Урок русского языка. Тема: "Родительный падеж имени существительного".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лапина Елена Анатольевна

"Родительный падеж имени существительного".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._roditelnyy_padezh.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Родительный падеж имени существительного

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.
  2. Развивать речь детей, обогатить словарь.
  3. Закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущем уроке.
  4. Повторить разбор предложения по членам предложения.
  5. Учить быстро ориентироваться в тексте.
  6. Воспитывать умения чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

                                                          Ход урока

I. Оргмомент.

        Проверь, дружок,

        Готов ли ты начать урок?

        Все ль на месте, все ль в порядке?

        Ручка, карандаш, тетрадка?

II. Сообщение темы и целей урока.

     - Сегодня мы продолжим изучение темы «Имя существительное».

     Мы уже знакомы с И.П. имени существительного. Сегодня познакомимся с Р. падежом.

     - Какие существительные не склоняются?

    ( Пальто, шоссе, метро, пони, радио, кино, кафе, кофе, ателье, жюри.)

     - Вспомните скороговорку с несклоняемым существительным.

    ( Шла Саша по шоссе и сосала сушку.)

     - Что вы можете сказать о написании слова шоссе ?

( Удвоенная согласная , непроверяемая безударная гласная О).

     - Значит это слово словарное.

       Запишем его в словарик.

( Шоссе – дорога с твердым покрытием, предназначена для безрельсового транспорта).

     - С какими словами может сочетаться слово шоссе?

     - Составьте предложение с одним из словосочетаний.

     - Что такое имя существительное?

     

  1. Имя существительное

          Очень удивительное.

           На вопросы кто? и что?

           Отвечать оно должно.

   

2)Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто?,  что?, обозначает предмет.

- Что еще можно рассказать о существительном?

 Оно изменяется по числам, падежам ( или склоняется).

III.   Уточнение знаний о Р.п. имени существительного.

       

     

            Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в Р.п. без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо, являющееся

                                   Р.п.

     родителем: сын Ивана,

                                  Р.п.

     создателем: дом отца,

         Р.п.

     владельцем: платье сестры.

  1. Замените словосочетания:

    Прил. + сущ. = сущ. + сущ.

            Р.п.

    березовый лист – лист березы,

           Р.п.

    еловая шишка – шишка ели,

             Р.п.

    медвежья берлога – берлога медведя,

         Р.п.

    волчий след – след волка.

  1. Используйте предлоги:

Улыбнулся     от      (радость),

Съехал             с       (горка),

Добежал          до     (калитка),

Подарок          для    (сестра).

  1. Прочитайте текст.

Объясните пропущенные орфограммы.

                       

                  Как красив  осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена

    разрумянились. Густая листва дуба стала медной. Сосны и ели остались зелеными.  Мы

    шли по лесной дороге. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами.

- О каком времени года идет речь? (Об осени).

- Как можно озаглавить рассказ? ( Осень в лесу).

- В тексте встретилось слово дорога, подберите к нему синонимы.

                   

        (дорога – шоссе,

        дорога – тропа).

- Почему автор не употребил в тексте слово шоссе?

- Каким словом в данном случае можно заменить слово дорога?

  Почему?

  1. Последнее предложение в тексте разобрать по членам предложения.

   прил.         сущ.      Р.п.        гл.      пр.    сущ.

Пестрый  ковер  листьев  шуршал  под  ногами.

Это предложение простое, по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное.

- Найдите в тексте слова, стоящие в Р.п.

- Об этой чудесной поре писали многие поэты, великие художники рисовали прекрасные картины, написано много замечательных произведений.

- Кто вспомнит строки из стихотворений об осени?

- Итак, что же мы можем рассказать о Р.п. имени существительного?

  1. Существительные в  Р.п. отвечают на вопросы  кого?, чего?

  1. В предложении бывают второстепенными членами.

  1. Сочетаются с существительными и глаголами.

  1. Употребляются с предлогами и без них.

- Назовите предлоги Р.п. ( от, до, из, без, у, для, около, с ).

Д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"

Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...

Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».

Презентация  к уроку русского языка  по теме  «Падеж имен  существительных»....

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....

Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...

Урок русского языка (конспект). Творительный падеж имен существительных. 3 класс.

Урок русского языка (конспект). Творительный падеж имен существительных. 3 класс....

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...