Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
материал по русскому языку (2 класс)

Синьшинова Маргарита Эдуардовна

в соответствии с фгос 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки  и буквы для их обозначения».

Тема урока

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель

Создать условия для ознакомления  учащихся со способами обозначения мягких и твердых согласных на письме

Планируемые результаты

Предметные умения

Формируемые УУД

-учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

-закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

-закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

-расширять и активизировать словарный запас;

-уточнять ориентировки в пространстве и времени;

-развивать мелкую и общую моторику;

-развивать внимание, память, мышление.

Личностные: 

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей)

Познавательные:

Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные понятия

Твердый, мягкие согласные звуки, гласные буквы

Межпредметные связи

Русский язык –развитие речи – литературное чтение

Ресурсы

-основные

-дополнительные

В.П. Канакиной ; В.Г.Горецкого- Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1

В.П. Канакиной ; В.Г.Горецкого- Русский язык. Тетрадь для 2 класса. Часть 1

Мультемейдиное оборудование: презентация, электронная физминутка для глаз

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа.

СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые Универсальные Учебные Действия ( УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

 Устное сообщение учителя.

-Здравствуйте дети, меня зовут Маргарита Эдуардовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Проверти все ли у вас готово к сегодняшнему уроку. Что у вас должно находиться на партах?

- Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь ровненько

Ручки положите на парту

И мы начинаем скорей наш урок.

- Посмотрите на экран, к нам на урок заглянуло солнышко-смайлик. Какой смайлик  вам больше нравиться?

- Рада, что у вас хороший настрой на работу.

Готовность к работе

-здравствуйте

-пенал, учебник, тетрадь, дневник

-ответы детей

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишите число и месяц в тетради, сегодня 4 декабря, ниже классная работа.

- Ребят, посмотрите какие красивые снежинки изображены на экране.

-На каждой снежинке находиться буква. Каким одним словом назвать эти буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке?

А звуков?

-Давайте запишем эти буквы в тетрадочки.

- Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками.

-Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно

Замок выстроить за ночь

Злые силы превозмочь

Чудеса творят любые

И совсем они не злые

Им не нужны учебники

Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

-Какой это звук твердый или мягкий?

- И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий?

-Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

-Так как же называются согласные звуки, которые любит Том?

Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? - Почему?

- Так как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Правильно тема нашего урока «Твердые и мягкие согласные и буквы для их обозначения».

Словарная работа.

 Тим и Том вчера играли

Разбросали все кругом:

Книги, ручки, покрывало –

Дом сегодня весь верх дном.

Чтоб на место все сложить:

Мячик, чашки и цветы

Нам придется вспомнить:

Первый звук, – “Какой же ты?”

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова:  карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь.

- Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах?

- А как мы называем такие слова?          - Давайте запишем их в тетрадь – первый вариан пишит слова Тома, а второй вариант слова Тима. Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

- Поменяйтесь с тетрадями с соседом и проверьте его работу. Прочитайте слова первого варианта, прочитайте слова второго варианта.

- Возьмите карандаш в руки, и если сосед не допустил не одной ошибки поставите «5», а если допусти хоть одну «4», а если две то «3».

- Поменяйтесь обратно тетрадями, поднимите руку, кто не допустил не одной ошибки, а теперь кто допустил ошибки.

Выполняют задание тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции учебные навыки.

- 4  декабря

- Классная работа

- гласные

- 10

-6

-мягкий

-твердый

- твердые

- мягкие

-да, по цвету

- потому что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые – синим

- учиться различать твердые и мягкие согласные

- непроверяемая безударная гласная

- словарные

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учетом и сверстниками.

Регулятивные:

контроль, коррекция,, оценка, прогнозирование, целеполагание.

Познавательные:

выявлять неизвестное; анализировать и исправлять ошибки друг друга.

3.Постановка учебной задачи

Анализирует знание учащихся.

Создать проблемную ситуацию.

- Посмотрите на слайд, здесь записаны слова

-Читаем первое слово.  Какой звук обозначает буква «л» в этом слове? Читаем следующее слово. Какой звук обозначает буква «л» в этом слове

 - А почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук?

-лук - твердый

- люк – мягкий

Регулятивные:

корректировать деятельность, вносить изменения.

Познавательные:

высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем правил, на странице 121.

-  Кто прочитает нам правило?

- Какими гласными буквами обозначается мягкость на письме?

-Приведите примеры

- А какими гласными буквами обозначается твердость на письме?

- Приведите примеры.

-Теперь мы можем ответить на вопрос почему одна и та же буква только в разных словах может обозначать как мягкий, так и твердый звук?

- Теперь самостоятельно прочтите это правило.

- Кто нам расскажет, это правило?

- Запомните ребят. Гласные е,  ё, ю, я, и, буква ь, дружат с волшебником Тимом.

- А гласные а, о, у, ы, э, дружат с Томом.

