Урок русского языка в 4 классе "Дательный падеж"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Урок руссого языка в 4 классе по теме "Дательный падеж" по программе "Школа России" проведен в рамках РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
datelnyy_padezh.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже».
Учитель начальных классов Аляева В.И.
Предмет: Русский язык
Тема: Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.
Тип урока: освоение нового материала
Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже.
Педагогические задачи:
создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты: предметные: называть признаки имен существительных в дательном падеже; выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания -е, -и;
метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; активно сотрудничать в группах и в парах; находить способы выхода из конфликтных ситуаций; развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
личностные: создание условий для развития интереса к изучаемой теме; развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. Формирование умения слушать и слышать собеседника; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать.
Откройте дневники, запишите дом. задание: с. 113 – таблица, упр.212
посмотреть, как вы умеете работаете на уроках русского языка.
Мы сегодня будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 2
2. Актуализация знаний
1)Минутка чистописания.
Запишите предложение, обращайте внимание на написание букв и соединений.
Солнце согрело землю.4
Назовите орфограммы, которые вы увидели при записи предложения. Выполните разбор предложения.
В данном предложении найди слово, в котором все согласные звуки
звонкие. Выпишите это слово. Запишите транскрипцию данного слова.
2)Словарная работа. Запишите слова в строчку по первой букве групп слов. Слайд 3
- Папа, осень берег, еда, дедушка, артист (Победа)
- Урок, жизнь, игра, ноты (Ужин)
- Шкаф, обувь, север, сорока, единица (Шоссе)
- Класс, аист, пенал, уголь, стол, тетрадь, арфа (Капуста)
- Идея, нос, ель, йод (Иней)
- Нора, айсберг, люди, ещё, ветер, окно (Налево)
- Поставьте ударение, выделите орфограмму. Что общего в этих словах? (все слова словарные, требуют запоминания) Проверка. Слайд 4
- Какое из слов лишнее? (налево – наречие, остальные имена существительные)
- Среди существительных, какое слово лишнее? ( шоссе - несклоняемое)
- Определите склонение имён существительных. (проверка)
- Подчеркните первую букву каждого слова, какое слово у вас получилось? (Пушкин)
- Да, ребята, именно А.С. Пушкин, его произведения помогут нам сегодня справиться с изучением темы нашего сегодняшнего урока. Какие произведения Пушкина вы знаете?
3. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
– Какую часть речи мы изучаем вот уже несколько последних уроков? (Имя существительное.) – Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.
Графический диктант от Золотой рыбки. Слайд 5
Она приготовила вам свои утверждение; если вы с ним согласны, то ставите рядом с номером вопроса знак «+». Если не согласны, то знак «–».
1. Имя существительное отвечает на вопрос «кто?», «что?».
2. Имена существительные всегда стоят в форме единственного числа.
3. Род существительного – это непостоянный (изменяемый) признак.
4. В русском языке 5 падежей
5. При склонении слово сохраняет свое значение, но изменяет форму.
6. Именительный падеж, единственное число – признаки того, что имя существительное стоит в начальной форме.
7. Существительные в именительном падеже всегда употребляются с предлогами.
8. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?».
9. Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами «у», «до», «от», «из», «без», «около», «с».
10. Имена существительные в родительном падеже являются главным членом предложения.
– А теперь сверьте выполнение задания с ответами на доске и оцените свою работу Слайд 6
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | - | + | + | - | - | + | - |
4. Работа по теме урока . Слайд 7
- Из какого произведения эти строки? Назовите окончания сущ, определите падеж.
Гости князю поклонились…
Гости к пристани идут…
Воротился старик ко старухе…
Вот пошел он к синему морю…
- Из какого произведения эти строки? Выделите окон. сущ –х, определите падеж
Определите проблему, которую необходимо решить на уроке ( Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят в одном падеже?) слайд 8
-Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке
Карточка для 1 исследовательской группы
Приближался ( к чему?) к вод..., речк...., опушк.....
Обрадовался (кому?) лис..., тетк..., царевн...
Задания:
1.Вставьте и выделите пропущенные окончания
2 Определите падеж и склонение имен существительных
3.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных ..... скл. в .......падеже .
4.Проверьте себя по учебнику на стр.113
Карточка для 2 исследовательской группы
Идёт ( к чему?) к стол…, к мор..., к окн…
Обратился (к кому?) к петушк…, к коню…, к друг…
Задания:
1. Вставьте и выделите пропущенные окончания . Определите падеж и склонение имен существительных
2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных …. скл. в … падеже.
3.Проверьте себя по учебнику на стр.113
Карточка для 3 исследовательской группы
1). Дивятся ( чему?) степ…, совест..., храброст....
Подошел (к кому?) к матер... , к дочер....., к печ…
Задания:
1. Вставьте и выделите пропущенные окончания. Определите падеж и склонение имен существительных.
2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных … скл. в …. падеже.
3.Проверьте себя по учебнику на стр. 113
Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.
1 группа – Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.
2 группа – Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на –у, -ю.
3 группа – Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.
Решение проблемы.
- Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д.п. 1скл., 2скл., 3скл.?
( - В Д.п. существительные 1, 2, 3 скл. Имеют разные окончания.)
- Давайте сравним наш вывод с таблицей в учебнике на с.113
Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?
(- Потому что окончания существительных в Д. падеже зависят от склонения этих существительных).
- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.
-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).
Физминутка
(Части речи сущ.- хлопаем, прил . – присели, глагол – изображаем действие)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
5. Работа с учебником. Слайд 10
Упражнение в определении падежей существительных.
Произведения Пушкина очень близки к жанру устного народного творчества: народным сказкам, песням, пословицам.
(упражнение 210 по вариантам 1,2-1 в., 3, 4- 2в.)
Взаимопроверка .
Задание – тест
Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – говорите «да», если в другом падеже - то «нет».
«Да», «Нет»
1. нырнул в воду
2. иду по дороге
3. бежать к маме
4. привёз на берег
5. сижу за партой
6. подарил дочери
7. гулять по парку
5.Рефлексия
Просмотрите на существительные в дательном падеже и подготовьтесь отвечать на вопросы:
1.На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
2. С какими предлогами употребляются эти существительные?
3. Какие окончания имеют в дательном падеже существительные 1, 2,
и 3 скл?
4. Чем они являются в предложении?
По ответам детей выстраивается схема.на доске
Существительные в дат. п.
Отвечают на вопросы:
кому? чему?
Употребляются с предлогами:
к, по.
Имеют окончания:
1скл. 2 скл. 3 скл.
- е - у, - ю - и)
VII. Итог урока.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– В чем заключалась цель нашего урока?
– Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
– Чью работу на уроке хотите отметить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 3 класс "Падежи"
Стихи,которые помогают запомнить падежи....
Урок русского языка по теме "Падежи" 3 класс
Презентация и разработка урока русского языка по теме "Падежи" , 3 класс, УМК "Планета знаний"...
Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"
Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...
конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных
конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...
Урок русского языка. Тема: "Родительный падеж имени существительного".
"Родительный падеж имени существительного"....
Открытый урок русского языка "В стране падежей"
Конспект урока русского языка (3 класс). Разработан в рамках УМК «Школа России», автор учебника С.В. Иванов «Русский язык». Урок был проведен в предметную неделю по русск...
Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».
Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных»....