Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: "Собственные и нарицательные имена существительные". Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных, писать заглавную букву в именах собственных.Основные понятия: Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. Рассказ. Ресурсы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс», 2 часть; карточки для групповой работы и работы в парах, учебник, тетради; презентация «Собственные и нарицательные имена существительные», карточки с заданиями для изучения и проверки нового материала. Педтехнологии: Проблемного обучения (корзина идей, кластер), игровая, личностно-ориентированная, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 41.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Предмет: русский язык
Класс: 3 «Б», школа № 560 Выборгского района города Санкт-Петербурга
Учитель: Канева Анна Кимовна
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные УУД
| Личностные УУД | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Обучающиеся научатся: | ||||
- различать собственные и нарицательные имена существительные; - выявлять отличия в орфографическом оформлении имён существительных собственных и нарицательных; -писать заглавную букву в именах собственных; применять правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умению проверять написанное. | - формулировать цель и ставить новые учебные задачи, проблему урока; - соотносить правильный и неправильный результат; - выполнять самостоятельную работу; - осуществлять самопроверку и взаимопроверку по результату; - выполнять элементы самооценки и рефлексии; - удерживать учебную задачу с помощью учителя; - отвечать на итоговые вопросы. | - использовать учебник, свой жизненный опыт; - умению работать с информацией; извлекать информацию из текста; -осмысленно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; - развитию операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации; - развитию умения работать с текстом: перестроение текста в схему; - составлять кластер. | - распределять функции и роли в совместной деятельности; - умению грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; - умению слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения; - работать в парах и группах, контролировать свои действия. | - проявлять интерес к учебной деятельности; - преодолевать учебные затруднения; - уважать иное мнение сверстников по обсуждаемой проблеме; - формировать диалогическую и монологическую речь; - работать в паре и группах; - почитать и любить историю своей малой родины.
|
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Приветствие учеников. Психологический настрой. (Слайд 1) - Ребята, наш урок начнём с игры «Доброе утро!» - Я скажу слова «Доброе утро...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. - Доброе утро всем девочкам! - Доброе утро всем мальчикам! - Доброе утро всем, кто сидит за первой партой! - Доброе утро всем, кто сидит за последней партой! - Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение! - Доброе утро всем, кто сегодня будет старательным и активным на уроке! | Ученики машут рукой, мысленно желают себе, своим одноклассникам и гостям удачи. | Регулятивные: организация учебного места, нацеливание на успешную работу. Коммуникативные: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников. Личностные: формирование умения слушать и слышать. |
2 | Актуализация знаний (9 мин) | -Запишите число, классная работа. Минутка чистописания. (Слайд 2) - Ребята, спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Объясните смысл пословиц. Почему слово «родина» в пословицах пишется по-разному? - Нет в мире краше Р...дины нашей. (В мире очень много прекрасных мест, красивых пейзажей, удивительных стран, морей, рек и лесов. Нам нравится любоваться новыми местами, но ближе и роднее нам страна, где мы родились и выросли. И возвращаться домой всегда радостно и приятно. Поэтому мы и говорим, что нет ничего краше, чем Родина наша). - Ч...ловек без родины – что с...ловей без песни. (Человек не может жить без родины, потому что родина – это то место, где он родился, вырос, где его ждут родители, родные, друзья, где он может найти защиту. И соловей не может прожить без песни, как человек без родины. На чужбине он будет скучать по своей родине. - Почему в первой пословице слово «Родина» пишется с заглавной буквы, а во второй – со строчной? Проверка домашнего задания. - Отгадайте загадку: Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? – Учитель, врач, сосед. Что? – Диван, велосипед. Вот какая я часть речи удивительная, А называюсь я имя .... (существительное) Метод «Корзина идей» - Что вы можете рассказать об имени существительном? (Слайд 3) (Часть речи; отвечает на вопросы