Урок по русскому языку и ИЗО. Тема: «Тайна моего имени». 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Макридичева Надежда Петровна

Ход урока:

1. Оргмомент.

Уч.: Здравствуйте!
Добрая ласковость слова стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, 
Это же – дольше живите на свете.

Здравствуйте! Будьте здоровы! Присаживайтесь.

Уч.: Сегодня у нас необычный урок – урок русского языка и изобразительного искусства.

 

2. Минутка чистописания.

Уч.: Начнем урок с минутки чистописания. Откроем тетрадь, запишем число и классная работа.

Запишите предложение, которое вы видите на доске.

Не имя красит человека, а человек имя.

- Что вы записали? (пословицу)

- Как, вы ее понимаете? (ответы детей)

- Какие орфограммы в словах вы встретили? (ответы детей)

- Найдите имена существительные в предложении. Расскажите о них все, что знаете (имя, человека, человек, имя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku_i_izo.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Жемчужниковская ООШ»

Урок по русскому языку и ИЗО.

Тема: «Тайна моего имени».

3 класс

Подготовила:                                                                                                    Макридичева Надежда Петровна,                                                                    учитель начальных классов

Одоевский район, 2018 год

Ход урока:

1. Оргмомент.

Уч.: Здравствуйте!
Добрая ласковость слова стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы, 
Это же – дольше живите на свете.

Здравствуйте! Будьте здоровы! Присаживайтесь.

Уч.: Сегодня у нас необычный урок – урок русского языка и изобразительного искусства.

2. Минутка чистописания.

Уч.: Начнем урок с минутки чистописания. Откроем тетрадь, запишем число и классная работа.

Запишите предложение, которое вы видите на доске.

Не имя красит человека, а человек имя.

- Что вы записали? (пословицу)

- Как, вы ее понимаете? (ответы детей)

- Какие орфограммы в словах вы встретили? (ответы детей)

- Найдите имена существительные в предложении. Расскажите о них все, что знаете (имя, человека, человек, имя).

ПРО ИМЕНА 
Имена моей России: 
Емельян и Ефросинья, 
Вера, Дарья и Аксинья − 
Виктор, Яков, Влас и Липа, 
Знаем Фоку и Филиппа. 
Про Федота помним что-то, 
Славим Марью и Ивана. 
Сказку сказывать охота 
Про Людмилу и Руслана. 
Фёдор есть и Родион, 
Капитон и Харитон, 
Ярослав и Агафон, 
Спиридон и Епифан, 
Игорь, Сидор и Степан, 
Зоя, Злата и Лариса, 
Есть Лукерья и Раиса, 
И Анфиса, и Тамара. 
К ним Остап с Андреем – пара. 
Есть ещё Богдан с Макаром. 
Хлеб с борщом едят недаром.
Много разных есть имён: 
Маргарита, и Семён, 
Коля, Толя, Юра, Саша, 
Таня, Глеб, Сергей, Наташа, 
Маша, Ваня и Василий – 
Имена моей России!
Имена дают нередко 
В честь родителей и предков, 
Чтоб традиции хранить 
Чтобы Родину ценить. 
Неразрывна эта нить!
Имена не все назвали, 
Перечислим всех едва ли, 
По секрету передали: 
Все достойны, всем медали!!!

3. Постановка темы и цели урока.

Уч.: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем необычном уроке? (ответы детей)

- Какова цель нашего урока? (ответы детей)

- Молодцы, ребята! Правильно все вы сказали. Мы повторим орфограмму «Заглавная буква в именах собственных», закрепим знания об имени существительном, поговорим о ваших именах, а в конце урока выполним проект.

4. Выполнение задания.

Слайды с героями.

Уч.: Задание «Угадай героя». Отгадайте имя героя мультфильма или сказки по их описанию. Ответ запишите.

