Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Канева Анна Кимовна

Тема урока: "Собственные и нарицательные имена существительные". Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных, писать заглавную букву в именах собственных.Основные понятия: Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. Рассказ. Ресурсы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс», 2 часть; карточки для групповой работы и работы в парах, учебник, тетради; презентация «Собственные и нарицательные имена существительные», карточки с заданиями для изучения и проверки нового материала. Педтехнологии: Проблемного обучения (корзина идей, кластер), игровая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока41.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Предмет: русский язык

Класс: 3 «Б», школа № 560 Выборгского района города Санкт-Петербурга

Учитель: Канева Анна Кимовна

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока

Открытие нового знания.

Цель

Формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных, писать заглавную букву в именах собственных.

Основные понятия

Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. Рассказ.

Ресурсы

- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс», 2 часть;

-карточки для групповой работы и работы в парах, учебник, тетради;

-презентация «Собственные и нарицательные имена существительные», карточки с заданиями для изучения и проверки нового материала.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая.

Технологии

Проблемного обучения (корзина идей, кластер), игровая, личностно-ориентированная, ИКТ.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

                   

Личностные УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- различать собственные и нарицательные имена существительные;

- выявлять отличия в орфографическом оформлении имён существительных собственных и нарицательных; -писать заглавную букву в именах собственных;      применять правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умению  проверять написанное.

- формулировать цель и ставить новые учебные задачи, проблему урока;

- соотносить правильный и неправильный результат;

- выполнять самостоятельную работу;

- осуществлять самопроверку и взаимопроверку по результату;

- выполнять элементы самооценки и рефлексии;

- удерживать учебную задачу с помощью учителя;

- отвечать на итоговые вопросы.

- использовать учебник, свой жизненный опыт;

- умению работать с информацией; извлекать информацию из текста;

 -осмысленно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

- развитию операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;

- развитию умения работать с текстом: перестроение текста в схему;

- составлять кластер.

- распределять функции и роли в совместной деятельности;

- умению грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

-  умению слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;

- работать в парах и группах, контролировать свои действия.

- проявлять интерес к учебной деятельности;

- преодолевать учебные затруднения;

- уважать иное мнение сверстников по обсуждаемой проблеме; - формировать диалогическую и монологическую речь;

- работать в паре и группах;

- почитать и любить историю своей малой родины.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Приветствие учеников. Психологический настрой. (Слайд 1)

- Ребята, наш урок начнём с игры «Доброе утро!»

 - Я скажу слова «Доброе утро...» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!

- Доброе утро всем мальчикам!

- Доброе утро всем, кто сидит за первой партой!

- Доброе утро всем, кто сидит за последней партой!

- Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

- Доброе утро всем, кто сегодня будет старательным и активным на уроке!

Ученики машут рукой,

 мысленно желают себе, своим одноклассникам и гостям удачи.

Регулятивные: организация учебного места, нацеливание на успешную работу.

Коммуникативные: способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников.

Личностные:

формирование  умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний  

(9 мин)

-Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания. (Слайд 2)

- Ребята, спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Объясните смысл пословиц. Почему слово «родина» в пословицах пишется по-разному?

- Нет в мире краше Р...дины нашей. (В мире очень много прекрасных мест, красивых пейзажей, удивительных стран, морей, рек и лесов. Нам нравится любоваться новыми местами, но ближе и роднее нам страна, где мы родились и выросли. И возвращаться домой всегда радостно и приятно. Поэтому мы и говорим, что нет ничего краше, чем Родина наша).  

- Ч...ловек без родины – что с...ловей без песни. (Человек не может жить без родины, потому что родина – это то место, где он родился, вырос, где его ждут родители, родные, друзья, где он может найти защиту. И соловей не может прожить без песни, как человек без родины. На чужбине он будет скучать по своей родине.

- Почему в первой пословице слово «Родина» пишется с заглавной буквы, а во второй – со строчной?

Проверка домашнего задания.

- Отгадайте загадку:

  Школа, дом, трава, земля.

 Любой предмет обозначаю я.

  Кто? – Учитель, врач, сосед.

  Что? – Диван, велосипед.

