Урок-проект
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема: «Имя прилагательное. Повторение изученного во 2 классе»
Цель: Повторить и обобщить знания о прилагательном, полученные во 2 классе.
Задачи:
- повторение и обобщение знаний учащихся о прилагательном для дальнейшего изучения данной части речи;
- формирование умений находить прилагательные в тексте, наблюдать за их ролью, использовать в речи;
- развитие уважительного отношения к родному языку, стремления к культуре речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_imya_prilagatelnoe.docx | 50.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя прилагательное. Повторение изученного во 2 классе»
Цель: Повторить и обобщить знания о прилагательном, полученные во 2 классе.
Задачи:
- повторение и обобщение знаний учащихся о прилагательном для дальнейшего изучения данной части речи;
- формирование умений находить прилагательные в тексте, наблюдать за их ролью, использовать в речи;
- развитие уважительного отношения к родному языку, стремления к культуре речи.
Ожидаемые результаты:
Личностные: сформирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные: принимают учебную задачу; планируют свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное.
Предметные: имеют прочные знания об имени прилагательном как части речи, его признаках, синтаксической роли.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями для групповой работы, ватман, листки для записей, фломастеры, тексты, листы оценивания.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
I. Мотивация к учебной деятельности - Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы! Тогда - за работу! Удачи желаю я вам! - Начинаем урок русского языка. Прочитайте пословицу, подумайте, подходит ли она к нашему уроку. Учиться – всегда пригодится. - Правильно, полученные знания обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Важно на каждом уроке делать открытия, узнавать новое. | Объясняют смысл пословицы. | Личностные УУД: смыслообразование Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей | ||
II. Актуализация знаний учащихся - Вот и Буратино тоже стремится учиться. На одном из уроков он получил задание составить текст по картине (На слайде весенний пейзаж). И вот что у него получилось… (Текст на слайде «На небе солнце светит. У реки стоит береза. На ней появились листочки.») Пришла Мальвина, хмыкнула и велела переделать, а что не так, не сказала. Ребята, может, вы поможете Буратино разобраться? Обсудите в паре. - Дополните устно текст Буратино. - Наверное, теперь Мальвина останется довольна. - Скажите, ребята, почему мы так быстро смогли помочь Буратино? - А вот наш герой прилагательное не выучил, и как ему дальше быть, не знает. Можем ли мы ему помочь? | Обсуждают, высказывают предположения, о том, что не хватает прилагательных. Дополняют прилагательные в текст. Потому что имя прилагательное мы изучали во 2 классе. Если мы очень постараемся все вместе, то о прилагательном все изученное вспомним. | Познавательные УУД: общеучебные, логические действия Коммуникативные УУД: сотрудничество со всерстниками, высказывание суждений | ||
III. Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотез, планирование деятельности - Буратино не любит толстые книжки изучать, ему нравится, когда все коротко и ясно. Подумайте, как ему все о прилагательном представить? - Что же в этой схеме должно быть? Спланируйте. На доске появляются записи: 1. Вспомнить, что такое прилагательное. 2. Вспомнить, на какие вопросы отвечает. 3. Вспомнить, что обозначает прилагательное. 4. Определить, с какой частью речи связано прилагательное в предложении. 5. Какую синтаксическую роль выполняет в предложении? 6. Сформулировать общее правило. - Для получения результата предлагаю поработать в группах. | Предлагают разные варианты, в том числе в виде схемы на одном большом листе. Из предложений детей складывается план, который появляется на доске. Дети рассаживаются по группам, получают карточки с заданием, тексты для наблюдений и анализа, алгоритмы действий. | Регулятивные УУД: целеполагание, планирование деятельности Познавательные УУД: общеучебные, логические действия Коммуникативные УУД: сотрудничество со сверстниками, высказывание суждений | ||
IV. Реализация проекта, работа в группах - Итак, каждая группа выполнит свою часть задания и в результате получится полная характеристика имени прилагательного. Учитель при необходимости оказывает помощь учащимся | Работа в группах Поиск и выделение необходимой информации, запись ее на специальных листках. | Регулятивные УУД: планирование деятельности контроль Познавательные УУД: общеучебные, логические действия | ||
Физкультминутка. (Если называю имя существительное –руки вверх; имя прилагательное – присесть; глагол – бежать на месте). Праздник, вырастил, овчарка, умный, смотрит, приседать, замечательная, весёлые. | Выполняют упражнения. | |||
