Урок русского языка в 4 классе "Дательный падеж"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Урок руссого языка в 4 классе по теме "Дательный падеж" по программе "Школа России" проведен в рамках РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл datelnyy_padezh.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка  в 4 классе по теме: «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже».

Учитель начальных классов Аляева В.И.

Предмет:  Русский язык

Тема: Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.

Тип урока: освоение нового материала 

Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже.

Педагогические задачи:

создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже;                                                                 совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже;                                                                     способствовать развитию орфографической зоркости;                                                          содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые  результаты:  предметные: называть признаки имен существительных в дательном падеже; выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания -е, -и;

метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; активно сотрудничать в группах и в парах; находить способы выхода из конфликтных ситуаций; развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

личностные: создание условий для развития интереса к изучаемой теме; развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. Формирование умения слушать и слышать собеседника; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Ход урока

1. Организационный момент. 

-  Ребята,  сегодня  у  нас  необычный  урок.    К  нам  на  урок  пришли  гости,  чтобы посмотреть, как вы умеете работать. 

Откройте дневники, запишите дом. задание: с. 113 – таблица, упр.212

посмотреть, как вы умеете работаете на уроках русского языка.  

 Мы сегодня будем писать, 

 Делать выводы и рассуждать. 

 А чтобы урок пошёл каждому впрок, 

 Активно в работу включайся, дружок! 

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.  Слайд 2

2. Актуализация знаний

1)Минутка чистописания.

 Запишите предложение, обращайте внимание на написание букв и соединений.

Солнце согрело землю.4

Назовите орфограммы, которые вы увидели при записи предложения. Выполните разбор предложения.

В данном предложении найди слово, в котором все согласные звуки

звонкие. Выпишите это слово. Запишите транскрипцию данного слова.

 2)Словарная работа.  Запишите слова в строчку по первой букве групп слов. Слайд 3

  • Папа, осень берег, еда, дедушка, артист (Победа)
  • Урок, жизнь, игра, ноты (Ужин)
  • Шкаф, обувь, север, сорока, единица (Шоссе)
  • Класс, аист, пенал, уголь, стол, тетрадь, арфа (Капуста) 
  • Идея, нос, ель, йод (Иней)
  • Нора, айсберг, люди, ещё, ветер, окно (Налево)

- Поставьте ударение, выделите орфограмму. Что общего в этих словах? (все слова словарные, требуют запоминания) Проверка. Слайд 4

- Какое из слов лишнее? (налево – наречие, остальные имена существительные)

- Среди существительных, какое слово лишнее? ( шоссе - несклоняемое)

- Определите склонение имён существительных. (проверка)

- Подчеркните первую букву каждого слова, какое слово у вас получилось? (Пушкин)

- Да, ребята, именно А.С. Пушкин, его произведения помогут нам сегодня справиться с изучением темы нашего сегодняшнего урока. Какие произведения Пушкина вы знаете?

3. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

– Какую часть речи мы изучаем вот уже несколько последних уроков? (Имя существительное.) – Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.

Графический диктант от Золотой рыбки. Слайд 5

Она приготовила вам свои утверждение; если вы с ним согласны, то ставите рядом с номером вопроса знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Имя существительное отвечает на вопрос «кто?», «что?».

2. Имена существительные всегда стоят в форме единственного числа.

3. Род существительного – это непостоянный (изменяемый) признак.

4. В русском языке 5 падежей

5. При склонении слово сохраняет свое значение, но изменяет форму.

6. Именительный падеж, единственное число – признаки того, что имя существительное стоит в начальной форме.

7. Существительные в именительном падеже всегда употребляются с предлогами.

8. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?».

9. Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами «у», «до», «от», «из», «без», «около», «с».

10. Имена существительные в родительном падеже являются главным членом предложения.

