Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква мягкий знак «ь»» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кондакова Маргарита Сергеевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;

Задачи урока

Дидактические:

формирование умения выделять букву «ь»; характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «ь» мягкость согласных; читать слоги и слова с изученной буквой; работать с текстом; выполнять звуко-буквенный анализ

Развивающие:

  1. развивать артикуляционный аппарат и фонематический слух;
  2. развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться;
  3. развивать воображение, память, мышление; расширять кругозор;

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность;
  2. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе парной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 30.11.2021г.

Школа: 152

Класс: 1 «в»

Урок: 2

Время: 8:00 – 8:40  

Кабинет: 110

                       Студент: Кондакова Маргарита

                       Группа: 45

                       Учитель: Берсенева Е.М ._____________

                       Методист: Кошкарова Л.С.____________

Тема урока : «Буква мягкий знак «ь»».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;

Задачи урока

Дидактические:

формирование умения выделять букву «ь»; характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «ь» мягкость согласных; читать слоги и слова с изученной буквой; работать с текстом; выполнять звуко-буквенный анализ

Развивающие:

  1. развивать артикуляционный аппарат и фонематический слух;
  2. развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться;
  3. развивать воображение, память, мышление; расширять кругозор;

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность;
  2. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе парной работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Форма работы : фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

- Вот звонок нам дал сигнал,

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш чтения начинаем.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Маргарита Сергеевна и этот урок обучения грамоте у вас проведу я.

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

1. Показывают готовность к уроку.

М: включение в учебную деятельность.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический : анализ и систематизация

Словесный : подводящий диалог

Форма работы : фронтальная, индивидуальная

Сегодня мы продолжим путешествовать по стране букв и звуков.

Мы будем с вами сегодня опять

Букву учить и слова с ней читать.

 Повторение о гласных буквах.

- Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место?

- Прочитайте пары слов:

       б…л – б…л (бал, бил)        р…д – р…д (рад, ряд)

- Какие буквы потерялись? А что это за буквы?

- Сравните, чем слова отличаются ?

- Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?

- Какие буквы обозначают 2 звука, какие 1 звук?

1. Отвечают на вопросы

2. Выполняют указания учителя.

- гласные

- е, ё, ю, я -  обозначают два звука в зависимости от их фонетической позиции: в начале слова, после других гласных звуков

Ё – [й’о] , [о]

П: знать:  согласные и гласные буквы

Уметь: осуществлять систематизацию.

М: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее

реализации, в том числе во внутреннем плане;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи.

Презентация

 

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный : формулировка темы и целей урока

Форма работы :  фронтальная

Подведение к теме урока

- А все ли буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новой буквой?

- Ребята, посмотрите на доску. Пишет на доске слово КОН(без Ь), прочитайте слово, правильно ли написано слово?

-  Верно, нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова?

- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится?

- Подходит?

- Может букву е?

- Может букву Я?

-Ребята, может кто-то догадался, что нового мы узнаем?

-Ребята, сегодня с вами на уроке мы познакомимся с буквой ь.

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1)познакомиться с новой буквой.

2) узнать какие звуки обозначает эта буква.

3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Отвечают на вопросы

- нет

- НЬ

- кони

- нет

- нет

- нет

- предполагают тему урока

П: знать: звуки

Уметь: называть их;

самостоятельно формулировать темы и цели урока.

М: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве.

Л: проявление активности в общей работе.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический : формулировка правила, определения или алгоритма

Форма работы : фронтальная, индивидуальная

- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука! 

 - Буква ь никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она ни встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.

- Давайте в Азбуке найдём правило, для чего же нужен мягкий знак с. 11.

- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались.

Вот она буква ь (мягкий знак)

На доску вывешивается буква ь.

Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- Давайте проведем небольшую физминутку.

- вставить ь в слово КОНЬ на доске

На зарядке 1 класс.

Мы присядем 10 раз

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

П:знать:характеристику звуков

Уметь: строить речевое высказывание;

М: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки;

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Презентация

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: выполнение упражнения по правилу, алгоритму

Форма работы : индивидуальная, парная

Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий».

- Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение.

[м] - [м’]

[п’] - [п]

[з] - [з’]

[т] - [т’]

- Молодцы. Так какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко?

- На что похожа буква мягкий знак?

Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Нарисуем мягкий знак -

Нежно капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит,

Слово мягко зазвучит.

- Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной:

Ась-ась-ась – в речке плавает карась

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

Ель-ель-ель – мы купили карамель

Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.

- Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте:

пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь

- Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему?

Выполняют задания .

- ответы детей

- мягкий знак

- Предположения детей.

- повторяют за учителем.

- потому что мягкий знак звука не обозначает.

П: знать: букву «ь»

Уметь: читать букву «ь» в слогах и словах

М: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его

оценки и учета характера сделанных ошибок;

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический : работа в прописях

Форма работы : фронтальная, индивидуальная,  

Организация самостоятельной работы

- проведем еще одну физминутку

- Откройте прописи на странице 30.

- Потренируемся в написании буквы, обведите букву наверху и линии, так же обведите элементы на странице 31.

- Отлично, теперь положите ручки и посмотрите на доску.

- Сначала я показываю, потом мы повторяем в воздухе и только потом приступаем к письму в прописях.

- Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево до середины наклонной линии, пишем маленький овал.

- давайте повторим в воздухе, правильно возьмите в руку ручку, вместе повторим движения.

- Хорошо, приступайте к письму.

- вернемся к учебнику, на полях записаны схемы слов, давайте проанализируем? Каким цветом обозначается согласный звук? Каким - гласный? Почему мягкий знак не обозначается цветом?

Следующее задание – ниже на строчке вы видите слово «лось» и его схему, давайте проанализируем?

1) прочитайте слово с ударением.

2) сколько слогов в слове? Почему?

Сколько букв, сколько звуков? Каким цветом обозначается согласный звук? Каким гласный? Почему мягкий знак не обозначается цветом?

Составьте схему слова соль самостоятельно используйте «фонарики».

- Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом, подчеркните карандашом две правильно выполненные и красивые буквы.

- Теперь проверим вашу схему? Сколько букв? Сколько звуков?

- Поменяйтесь тетрадями обратно.

Работают у себя в тетрадях

- Рыбки плавали, ныряли

В чистой, светленькой воде

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

- отвечают на вопросы

П: знать: букву «ь»

Уметь: писать ее

М: адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой речи.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи.

Карточки

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический : работа в группах с текстом учебника

Форма работы : фронтальная

Организация работы у доски.

 Работа со страницами Азбуки.

-Откройте учебник по закладке, найдите страницу с цифрами 11.

Ответим на вопросы азбуки.

-Прочитайте слова на этой странице.

-Чем они отличаются? Какими цветами мы будем обозначать звуки в этих словах?

Чтение текста на странице 11. Начинаем читать по цепочке.

- О ком вы прочитали текст?

-Чем питается лось?

-Что он любит?

-Где мальчики оставили угощение для лося?

- Откройте страницу 12, сравните слова и скажите, какие из них обозначают один предмет, какие – множество?

Начинаем по цепочке.

Выполняют задание

Голуби-голубь, лебеди-лебедь

-Числом.

- О лосе.

-Зелёным листом.

-Соль.

-На пне.

Дети танцуют под музыку.

-Строчную

П:знать:букву «ь»

Уметь: работать с текстом

М: адекватно воспринимать оценку учителя;

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая

социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

 

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный : рефлексия

Форма работы : фронтальная

- С какой новой буквой познакомились?

- Обозначает ли она какие-то звуки?

- Где будет жить новая буква в нашем домике?

- у кого на уроке все получалось, кто понял тему урока, поднимите зеленый карандаш, у кого не все получилось, но он старался, поднимите желтый карандаш, а кто вообще ничего не понял, у него ничего не получилось, поднимите красный карандаш.

- Отлично!

Закончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

- Спасибо за урок!

Оценивают свою деятельность на уроке

М: строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой речи

Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цели : 1)познакомиться с новой буквой. 2) узнать - обозначает ли эта буква звуки. 3) научиться читать слоги и слова с новой буквой

Слайд 2

Угол – уголь

Слайд 3

Шест - шесть

Слайд 4

Был – быль

Слайд 5

Ел – ель

Слайд 6

Пыл – пыль

Слайд 8

Ась-ась-ась – в речке плавает карась. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. Ель-ель-ель – мы купили карамель. Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква мягкий знак.

Презентация к уроку. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Буквы А, О как знаки для гласных звуков [а], [о]", 1 класс

Тема урока «Буквы А, О как знаки для гласных звуков [а], [о]»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, ...

Технологическая карта урока обучению грамоте "Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г  и звуками [г], [ г ,]. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Учить строить графическую модель сло...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й о]". УМК "Школа России" 1 класс

Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление знаний у учащихся о букве «ё», обозначающей два звука [й’] и [о ]Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о согласных и гласных звуках...