Урок по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в именах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Лодыгина Людмила Петровна

Урок составлен с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России»

Тема «Мягкий знак после шипящих в именах существительных».

Цель: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Задачи:

Предметные: выявить грамматическую  функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; совершенствовать умение распознавать существительные по родам.

Познавательные УУД: развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

Регулятивные УУД: формировать умения выполнять свои действия по образцу; принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД: умение высказывать свои мысли и доказать свою точку зрения; формировать умение работать в группах.

Личностные УУД: формировать умения адекватно оценивать свою работу; воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: исследовательская, ИКТ, проблемно – диалогическая.

Техническое оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

Оргмомент.

-Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

«Доброе утро» солнцу и птицам,

«Доброе утро» улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Настал новый день. Я улыбнусь вам,

А вы улыбнитесь мне и друг другу.

Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнитесь от души. Начинаем работу.

Слайд 2.

Идём по дороге Знаний

в страну с названием «Речь»

и всё, что сегодня узнаем,

нам в памяти нужно сберечь!

Актуализация опорных знаний.

-Нашу работу предлагаю начать с интеллектуальной разминки.

Слайд 3-4.

-1.Светлое время суток. (день)

2.На меня она похожа, будто я шагаю лежа. От нее мои друзья убежать никак нельзя. (тень)

3.Что остается, когда спилят дерево? (пень)

4.Труд кормит, а что портит? (Тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить). (лень)

5.Под полом таится, кошки боится. (мышь)

Слайд 5.

-День, тень, пень, лень, мыш?

-Слова какой части речи вы видите? (существительные).

-Докажите. Что такое существительное? (….)

-Найдите лишнее слово. (мыш?)

-Почему? (Последний звук в этом слове ш)

-Дайте характеристику этому звуку. (согласный, твердый, парный, шипящий)

-Какие еще шипящие звуки знаете? (ч, щ, ж)

Слайд 6.Чистописание.

-Откройте тетради и напишите буквы, которые обозначают эти звуки.

Создание проблемной ситуации.

-Ребята, какую роль играет мягкий знак в словах? (указывает на мягкость согласного)

-Ребята, что интересного заметили в слове мыш? (после ш стоит ?)

-Как вы думаете, почему? Чего здесь не хватает? (ь)

-Все согласны, что в слове мышь надо писать ь? (…)

-Зачем в слове мышь ь, ведь [ш] не бывает мягким?

Постановка учебной задачи и темы урока.

-Если в слове мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит у него есть еще какая-то роль.

-Так какова же наша учебная задача на урок? ( узнать, какую еще роль играет ь в словах существительных).

-Сформулируйте тему урока. (ь после шипящих в именах существительных)

Работа по группам. Исследовательская деятельность.

-В каждой группе есть слова на карточках. Прочитайте.

Слайд 9.

Алгоритм исследования. Открытие нового знания.

-Прочитайте слова.

-Определите часть речи.

-Измените число.

-На какие группы можно разделить слова?

-Запишите в столбики по группам.

-Понаблюдайте, в каких словах ь пишется, а в каких не пишется.

-Сделайте вывод.

-Сформулируйте правило.

(Слайды 9-13)

-Где мы можем проверить наше предположение? (прочитать правило в учебнике).

Работа с учебником (стр.73)

-Прочитаем правило.

-В конце существительных какого рода после шипящих ь не пишется? ( у существительных муж.р.)

-Какую роль играет ь в именах существительных? (ь в именах существительных указывает на то, что это существительное женского рода).

-Молодцы! Какое открытие вы сделали! А сейчас немного отдохнем, а заодно и закрепим полученные знания.

Физминутка. Первичная проверка понимания.

-Я буду называть существительные м.р. и ж.р. с шипящим звуком на конце. Если сущ. Ж.р., то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите сущ. М.р. – приседаете.

Чиж, вещь, печь, товарищ, луч, ночь.

Составление алгоритма.

( На партах опорные слова).

-Используя опорные слова, составьте алгоритм  «Мягкий знак после шипящих».

Слайд 15.

-Для чего мы составили алгоритм? (чтобы применить его на практике)

-Каждая группа получает карточку со словом. Пользуясь алгоритмом, объясните правописание ь.

Применение новых знаний.Самостоятельная работа.

Слайды 16-22.

-Проверим! (Слайд 23).

Слайд 24.

