Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Екатерина Яковлевна Пантелеева

Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей 

формируются  образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Три склонения имен существительных»

УМК: «Школа России»

Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Номинация: проблемный урок с использованием ИКТ

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области русский язык по теме «Три склонения имен существительных».

Учебные задачи, направленные на достижение  личностных результатов обучения: 

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
  • Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: 

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
  • Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
  • Самостоятельно находить несколько  вариантов решения учебной задачи.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов: 

  • Учить определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме.
  • Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании существенных признаков существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.

Учебные материалы: Учебник: "Русский язык 3 класс, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки  разного цвета с именами существительными, карточки с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

                            УУД

Виды проверки

1 этап.

 Мотивация к учебной деятельности.
(Минутка вхождения в урок)

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания
.

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
– А каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– А что вы для этого должны делать?

– Ребята отвечают.

– Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным…
– Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы…

Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

2 этап. 

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

– Для начала повторим то, что уже знаем.
Использую
слайд 1 Презентации.

Посмотрите на экран.
Спиши предложение:  

К празднику я сделал подарок матери, сестре и брату.

 Задание.

1.Обозначь имена существительные. 2.Определи падеж и окончание у существительных .

– Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания?

 – Матери –  имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Сестре – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Брату – сущ., стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у.

Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

Проверка по экрану.

3 этап.

Постановка учебной задачи

– Какова же цель нашего урока?

– Определить, от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.

Умение ставить цель и планировать свои действия.

4 этап. 

«Открытие» нового знания.

– У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета)

Задание.

-Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу.


Работаем в паре. 

Звезда, мороз, метель, дорога, снег, дядя, ветер, дочь, печь, холод, папа, солнце, лень, каток, берёза, тень, облако, вода, стекло.

Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы.

– Проведите  группировку по цвету:  первый столбик – слова красного цвета,  второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета.

У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке.

– Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения –   1 столбик слов.
– Определите общие существенные признаки существительных 2 склонения –   2 столбик слов.
– Определи общие существенные признаки существительных 3 склонения – 3 столбик слов.

–  Кто может сформулировать вывод?

Слайд 2.

–  Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 26.

– Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

 

 

–  Это имена существительные в единственном числе, именительном падеже.

–  Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет.

Ребята распределяют карточки в три столбика.

Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных.

У доски работают учащиеся и отмечают признаки.

–  К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п.

Дети делают вывод: склонение имен существительных определяем по роду. Вывод появляется на слайде 2.

Читают правило в учебнике.

 

-Определению склонения имен существительных.

Тема урока: Определение склонения имен существительных.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат
Умозаключение, обобщение, вывод.

Проверка по доске- эталон работы уч-ся

5 этап. 

Первичное закрепление.

– Следующее задание- Упражнение  в определении типа склонения имен существительных.

Работа в паре.

Работа по карточкам.

1 уровень.

Произвести группировку по склонениям имен сущ:

Метель, снежинка, вьюга, стол, дочь, мороз, кормушка, сугроб, площадь.

2 уровень.

Придумать и записать по три сущ. каждого склонения.

3 уровень.

Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами сущ.

Определи склонение имен сущ.

Решил ……,   подлетел к ……,   купался в…… ,

перепрыгнул через ……… ,  висел над   …,   слез с

……,  двигался по ……… .

Слайд 3.

– А теперь составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных.

– Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Слайд 4.

Работа в паре: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания.
Презентация работ группы.

 

 

Ребята составляют устно в паре алгоритм

– Нужно поставить слово в начальную форму.

Личностный результат
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметный результат
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

1уровень-проверка по эталону учителя на экране

2,3 уровни-фронтальная проверка

Проверка по экрану.

6 этап. Физкультминутка.

Музыкальная разминка.                          Слайд 5

Ребята выполняют упражнение под музыку.

Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни.

7 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и сверкой по эталону (экран).

Слайд 6.

Составь  из слов два предложения о природе. Определи склонение имен существительных.

Дымкой, лес, покрыт, синей, сосновый

На, держалась, листва, дубе, могучем, ржавая

. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.

Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и ее самоощущение.

Предметный результат
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

Взаимопроверка

8 этап.

Включение в систему знаний и закрепление.

 Работа по учебнику.

Упр.78

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение: списывают текст, определяют склонение имен сущ.

Предметный результат.
Представление знаний

Самопроверка по экрану.

9 этап.

Включение в систему знаний.

Поисковая работа..

Слайд 7.

 Работа в паре.

Ребята, сейчас вам нужно сосредоточиться при выполнении задания. Даю вам проблему.

Задание.

Найти ошибки в определении склонений.

Упал с дерева(2скл), идут по площади(1скл), стучит в стекло(1скл), сидит за партой(1скл), заблудились в метель(3скл), скучаю без папы(2скл), затопила печь(3скл), укрылся от дождя(2скл), побывал в ущелье(3скл)

Работа в паре.
Учащиеся находят ошибки и записывают правильный вариант ответа. Доказывают правильность своего ответа.

2 ученика работают на обратке.

Идут по площади(3скл),стучит в стекло(2скл),скучаю без папы(1скл), побывал в ущелье(2скл)

Предметный результат.

Выделение проблемы
Представление знаний

Проверка по эталону уч-ся

10 этап.

Итог деятельности.

– Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока.

- Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
– С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных?

Дерево самооценки. На доске трёхцветная радуга.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красную дугу, если все хорошо – желтую, если не получилось так, как хотелось – зеленую.

 

– У них разные склонения.

– Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах.

Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.

Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

11.Рефлексия.

Радуга самооценки. На доске трёхцветная радуга.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красную дугу, если все хорошо – желтую, если не получилось так, как хотелось – зеленую.

Д/з  Написать 3 предложения про Новый Год. Определить склонение имен существительных.

Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

По доске

12.Домашнее задание.

1уровень- Со словами дружба, солнце, помощь составить предложения, определить склонение имен сущ, определить падеж, выделить окончание.

2 уровень- Написать по 2 имени сущ. 1,2,3 скл. и составить предложения, определить падеж имен сущ, выделить окончание.

Регулятивные –постановка и формулировка предстоящей работы, способность к преодолению препятствий

Познавательные- строить логическую цепь рассуждения.

На следующий урок-фронтальный опрос.

                                                                                                                                                                                                                                                                      Приложение 1

Звезда, мороз, метель, дорога, снег, дядя, ветер, дочь, печь, холод, папа, солнце, лень, каток, берёза, тень, облако, вода, стекло.

                                                                                                                                                                                                                                                                    Приложение 2

1 уровень.

Произвести группировку по склонениям имен сущ:

Метель, снежинка, вьюга, стол, дочь, мороз, кормушка, сугроб, площадь.

2 уровень.

Придумать и записать по три сущ. каждого склонения.

3 уровень.

Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами сущ.

Определи склонение имен сущ.

Решил ……,   подлетел к ……,   купался в…… ,

перепрыгнул через ……… ,  висел над   …,   слез с ……, двигался по …..  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"

Данный интегрированный  урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения  детей определять склонение у существительных в начал...

Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"

Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)

В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...

Конспект урока по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)

Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второго склонения и развив...

Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"

Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...