание внимания и любви к русскому языку.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Учитель: Начинаем урок русского языка. Тему урока я вам не скажу, вы мне её назовёте сами после первого задания. У вас на парте ноутбук – наш помощник сегодня на уроке. Он вас приветствует ( Привет. Улыбнись… Поработаем?!) Итак, первое задание – посмотрите внимательно на картинки и выберите правильное написание слова, обозначающее этот предмет. В случае правильного ответа вы услышите аплодисменты, а если вы допустите ошибку, прозвенит звонок. Начинаем…
Учащиеся работают в паре. В случае правильного выполнения задания появляются слова: автомобиль
компьютер
будильник
листья
мышь
- Учитель: Чем похожи все эти слова?
- Ученики: Это имена существительные.
Во всех словах пишется «ь»
- Учитель: А чем они различаются?
- Ученики: Слова автомобиль, компьютер, будильник, листья называют неодушевлённые предметы, а мышь – это имя собственное.
Слово «листья» стоит во мн.числе, все остальные – в ед.ч.
Есть различия в нахождении и роли «ь» в словах. В словах автомобиль, мышь – в конце слова, в остальных – в середине слова. В словах автомобиль, будильник «ь» обозначает мягкость согласного звука, в словах компьютер, листья – разделительный «ь», в слове мышь – «ь» указывает на женский род имени существительного.
- Учитель: Молодцы. Запишите в тетрадь эти слова в три столбика в зависимости от роли «ь»
- В тетради появляется запись:
компьютер компьютер мышь
будильник листья
- Учитель: А чем ещё отличается слово мышь от всех остальных?
- Ученики: На конце слова шипящий звук ш
- Учитель: Назовите мне, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.
- Ученики: На уроке мы продолжим знакомство с написанием «ь» на конце существительных после шипящих ж, ш,ч, щ.
- Учитель: На конце существительных какого рода после шипящих пишется «ь»?
- Ученики: На конце существительных женского рода после шипящих пишется «ь»?
- Учитель: Приведите примеры таких слов.
- Учитель: На конце существительных какого рода после шипящих «ь» не пишется?
- Ученики: На конце существительных мужского рода после шипящих не пишется «ь»?
- Учитель: Приведите примеры таких слов.
Хорошо. Вернёмся к слову «мышь». Какое значение имеет это слово?
- Ученики: Мышь – это грызун.
- На компьютере появляется картинка с изображением мыши и текст:
«Самая маленькая среди грызунов и на втором месте вообще среди млекопитающих – мышь-малютка, длина ее тела 5 см.»
- Мышь – компьютерная. На компьютере появляется картинка с изображением компьютерной мыши и текст: «Придумал это устройство человек по имени Дуглас Энгельбарт в середине 60-х годов. Почему «мышка» была названа именно так, доподлинно не известно. Видимо, из-за того, что у нее есть хвостик…»
- Учитель: Кто назвать ещё другое значение слова?
На компьютере появляется картинка с изображением девочки и текст: Иногда про человека говорят: «Сидит тихо, как мышь…»
- Учитель: Как называется слово, имеющее несколько значений?
- Ученики: многозначное слово.
- Настало время отдохнуть. Поиграем. Я буду называть имена существительные. Если в них на конце после шипящих пишется «ь», вы хлопаете в ладоши, если не пишется – подпрыгиваете. Не попадитесь в ловушку! Ключ, ночь, день, мощь, гараж, плащ, метель, мелочь, силач, глушь.
Учитель: Молодцы! А сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и сообразительны. У каждого из вас есть лист с заданиями. Вопросы даны блоками. Отвечать на вопросы вы будете с помощью условных обозначений: крестиков и ноликов. А их будете помещать в таблицу. Выбирая ответ на вопрос, вы должны решить, пишется в слове на конце после шипящей «ь» или нет. Если да – ставите 0, если нет – крестик. (см. приложение)
Выполняем первый блок заданий.
- Взаимопроверка.
- Учитель: Прочитайте внимательно вопросы 2 блока. Есть вопросы?
- Вопросы детей.
- Коллективная проверка.
- Учитель: Для того, чтобы приступить к выполнению последнего задания, давайте вспомним, что такое синонимы?
- Ученики: Это слова, близкие по значению.
- Учитель: Есть ли у вас вопросы?
- Вопросы детей.
- Учитель: Как вы думаете, а слова друг, товарищ и приятель – это синонимы?
- Ученики: Да.
- Учитель: А чем они различаются?
- Ученики: Значением.
- Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этих слов.
Друг – человек, который связан с кем-то дружбой.
Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый или фамильярное обращение к незнакомому лицу.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни.
- Как вы думаете, а какое слово обозначает боле близкого, родного человека?
- Ученики: Друг.
- Учитель: А знаете ли вы пословицы о друзьях, о дружбе?
- Ответы детей.
- Учитель: Я вам предлагаю обратиться к ноутбуку и составить пословицы на эту тему. Объясните, как вы их понимаете.
- Ученики: Без друга на сердце вьюга.
Легче друга потерять, чем найти.
Верному другу цены нет.
- Учитель: А теперь ноутбуки закройте и запишите одну пословицу на ваш выбор по памяти в тетрадь.
- Вы хорошо поработали. Можно и поиграть. Перед вами слова – лещ, ёрш, мышь, ёж. Объедините их в группы по различным признакам.
Ученики: лещ, ёрш – рыбы, мышь, ёж – млекопитающие.
ёрш, ёж начинаются на букву «ё», мышь, лещ – нет,
ёрш – 4 звука, в остальных – 3 звука,
ёрш, лещ, ёж – им.сущ.м.р., мышь – ж.р.
в словах мышь, ёрш, ёж на конце звук ш. в слове лещ – щ
Учитель: Умницы! А теперь мы с вами поработаем учителями, исправим ошибки, допущенные учениками в печатной основе – упр. 516
- Работа в печатной основе. Ученики рассуждают вслух.
- Учитель: а теперь откройте учебники и спишите предложения, добавляя подходящие по смыслу слова (упр.516)
- Итог урока: Какое правило написания «ь» мы сегодня повторили? Что интересного было на уроке? Что особенно запомнилось?
Домашнее задание – в печатной основе упр. 513,514.
Спасибо вам большое за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Конспект урока, презентация...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих".
Конспект урока составлен на основе технологии модерации....
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....
Презентация на тему: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" - 2 класс
Цели деятельности учителя: сформировать представление о правописании мягкого знака на конце имен существительных после шипящих.Планируемые результаты...
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...
Тренажер по русскому языку " Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих",3 класс
Тренажер по русскому языку....
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Конспект урока по русскому языку.Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихЦели:Образовательные: -организовать учебно-поисковую деятельность школьников по добыванию новых ...