Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»
проект по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Кругликова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

педагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».

Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского в 3 классе в разделе «Художник и зрелище» по теме «Театр кукол». Использован учебник Н.А. Горяевой, Н.А.Неменской «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс».

Цель данного проекта – расширить знания детей о мире театра; выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе  изготовления театральной куклы.  Цель связана с учебными и воспитательными задачами образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся.

         Данный проект предназначен для формирования УУД:

·                     Личностные:

  1. Осознание ценности изучаемого материала
  2. Осознание практической важности изучаемого материала
  3. Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать   свою работу и полученный результат.

·                     Познавательные  учебные действия:

1.     Выполнять универсальные логические действия:

  • выполнять анализ (выделение признаков);
  • производить синтез;
  • выбирать основания для сравнения, классификации;
  • устанавливать аналогии;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.

2.     Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

·                     Регулятивные учебные  действия

  1. Составлять план выполнения творческой  задачи;
  2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,   исправлять ошибки;
  3. Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

·                     Коммуникативные действия

  1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
  2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  3. Учиться критично относиться к собственному мнению;
  4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
  5. Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять обязанности, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;
  6. Предвидеть последствия коллективных решений.

•                  Предметные:

  1. Уметь рассказывать  о разных ви­дах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
  2. Придумывать и создавать вырази­тельную куклу (характерную куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персона­жу); применять для работы необходимые материалы и инструменты.
  3. Понимать практическую значимость художественно- творческого труда.
  4. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

         Для реализации данного проекта использовались современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа),  здоровьесберегающие технологии, информационно – коммуникационные технологии, система инновационной оценки « портфолио».

Компьютерная презентация создана для того, чтобы помочь детям осмыслить богатство театрального мира, необходимость формирования норм культурного образа жизни, норм здорового образа жизни. Учебная и практическая деятельность урока вызывает у детей желание творить красоту своими руками, используемую в дальнейшем практически.

Данный проект могут  использовать педагоги изобразительного искусства, начальных классов, воспитатели, родители как отдельный образовательный объект или как часть презентации.

Театр кукол

Презентация урока

Театр кукол конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc38 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

педагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».

Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского в 3 классе в разделе «Художник и зрелище» по теме «Театр кукол». Использован учебник Н.А. Горяевой, Н.А.Неменской «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс».

        Цель данного проекта – расширить знания детей о мире театра; выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе  изготовления театральной куклы.  Цель связана с учебными и воспитательными задачами образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся.

        Данный проект предназначен для формирования УУД:

  • Личностные: 

1.Осознание ценности изучаемого материала

2. Осознание практической важности изучаемого материала

3. Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать   свою работу и полученный результат.

  • Познавательные  учебные действия:
  1. Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков);

- производить синтез;

- выбирать основания для сравнения, классификации;

- устанавливать аналогии;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

  1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
  • Регулятивные учебные  действия

      1.   Составлять план выполнения творческой  задачи;

    2.   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,   исправлять ошибки;

      3.   Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

  • Коммуникативные действия
  1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
  2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  3. Учиться критично относиться к собственному мнению;
  4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
  5. Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять обязанности, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;
  6. Предвидеть последствия коллективных решений.
  • Предметные:

1.Уметь рассказывать  о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

2.Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы необходимые материалы и инструменты.

3.Понимать практическую значимость художественно- творческого труда.

4.Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

          Для реализации данного проекта использовались современные образовательные технологии: дифференцированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа),  здоровьесберегающие технологии, информационно – коммуникационные технологии, система инновационной оценки « портфолио».

Компьютерная презентация создана для того, чтобы помочь детям осмыслить богатство театрального мира, необходимость формирования норм культурного образа жизни, норм здорового образа жизни. Учебная и практическая деятельность урока вызывает у детей желание творить красоту своими руками, используемую в дальнейшем практически.

Данный проект могут  использовать педагоги изобразительного искусства, начальных классов, воспитатели, родители как отдельный образовательный объект или как часть презентации.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОШ №9»

города Тихвина Ленинградской области

Технологическая карта урока

Учитель:

Кругликова Елена Анатольевна

Класс

3

Предмет:

Изобразительное искусство

Авторы   учебника:

Н.А. Горяева, Н.А.Неменская ( Школа России)

Тема урока:

Театр кукол

Тип урока

Урок-проект.

