Открытый урок русского языка "В стране падежей"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока русского языка (3 класс). Разработан в рамках УМК «Школа России», автор учебника С.В. Иванов «Русский язык». Урок был проведен в предметную неделю по русскому языку в начальной школе. Тема урока «Падеж имен существительных». Тип урока: усвоение новых знаний. Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации, познакомить с падежами имён существительных. Задачи урока: Образовательные: выработать способность языкового чутья, способа постановки падежных и смысловых вопросов; сформировать умение определять падеж имён существительных по вопросу и вспомогательному слову; способствовать развитию умения склонять имена существительные, распознавать падежи. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, способность работать в группах, в парах, опираясь на помощь товарищей; развивать познавательный интерес к языку, логическое мышление; совершенствовать речь учащихся. Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к русскому языку. Методы обучения: • Словесные (беседа, фронтальный опрос); • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы); • Практические (упражнения); • Поисковые (частично-поисковые); • Аналитический; • Самостоятельной работы учеников. Форма работы: групповая, парная, индивидуальная Средства обучения: Учебник, карточки для парной работы, карточки, словарь, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок русского языка. | 730.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.учителя,должность, место работы: Блок Ольга Михайловна,учитель начальных классов,МБОУ СОШ№129 г.Челябинска
Класс 3
Тема: Падежи имён существительных.
Цель: познакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении; развивать умения подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с прилагательными;
Задачи:
1.ОбразовательнаяСовершенствовать умения различать падежи..
2.Воспитательная: Воспитывать культуру учебного труда, создать доброжелательную атмосферу на уроке.
Развивающая: Развивать коммуникативные навыки обучающихся, речь, внимание , умение сравнивать, обобщать.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы урока: Словесные, наглядные, практические
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Деление на группы.
3.Изучение новой темы.
4.Работа в группах.
5.Закрепление изученного материала.
6.Подведение итогов.
Средства обучения: Таблица «Падежи и падежные вопросы»; карточки «помощницы»; карточки словарных слов: карточки с опросами и для самостоятельной работы, плакаты с пословицами; раздаточные карточки красного, синего, зелёного цвета, елочки.
План изучения новой темы:
1.Падежи в русском языке.
2Склонение.
3.Самостоятельная работа учащихся.
4.Работа по стратегиям технологии критического мышления.
Вопросы для закрепления, изученного материала:
Что называется склонением?
Сколько падежей русском языке?
Назовите слова помощники или вспомогательные слова для каждого падежа.
Расскажите почему у каждого падежа 2 основных вопроса?
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
Конспект учителя.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Как вы думаете ,почему на урок русского языка я пришла с воздушными шарами?
Потому что у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами.
Желаю вам всем, чтобы в течении всего открытого урока у вас было тоже хорошее солнечное настроение .
А теперь все дружно подойдите ко мне. Когда я училась в школе и была такой же школьницей как вы ,к нам на урок тоже приходили гости и я всегда хотела повернуть голову и посмотреть, кто же там сзади сидит.
Я предлагаю сейчас сразу посмотреть на наших гостей и улыбнуться им,чтобы в течении всего урока у вас не возникло желания повернуть голову.
Но для того, чтобы занять свои места, вам необходимо выполнить задание и тогда каждый поймёт какое место, он займёт за столом.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2.Работа по карточкам
У меня на столе лежат карточки, каждому я приготовила только одну. Подойдите и возьмите эти карточки.
Что же мы видим? Слова.
К какой части речи относятся эти слова? Им.сущ.
Правильно ,а теперь послушайте задание. Вам надо определить род им существительного.
Вспомним стихотворение, которое всегда нас выручает.
Хором:
Женский род запомню я и скажу она моя
И запомню род мужской и опять скажу он мой,
Средний род оно моё – это правило твоё.
А теперь посмотрите на стол, и вы увидите табличку, где указан какой-либо род. Займите место за столом с табличкой мужской род, если у вас на карточке существительное мужского рода, стол с табличкой женский род, если у вас существительное женского рода и средний род, если у вас существительное среднего рода. Спасибо!
Для того, чтобы определить тему нашего урока
я расскажу вам сказку.(вывешиваю карточки с названием падежей поочередно на доске)
Он ещё не родился. А уже думали, какое имя ему дать, решили назвать именительный.
Родился – стал родительным.
Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был ещё маленьким, ему все давали и он стал - дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал – винительным.
Потом он подрос. Стал творить добрые дела и называться стал – творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и он стал предложным
Ребята, о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
Тема: О Падежах.
Какова цель нашего урока? Закрепление падежей русского языка.
Всё верно!
Сегодня мы с вами побываем в необычной стране,- стране Падежей.
А вы знаете, что слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам
. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист- зелёный Им.п
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного Чего?листа. Р.п
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к – зелёному чему? листу! Д.п
Лапой – хвать зелёный лист В.п…
Дескать, поиграем.
Ветер вновь чем? листом зелёным Т.п …
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том о чём? Листе зелёном П.п .