  Вот какая я часть речи удивительная,

  А называюсь я имя .... (существительное)

Метод «Корзина идей»

- Что вы можете рассказать об имени существительном? (Слайд 3)

(Часть речи; отвечает на вопросы Кто? и Что?; обозначает предмет,  живые существа, растения, свойства, качества, события, географические названия; бывает одушевлённым и неодушевлённым; изменяется по числам; в предложении бывает главным и второстепенным членом).

Дети выполняют списывание, объясняют значение пословиц и орфограммы.

 Фронтальный опрос.

- Человек, родина – словарные слова, их написание нужно запомнить.

- Соловей – соловушка (проверочное слово с безударной гласной в корне -о).

- Самопроверка.

- «Родина» - когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия, Отечестве.

- « родина» - когда мы говорим о нашем городе, посёлке, деревне, месте, где мы родились и живём. О нашем городе – Санкт-Петербурге.

Отгадывают загадку.

Рассказывают всё, что известно об имени существительном.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Работая, учиться сверять свои действия с целью, исправлять ошибки, с помощью учителя и одноклассников.

Познавательные: 

уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Извлекать необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта, анализировать, сравнивать, обобщать, уметь находить рациональные пути решения.

Личностные:

умение слушать и говорить;  почитать и любить историю своей малой родины; формировать диалогическую и монологическую речь.

Регулятивные: осуществлять самопроверку по результату.

3

Постановка учебной проблемы

(5 мин)

Работа по группам.

- Разделимся на 6 групп. Перед вами карточки с именами существительными. Вам нужно их разложить в несколько столбиков.  (Приложение 1)

(Реки: Нева, Фонтанка, Карповка, Охта, Мойка, Ижора.

Города: Санкт-Петербург, Гатчина, Выборг, Пушкин, Луга, Сестрорецк.

Названия станций метро Санкт-Петербурга: Купчино, Рыбацкое, Площадь Ленина, Озерки, Парнас, Автово.

Нарицательные имена существительные: улица, метро, дворец, площадь, остров, мост).

- Сколько столбиков у вас получилось?

- По какому признаку вы разделили карточки со словами?

- Что объединяет 3 столбика?

- Что вы можете сказать про слова в последнем столбике?

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

- Попробуйте сформулировать проблему урока, которую нам предстоит решить.

Проблема: «Как различать собственные и нарицательные имена существительные, какие правила нужно соблюдать при их написании?» (Слайд 4)

Выполнение задания по группам.

Отвечают на поставленные вопросы.

 - 4 столбика;

- географические названия рек, городов, станций метро Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

- 3 столбика – это собственные имена существительные;

- нарицательные имена существительные;

Определяют тему и цель урока.

- Собственные и нарицательные имена существительные.

- Мы узнаем, какие имена существительные называются собственными и нарицательными, научимся их распознавать и применять в речи.

Постановка проблемы и решение.

Дети высказывают свои предположения.

Познавательные:

синтез информации, выделение причинно-следственных связей.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи, постановка проблемы.

Личностные:

умение слушать и говорить;  почитать и любить историю своей малой родины

4

 «Открытие» обучающимися нового знания.

(9 мин)

- На уроке нам предстоит разрешить эту проблему и составить кластер.  Вспомните, что такое кластер? (Слайд 5)

- Какое ключевое слово будет в кластере? (Имя существительное)

- Работа парах.

-Прочитайте текст. Подчеркните имена собственные. (Слайд 6)

Санкт –Петербург. (Приложение 2)

Санкт-Петербург – один из крупнейших городов России. Он назван в честь святого апостола Петра. Первым построением города была Петропавловская крепость на Заячьем острове.  

На берегу реки Нева был построен   Летний дворец Петра. Самая длинная улица - Невский проспект. В Санкт- Петербург часто приезжает президент России -  Владимир Владимирович Путин.

- Проверьте, пожалуйста, свою работу по образцу. Всё ли у вас правильно? Какие ошибки допустили? Почему? (Слайд 7)

- Чтобы выполнить задание правильно, нужно вспомнить правило.

- Откройте учебник на стр. 15, 16.  Прочитайте правило.

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные собственные.

Остальные имена существительные называются нарицательными.

 Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга.

Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки:

Рассказ А.П. Чехова «Каштанка».

В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной (начальной) буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами.

- Ребята, продолжим составлять кластер. (Слайд 8)

- На какие 2 группы разделим имена существительные, опираясь на прочитанное правило? (собственные и нарицательные)

- Какие имена существительные называются собственными? Какие у вас собственные имена? Приведите примеры.( Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.  У человека – это имя. У города, реки, улицы – название).