Работа с упражнением с опорой на правила

- е, ё, ю, я, и

- мел, ключ, мел ,лёд

- а, о, у, ы, е

- мак, сон, лук, сыр, мэр

- потому что после буквы «л» в слове лук, стоит гласная буква «у», она и обозначает твердость, а после буквы «л» в слове люк, стоит буква «ю», она обозначает мягкость на письме.

- ответы детей

Регулятивные:

планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

выявлять известное и неизвестное.

Физминутка для глаз

5.Реализация построенного проекта

-  Теперь на странице 122, найдите упражнение 197.

- Прочитайте задание к нему.

- На какие три столбика мы будем делить слова?

- В первый столбик запишем название птиц, во второй название деревьев, ну и в третий название цветов.

- Записываем слово упражнение 197.

Давайте еще раз прочитаем слова которые мы запишем в первый столбик,

а во второй, и в третий.

- Что нам нужно еще выполнить?

- В первой группе какая буква обозначает один и тот же согласный звук? Давайте произнесем этот звук.

- А во втором столбике? Произнесите этот звук.

- Найдите согласный звук в последней группе. Произносим согласный звук.

- Подчеркните эти буквы

Работа с упражнением

- кукушка, ласточка, жаворонок

- тополь, липа, клён

- астра, ромашка, маргаритка

- буква к

- буква л

- буква р

Регулятивные:

анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные:

проверять информацию; преобразовывать текст.

Коммуникативные:

анализировать и исправлять полученный текст, находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения.

6.Обобщение новых знаний

- Ребята, пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.

Серожа и Пета кормят индука.

Ката грела утуг.

- В чем смысл замены этих гласных букв?

- На что хотели обратить внимание поменявшийся гласными буквы?

- Какой звук обозначает буквы

Я

Е

Ё

Ю,  после согласных

- Смотрите, какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь.

- Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

- Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нем находятся слова.

- Вам нужно разбить слова на две группы, в первую группу поместить слова которые  понравились бы  Тому, а  в другую  Тиму.

Слова: рад, мал, мял, лук, люк, были, ров, били, рев.

- Давайте проверим, какие слова вы отнесли к Тому?

- А какие слова к Тиму?

- Молодцы! Вы смогли померить волшебников.

- На берёзах стучат дятлы

- Сережа и Петя кормят индюка

- Катя грела утюг

- буквы могут обозначать другие звуки

[а]

[э]

[о]

[у]

- дятлы- существительное, стучат -глагол

- мал, рад, лук,  были, ров

- люк, мял, рев, били

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбирать решения из несколько предложенных, кратко обосновывать свой ответ.

7. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного?

А какие твердость?

-Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

- я, е, е, ю, и

- а, о, у, ы, э

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.Рефлексия деятельности

Организует рефлексию.

- Какое время года у нас настало?

- Какого природного явление мы ждем зимой?

На столе у каждого из вас лежат2 снежинки, со словами, прочитайте эти слова. Определите какой первый согласный звук слышится в этих словах.

И нужно повесить на доску ту снежинку, на которой первый слог в слове обозначает мягкость.

- Ребята, посмотрите, я придумала так, что если все вы правильно определились со звуками, то на доске у нас находяться только сильные снежинки.

-Какие вы молодцы, вы все верно выполнили задание.

- Уберите свои рабочие места.  Наш урок окончен. Встаньте. До свидания!

Осуществляют сам оценку собственной деятельности, соотносить цели и результаты, степень их соответствия.

-зима

-снег

- до свидания

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

рефлексия

Личностные:

смыслообразование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

составила Синьшинова М.Э

Слайд 2

А О Е Я И Ё О У Ы Э Ю составила Синьшинова М.Э

Слайд 3

Могут сделать что угодно: Замок выстроить за ночь, Злые силы превозмочь, Чудеса творят любые И совсем они не злые. Им не нужны учебники Ведь их зовут вол … . составила Синьшинова М.Э

Слайд 4

Карандаш, лисица, пенал, сорока, посуда, медведь составила Синьшинова М.Э

Слайд 5

Словарь: л и сица, п е нал, м е дведь Словарь: к а рандаш, с о рока, п о суда составила Синьшинова М.Э

Слайд 6

Л ук Л юк Твердый согласный звук Мягкий согласный звук ? составила Синьшинова М.Э

Слайд 7

Л у к Л ю к Твердый согласный звук Мягкий согласный звук Буква «у» в слове лук, делает первый согласный звук твердым, а буква «ю» в слове люк, делает первый согласный звук мягким составила Синьшинова М.Э

Слайд 8

е ё и ю я ь а о у ы э

Слайд 9

На берозах стучат датлы . Серожа и Пета кормят индука . Катя грела утуг . На берёзах стучат дятлы . Серёжа и Пета кормят индюка . Катя грела утюг. составила Синьшинова М.Э


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект,технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 3классе по теме: "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" УМК В.П.Канакиной ("Школа России")

Данный материал содержит технологическую карту, конспект  с презентацией к уроку развития речи в 3классе по теме "Сочинение по картине И. Я. Билибина "Иван - царевич и лягушка-квакушка" (по учебн...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...