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её Сейчас мы с вами будем работать в группах.Для этого вспомним правила работы в группах
1 . Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!(на доске разворачиваю лист с правилами)
Девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Сейчас .работая в группе, вы должны выполнить словарную работу. Для этого я вам раздам лист формата А4 со словарными словами, где у этих слов не достаёт каких- либо букв(звуков).и ещё я приготовила конверты с потерявшимися буквами .Вы по моему сигналу должны будете отыскать букву в конверте и с помощью клея-карандаша вклеить правильную. Внимание..Сигнал
Проверка по эталону Вывешиваю.
Оценивание.
Итак, в русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.А помогут нам в этом сами падежи.
Падежи русского языка ко мне.
1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто
2. А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Выходят все предлоги.
А сейчас, чтобы приступить к следующему заданию мы поработаем по стратегии критического мышления: «Смешайся и замри».
Замри по 4 – На какие вопросы отвечает Им.П? Кто? Что?
Замри по 5- Назовите слова помощники или вспомогательные слова для каждого падежа.
Замри по 7 – Расскажите друг другу почему у каждого падежа 2 основных вопроса?
Спасибо!
Сейчас мы с вами выполним самостоятельную работу .Перед вами карточки 3 цветов.Я предлагаю вам право выбора.
Возьмите пожалуйста карточку зелёного цвета 1 уровень -
Жёлтого цвета 2 уровень
Красного цвета 3 уровень
Они различаются между собой по степени сложности.
А теперь посмотрите на парты. На карточке кроме рода,присутствует цвет. Займите места за партами согласно вашему выбранному цвету.
В выполнении этого задания вам может помочь стихотворение.
Послушайте его. /Инсценировка./
Падежи
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно науку познаёт!
- Того, - сказал Родительный, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть новое пальто.
- Тому, - ответил Дательный, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может полезное для нас.
Для того, чтобы самостоятельно выполнить работу необходимо правильно прочитать задание.
Сигнал.(4 минут)
Карточка №1 Ф.И_____________________________________________________
1Просклоняйте существительное зима.
И.п.__кто? Что?_________________________________________________________
Р.п.___кого? Чего?_____________________________________________________
Д.п.__кому? Чему?_________________________________________________________
В.п.___кого? Что?________________________________________________________
Т.п.___кем? Чем?________________________________________________________
П.п.__о ком? О чём?__________________________________________________
Карточка№2 Ф.И __________________
4. Определите падеж имен существительных.
Трещали морозы. Иней запушил деревья. На ели и на сосне лежат шапки снега.
(проверка учителем)
Положите карточку справа от себя.
Впереди у нас шутка на пол минутки.
Сценка про Падежи.
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи ?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я :
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит :
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал :
ВЗЯТЕЛЬНЫЙ,
ГРЯЗНИТЕЛЬНЫЙ,
ЛЕЖАТЕЛЬНЫЙ,
ГРУБИТЕЛЬНЫЙ,
ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ
И, наконец,
ПРОСТИТЕЛЬНЫЙ!
Спасибо!
Займите свои места.
А у нас следующее задание.- игра.
На доске 3 ёлочки, но они не простые. На макушке красуется звезда, со слогом ОК. А у вас на столе лежат красивые красочные снежинки.
Внимание задание!
Вы должны придумать имена существительные в Им.п со слогом ОК и написать прямо на снежинке. Прикрепить снежинку на нашу ёлочку.
Сигнал.
Спасибо! Молодцы! Все справились с заданием.
Сейчас я попрошу вас, посовещаться в группе и выбрать 2 человека, которые пойдут к доске.
Вы видите перед собой карточки -6 падежей.
Возьмите каждый по 1 карточке- падежу.
Посмотрите, что скрывается на обратной стороне? Вопрос.
Вы должны правильно ответить на вопрос, если нет ответа ,то любой ученик знающий правильный ответ может ответить.
Ребята, вот подходит к концу урок русского языка. Нам с вами нужно подвести итог.
Я хочу, чтобы вы сами его произнесли,но для этого вам нужно собрать фразу из слов, которые лежат у вас на партах.
Ура!Мы закрепили тему: Падежи в русском языке.
Ребята, перед вами лежит сотовый бумажный телефон.
Пошлите мне смс о том, как прошёл урок.
Оценивание.
А я хочу поблагодарить вас за урок и оценить ваши старания.
Красный шарик я дам тем ребятам, которые справлялись с задание на отлично,
Жёлтый шарик- тем кто выполнял задание хорошо.
Зелёный шарик –получают те ребята, которым нужно ещё поучить и позаниматься.
Всем спасибо за вниманье,
За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,
Интересных новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка для 3 класса по теме "Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи"
Урок был проведён в рамках областного семинара на базе нашего лицея....
Открытый урок русского языка «Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения»
Тема: Различие окончаний в разных падежах имен существительных первого склонения.Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к р...
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор...
Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: "Изменение имён прилагательных по падежам с использованием материалов произведения Е.В.Габовой "Гришуня на планете Лохматиков".
Целью данного урока является формирование умений у обучающихся определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже....
Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)
Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...
Открытый урок русского языка в 4 классе " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"
Тип урока: обощение и систематизация знаний. Урок проводится с использованием оборудования : компьютера, проектора, интерактивной доски, документ - камеры, системы тестирования качества зн...
открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»
разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...