Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_padezhey_imyon_sushchestvitelnyh_moy_urok.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Лесниковская основная  общеобразовательная школа

Предмет: русский язык

УМК: «Школа России»

Тип урока: «изучение нового материала»

Тема: «Определение падежей имён существительных»

Учитель: Родичкина Надежда Тимофеевна

Цель: организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению умением определять падеж имён существительного

Задачи

направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • Ценностно-смысловая ориентация ( проявлять интерес к русскому языку)
  • Способствовать  развитию чувства  любви  к Отечеству, развивать  активную гражданскую позицию, патриотизм

направленные на достижение  метапредметных результатов обучения:

  •  Развитие умения понимать и принимать учебную задачу., решать её под руководством учителя;
  • - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью 
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • - формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога ( вход, поддержание, выход, учет результатов);

Учебные задачи, направленные на достижение  предметных результатов обучения:

  •   учить  изменять имена существительные по вопросам
  • Повторить названия падежей.
  • формировать умения и навыки в определении падежей имён существительных, отработка орфографической зоркости;

Оборудование:

  •  Компьютер
  •  мультимедийный  проектор
  •  экран
  • раздаточный материал
  • Таблица с названиями падежей

  • Адресная направленность: учителям, работающим по УМК «Школа России».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности

-Учитель даёт эмоциональный настрой на урок (Слайд2)

-Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И работать начинаем

Положите ладошки на ладошки друга и повторяйте за мной

-Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра,

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу.

- - Эмоционально настраиваются на урок

-Контролируют готовность к уроку

 

Личностные

Коммуникативные:

2

Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Учитель организует подводящий диалог.

На доске карточки с буквами(строчными) и,д,в,т,п.

Какой буквы не достаёт?

Реагирует на правильный ответ детей. Просит сформулировать тему урока.(Слайд3)

Предлагает записать  число классная работа и на чистописании букву р и росчерки с ней

Ррррр ор ар рв рл ра ро вр

Рябина рябинка рябину рябинкой

Рассказывает этимологию слова рябина. Круглый год украшает рябина и лес, и города, и сёла. В нашем школьном дворе горят её ярко-красные кисти. Но почему рябина названа именно рябиной, а не иначе? Послушайте. Вишни яблони и многие другие деревья в пору цветения –белые. А кудрявые соцветия рябины выделяются из общей белизны именно своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло- зелённые, и белые цветы: темнеют. Просвечивают сквозь них и листья, и ветки. Рябые говорят в народе. И так, по образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра.(слайд4-6)

Организует подводящий диалог.

Какое слово лишнее?

Что меняется при изменении формы слова?

В какой грамматической категории изменяется форма слова?

Что такое склонение?

Как определить падеж имени существительного?

Просит сформулировать цель урока.

Какие у нас есть знания, чтобы правильно определить падеж существительного?(слайд7)  (приложение1)

-Дети отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

-Вступают в дискуссию

-Озвучивают тему урока

- Списывают с доски.

-Отвечает на вопрос. Объясняет свою точку зрения.

изменение имен существительных по падежам?

рябинка

окончание

число и падеж

Отвечают на вопросы.

Формулируют цель урока.

Заполняют карту самооценки.

Познавательные:

 

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

3

Проверка домашнего задания..

Учитель организует работу в парах сменного состава.  Проводит игру –« Ты- мне, я -тебе»

Просит соотнести падеж и вопрос

(Слайд8-19)

Предлагает определить падеж имён существительного.

К. Паустовский с помощью одного падежа описвывает природу . Какого?

О русской природе, о милой природе,

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблонях в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,

О гроздьях рябины, о шорохах бора,

О ландышах ранней весны.

Как вы определили падеж?

-Работают в парах сменного состава состава рассказывают друг другу падежи с вопросами.

-работают с сигнальными карточками.

Вступают в диалог.

Рассказывают друг другу падежи.

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

4

Работа по теме урока.

Создание проблемной ситуации.

-Пусть говорят. Что есть места иные,

Что в поле есть иная красота,

А я люблю свои места родные,

Свои родные милые места.

О чем это стихотворение?

Организует  дифференцируемую работу в парах.

1пара. Ставит слово родина в нужном падеже. (приложение 4)

2 пара. Склоняет слово родина

Проводит проверку.

Пословицы о родине.

Диктует пословицы.

Всякая птица своё гнездо любит.

Предлагает выполнить синтаксический разбор предложения.

Просит определить падежи.

 

(Может возникнуть проблема почему определили по -разному).

Как вы будете действовать?

Организует работу в группе.

Высказывают своё мнение.

Проверка работы

Объясняют смысл пословицы.

Записывают предложения. Определяют падеж.

Удоски работает 1 ученик.

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

5.

Физкультминутка

Выполняют под песню «Где ты появился на свет»

Выполняют физкультминутку.

Коммуникативные

Личностные

6

Работа по теме урока.

Организует поисковую деятельность. Раздаёт карточки помощники.(приложение 2)

- 

Предлагает сравнить выводы с выводами учебника стр. 40(Слайд20)

Читают задание. Обсуждают порядок действий для определения падежа имён существительных в предложении. Представляют результаты.

-

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

7.

Применение знаний

Организует  работу в парах  с упр. 70(Слайд21)

Читают задание. Комментируют выполнение. Обсуждают  работу по алгоритму для определения падежей имён существительных.

8

Обобщение и закрепление.

 -Учитель организует систематизацию и обобщение совместных достижений

- самооценка

Птичий базар

Сколько падежей в русском языке

Как называются падежи все кроме именительного?

Почему каждый падеж имеет два вопроса?

В каком падеже имя существительное является подлежащим?

Что пропущено в алгоритме ? (у каждого карточка)-(Приложение 3)

-Демонстрируют известные знания

-Выявляют границы применимости нового знания

Коммуникативные:

Регулятивные:

Личностные:

9

Рефлексия

Обратимся к целям и задачам урока.               ( Слайд22)

Заполняют лист самооценки.

Учитель создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Синкейн урок

-Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности

Регулятивные:

 Личностные:

10

Домашнее задание.

Предлагает ознакомиться с домашнем заданием с упр. 63 в рабочей тетради

(Слайд 23-24)

Читают задание . Комментируют порядок выполнения.

Регулятивные:

 Личностные:

Прогнозируемый результат: В процессе работы  будет организована учебная деятельность учащихся в предметной области «русский язык» , учащиеся  овладеют содержанием в рамках темы «Определение падежа имени существительного», осознают алгоритм определения падежа имени существительного и научатся им пользоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени существительном". 3 класс. Т.Г. Рамзаева.

Урок "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс. Дети повторяют и обобщают изученный материал играя. А что в начальной школе может быть лучше? Только заинтересовав ребёнка, можно добиться пол...

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...

Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».

Презентация  к уроку русского языка  по теме  «Падеж имен  существительных»....

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....

Конспект урока русского языка на тему «Падеж имён существительных».

Я использую в своей работе конспекты уроков опытных педагогов....

Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...