1. Той девчонки нет прекрасней, той девчонки нет умней, и Пьеро, ее вздыхатель, целый день поет о ней.    (Мальвина)

2. В Простоквашино живет, все хозяйство там ведет, адрес точно я не знаю, но фамилия морская.  (Матроскин)

3. Как звали девочку, попавшую в Страну чудес?   (Алиса)

4. В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали … (Дюймовочка)

5. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …» (Снегурочка)

6. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К. И. Чуковского? (Айболит)

7. Как зовут малышей – коротышек из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей?» (Незнайка, Тюбик, Знайка, Пулька и т. д.)

Уч.: Проверим, что вы написали? Чем похожи все слова? (все они имена сущ., имена собственные, все они имена одушевленные, все пишутся с заглавной буквы, все в именительном падеже, единственном числе) А чем различаются? (род различный)

- Объясните, что обозначают имена героев? (ответы детей)

5. Словарная работа.

Уч.: А что такое имя? (ответы детей) Я предлагаю открыть словарь русского языка С. И. Ожегова и найти объяснение этого слова.

Имя – это есть личное название человека. На Руси при рождении  ребенка нарекали 2 именами. Одно – простое и всем известное, другое тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Второе имя считалось защитой от злых  и недобрых людей. Имена давали необычно:

- по внешним признакам: Чернава, Кудряш;

- по чертам характера: Добрыня, Молчун, Прыгунок;

- по очереди рождения в семье: Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой;

- по явлениям природы: Метелица, Знойник, Снегурочка;

- существовали и необъяснимые имена: Некрас, Немил, Ненаш.

Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. В том случае имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю.

Уч.: Вы все готовились к этому уроку, заполняли анкету. Она сейчас вам поможет. Запишите полное ваше имя, а теперь запишите сокращенное имя. У всех ли у вас есть такое? (ответы детей)

Ребята, поделитесь информацией о том, почему вас нарекли этим именем? Какие на то были причины? (ответы детей)  

«Имя человека – самый сладкий и самый важный для него звук на любом языке». Так сказал известный американский писатель и психолог Дейл Корнеги. Пусть же для вас все ваши имена будут самыми сладкими и важными звуками. Из анкеты я поняла, что никто из вас не хочет изменить свое имя. Значит, оно вам нравится.

6. Выполнение задания.

Уч.: Выполним следующее задание «Измени имя по падежам». Просклоняйте свое полное имя по падежам. Понаблюдайте над окончаниями.

- Проверим, что у вас получилось (ответы детей)

- Поиграем в игру «Не ошибись». Я называю полное имя – вы произносите его сокращённое звучание и наоборот:

Василий – Вася

Оля – Ольга

Николай – Коля

Юра – Юрий

Виктор – Витя

Валя – Валентина

Татьяна – Таня

Вова – Владимир

Светлана – Света

Лена – Елена

7. Физминутка.

Уч.: Немного отдохнем. Я сейчас буду задавать вопросы из ваших анкет. Кого это касается, встаньте.

- Встанет тот, у кого полное имя начинается с гласного звука.

- Встанет тот, у кого есть сокращенное имя.

- Встанет тот, кто назван в честь деда.

- Встанет тот, кто назван в честь княгини.

- Встаньте те, чьи имена пришли к нам с греческого языка, а с латинского.

- Встаньте те, кому нравится свое имя.

8. Словарная работа.

Уч.: А сейчас я предлагаю послушать стихотворение Зои Александровой «Восемь Тань».

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»-

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

- Как вы думаете, каким образом можно разобраться в этом? (по фамилии)

- Да, правильно, по фамилии. А как называют людей, у которых одинаковые имена? (тезки) Давайте посмотрим в словаре значение этого слова.

Тезка –

- У нас в классе есть тезки? (да) Скажите, одинаковые ли это люди? (нет) У вас есть такие примеры? (ответы детей) Мой пример привести.

9. Выполнение задания.

Слайд.

Уч.: Прочитайте предложения и найдите слова, написание которых, по вашему мнению, чем-то отличается от написания других слов.

1. ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.

2. САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

3. ЖЕНЯ МОРОЗОВ НЕ БОЯЛСЯ МОРОЗОВ.

4. ВИТЯ ВАСИЛЬКОВ СОБРАЛ БУКЕТ ВАСИЛЬКОВ.

5. АНДРЕЙ ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ У ПАСТУХОВ.

- Запишите второе предложение.

- Какую орфограмму нужно знать, чтобы правильно записать предложение? (ответы детей)

- Выделите главные члены предложения.

- Проверим наше задание. (ответы детей)

10. Выполнение проекта.

Уч.: Имена, имена, имена….

        В нашей речи звучат не случайно.

        Как загадочна эта страна,

        Так и имя – загадка и тайна!

- Имя человека – это судьба человека, это символ, который сопровождает человека всю его жизнь. Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА. Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

- В анкете вы писали, что означают ваши имена. Некоторые обозначения очень похожи на ваши характеры, на вашу внешность. Не зря вас родители так назвали. А вот сейчас вы попробуете изобразить свое имя на листе бумаги. Вы должны постараться показать рисунком значение вашего имени. Например, мое имя «Марина» означает с латинского языка – морская. Поэтому я изобразила его вот так (показ рисунка). Например, имя Елена означает светлая. Можно нарисовать что-то связанное со светом.

- Закройте тетрадь, отложите все, что не нужно. Приготовьте место для работы красками. Подумайте, что будете изображать, сделайте наброски и разукрашивайте.

- Ребята, очень много песен написано про имена. Я вам предлагаю послушать попурри из песен, в названии которых есть какое-то имя. (звучит музыка)

- А еще я вам приготовила небольшие шуточные стихи о вашем имен (раздать стихи).

11. Защита проектов.

Уч.: Время на работу истекло. Давайте посмотрим, что у вас получилось? Защитите свой проект, расскажите, что означает ваше имя. А мы увидим, что вы нарисовали (проверить несколько проектов).

12. Итог урока. Рефлексия.

Уч.: Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. Вернемся к началу урока. Запомните пословицу, которую мы писали. Важно знать, что имя – это не наряд, который надевают по праздникам, который можно подарить и выбросить. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех благ, богатств, званий, прав, но нельзя лишить имени. Доброго, ласкового, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называют знатными, славными, знаменитыми. Еще очень интересную информацию вы написали в своих анкетах, каких известных людей с вашим именем вы знаете. Расскажите об этом.

Уч.: Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Гордитесь своим именем. Сделайте так, чтобы ваше имя прославилось.

- В заключение нашего урока я хочу прочитать небольшое стихотворение «Есть четыре начальных слова…»

Есть четыре начальных слова и каждый народ

Их вручает ребёнку навечно беречь и любить:

Слово ЖИЗНЬ – потому что и он, будет время, умрёт,

Слово СМЕРТЬ потому что обязан он правильно жить,

Слово РОДИНА – потому что её продавать на базаре нельзя,

И ещё ему ИМЯ с рождением мама даёт -

Пусть его беспорочно по жизни несёт…

Вот наследство, которое всем нам даётся, друзья,

И отчёта от нас будет требовать вечно народ.

13. Оценка работы.

Уч.: Урок подошел к концу. Как бы вы оценили работу на уроке:

- поднятый большой палец – урок понравился, я все понял;

- поднятый указательный палец – в основном все понятно, но есть некоторые вопросы;

- схватились за голову – ничего не понял.

- Продемонстрируйте свою оценку.

- Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Занятие кружка "Моя родословная" на тему: "Тайна моего имени"(Составление "именной" снежинки). Внеурочная деятельность.ФГОС

Данное мероприятие способствовало развитию интереса к своему имени, созданию условий для знакомства со значением имён товарищей, демонстрации людей, прославивших данные имена в искусстве, спорте, труд...

открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...

Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"

Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей формируются  образ...