– А теперь сверьте выполнение задания с ответами на доске и оцените свою работу Слайд 6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

4. Работа по теме урока . Слайд 7

Из какого произведения эти строки? Назовите окончания сущ, определите падеж.

Гости князю поклонились…

Гости к пристани идут…

Воротился старик ко старухе…

Вот пошел он к синему морю…

Из какого произведения эти строки? Выделите окон. сущ –х, определите падеж

Определите проблему, которую необходимо решить на уроке ( Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят в одном падеже?) слайд 8 

-Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке

Карточка для 1 исследовательской группы

Приближался ( к чему?) к вод..., речк...., опушк.....

Обрадовался (кому?) лис..., тетк..., царевн...

Задания:

1.Вставьте и выделите пропущенные окончания

2 Определите падеж и склонение имен существительных

3.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных ..... скл. в .......падеже .

4.Проверьте себя по учебнику на стр.113

Карточка для 2 исследовательской группы

Идёт ( к чему?) к стол…, к мор..., к окн…

Обратился (к кому?) к петушк…, к коню…, к друг…

Задания:

1. Вставьте и выделите пропущенные окончания . Определите падеж и склонение имен существительных

2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных …. скл. в … падеже.

3.Проверьте себя по учебнику на стр.113

Карточка для 3 исследовательской группы

1). Дивятся ( чему?) степ…, совест..., храброст....

Подошел (к кому?) к матер... , к дочер....., к печ…

Задания:

1. Вставьте и выделите пропущенные окончания.  Определите падеж и склонение имен существительных.

2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных … скл. в …. падеже.

3.Проверьте себя по учебнику на стр. 113

Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.

1 группа – Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.

2 группа – Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на –у, -ю.

3 группа – Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.

Решение проблемы.

- Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д.п. 1скл., 2скл., 3скл.?

( - В Д.п. существительные 1, 2, 3 скл. Имеют разные окончания.)

- Давайте сравним наш вывод с таблицей в учебнике на с.113

Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?

(- Потому что окончания существительных в Д. падеже зависят от склонения этих существительных).

- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.

-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).

Физминутка

(Части речи сущ.-  хлопаем, прил . – присели, глагол – изображаем действие)

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

5. Работа с учебником. Слайд 10

Упражнение в определении падежей существительных. 

Произведения Пушкина очень близки к жанру устного народного творчества: народным сказкам, песням, пословицам.

 (упражнение 210 по вариантам 1,2-1 в., 3, 4- 2в.)

Взаимопроверка .

Задание – тест 

Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – говорите  «да», если в другом падеже - то «нет».

«Да», «Нет»

1. нырнул в воду

2. иду по дороге  

3. бежать к маме

4. привёз на берег

5. сижу за партой

6. подарил дочери

7. гулять по парку

5.Рефлексия

Просмотрите на существительные в дательном падеже и подготовьтесь отвечать на вопросы:

1.На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

2. С какими предлогами употребляются эти существительные?

3. Какие окончания имеют в дательном падеже существительные 1, 2,

и 3 скл?

4. Чем они являются в предложении?

По ответам детей выстраивается схема.на доске

Существительные в дат. п.

Отвечают на вопросы:

кому? чему?

Употребляются с предлогами:

к, по.

Имеют окончания:

1скл. 2 скл. 3 скл.

- е - у, - ю - и)

VII. Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– В чем заключалась цель нашего  урока?

– Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

– Чью работу на уроке хотите отметить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Падежи"

Стихи,которые помогают запомнить падежи....

Урок русского языка по теме "Падежи" 3 класс

Презентация и разработка урока русского языка по теме "Падежи" , 3 класс,  УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"

Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...

Открытый урок русского языка "В стране падежей"

Конспект урока русского языка (3 класс). Разработан в рамках УМК «Школа России», автор учебника С.В. Иванов «Русский язык». Урок был проведен  в предметную неделю по русск...

Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».

Презентация  к уроку русского языка  по теме  «Падеж имен  существительных»....