открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре, для фронтальной работы. Материал разнообразный, носит воспитательный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit.padezh_prilag.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.» Слайд1
Цель: учить писать окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
Формируемые УУД:
предметные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признаком; синтез;
познавательные-ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;
коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками; контроль, оценка действий партнера;
регулятивные-постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные-установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология построения занятия: проблемно-диалогическая.
Ход урока
I. Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
Прочитайте высказывание Константина Паустовского.
«С русским языком можно творить чудеса». Слайд2
Сегодня мы продолжим постигать неизвестные для нас чудеса русского языка. Проведем наблюдение и сделаем открытие. При этом вам надо быть очень внимательными.
II Актуализация знаний
1.Загадка.
- Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Слайд3
- Да, это зима. Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: "Вовсе не холодная и не вьюжная”. "Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы оправимся в гости к зимушке – зиме.
2. Поиграем в игру «Исчезающее слово»
На доске слова: ненастный, белолицый, вьюжный. Слайд 4
- Найдите и запишите слово с…
- Непроизносимой согласной в корне слова (ненастный)
- Сложное слово с соединительной гласной (белолицый)
- Разделительным мягким знаком (вьюжный)
- Какое слово осталось? (ленивого) Почему?
-Какая орфограмма в слове определите? (безуд. падежное окончание прилагательного)
-Сравните окончания. Что вы можете сказать?
- Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение .
(Мороз ,за нос, ленивого, хватает, а перед, снимает ,проворным, шапку.)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Слайд 5
-Что у нас получилось? ( пословица)
- О чем эта пословица? ( )
Какой частью речи является слово ленивого? ( прилагательным)
III. Повторение изученного.
1.Вспомним о прилагательных
Составление кластера.
Имя прилагательное- ___________, обозначает ________ и отвечает на вопросы ____? ____?______________?_______________?
Прилагательные изменяются _______________________. Начальная форма прилагательного -это
Человек придумал прилагательные.
Имя прилагательное- часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?какая?какое? какие?
Прилагательные изменяются по родам и числам.
Прилагательные изменяются по падежам. Именительный падеж ед.числа м.р. – это начальная форма имени прилагательного. Имеет окончания-ый,-ий,-ой. Слайд 6
-Можно сказать, что наше слово(ленивого) стоит в начальной форме?
Поставьте вопрос.(Какого?)
На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.?
Какие имеют окончания?
Вопрос Р.п. проверяет безударные окончания прилагательных мужского рода? (не совсем, неясно слышим окончание самого вопроса)
Говорим - (какова), пишем – какого. Слайд 7
3.Постановка проблемы
-Прочитайте стихотворение.
Снежная баба
Сегодня из снежн… Слайд 8
Мокр… кома
Мы снежную бабу
Слепили у дома.
Стоит эта баба у самых ворот –
Никто не проедет,
Никто не пройдет.
Любуются взрослые ею и дети,
Рогожные волосы
Треплет ей ветер.
Знакома она
Уже всей детворе,
А Жучка все лает:
— Чужой во дворе!
-Какое окончание надо вставить в выделенных прилагательных.
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Как же нам разрешить возникшую проблему? Каковы ваши предположения?
(Учащиеся высказывают свои мнения) Слайд 9
- Кто же прав?
IV. Сообщение темы и целей урока. Изучение нового материала. Открытие нового знания
-Какая тема нашего урока?
- Сформулируйте тему урока.
«Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.».
-Для чего нам нужно изучить эту тему? Слайд 10
(чтобы потренироваться в написании прилагательных в родительном падеже, правильно употреблять в речи и грамотно писать, грамотно говорить)
-На уроке будем учиться правильно писать имена прилагательные в родительном падеже единственного числе. Почему прилагательные в родительном падеже при письме вызывают у нас затруднения? Говорим - (какова), пишем - какого,
V. Применение новых знаний
1.Сравнение имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Работа со схемой.
-Как вы думаете, будут ли различаться прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже по окончаниям .
2.Работа по группам.
Предлагаются слова для справок, каждая группа выбирает подходящее для своего слова словосочетание и записывает по образцу.
Образец: Аромат - аромат свежего хлеба
1группа
Лучи_____________________
Ветка_____________________
Слова для справок: огромный дуб, яркое солнце.
2группа
Крыша____________________
Стакан____________________
Слова для справок: горячее молоко, соседний дом.
3группа
Лыжи_____________________
Гладь_____________________
Слова для справок: маленький мальчик, лесное озеро.
- Но сначала повторим правила сотрудничества.
- Слушать друг друга;
- Уметь уступать;
- Уметь договариваться;
- Распределять роли в группе.
- Справившаяся группа показывает сигнал готовности. Каждая группа озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения.
Слайд 11
Вывод: прилагательные и мужского, и среднего рода в родительном падеже имеют окончания –ого,-его .
3.Работа в парах.