Цель:

Расширить знания детей о мире театра; выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе  изготовления театральной куклы.

Задачи:

1. Актуализировать знания о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

2. Познакомить с деятельностью художника в театре. Показать, как в работе художника взаимодействуют три формы художественной деятельности – постройка, украшение и изображение.

3. Развивать умение  осуществлять поиск информации, анализировать, обобщать, делать выводы.

4. Продолжить формирование навыков декоративной работы и развития творческого воображения, чувства красоты и гармонии, активного отношения человека к окружающей  жизни.

5. Совершенствовать навыки групповой работы.

6. Воспитать в детях любовь и уважение к театральному искусству.

7. Формировать трудолюбия, аккуратности, терпения.

Результаты:

  • Личностные: 

1.Осознание ценности изучаемого материала

2. Осознание практической важности изучаемого материала

3. Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать   свою работу и полученный результат.

  • Познавательные  учебные действия:
  1. Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков);

- производить синтез;

- выбирать основания для сравнения, классификации;

- устанавливать аналогии;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

  1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
  • Регулятивные учебные  действия

      1.   Составлять план выполнения творческой  задачи;

      2.   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,            

            исправлять ошибки;

      3.   Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

  • Коммуникативные действия
  1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
  2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  3. Учиться критично относиться к собственному мнению;
  4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
  5. Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять обязанности, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;
  6. Предвидеть последствия коллективных решений.

Предметные:

Уметь рассказывать  о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы необходимые материалы и инструменты.

Понимать практическую значимость художественно- творческого труда.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Оборудование:

  • Учебник Н.А. Горяева, Н.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс.
  • ножницы, цветная бумага, клей, карандаш, фломастеры, альбомные листы.
  • Презентация по теме урока
  • Мультимедийное оборудование

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Самоопределение к деятельности. 

Создание ситуации для психологического настроя на урок.

Приветствие гостей.

Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Приветствуют учителя, гостей, проверяют готовность к уроку. 

регулятивные: 
- осуществлять самоконтроль; 
коммуникативные: 
слушать и понимать речь других;

Духовно-нравственное развитие и воспитание: 
- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.

Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

Учитель предлагает посмотреть на экран, где представлен видеоролик о многообразии театра кукол.

Как вы думаете, почему столько кукол у нас сегодня на уроке?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

А зачем вам нужно научиться самим, изготовлять театральных кукол, где вам это может пригодиться? 

Совершенно верно. Мы повторим, все, что знаем о театральных куклах и сами будем делать кукол для спектакля по всем известной нам волшебной сказке А.Н.Толстого « Золотой ключик». С  этой сказкой мы с вами знакомились на уроках внеклассного чтения.

Вы все сегодня будете художниками по изготовлению театральных кукол.

 

Учитель предлагает посмотреть на экран, где на картинах изображены различные виды театральных кукол. 

Перед вами куклы. Кто помнит, какой это вид куклы? Что вы о них помните?

Эти куклы использовались в профессиональном театре, а мы будем делать с вами для театра нашего класса. Поэтому способы изготовления будут, немного другими.

Вы сегодня работать будете в группе и работа каждого из вас отразиться на общем деле.

- Что нужно, чтобы работая в группе, у вас получился хороший результат?

На экране запись.

Правила работы в группе:

1. Будь доброжелателен к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

2. Четко высказывай предлагаемый способ решения. Говори спокойно и ясно.

3. Если не согласен с мнением других: не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми словами.

4. Если ты не прав, извинись, признай свою ошибку. Не смейся над чужими ошибками.

5. Обращайся друг к другу по имени.

Давайте прочитаем еще раз, и посмотрим, ничего ли мы не забыли.

Смотрят внимательно на экран, высказывают свое мнение о многообразии театральных кукол, формулируют  тему урока и цель,

формулируют правила согласованной работы в группе.