- Какие имена существительные называются нарицательными? Приведите примеры.

- Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы, названия художественных произведений заключаются в кавычки).

- Молодцы, ребята!

- Повторяют материал о кластере.

- В переводе с английского языка «кластер» означает созвездие, скопление, гроздь. В центральном овале пишем ключевое слово, в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого; в овалах третьего уровня – детализация понятий второго уровня и т.д.

-В парах выполняют задание.

- Самопроверка.

- Санкт-Петербург, России, Петра, Петропавловская крепость, на Заячьем острове, Нева, Невский проспект, Санкт-Петербург, России, Владимир Владимирович Путин.

- Дети составляют вместе с учителем кластер.

Кластер:

1 уровень – имя существительное;

2 уровень- собственные и нарицательные;

3 уровень – называют единичные предметы (имена, отчества, фамилии людей – Иванова Мария Петровна; клички животных – пёс Жучка; географические названия (Санкт-Петербург, Нева), названия литературных произведений (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»), названия исторических событий (Невская битва), названия предприятий (Кировский завод), названия кинофильмов «Ералаш» и т.д.

- называют однородные предметы (школа, река, мост, басня).  

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Познавательные: умение находить ответ на вопрос,

извлечение информации.

Восприятие информации.

Анализ информации,

сравнение,

обращение к жизненному опыту.

Регулятивные: умение высказывать своё мнение;

осуществлять самопроверку по результату.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации.

Личностные:

умение слушать и говорить;  почитать и любить историю своей малой родины; формировать диалогическую и монологическую речь.

Познавательные:

 развитие умения работать с текстом: перестроение текста в схему;

составлять кластер.

 5

Физкультминутка

 (1 мин.)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Дети выполняют движения.

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками.

Личностные:

 ценностное отношение к здоровому образу жизни.

6

Первичное закрепление

(5 мин)

- Выполните задание из карточки. (Приложение 3)

- Выписать в тетрадь имена существительные собственные.

  Учитель Петр Ильич, доктор Иван Петрович,

девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Самара, река Лена, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Зорька, кот Пушистик, коза Розка, конь Силач;

  Басня «Стрекоза и Муравей», сказка «Аленький цветочек».

- Меняемся тетрадями с соседом по парте, проверяем работу. Читаем по цепочке.

- Кто справился без ошибок? Какое правило применяли при написании имён собственных?

(Правописание с заглавной буквы, заключение в кавычки названий художественных произведений).

-Дети выполняют задание в тетради.

- Взаимопроверка работ.

- Чтение по цепочке.

- Петр Ильич, Иван Петрович,

Маша Чайкина, Петр Щукин; Самара, Лена, Ручьи, Пушкина; Лайка, Зорька, Пушистик, Розка, Силач;

 «Стрекоза и Муравей»,  «Аленький цветочек».

Познавательные:

Анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

Регулятивные: умение высказывать своё мнение; осуществлять самопроверку и взаимопроверку по результату.

Личностные:

умение слушать и говорить.

7

Самостоятельная работа (4 мин)

- Работа по учебнику. Страница 16.

- Выполните в тетради упражнение 23.

- Запишите имена существительные в две группы: в первую – нарицательные, во вторую – собственные.

- Дети выполняют упражнение в тетради.

- Проверка упражнения. 1 ученик читает первый столбик, 2 ученик – второй столбик.

Нариц.                Собств.

река                     Нева

цветок                 Россия

ромашка              Жучка

страна                  Серёжа

собака                  Ярославль

компьютер           Марс

басня

небо

москвич

космонавт

Познавательные:

осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

8

Повторение

(6 мин)

- Игра «Хлопки».

- Я буду называть имена существительные, если называю нарицательное, то вы 1 раз хлопнете в ладоши, если собственное, то 2 хлопка.

- Ребёнок, Волга, Москва, Ковалёва Марина, снег, перемена, Ижора, Лена, девочка, бабушка, Ладога, «Сказка о рыбаке и рыбке», озеро, Сочи, дерево, Чёрное море.

- Исправьте ошибки. (Слайды 9, 10)

Иван блинов съел много блинов.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, серёжа морозов.

Хороши груши в корзине у груши.

