Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во втором классе автор УМК В. П. Канакина, В.Г. Горецкий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_kanakina_2_klass.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка учителя начальных классов Рузметовой Гульнары Камулжановны
Предмет | Русский язык | ||||||||
Класс | 2 | ||||||||
Автор УМК | В. П. Канакина, В.Г. Горецкий | ||||||||
Тема урока | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | ||||||||
Цели урока: образовательные развивающие воспитательные | научиться применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных, о влиянии гласных букв и, е, ё, ю, я, мягкого и твердого знаков на произношение согласных звуков и обозначение на письме; развивать речь, память, мобильность и самостоятельность учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, культуру общения. | ||||||||
Задачи: |
закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;
| ||||||||
Тип урока | Комбинированный | ||||||||
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, материал из энциклопедий и Интернета для работы | ||||||||
Планируемые результаты | Личностные УУД Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности Составление плана последовательности действий Построение жизненных планов во временной перспективе Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Метапредметные УУД - познавательные умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей - регулятивные вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием - коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре | Предметные УУД - выделение существенных признаков твердых т мягких согласных; - умение работать с дополнительной литературой, добывать необходимые знания; - умение различать твердые и мягкие согласные в словах; - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации | ||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
Этап урока | Задания базового уровня | Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная | |||
Формируемые способы деятельности | Формируемые способы деятельности | Формируемые способы деятельности | Формируемые способы деятельности | ||||||
1. Самоопределение к деятельности (1-2 минуты) | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей | Проверка готовности к уроку, эмоциональный и психологический настрой на работу на уроке | Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками | Целеполагание | Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу | ||||
2. Актуализация знаний (4-5 минут) | Составление кластера | – Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв) - Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук) - Сколько букв в русском языке? На какие две группы они делятся? - Какие буквы не обозначают звука? - Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их. - А сколько гласных букв? (10) Назовите их. - Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Мягкость согласных) - Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Твердость согласных) - Сколько согласных букв? (21) | Составление схемы | Структурирование знания Построение своих высказываний | Учиться строить монологическое высказывание Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Выдвигать версии, определять цель, проблему | Развитие познавательных интересов | ||
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут) | - Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? -Что вы можете рассказать о согласных? - Сколько согласных звуков в русском языке? (36) - Почему согласных звуков больше, чем согласных букв? (Мягкие и твердые) | Рассуждение на поставленный вопрос Дети пытаются сформулировать тему урока | Построение своих высказываний, формулирование выводов на основе анализа | Развитие умения учится слышать, уважать чужую точку зрения, участие в обсуждении | Развитие умения учится ставить проблему | Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности | |||
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут) | Работа с ЭОР Выясните, сколько согласных звуков в русском языке. Запишите согласные звуки в тетради (только мягкие, только твердые, и твердые, и мягкие) | Дети повторяют Записывают согласные звуки в тетради | Учиться использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт; выдвижение гипотез и их обоснование | Формирование умения участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга | Проговаривание последовательности действий | Составление плана последовательности действий | |||
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)
Динамическая пауза |
| Работа со звуковыми схемами, сравнение, выводы, занимательные стихотворения Задание – распределить слова на группы Хлопаем – мягкий согласный, топаем – твердый согласный | Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; построение логической цепи рассуждений | Умение учиться выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся | Формирование умения высказывать своё предположение | Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности | |||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут) | Распределение слов на 3 группы: мягкие, твердые, и твердые, и мягкие | Формирование умения классифицировать по заданным основаниям | Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознание степени усвоенности материала | Построение жизненных планов во временной перспективе | |||||
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут) Работа в группах | Работа с ноутбуками, учебником «Верите ли вы?» | Заполнение листочков с ответами | Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Формирование умения корректировать выполнение задания, контроль и коррекция | Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | ||||
(2-3 минуты) | Домашнее задание составьте занимательное задание по теме урока, по желанию можно составить мини-проект о согласных звуках и буквах | Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока. Как вы оцените свои достижения на уроке? Какое настроение осталось у вас от урока? | Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность | Умение учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других | Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение
- Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)
Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на наших гостей. Давайте покажем, как мы умеем работать.
Повернитесь, улыбнитесь,
Встаньте прямо, подтянитесь.
Начинаем наш урок.
Он пойдёт ребятам впрок!
2. Актуализация знаний (4-5 минут)
Страница 1
– Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)
- Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)
- Сколько букв в русском языке? На какие две группы они делятся?
- Какие буквы не обозначают звука?
- Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их.
- А сколько гласных букв? (10) Назовите их. Запишите гласные буквы в таком порядке, как они записаны на доске.
а о э у ы
я ё е ю и
- Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Мягкость согласных). Приведите примеры.
- Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Твердость согласных). Приведите примеры.
- Знаете ли вы, сколько согласных букв? (21) А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков?
Буквы (33) Звуки (42)
Гласные (10) Согласные (21) Гласные (6) Согласные (36)
не обозначают звука (2) Мягкие (18) Твердые (18)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут)
- Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? (Согласные звукам)
-Что вы можете рассказать о согласных? На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие)
Давайте попробуем сформулировать тему урока? (Твердые и мягкие согласные звуки)
Но ведь нам надо уметь их обозначать на письме? Давайте попробуем сформулировать тему урока поточнее (Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения)
- Тогда чему мы должны научиться в течение урока? (Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки, применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных)
- Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
- Чего больше согласных букв или согласных звуков и почему? (Звуки бывают твердыми и мягкими)
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Работа с ЭОР просмотр диска 1 до 2. Повторите согласные мягкие и твердые звуки. Запишите согласные звуки в тетради (только мягкие, только твердые, и твердые, и мягкие)
Выясните, сколько согласных звуков в русском языке.
