"Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих" русский язык, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок соответсвует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _posle_shipyashchih_v_imenah_sushchestvitelnyh.rar2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет русский язык

Класс 3

Тема урока Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих

Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель: овладеть приемом правописания ь на конце имен существительных после букв шипящих.

познавательные

- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак

- формировать практические  навыки правильного написания существительных с шипящей на конце

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать

регулятивные

- развивать умение самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель

- выдвигать гипотезу

- устанавливать причинно-следственные связи

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

коммуникативные

 - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в пар

№ п/п

Этап урока

Микроцель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые учебные действия (познавательные)

1.

Этап мотивации к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе у нас светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Это начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит, можно всем садиться!(Да)
-Внимательно слушай – и все услышишь.

Внимательно смотри - и все увидишь.

Думай – и все поймешь.

формирование положительной учебной мотивации

2.

Этап актуализации пробного действия

подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

За горами, за долами,

За дремучими лесами

Есть страна удивительная.

Правит этой страной

 Существительное.

Существительное?

Что это такое?

Я хочу о нём узнать.

Кто из вас сейчас, ребята,

О  нём может рассказать?

- Говорят,  оно умеет,

Если надо изменяться,

А ещё оно умеет, как – то весело склоняться!

Может, вы расскажете?

     Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан.

– Что общего во всех словах?

– На какие III группы разделили бы слова?

-       А теперь давайте с вами

         Поиграем со словами.

         Говорят, у них есть Род.

         Каждый нам их назовёт.

         В руки карточки возьмите,

         Нужный род нам покажите.

- Какие знания вам сейчас пригодились?

– Разделите на II группы.

- Давайте вспомним роль мягкого знака в словах.

- Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке, опираясь на последнее задание? Какой секрет откроем?

рассказывают о существительном, как части речи

рассказывают о изменении существительных

а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена – стены,

б) по падежам (склоняются).

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

Наблюдение, анализ

Отвечают на вопросы кто? что?

Существительные.

Делят слова на группы

Определяют мужской род, женский род, средний род

Есть ь и нет ь.

Разделительный, для мягкости

Формулируют тему урока

3.

Этап выявления места и причины затруднения.

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

– Вы о жителях страны многое узнали

       И сегодня на уроке дружно отвечали.

       Но в стране волшебной этой

       Есть ещё один секрет.

       - Откроем его?

- Как назвать, одним словом?

- Часть суток с вечера до утра,  (ночь).

- Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ).

- Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь).

- Суп со свёклой и другими овощами, (борщ).

- Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь).

- Бывает устная и письменная , (речь).

- Человек, который играет на скрипке, (скрипач).

- Ребёнок женского пола, (дочь).

- Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).

-Давайте проверим, как написали вы и как надо было правильно написать эти слова.

- Вы удивлены?

-В каких словах допустили ошибки?

-А как вы думаете, почему вы  допустили ошибки?

учащихся по цепочке  записывают на доске слова, остальные в тетрадях,

Открываются слова, написанные  заранее на слайде, дети проверяют и удивляются

Дети предлагают свои версии

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- А как нам получить новое знание?

- Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет?

- Попробуем определить тему нашего урока.

Выбор действия для получения нового знания

Определяют тему "Почему у имён существительных  в одних  случаях  пишется мягкий знак  на конце слов, а в других нет?"

5.

Этап реализации построенного проекта.

реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

– Давайте попробуем всё- таки выяснить причину такого написания имён существительных.

- Упр.503

– Что объединяет все слова.

– Найдите признак, по которому слова объединены в группу.

– Какое обобщение вы можете  сделать?

-  Где мы можем проверить наш вывод.

– Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64.

- А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.

-Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.

1. Это имя_______________________________?

2. Есть ли _____________________звук на конце слова?

3.Определяю _________________.

4. Слово стоит в ____________________форме?

5. Женский род – _______, мужской род – ______

Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.

Работа в парах

Составление памятки.

1. Это имя существительное?

2. Есть ли шипящий звук на конце слова?

3.Определяю род.

4. Слово стоит в начальной форме?

5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.

Физминутка

Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья

Дружно быстренько встаём – выполним движенья.

-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики.

Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.

Физминутка

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи.

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.

плащь

помощ

лещ

лучь

мячь

грачь

мыш

ёрш

ночь

гаражь

стрижь

чижь

Работа в парах, исправляют ошибки

7.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

1) – Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных.

I  вариант – записывает слова без ь.

II  вариант – записывает слова с ь.

Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..

2) Работа на нетбуках в программе «Отличник». (можно скачать по адресу http://www.otlichnyk.ru/)

Самостоятельная работа.

8.

Этап включения в систему знаний и повторений.

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

- Какие задачи поставим на следующий урок?

- Чем будем заниматься?

Предположение детей

9.

Этап рефлексии учебной деятяельности.

самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу, продолжив предложения

-я научился…..

- я узнал…..

-мне было интересно ….

- у меня вызвало затруднение …..

- хочу сказать спасибо……

Самооценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Русский язык "Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение". «Снова о ь» УМК Гармония

Тема урока: Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение. «Снова о ь»Цель: Создать условия для  формирования умения работать в паре при открытии сп...

Презентация на тему: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" - 2 класс

Цели деятельности учителя: сформировать  представление о правописании мягкого знака на конце имен существительных  после шипящих.Планируемые результаты...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Проект урока по русскому языку "Знакомство с правилом написания Ь на конце имен существительных после шипящих"

Проект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...