3. | Постановка учебной задачи и ее решение. Метод – словесный; Приём – проблемный диалог. Метод – практический. Приём – демонстрация.
Метод – словесный; Приём –рассказ
Метод – словесный; Приём- фронтальная беседа | 7 мин | У вас на столах лежат листочки, на них написан рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?», давайте прочитаем этот рассказ.
В. Осеева «Кто наказал его?» Я обидел друга. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. - Кто наказал его? – спросила соседка. - Он сам себя наказал, - ответила мама.
О ком этот рассказ? (О мальчике) Как вы считаете, какова главная мысль текста? (Мальчик плохо относился к окружающим и все отвернулись от него, он остался один) Определите, какое слово встречается чаще других? (Слово «Я»). Как вы думаете, место какой части речи заняло в предложениях это слово?(место имени существительного) К какой части речи относится это слово? (Местоимение)
О происхождении этого слова расскажет.
Сообщение ученика Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.
Какое открытие для себя сделали? (Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.) Тема нашего урока: «Роль местоимений в речи». Как Вы думаете, что мы будем делать сегодня? Что нового узнаем? Сегодня на уроке мы узнаем о роли личных местоимений в речи. | Читать, анализировать рассказ
Отвечать на вопросы по рассказу В. Осеевой «Кто наказал его?»
Анализировать рассказ о происхождении местоимения
Формулировать цели урока | Личностные: учебно- познавательный интерес, мотивация
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции.
Личностные: учебно- познавательный интерес, мотивация
|
4. | Решение частных задач. Метод – словесный; Прием – фронтальная беседа.
Метод- словесный Прием-инструктаж
Метод – практический; Прием – упражнение.
Метод- словесный Прием-инструктаж
Метод – практический; Прием – упражнение.
Метод – словесный; Приём- опрос
Метод- словесный Прием-инструктаж
Метод – практический; Прием – упражнение.
Метод – словесный; Приём- опрос
Метод- словесный Прием- фронтальный опрос
Метод – практический; Прием – упражнение.
Метод- словесный Прием-инструктаж
Метод – практический; Прием – упражнение.
| 10 | Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов. Итак, откройте с. 51. Какой раздел мы открываем? (Местоимение) Что мы вспомним? Что узнаем? А чему же будем учиться? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете местоимения.
У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: - Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? - Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? - Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? - Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? - Если это группа лиц? - Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица) Перечислим еще раз все личные местоимения.
Спасибо! Снова поработаем в парах. Посмотрите на экран.
Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
Проверим. Кто прочитает получившейся текст?
Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное) Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
Давайте убедимся все друзья, Что без местоимений нам нельзя!
Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи. Работа в группах. Кто напомнит нам правила?
Задание: 1)Прочитайте текст. 2)Подумайте какие местоимения надо употребить? 3)Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.
«Интересная загадка! Какие местоимения употребить» Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.
Проверим. Кто прочитает получившейся текст?
Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету.
Сделайте вывод, вместо каких частей речи употребили местоимения. Вывод: Местоимение-это часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, прилагательного и числительного, не называет ни предмета, ни признака, ни количества, а указывает на них.
Упр. 111 Кто прочтет задание? Что нужно сделать в задании? (ответить устно на вопросы и списать последнее предложение, подчеркнуть главные члены предложения, указать, чем выражены) Будем выполнять упр. следуя данному плану. Итак, кто прочтет текст упр.? Теперь давайте разберемся, на кого или на что указывает местоимение в каждом предложении. 1 – вы знаете (к читателю) 2 – вы откуда (к товарищу) 2 – вы раздавите (к товарищу)) 3 – где ты (к летчику) 4 – ты любимый (к васильку) 5 – ты встретил (к читателю) А когда в разговоре вы употребляете личное местоимение вы, а когда – ты? (ты – с друзьями, близкими, вы – с незнакомыми, со старшими, для выражения уважения) А теперь спишите последнее предложение и выполните задание. м. гл. А много ль рассветов ты встретил в лесу? Ребята, теперь ваше задание найти и исправить ошибки в употреблении местоимений
*Исправьте предложения. 1) Я укорял меня за невнимательность. 2) Он обиделся на их. 3) Мы с ими давно дружим. 4) Они ждали него. 5) Я горжусь ним.
Проверка: 1) Я укорял себя за невнимательность. 2) Он обиделся на них. 3) Мы с ними давно дружим. 4) Они ждали его. 5) Я горжусь им. | Анализировать рассказ
Анализировать страничку нового раздела
Выполнять упражнение в парах
Отвечать на вопросы, Перечислять личные местоимения
Выполнять упражнение в парах. Заменять повторы слов местоимениями.
Читать получившийся текст.
Отвечать на вопросы
Делать вывод
Вспоминать и называть правила работы в группе
Выполнять упражнение в группах Вставлять пропущенные местоимения
Читать получившийся текст.
Делать вывод
Анализировать рассказ Выполнять упражнение 111, с. 52
Находить и исправлять ошибки в употреблении местоимений
Производить проверку своей работы | Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.
Регулятивные: волевая саморегуляция в затруднения
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции.
Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Личностные: учебно- познавательный интерес, мотивация
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции.
Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции.
Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.
|