личностные: 
- формируется мотивация к обучению и целенаправленной деятельности. 
регулятивные:

- самостоятельно формулируют тему и цели урока после предварительного обсуждения.
познавательные: 

- осуществляют поиск необходимой информации.
коммуникативные: 
- формируется умение строить монологическую речь,
- высказывают собственное мнение,

-слушают друг друга,

-строят понятные речевые высказывания,

- учатся работать в группе.

4. Работа по теме урока

Организует самостоятельную работу по изучению нового материала, определяет задания: найти в  тексте ответы  вопросы, рассмотреть рисунки и эскизы. Дать характеристику героев сказки.

Учит определять план творческой работы в группе.

У вас на парте лежат материалы, инструменты и эскиз. Ваши куклы будут выполнены на основе бумажной трубки.

-Кто нибудь из вас может показать, как прямоугольный лист можно превратить в трубку?

Вот из этой трубки вы должны будите создать образ сказочного героя.

Работа по учебнику.

Давайте узнаем из учебника, как создают художники будущую куклу. Для этого откройте учебники на стр. 90. 4 абзац. Читаем.

Итак, рисунок будущей куклы лежит у вас на столах.  Эти эскизы мы выполняли на прошлом уроке. Поэтому эскизу вы и будите создавать будущую куклу.

-Из каких материалов она будет выполняться?

А что художник должен передать помимо одежды, прически?

-Что он должен рассказать? Она еще не говорит, не двигается. Кукла только появляется, а мы уже можем сказать какая она.

- А какие характеры у тех кукол, которые вы будете делать?

Буратино – не хотел учиться, потому что у него не хватало знаний, чтобы понять, как здорово учиться, он верный друг, веселый, жалостливый.

Мальвина – аккуратная, исполнительная, в меру строгая, смелая, серьезная.

Пьеро- преданный, смелый, творческий, грустный.

Арлекин- какая у него роль была на сцене? (он бил и смеялся). А это хорошо? Но что было в конце. Каким он стал? преданным, бесстрашным, жизнерадостным. И я думаю, вы придумаете ему другую роль, и ваш Арлекин никого не будет обижать.

Отсюда, одна из ваших задач, передать характер театрального героя.

Работа с учебником.

Давайте посмотрим детские работы в учебнике на стр. 92. Эти театральные куклы выполнены в той же технике, в какой вы будете работать. Рассмотрите их. Особое внимание  обратите на центральную куклу, которая выполнена на основе бумажной трубы. Прочитаем, на что особо нужно обратить внимание при передаче образа нашей будущей куклы.

Давайте еще раз проговорим порядок работы художника по созданию куклы.

Итак, чтобы ваша кукла смогла участвовать в спектакле чему она должна соответствовать?

- Она должна соответствовать выбранному образу не только через костюм, но и вы должны постараться передать характер героя, через форму и выразительность глаз, носа и рта.

Знакомятся с новой информацией, обсуждают новую информацию.

Рассматривают эскизы, отвечают на вопросы, дают характеристику героям, высказывают собственную точку зрения.

Читают текст, рассматривают иллюстрацию в учебнике, находят ответы   на поставленные вопросы.

регулятивные: 
- формируется умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

-  формируется умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

-  формируется умение составлять план и последовательность действий.
познавательные: 

- формируется умение выбрать материал и способ изготовления куклы.
- формируется умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

- формируется умение определять порядок работы по созданию будущей куклы.

- формируется умение обобщать и делать выводы.
- учатся ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); 
коммуникативные: 
- формируется умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
- учатся проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, оказывать помощь в сотрудничестве.

- формируется умение оформлять свои мысли в устной форме. 

- формируется умение строить монологическую речь.
- формируется умение слушать других. 

5. Физминутка

Демонстрация движений

Выполнение движений

личностные: 
- формируется мотивация к здоровому образу жизни,

- формируется умение чередовать виды  деятельности без перегрузки

6. Самостоятельная творческая работа

Определяет задание, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

А сейчас вам нужно самостоятельно распределить обязанности, кто, за что будет отвечать при изготовлении кукла.

1. головной убор

2. прическа

3.изображение лица

4. рук в рукавах

5. одежда.

Перед началом работы повторим правила безопасного труда при работе с ножницами.

1. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед. 
2.  При резании ножницами узкое лезвие должно быть внизу.

3. Следить за пальцами находящимися под бумагой.