V. Презентация «продукта» исследования - Пришло время озвучить полученные результаты. Учитель прикрепляет на доску ватман - Используя полученную схему, расскажите о прилагательном. - Буратино вам очень благодарен, но все-таки думает, что без прилагательных можно обойтись, нечего голову засорять! Вы согласны с ним? Дополнительные исследования - Согласна с вами. Давайте проведем небольшое исследование, определим роль имен прилагательных в речи. У вас на столах лист исследований. Шаг первый. Прочитайте текст (на слайде). «Под кустом притаился.. зверек. У него …уши, ...хвост. Тело покрыто …шерстью. Есть… зубы, но обороняться ими он не может». - О ком идет речь? Почему трудно догадаться, о каком зверьке говорится? - Преобразуйте текст так, чтобы признаки подходили только к одному животному. -Сравните первоначальный текст и дополненный. Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. - Неслучайно прилагательные говорят о себе так: С существительными подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. - С какой частью речи дружат прилагательные? Шаг второй исследования роли прилагательных в речи: составьте словосочетания и сгруппируйте их по одному общему признаку: Собачий (конура, хвост, холод) Золотой (кольцо, перстень, характер) Медвежья (шуба, услуга) Стальные (нервы, прутья) -Сколько групп получилось? - Какие прилагательные входят в первую группу? - Какие – во вторую? - Внимательно посмотрите на словосочетания во второй группе. Как они называются? Устойчивые сочетания в переносном значении называются фразеологизмами. - Какое значение имеет фразеологизм «медвежья услуга», «собачий холод»? - Объясните значение сочетаний «золотой характер», «стальные нервы». - Как называются образные определения, выраженные прилагательными? - Какую роль играют прилагательные в переносном значении? - Сделайте общий вывод о разных значениях одного и того же прилагательного. | Представители групп представляют результаты своих исследований. Листки с записями помещаются на ватман Рассказывают о прилагательном по схеме: Прилагательное - часть речи. Отвечает на вопросы: какой? какая? И т. д. Высказывают свои мнения о необходимости знать и употреблять прилагательные в речи. Читают текст, делают вывод, что нельзя точно сказать, о каком зверьке идет речь, так как не хватает прилагательных. Группы получают задание (1, 3 группы - добавить слова, чтобы речь шла о зайце, а 2 и 4 группы -о лисе.) Озвучивают полученные тексты. Сравнивают, делают вывод о том, что прилагательные делают нашу речь более точной и красивой. С существительными. Работа в группах. Составленные словосочетания группируются по признаку прямое/переносное значение прилагательного. Представители групп озвучивают результат. Две. Имеющие прямое значение. Имеющие переносное значение. Услуга, приносящая вред; сильный мороз. Хороший характер. Крепкие нервы. Эпитеты Уместное употребление прилагательных в переносном значении делают речь поэтичнее, ярче, выразительнее. Прилагательные могут иметь в сочетании с разными существительными разные значения: прямые и переносные. | Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической речью Регулятивные УУД: коррекция, оценка Коммуникативные УУД: высказывание суждений Познавательные УУД: логические действия Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Познавательные УУД: общеучебные, логические действия Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, владение монологической речью Познавательные УУД: общеучебные, логические действия | ||
VI. Общие выводы по итогам проектной деятельности, рефлексия. -Какую цель ставили на уроке? Достигли ли мы ее? Убедили ли Буратино в необходимости знать и использовать в речи прилагательные? - Где будете применять полученные знания? - Охарактеризуйте себя сегодня на уроке с помощью имён прилагательных. Какие вы были? -Оцените работу на уроке. | Высказывают свои мнения. Умные, дружные, внимательные, любознательные Оценивают свою работу, группы | Коммуникативные УУД: высказывание суждений Регулятивные УУД: оценка и самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-проект урока математики 2 класс
урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...
Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"
Тема урока: «Мы – пассажиры»Цель: Позн...
Урок- Проект "Математика вокруг нас" (презентация проекта)
В работе представлен урок- презентация проекта "Математика вокруг нас". В ходе урока использован занимательный материал В. Волиной "Праздник числа"...
Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».
Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....
Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проект
Урок литературного чтения во 2 классеТема: «Русские писатели» Тип урока: урок-проекЦель проведения проекта - получение данных для оценки сформированности метапредметных действий....
Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...