Найдите прилагательные в родительном падеже и подчеркните.
Докажите, что нашли правильно.
Снежный, снежного, пушистый, пушистого, северного, северными, зелёного, светлого, солнечный, солнечного, летний, летнему, зимнего, зимнему, красивые, красивыми.
Слайд 12
Зимушка-зима
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонари
V1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1.Работа по учебнику . Упражнение 34
Какая мысль выражена в этих строках?
Беседа о Родине. Рассматривание фото Красного Холма зимой.
Выполнить по заданию. Слайд 13
На какой вопрос отвечают прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.?
Какие имеют окончания?
Вопрос Р.п. проверяет безударные окончания прилагательных мужского рода?
2.Словарная работа.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Откройте учебники на стр. 19 и прочитайте его.
- Кто может объяснить значение этого слова? …….. Слайд 14
- А когда у человека бывает хороший аппетит?
Упражнение 36. Списать.
Инсценировка.
3.Работа с карточками. "Каждому своё" (Часть учащихся выполняют разноуровневые карточки)
Дифференцированная работа.
1 уровень.
Вставь пропущенные окончания.
Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора.
2 уровень
Напиши существительные и прилагательные в родительном падеже.
На опушке____________________________________________ (зимний лес),
на улицах _____________________________________________(маленький город), приготовил для __________________________________(любимый друг),
вышел из_______________________________________ (тёплый дом)
3 уровень
Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки: около старая дерева, из спелое яблока, из белой снега, около большой дом, из мокрый снег.
VII.. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 15
- На уроке я работал …
- Своей работой на уроке я …
- За урок я …
- Материал урока мне был …
VI. Итог урока.
- Посмотрите, к нам пришел снеговик.
- Кто скажет, какое чудо мы с вами всегда должны помнить при написании прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже ?
VII. Сообщение домашнего задания
стр. 19 упражнение 35
Упражнение "Придумай прилагательное"
Подберите подходящие по смыслу прилагательные.
Напишите словосочетания в тетрадь, в скобках укажите падеж.
До : …. ого дерева
От : … ого снега
Из :.. … ого леса
Из ::. … его окна
Игра "Собери в корзину".
Составьте с этими словами словосочетания, придумав подходящее по смыслу существительное.
Снежного, пушистого, солнечного, зимнего, северного.
На доске записаны словосочетания в два столбика.
Острый Тяжёлый Верный Красный Вкусный | нож багаж товарищ кирпич борщ |
Работа с пословицами.
- Не жалей сил для (полезное дело).
- Маленькое дело лучше (большое безделье)
снежный |
красивыми |
красивые |
зимнему |
зимнего |
летнему |
летний |
солнечного |
солнечный |
светлого |
северными |
зелёного |
северного |
пушистого |
пушистый |
снежного |
Упражнение "Придумай прилагательное"
Подберите подходящие по смыслу прилагательные.
Напишите словосочетания в тетрадь, в скобках укажите падеж.
До : …. ого дерева
От : … ого снега
Из :.. … ого леса
Из ::. … его окна
1 уровень. Вставь пропущенные окончания. Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора. |
2 уровень Напиши существительные и прилагательные в родительном Падеже. На опушке__________________________________________ (зимний лес), на улицах__________________________________________ (маленький город), приготовил для_____________________________________ (любимый дедушка), вышел из___________________________________________ (тёплый дом). |
3 уровень Найди ошибки в написании окончаний имён прилагательных, спиши словосочетания, исправив ошибки. Около старая дерева, из спелое яблока, белой снега, около большими дома, без тёплые пальто. |
1 уровень. Вставь пропущенные окончания. Снежн___ покрова, смешно___ клоуна, из бел____ снега, из парн___ молока, из соснов____ бора. |
2 уровень Напиши существительные и прилагательные в родительном Падеже. На опушке (зимний лес), на улицах (маленький город), приготовил для (любимый дедушка), вышел из (тёплый дом). |
Лучи | Гладь | Гладь |
Ветка | Лучи | Лучи |
Крыша | Крыша | Ветка |
Лыжи | Лыжи | Лыжи |
Стакан | Стакан | Стакан |
Луч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе"Родительный падеж имен существительных"
Урок русского языка на тему осени....
Дательный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде
Урок проводился в 4 классе, возрастной состав – 10-11 лет Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душ...
Именительный и Винительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.
Умение ребят распознавать И.п и В.п имен прилагательных....
Именительный, винительный падежи имен прилагательных в мужском и среднем роде. 4 класс
Цель: закреплять умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном и винительном падежах.Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся...
Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде
Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде...
25.01.22 Русский язык 4 класс. Тема:Родительный падеж имен прилагательных.
учебник Русский язык, 4 класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24862807","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...
26/01/22 Русский язык, 4 класс Тема: Дательный падеж имен прилагательных
учебник Русский язык, 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24862870","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mo...