Кто? и Что?; обозначает предмет, живые существа, растения, свойства, качества, события, географические названия; бывает одушевлённым и неодушевлённым; изменяется по числам; в предложении бывает главным и второстепенным членом). | Дети выполняют списывание, объясняют значение пословиц и орфограммы. Фронтальный опрос. - Человек, родина – словарные слова, их написание нужно запомнить. - Соловей – соловушка (проверочное слово с безударной гласной в корне -о). - Самопроверка. - «Родина» - когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия, Отечестве. - « родина» - когда мы говорим о нашем городе, посёлке, деревне, месте, где мы родились и живём. О нашем городе – Санкт-Петербурге. Отгадывают загадку. Рассказывают всё, что известно об имени существительном. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Работая, учиться сверять свои действия с целью, исправлять ошибки, с помощью учителя и одноклассников. Познавательные: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя. Извлекать необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта, анализировать, сравнивать, обобщать, уметь находить рациональные пути решения. Личностные: умение слушать и говорить; почитать и любить историю своей малой родины; формировать диалогическую и монологическую речь. Регулятивные: осуществлять самопроверку по результату. |
3 | Постановка учебной проблемы (5 мин) | Работа по группам. - Разделимся на 6 групп. Перед вами карточки с именами существительными. Вам нужно их разложить в несколько столбиков. (Приложение 1) (Реки: Нева, Фонтанка, Карповка, Охта, Мойка, Ижора. Города: Санкт-Петербург, Гатчина, Выборг, Пушкин, Луга, Сестрорецк. Названия станций метро Санкт-Петербурга: Купчино, Рыбацкое, Площадь Ленина, Озерки, Парнас, Автово. Нарицательные имена существительные: улица, метро, дворец, площадь, остров, мост). - Сколько столбиков у вас получилось? - По какому признаку вы разделили карточки со словами? - Что объединяет 3 столбика? - Что вы можете сказать про слова в последнем столбике? - Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? - Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? - Попробуйте сформулировать проблему урока, которую нам предстоит решить. Проблема: «Как различать собственные и нарицательные имена существительные, какие правила нужно соблюдать при их написании?» (Слайд 4) | Выполнение задания по группам. Отвечают на поставленные вопросы. - 4 столбика; - географические названия рек, городов, станций метро Санкт-Петербурга и Ленинградской области; - 3 столбика – это собственные имена существительные; - нарицательные имена существительные; Определяют тему и цель урока. - Собственные и нарицательные имена существительные. - Мы узнаем, какие имена существительные называются собственными и нарицательными, научимся их распознавать и применять в речи. Постановка проблемы и решение. Дети высказывают свои предположения. | Познавательные: синтез информации, выделение причинно-следственных связей. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других. Регулятивные: определение и понимание учебной задачи, постановка проблемы. Личностные: умение слушать и говорить; почитать и любить историю своей малой родины |
4 | «Открытие» обучающимися нового знания. (9 мин) | - На уроке нам предстоит разрешить эту проблему и составить кластер. Вспомните, что такое кластер? (Слайд 5) - Какое ключевое слово будет в кластере? (Имя существительное) - Работа парах. -Прочитайте текст. Подчеркните имена собственные. (Слайд 6) Санкт –Петербург. (Приложение 2) Санкт-Петербург – один из крупнейших городов России. Он назван в честь святого апостола Петра. Первым построением города была Петропавловская крепость на Заячьем острове. На берегу реки Нева был построен Летний дворец Петра. Самая длинная улица - Невский проспект. В Санкт- Петербург часто приезжает президент России - Владимир Владимирович Путин. - Проверьте, пожалуйста, свою работу по образцу. Всё ли у вас правильно? Какие ошибки допустили? Почему? (Слайд 7) - Чтобы выполнить задание правильно, нужно вспомнить правило. - Откройте учебник на стр. 15, 16. Прочитайте правило. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные собственные. Остальные имена существительные называются нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга. Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки: Рассказ А.П. Чехова «Каштанка». В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной (начальной) буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами. - Ребята, продолжим составлять кластер. (Слайд 8) - На какие 2 группы разделим имена существительные, опираясь на прочитанное правило? (собственные и нарицательные) - Какие имена существительные называются собственными? Какие у вас собственные имена? Приведите примеры.( Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. У человека – это имя. У города, реки, улицы – название). - Какие имена существительные называются нарицательными? Приведите примеры. - Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы, названия художественных произведений заключаются в кавычки). - Молодцы, ребята! | - Повторяют материал о кластере. - В переводе с английского языка «кластер» означает созвездие, скопление, гроздь. В центральном овале пишем ключевое слово, в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого; в овалах третьего уровня – детализация понятий второго уровня и т.д. -В парах выполняют задание. - Самопроверка. - Санкт-Петербург, России, Петра, Петропавловская крепость, на Заячьем острове, Нева, Невский проспект, Санкт-Петербург, России, Владимир Владимирович Путин. - Дети составляют вместе с учителем кластер. Кластер: 1 уровень – имя существительное; 2 уровень- собственные и нарицательные; 3 уровень – называют единичные предметы (имена, отчества, фамилии людей – Иванова Мария Петровна; клички животных – пёс Жучка; географические названия (Санкт-Петербург, Нева), названия литературных произведений (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»), названия исторических событий (Невская битва), названия предприятий (Кировский завод), названия кинофильмов «Ералаш» и т.д. - называют однородные предметы (школа, река, мост, басня). | Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других. Познавательные: умение находить ответ на вопрос, извлечение информации. Восприятие информации. Анализ информации, сравнение, обращение к жизненному опыту. Регулятивные: умение высказывать своё мнение; осуществлять самопроверку по результату. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: умение слушать и говорить; почитать и любить историю своей малой родины; формировать диалогическую и монологическую речь. Познавательные: развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему; составлять кластер. |
5 | Физкультминутка (1 мин.) | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Дети выполняют движения. | Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками. Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
6 | Первичное закрепление (5 мин) | - Выполните задание из карточки. (Приложение 3) - Выписать в тетрадь имена существительные собственные. Учитель Петр Ильич, доктор Иван Петрович, девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин; Город Самара, река Лена, село Ручьи, улица Пушкина; Собака Лайка, корова Зорька, кот Пушистик, коза Розка, конь Силач; Басня «Стрекоза и Муравей», сказка «Аленький цветочек». - Меняемся тетрадями с соседом по парте, проверяем работу. Читаем по цепочке. - Кто справился без ошибок? Какое правило применяли при написании имён собственных? (Правописание с заглавной буквы, заключение в кавычки названий художественных произведений). | -Дети выполняют задание в тетради. - Взаимопроверка работ. - Чтение по цепочке. - Петр Ильич, Иван Петрович, Маша Чайкина, Петр Щукин; Самара, Лена, Ручьи, Пушкина; Лайка, Зорька, Пушистик, Розка, Силач; «Стрекоза и Муравей», «Аленький цветочек». | Познавательные: Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли Регулятивные: умение высказывать своё мнение; осуществлять самопроверку и взаимопроверку по результату. Личностные: умение слушать и говорить. |
7 | Самостоятельная работа (4 мин) | - Работа по учебнику. Страница 16. - Выполните в тетради упражнение 23. - Запишите имена существительные в две группы: в первую – нарицательные, во вторую – собственные. | - Дети выполняют упражнение в тетради. - Проверка упражнения. 1 ученик читает первый столбик, 2 ученик – второй столбик. Нариц. Собств. река Нева цветок Россия ромашка Жучка страна Серёжа собака Ярославль компьютер Марс басня небо москвич космонавт | Познавательные: осмысленное чтение, анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. Коммуникативные: точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие. |
8 | Повторение (6 мин) | - Игра «Хлопки». - Я буду называть имена существительные, если называю нарицательное, то вы 1 раз хлопнете в ладоши, если собственное, то 2 хлопка. - Ребёнок, Волга, Москва, Ковалёва Марина, снег, перемена, Ижора, Лена, девочка, бабушка, Ладога, «Сказка о рыбаке и рыбке», озеро, Сочи, дерево, Чёрное море. - Исправьте ошибки. (Слайды 9, 10) Иван блинов съел много блинов. Наш шарик поймал воздушный шарик. Не бойся морозов, серёжа морозов. Хороши груши в корзине у груши. Коля арбузов купил шесть арбузов. | - Дети слушают учителя и выполняют задание – хлопают в ладоши. - Нарицательные: ребёнок, снег, перемена, девочка, бабушка, озеро, дерево. - Собственные: Волга, Москва, Ковалёва Марина, Ижора, Лена, Ладога, «Сказка о рыбаке и рыбке», Сочи, Чёрное море. - Устно выполняют задание «Исправь ошибки». Рассуждают при объяснении. - Иван Блинов (имя, фамилия), наш Шарик (кличка собаки), Серёжа Морозов (имя, фамилия), у Груши (имя), Коля Арбузов (имя, фамилия)- имена собственные пишутся с заглавной буквы. | Коммуникативные: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Регулятивные: соотносить правильный и неправильный результат; осуществлять самопроверку по результату. Познавательные: строить логическую цепь рассуждения. Личностные: умение слушать и говорить. |