Приступаем к работе.

Учитель помогает, консультирует по выполнению работы учеников, следит за соблюдением правильной рабочей позы

Дети работают в группах, выполняя свою театральную куклу.

Учащиеся выполняют свою куклу, работая в группе.

личностные: 
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом,

-формируются навыки и приемы безопасной работы с инструментами,

- формируется навык правильной осанки,
регулятивные:

- формируется умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 
- формируется умение осуществлять познавательную рефлексию. 

- формируется умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 

- формируется умение оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). 
-  формируется умение осуществлять самоконтроль; 

познавательные: 
- уметь определять уровень усвоения учебного материала. 

коммуникативные: 
- формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
- формируется умение слушать других.

- формируется умение строить монологическую речь.

-определять общие для всех правила поведения.

- уметь работать в группе.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 
-воспитание трудолюбия, аккуратности, способности к познанию. 

7. Обобщение материала

Обобщает и оценивает деятельность обучающихся на уроке.

Оценивание выполненных работ.

Оценку «5» получает та группа, которая выполняла правила дружной работы, была дисциплинированной, работа выполнена аккуратно, и которая сумела передать не только образ, но и характер героя.

Самооценка.

Выступление обучающегося из группы.


Как вы думаете, получилось ли у вас передать  те черты характера, о которых мы говорили на уроке?

Почему вы так думаете?

Перед вами куклы актеры нашего будущего спектакля. И как настоящим актерам давайте им поаплодируем.

После выступления на доске открывается часть золотого ключа.

Ваш труд вознагражден. Вы получили золотой ключ.

-А в сказке, куда вела дверь, которая открывалась золотым ключиком?

Волшебство не только в сказке, но и мы создали его своими руками. Это доказывают ваши выполненные работы.

И в связи с этим я приготовила вам сюрприз. Я считаю, что каждая команда потрудилась очень хорошо и заработала по 5 золотых, но необычных, а шоколадных, чтобы настроение и улыбки оставались такими же.

Я испытала истинное удовольствие от общения с вами, и заканчиваю урок в прекрасном настроении.

После выполнения работы один из группы выходит к доске и анализирует коллективную работу согласно поставленной цели урока.

регулятивные: 
- формируется умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; 
- формируется умение давать оценку групповой деятельности на уроке; 
коммуникативные: 
- формируется умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- формируется умение владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

8.Рефлексия

У вас на парте у каждого лежат лучики разных цветов ЖЕЛТЫЙ – на уроке мне сегодня было интересно и мне очень понравилось, КРАСНЫЙ – было не очень интересно, СИНИЙ - совсем не понравилось.

Прикрепите свой лучик на свое солнышко вывешенное на доску.

Вот такое солнечное настроение было у нас с вами на уроке. Улыбнитесь и вы.

Продолжи предложение. 
 1.Самым интересном на уроке было… 
2.На уроке мне было хорошо, потому что… 
3.Самым трудным на уроке было… 

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Определяют уровень усвоения знаний на уроке

личностные: 

-формируется умение оценивать свое эмоциональное состояние

регулятивные:

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; 

9. Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Придумать небольшую инсценировку вашему герою, которую мы обязательно порсмотрим на уроке литературного чтения.

Я благодарю вас за урок.

Урок окончен.

Записывают домашнее задание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание: 
- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать ученические обязанности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта урок-проект "Дизайн пришкольного участка" в разновозрастных группах

Целью указанного проекта является привлечение внимания учащихся к вопросам экологического развития, сохранения  биологического разнообразия. Ведь в настоящее время люди стали больше уделять внима...

Проект «Театр кукол"

Творческий проект. Предмет :технология. Участники: учащиеся 3 класса. Сроки:2-3 урока. Продукт проекта: модель картонажного театра, куклы с подвижным соединением деталей....

Творческий проект по теме: «Театр кукол»

Творческий проект«Театр кукол»...

Творческий проект "Домашний театр кукол"

Цель проекта: создание домашнего кукольного театра.Задачи:Узнать об истории театра кукол.Выяснить, какие бывают куклы?Научиться мастерить куклы, сделать  кукольный домик.Показать театральную пост...