Коля арбузов купил шесть арбузов.

- Дети слушают учителя и выполняют задание – хлопают в ладоши.

- Нарицательные: ребёнок, снег, перемена, девочка, бабушка, озеро, дерево.

- Собственные: Волга,

 Москва, Ковалёва Марина,  Ижора, Лена, Ладога, «Сказка о рыбаке и рыбке», Сочи,  Чёрное море.

- Устно выполняют задание «Исправь ошибки». Рассуждают при объяснении.

- Иван Блинов (имя, фамилия), наш Шарик (кличка собаки), Серёжа Морозов (имя, фамилия), у Груши (имя), Коля Арбузов (имя, фамилия)- имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Коммуникативные:

уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

                                         

Регулятивные:

 соотносить правильный и неправильный результат; осуществлять самопроверку  по результату.

 Познавательные:

строить логическую  цепь рассуждения.

Личностные:

умение слушать и говорить.

9

Итог урока – рефлексия

(3 мин)

- Какую проблему мы сегодня решали? К какому выводу пришли?

Проблема: «Как различать собственные и нарицательные имена существительные, какие правила нужно соблюдать при их написании?»

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Какие имена существительные относятся к собственным? Давайте их ещё раз перечислим.

- Как пишутся такие имена существительные?

- Какие имена существительные относятся к нарицательным? Приведите примеры.

- Как вы думаете, где нам пригодятся полученные знания?

-  Какие задания было интересно выполнять?

- Молодцы, ребята!

- Рефлексия. (Слайд 11)

- А теперь оцените свою работу на уроке.

- Выберите смайлик:

- Оранжевый, улыбающийся смайлик – на уроке было интересно, у меня всё получилось.

- Зелёный, без эмоций смайлик – на уроке было интересно, но некоторые задания вызвали затруднения.

- Жёлтый, хмурый смайлик – было скучно, мне трудно выполнять задания.

- Отвечают на вопросы учителя.

(Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные собственные.

Остальные имена существительные называются нарицательными.

 Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга.

Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки).

- Оценивают свою работу на уроке, поднятием руки выбирают смайлик.

Познавательные: структурирование информации, анализ.

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, достижение общего решения в совместной деятельности.

Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности, понимают значение знаний для человека и принимают его.

 Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выполнять элементы самооценки и рефлексии.

10

Домашнее задание

(1 мин)

Выучить правило на стр. 15,16, выполнить в тетради упражнение 26.

- Молодцы, ребята! Спасибо за внимание и работу на уроке! Урок окончен. (Слайд 12)

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности.

Приложение 1

Перед вами карточки с именами существительными. Вам нужно их разложить в несколько столбиков.  

Реки: Нева, Фонтанка, Карповка, Охта, Мойка, Ижора.

Города: Санкт-Петербург, Гатчина, Выборг, Пушкин, Луга, Сестрорецк.

Названия станций метро Санкт-Петербурга: Купчино, Рыбацкое, Площадь Ленина, Озерки, Парнас, Автово.

Нарицательные имена существительные: улица, метро, дворец, площадь, остров, мост.

Приложение 2.

Прочитайте текст. Подчеркните имена собственные.

Санкт –Петербург

Санкт-Петербург – один из крупнейших городов России. Он назван в честь святого апостола Петра. Первым построением города была Петропавловская крепость на Заячьем острове.  

На берегу реки Нева был построен   Летний дворец Петра. Самая длинная улица - Невский проспект. В Санкт- Петербург часто приезжает президент России -  Владимир Владимирович Путин.

Приложение 3

- Выписать в тетрадь имена существительные собственные.

  Учитель Петр Ильич, доктор Иван Петрович,

  девочка Маша Чайкина, ученик Петр Щукин;

  Город Самара, река Лена, село Ручьи, улица Пушкина;

  Собака Лайка, корова Зорька, кот Пушистик, коза Розка, конь Силач;

  Басня «Стрекоза и Муравей», сказка «Аленький цветочек».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского рода

Тема: Именительный и винительный падеж имён прилагательных женского родаЦель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода в И.п. и  В.п....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Школа России» по теме: "Простые и сложные предложения"

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка по теме: "Простые и сложные предложения" в 3 классе УМК "Школа России"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 1 класс (программа «Школа России»)

Данная разработка поможет в создании урока по русскому языку....