Страница 2
На доске вы видите слова. Задание – записать рядом со словами звуковые схемы этих слов.
лук [лук]
люк [л'ук] Сравните слова, чем они отличаются?
нос [нос]
нес [н'ос] Сравните слова, чем они отличаются?
Какой вывод можно сделать, посмотрев на звуковые схемы? (Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими в зависимости какая гласная стоит после нее)
Отчего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове? (От стоящей за ним буквы)
Послушайте стихотворение
Страница 3
Гордые согласные все не успокоятся,
Твердые согласные не желают спать.
Кто же им поможет, кто же им подскажет,
Мягкими и нежными как согласным стать.
«Мы друзьям поможем», - прозвенело нежно.
«Кто же вы?» - «Мы гласных дружная семья.
Мягкими слияниями встанем с вами вместе».
«Как зовут вас, гласные?» - «Е,ё, ю, и, я.
Чтобы нас запомнить сразу, мы вам дарим эту фразу.
Запомните, друзья: всЁ лЮбИть нЕльзЯ».
Страница 4
схема
Гласные
обозначающие твердость обозначающие мягкость
Записать и привести примеры.
Страница 5
Только ли от гласных зависит мягкость согласных звуков?
уголки [угалк'и]
угольки [угал'к'и] Сравните слова, чем они отличаются?
«Я вам тоже пригожусь, - вдруг проснулся мягкий знак. –
С вами вместе тружусь, отдыхать нельзя никак.
Мягче станете, друзья, если рядом буду я». (Е. Солдатова)
Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Нет)
Приведите пример. (Чаща, лыжи)
В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные)
Страница 6
- Мы не зависимы от гласных, -
Шепнули нежно трепеща. –
Любую гласную подставьте
За нами, это не беда.
Мы не изменимся ни капли
И будем мягкими всегда.
- Ну а мы такие гордые,
Что всегда мы только твердые, -
Ж, Ц, Ш объединились.
И все буквы согласились. (Е. Солдатова)
Запишите, какие это согласные. (Ж , ц , ш)
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)
Страница 7
богач, линейки, улей, магазин, сельдь, дрова, корабль, карапуз, багаж
Динамическая пауза
Если мягкий звук согласный – то хлопаете в ладоши, если твердый – топаете ногами.
ме, ра, си, до, ща, фё, ку, ге, фи, ля, ше, зэ
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут)
Страница 8
Задание: разделите слова на три группы:
Леня Саша Матвей чаща шалаш Лена указка лейка келья печники сироп сирень
Проверьте свои работы и оцените на сколько вы были внимательны при выполнении данного задания
Скажите, все ли слова вам знакомы? Сможете ли вы объяснить их лексическое значение?
Где найти значение слова? Работа с ноутбуками в парах
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)
Работа в группах с ноутбуками: упражнение с бегемотом, с мальчиками, лось, с пингвинами.
упр. 196
упр.197
Страница 9 (если останется время)
Исправь ошибки
«Верите ли вы?» (тоже)
- Что гласных букв 10? (Да)
- Что гласных звуков 4? (Нет)
- Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)
- Что есть всегда только мягкие согласные? (Да)
- Что их 5? (Нет)
- Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)
- Согласных звуков больше, чем согласных букв? (Да)
- Что это зависит от твердости-мягкости согласных звуков? (Да)
- Что согласных звуков 33? (Нет)
- Что согласных букв 21? (Да)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 минуты)
Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока.
Как вы оцените свои достижения на уроке?
Какое настроение осталось у вас от урока?
Домашнее задание
Упр. 198
Составьте занимательное задание по теме урока, по желанию можно составить мини-проект о согласных звуках и буквах
Используемая литература:
1. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс автор Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Москва «Вако», 2004 и игровой материал в 1-2 классе
2. Поурочные разработки по русскому языку (2 класс, 1-4) Зеленина, Хохлова. Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, М., «Вако», 2004
3. «Справочное пособие по русскому языку» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
в соответствии с фгос...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения".
УМК «Школа России» В.П. Канакина, Горецкий В.Г, Цель урока: Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применения...
Технологическая карта урока русского (3 класс). Тема: "Согласные звуки [д] и [т] в положении между звуками [з] и [н] или [с] и [н]". УМК «Перспектива»
Цель урока: формирование знаний о непроизносимых согласных [д] и [т] в положении между звуками [з] и [н] или [с] и [н] и умений определять и правильно писать непроизносимые согласные.Задачи урока...
Технологическая карта урока русского языка обучения грамоте "Согласные звуки [р], [р,]. Буквы Р,р" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цель урока: формирование знаний учащихся о согласных звуках [р], [р’] и букве Р ; совершенствование навыка слогового и орфоэпического чтения.Задачи урокаДидактические:1. Научит...
Технологическая карта урока русского языка «Гласные и согласные звуки» (УМК "Перспектива", 2 кл., 1ч.)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение сведений о различиях гласных и согласных звуков, выяснение роли гласных и согласных звуков в разли...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Согласный звук [ч \']. Буква Ч, ч" (УМК: "Школа России" 1 класс)
Цель:формирование представления о согласном звуке [ч '] и букве Ч, ч; умения писать строчную букву «ч», читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результ...
Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73
Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...