-Посмотрите на экран. Предложите задание. (вставить орфограммы, изменить слово)

-Проверяем! (Слайд 25)

-Посмотрите на слайд 26. Сформулируйте задание. (Составить предложение).

-Найдите главные члены предложения.

-Назовите слова, которые относятся к сегодняшнему уроку. (печь, дочь).

-Нужно ли писать ь? Докажите!

-Проверяем! (слайды 27-28).

Закрепление.

Слайд 29-30.

-Выполните тест, ответив на вопросы да или нет.

-Проверка! Встаньте те, кто не допустил ошибок.

-Молодцы!

Итог урока.

Слайд 31.

-В каких случаях пишется ь после шипящих? (…)

-Вернемся к слову мышь. Нужно ли писать ь и какую роль он здесь играет?

Слайд 32.

Рефлексия. Слайд 33-34.

Домашняя работа на выбор. Слайд 35.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе Составила учитель начальных классов МОУ «СОШ» пст . Мадмас Лодыгина Людмила Петровна

Слайд 2

Идём по дороге Знаний в страну с названием «Речь» и всё, что сегодня узнаем, нам в памяти нужно сберечь!

Слайд 3

Интеллектуальная разминка. 1.Светлое время суток. (день). 2.На меня она похожа, будто я шагаю лёжа – от неё, мои друзья, убежать никак нельзя. (тень).

Слайд 4

3.Что остаётся, когда спилят дерево? (пень). 4.Труд кормит, а что портит? (тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить). (лень). 5.Под полом таится, кошки боится. ( мыш ?)

Слайд 5

ДЕНЬ, ТЕНЬ, ПЕНЬ, ЛЕНЬ, МЫШ?

Слайд 6

Чистописание. Ш, Ж, Ч, Щ

Слайд 7

МЫШ?

Слайд 8

Тема урока: Мягкий знак после шипящих в именах существительных.

Слайд 9

Ночи Лещи Лучи Печи Ерши Сторожа Малыши

Слайд 10

Проверь себя! н очи – ночь л ещи – лещ л учи – луч п ечи – печь е рши – ёрш с торожа – сторож м алыши - малыш

Слайд 11

м .р . Ночь ж .р. лещ луч печь ёрш сторож малыш

Слайд 12

Проверь себя! м.р. ж .р. л ещ ночь л уч печь ё рш с торож малыш

Слайд 13

Вывод: В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Ж.Р. С НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НАДО ПИСАТЬ МЯГКИЙ ЗНАК.

Слайд 15

Прочитай слово Оканчивается на ж, ш, ч, щ? Мягкий знак после шипящих нет нет да Это имя существительное? Определи род Примени другое правило Проверь по словарю Ж.р. – ь пишется М.р. – ь не пишется да

Слайд 18

лож.. ло жь

Слайд 23

Проверь: Вра ч , мя ч , ло жь , гра ч , мело чь , пла щ , ро жь .

Слайд 24

П.левая (мыши), ру.кая (речи), новая (вещи), свеж.й (калачи), вкус.ный ( борщи), в.сёлый (малыши).

Слайд 25

Проверь себя! Полевая мышь, русская печь, новая вещь, свежий калач, вкусный борщ, весёлый малыш.

Слайд 26

Печ …, матери, помогла, разжечь, доч …

Слайд 27

Дочь помогла матери разжечь печь.

Слайд 28

Дочь помогла матери разжечь печь.

Слайд 29

Тест. 1.В конце существительных ж.р. С нулевым окончанием после шипящих пишется ь . 2.В слове плащ… ь не пишется. 3.В конце существительных м.р. С нулевым окончанием после шипящих пишется ь . 4.В слове мелоч … ь не пишется.

Слайд 30

Проверим! ДА, ДА, НЕТ, НЕТ.

Слайд 31

Итог урока: В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих?

Слайд 32

МЫШЬ

Слайд 33

Рефлексия. Оцените свою работу на шкале:

Слайд 34

На уроке я научилась … На уроке мне понравилось…

Слайд 35

Домашнее задание: написать по 5 слов существительных м.р. и ж.р. придумать и написать 3 предложения на новую тему.

Слайд 36

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!! МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка в з классе "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Цель: вывести алгоритм правописания имен существительных  с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы учащихся....

Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

"Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)

Открытый урок и презентация в 3 классе по программе "Перспектива" на тему: "Мягкий знак после шипящих в именах существительных женского рода" (3 класс)...