Конспект урока с технологической картой к уроку русского языка, 3кл по теме "Три склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок открытия новых знаний. На протяжении всего урока применяется системно- деятельностный подход в обучении. При помощи подобранных интересных развивающих заданий у детей
формируются образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_rus_yaz_3_kl_tri_skloneniya_imen_sushch.docx | 38.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Три склонения имен существительных»
УМК: «Школа России»
Учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Номинация: проблемный урок с использованием ИКТ
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области русский язык по теме «Три склонения имен существительных».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
- Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
- Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
- Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Учить определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме.
- Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании существенных признаков существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: Учебник: "Русский язык 3 класс, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки разного цвета с именами существительными, карточки с разноуровневыми заданиями.
ХОД УРОКА
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД | Виды проверки |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. | Долгожданный дан звонок – Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? | – Ребята отвечают. – Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным… | Личностный результат | |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Для начала повторим то, что уже знаем. Посмотрите на экран. К празднику я сделал подарок матери, сестре и брату. Задание. 1.Обозначь имена существительные. 2.Определи падеж и окончание у существительных . – Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания? | – Матери – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Сестре – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Брату – сущ., стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у. Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением. | Метапредметный результат Предметный результат Предметный результат. | Проверка по экрану. |
3 этап. Постановка учебной задачи | – Какова же цель нашего урока? | – Определить, от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах. | Умение ставить цель и планировать свои действия. | |
4 этап. «Открытие» нового знания. | – У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета) Задание. -Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу.
Звезда, мороз, метель, дорога, снег, дядя, ветер, дочь, печь, холод, папа, солнце, лень, каток, берёза, тень, облако, вода, стекло. – Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы. – Проведите группировку по цвету: первый столбик – слова красного цвета, второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета. У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке. – Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов. – Кто может сформулировать вывод? Слайд 2. – Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 26. – Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? |
– Это имена существительные в единственном числе, именительном падеже. – Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет. Ребята распределяют карточки в три столбика. Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных. У доски работают учащиеся и отмечают признаки. – К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п. Дети делают вывод: склонение имен существительных определяем по роду. Вывод появляется на слайде 2. Читают правило в учебнике.
-Определению склонения имен существительных. Тема урока: Определение склонения имен существительных. | Предметный результат Метапредметный результат | Проверка по доске- эталон работы уч-ся |
5 этап. Первичное закрепление. | – Следующее задание- Упражнение в определении типа склонения имен существительных. Работа в паре. Работа по карточкам. 1 уровень. Произвести группировку по склонениям имен сущ: Метель, снежинка, вьюга, стол, дочь, мороз, кормушка, сугроб, площадь. 2 уровень. Придумать и записать по три сущ. каждого склонения. 3 уровень. Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами сущ. Определи склонение имен сущ. Решил ……, подлетел к ……, купался в…… , перепрыгнул через ……… , висел над …, слез с ……, двигался по ……… . Слайд 3. – А теперь составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных. – Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже? Слайд 4. | Работа в паре: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания.
Ребята составляют устно в паре алгоритм – Нужно поставить слово в начальную форму. | Личностный результат Метапредметный результат | 1уровень-проверка по эталону учителя на экране 2,3 уровни-фронтальная проверка Проверка по экрану. |
6 этап. Физкультминутка. | Музыкальная разминка. Слайд 5 | Ребята выполняют упражнение под музыку. | Личностный результат | |
7 этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой и сверкой по эталону (экран). | Слайд 6. Составь из слов два предложения о природе. Определи склонение имен существительных. Дымкой, лес, покрыт, синей, сосновый На, держалась, листва, дубе, могучем, ржавая . Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. | Самостоятельная работа, затем проверка. | Предметный результат | Взаимопроверка |
8 этап. Включение в систему знаний и закрепление. | Работа по учебнику. Упр.78 | Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение: списывают текст, определяют склонение имен сущ. | Предметный результат. | Самопроверка по экрану. |
9 этап. Включение в систему знаний. Поисковая работа.. | Слайд 7. Работа в паре. Ребята, сейчас вам нужно сосредоточиться при выполнении задания. Даю вам проблему. Задание. Найти ошибки в определении склонений. Упал с дерева(2скл), идут по площади(1скл), стучит в стекло(1скл), сидит за партой(1скл), заблудились в метель(3скл), скучаю без папы(2скл), затопила печь(3скл), укрылся от дождя(2скл), побывал в ущелье(3скл) | Работа в паре. 2 ученика работают на обратке. Идут по площади(3скл),стучит в стекло(2скл),скучаю без папы(1скл), побывал в ущелье(2скл) | Предметный результат. Выделение проблемы | Проверка по эталону уч-ся |
10 этап. Итог деятельности. | – Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. - Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания? Дерево самооценки. На доске трёхцветная радуга. |
– У них разные склонения. – Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах. | Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке. Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода. | |
11.Рефлексия. | Радуга самооценки. На доске трёхцветная радуга. Д/з Написать 3 предложения про Новый Год. Определить склонение имен существительных. | Метапредметный и личностный результаты. | По доске | |
12.Домашнее задание. | 1уровень- Со словами дружба, солнце, помощь составить предложения, определить склонение имен сущ, определить падеж, выделить окончание. 2 уровень- Написать по 2 имени сущ. 1,2,3 скл. и составить предложения, определить падеж имен сущ, выделить окончание. | Регулятивные –постановка и формулировка предстоящей работы, способность к преодолению препятствий Познавательные- строить логическую цепь рассуждения. | На следующий урок-фронтальный опрос. |
Приложение 1
Звезда, мороз, метель, дорога, снег, дядя, ветер, дочь, печь, холод, папа, солнце, лень, каток, берёза, тень, облако, вода, стекло.
Приложение 2
1 уровень.
Произвести группировку по склонениям имен сущ:
Метель, снежинка, вьюга, стол, дочь, мороз, кормушка, сугроб, площадь.
2 уровень.
Придумать и записать по три сущ. каждого склонения.
3 уровень.
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами сущ.
Определи склонение имен сущ.
Решил ……, подлетел к ……, купался в…… ,
перепрыгнул через ……… , висел над …, слез с ……, двигался по ….. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"
Данный интегрированный урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения детей определять склонение у существительных в начал...
Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....
Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Три склонения имени существительного" (4 класс)
В ходе урока учащиеся получают понятие о склонениях и знакомятся с правилом написания окончаний имён существительных. А так же развивают орфографическую зоркость, внимание, память, речь, умение работа...
Конспект урока по русскому языку на тему "Второе склонение имен существительных" (3 класс)
Цель данного урока заключается в том, что бы познакомить учащихся с признаками имен существительных второго склонения. Сформировать умение распознавать имена существительные второго склонения и развив...
Конспект урока русского языка по теме "Три склонения имен существительных" УМК "Перспектива"
Конспект урока разработан к УМК "Перспектива", но может использоваться для работы другого УМК...