9 | Итог урока – рефлексия (3 мин) | - Какую проблему мы сегодня решали? К какому выводу пришли? Проблема: «Как различать собственные и нарицательные имена существительные, какие правила нужно соблюдать при их написании?» - Какие задачи ставили в начале урока? - Какие имена существительные относятся к собственным? Давайте их ещё раз перечислим. - Как пишутся такие имена существительные? - Какие имена существительные относятся к нарицательным? Приведите примеры. - Как вы думаете, где нам пригодятся полученные знания? - Какие задания было интересно выполнять? - Молодцы, ребята! - Рефлексия. (Слайд 11) - А теперь оцените свою работу на уроке. - Выберите смайлик: - Оранжевый, улыбающийся смайлик – на уроке было интересно, у меня всё получилось. - Зелёный, без эмоций смайлик – на уроке было интересно, но некоторые задания вызвали затруднения. - Жёлтый, хмурый смайлик – было скучно, мне трудно выполнять задания. | - Отвечают на вопросы учителя. (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные собственные. Остальные имена существительные называются нарицательными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга. Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки). - Оценивают свою работу на уроке, поднятием руки выбирают смайлик. | Познавательные: структурирование информации, анализ. Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, достижение общего решения в совместной деятельности. Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности, понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполнять элементы самооценки и рефлексии. |
10 | Домашнее задание (1 мин) | Выучить правило на стр. 15,16, выполнить в тетради упражнение 26. - Молодцы, ребята! Спасибо за внимание и работу на уроке! Урок окончен. (Слайд 12) | Записывают домашнее задание в дневник. | Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности. |
Приложение 1
Перед вами карточки с именами существительными. Вам нужно их разложить в несколько столбиков.
Реки: Нева, Фонтанка, Карповка, Охта, Мойка, Ижора.
Города: Санкт-Петербург, Гатчина, Выборг, Пушкин, Луга, Сестрорецк.
Названия станций метро Санкт-Петербурга: Купчино, Рыбацкое, Площадь Ленина, Озерки, Парнас, Автово.
Нарицательные имена существительные: улица, метро, дворец, площадь, остров, мост.
Приложение 2.
Прочитайте текст. Подчеркните имена собственные.
Санкт –Петербург
Санкт-Петербург – один из крупнейших городов России. Он назван в честь святого апостола Петра. Первым построением города была Петропавловская крепость на Заячьем острове.
На берегу реки Нева был построен Летний дворец Петра. Самая длинная улица - Невский проспект. В Санкт- Петербург часто приезжает президент России - Владимир Владимирович Путин.
Приложение 3
- Выписать в тетрадь имена существительные собственные.
Учитель Петр Ильич, доктор Иван Петрович,
девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;
Город Самара, река Лена, село Ручьи, улица Пушкина;
Собака Лайка, корова Зорька, кот Пушистик, коза Розка, конь Силач;
Басня «Стрекоза и Муравей», сказка «Аленький цветочек».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода
Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и В.п....
Технологическая карта урока русского языка 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Согласный звук {Й} и буква "и краткое".
Знакомство с особенностями согласного звука {й} и буквой "и краткое"....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" Тема: "Именительный падеж имени существительного"
Знакомство с особенностями именительного падежа имени существительного....
Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: "Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных".
Материал по обобщению знаний об именах существительных и прилагательных....
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа России» по теме: "Простые и сложные предложения"
Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка по теме: "Простые и сложные предложения" в 3 классе УМК "Школа России"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 1 класс (программа «Школа России»)
Данная разработка поможет в создании урока по русскому языку....