Конспект урока. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy13_12_19.docx115.66 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема:

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель:

Изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

Гласные буквы и звуки

Понимать:

Какие буквы придают мягкость звуку, а какие- твердость

Применять:

Анализировать:

Синтезировать:

Определение звука (мягкий/твердый)

Оценивать:

Метапредметные:

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

Познавательные:

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Личностные

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу

Межпредметные связи:

Окружающий мир

Основные понятия:

Звук, буква, твердый/мягкий согласный, гласные

Методы, технологии:

Беседа, самостоятельная работа, работа с учебником

Ресурсы урока
для учителя:

Учебник

Ресурсы урока
для учащихся:

Учебник, раздаточный материал

Оформление доски:

Оформление

тетради ученика

План урока с разбивкой по времени:

  1. Организационный момент- 1 мин
  2. Актуализация знаний- 5 мин
  3. Мотивация познавательной деятельности- 10 мин
  4. Организация познавательной деятельности- 20 мин
  5. Физминутка- 1 мин
  6. Самостоятельная работа- 5 мин
  7. Подведение итогов- 1 мин
  8. Рефлексия- 2 мин

Ход урока:

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Ксения

Львовна и сегодня я проведу у вас урок. Но для начала я попрошу вас проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: учебник, и два раздаточных листочка.  Итак, мы готовы начинать. Нас ожидает плодотворная и интересная работа. Желаю успеха!

 

  1. Актуализация знаний

У вас на столах лежат карточки. На них написаны слова, но некоторые буквы пропущены. Ваша задача вставить пропущенные буквы и объяснить на какую орфограмму вы вставили буквы.

Мосты, снеговик, бассейн, мороз, рисунок, стекло, хоккей

На какие орфограммы были пропущенные буквы? (безударная гласная, непроверяемая безударная гласная, удвоенная согласная). Как проверить безударную гласную? (подобрать однокоренное слово).  Непроверяемую безударную гласную? (посмотреть в словаре). Удвоенную согласную? (

К нам в гости, наконец- то пришла зима, а в класс прилетели снежинки. Посмотрите на них и скажите, что же на них написано? (буквы). А как они называются? (гласные). Правильно! Сколько всего гласных букв в алфавите? (10). А звуков? (6). Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

  1. Мотивация познавательной деятельности

Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. знакомьтесь, это Бим и Бом. Посмотрите на гостей внимательно и скажите, какие буквы написаны у Бима? (и, е, ё, ю, я). А у Бома? (а, о, у, ы, э). Как вы думаете, почему именно такие буквы записаны? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к именам гостей. Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Бим? (Бь)  Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий). И сам Бим тоже такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, безе и мёд.

Какой 1 звук вы слышите в имени Бом (Б)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый).

И Бом такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит он блины и конфеты.

Так как же называются согласные, которые любит Бом? (твердые). Как называются согласные, которые любит Бим? (мягкие)

Какой цвет любит Бим? (зелёный)

А Бом? (синий)

- Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

- Итак, кто сформулирует о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Молодцы!

  1. Организация познавательной деятельности

Откройте учебник на стр. 120 и посмотрите на упражнение 192

Рассмотрите, жильцов первого многоэтажного дома.

Произнесите каждый согласный звук. Что вы можете сказать о них? (парные)

Рассмотрите жильцов второго дома. Произнесите их. Что вы заметили? А чем они особенные? (одни всегда твердые, а другие только мягкие; нет пары по мягкости/твердости).

Рассмотрите жильцов третьего дома. Произнесите их. Что вы заметили? (парные)

Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого звука, кладёте на дорожку зелёный кружочек, а если твёрдый то – синий. Договоритесь меж собой, кто какие кружочки будет класть.

корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар (с, з, з, с, с, з, з, с)

Сколько зелёных и синих кружочков? (4 зелёных, 4 синих)

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Обратимся вновь к учебнику и поработаем с упражнением 194. Что изображено на картинках? (пальто, платок, шляпа, платье). Запишите эти слова у себя в тетради

В каких из этих слов есть звук [л], а в каких [л`]

Подчеркните в словах букву, которой обозначены звук [л] и [л`]. А как вы думаете, что нам помогает делать согласные звуки мягкими или твёрдыми? давайте вспомним правило. Стр.121 \один ученик читает\

 

  1. Физминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

4.  Организация познавательной деятельности

Смотрим 197 упр. Прочитаем слова. Разделите слова на 3 группы в зависимости от их лексического значения. Какие группы получиться? (птицы, деревья, цветы). Сейчас я приглашу к доске 3 учеников для записи слов каждой группы на доске. Остальные записывают в тетради.

Прочитаем слова 1 группы. Найдите в этих словах один и тот же звук. (к).  Дайте ему характеристику. (согласный, глухой, твердый). Какой буквой он обозначается в словах? Подчеркните эту букву.

Аналогичная работа 2 и 3 группы.

(л- согласный, звонкий, мягкий, р- согласный, звонкий, твердый)

  1. Самостоятельная работа

Сейчас вы будете работать самостоятельно на втором листочке. На выполнение этой работы у вас 3 минуты.

1) Спиши слова и подчеркни мягкие согласные

Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля

2) Вставьте слова по смыслу их в предложения. Подчеркните мягкий согласный зеленым карандашом, твердый согласный – синим.

Ученик (рад – ряд) хорошей оценке.
Выкопали глубокий 
(ров – рёв)
Дети 
(были – били) в театре.

Обменяйтесь листочками с соседом и проверьте. (на доске выписан ряд слов с подчеркнутыми согласными; 2 задание я проговариваю). У кого нет ни одной ошибки ставим 5.

  1. Подведение итогов

Какая у нас была тема урока? (твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения)

Какая цель? (изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме)

Удалось нам ее достичь? (да)

  1. Рефлексия

hello_html_m242cd6b6.jpg

        

 Дополнительный материал:

Раздаточный материал

№1

Вставь пропущенные орфограммы

М…сты, сн…говик, ба…ейн, м…роз, р…сунок, ст…кло, хо…ей.

№2

Спиши слова и подчеркни мягкие согласные

Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля

Вставьте слова по смыслу их в предложения. Подчеркните мягкий согласный зеленым карандашом, твердый согласный – синим.

Ученик (рад – ряд) хорошей оценке.
Выкопали глубокий 
(ров – рёв) .
Дети 
(были – били) в театре.

Диагностика достижения
планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:

Самоанализ

1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.

2. Положительные моменты урока.  

3. Недостатки в ходе урока и их возможные причины.  

4. Предложения по улучшению качества урока.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 2 класс

Урок  закрепления изученного материала по русскому языку во 2 классе ("Школа России"), построенный с учетом ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Урок русского языка во втором классе автор УМК В. П. Канакина, В.Г. Горецкий...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Конспект урока по русскому языку на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения".

УМК «Школа России»  В.П. Канакина, Горецкий В.Г,   Цель  урока:   Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применения...

Конспект урока «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие»

laquo;Твердые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие»...