Технологическая карта урока обучение грамоте «Буква мягкий знак «ь»» (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;
Задачи урока
Дидактические:
формирование умения выделять букву «ь»; характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «ь» мягкость согласных; читать слоги и слова с изученной буквой; работать с текстом; выполнять звуко-буквенный анализ
Развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат и фонематический слух;
- развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться;
- развивать воображение, память, мышление; расширять кругозор;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе парной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 30.11.2021г. Школа: 152 Класс: 1 «в» Урок: 2 Время: 8:00 – 8:40 Кабинет: 110 | Студент: Кондакова Маргарита Группа: 45 Учитель: Берсенева Е.М ._____________ Методист: Кошкарова Л.С.____________ |
Тема урока : «Буква мягкий знак «ь»».
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: знакомство с буквой «ь», с ролью этой буквы в русском языке; чтение слов, предложений, короткий текст с буквой «ь»;
Задачи урока
Дидактические:
формирование умения выделять букву «ь»; характеризовать звуки, сравнивать, обозначать буквой «ь» мягкость согласных; читать слоги и слова с изученной буквой; работать с текстом; выполнять звуко-буквенный анализ
Развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат и фонематический слух;
- развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться;
- развивать воображение, память, мышление; расширять кругозор;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать уважительное отношение к одноклассникам в процессе парной работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа Форма работы : фронтальная | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку 2. Создание эмоционального настроя. - Вот звонок нам дал сигнал, Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш чтения начинаем. - Здравствуйте ребята! Меня зовут Маргарита Сергеевна и этот урок обучения грамоте у вас проведу я. - Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание. | 1. Показывают готовность к уроку. | М: включение в учебную деятельность. Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Презентация | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практический : анализ и систематизация Словесный : подводящий диалог Форма работы : фронтальная, индивидуальная | Сегодня мы продолжим путешествовать по стране букв и звуков. Мы будем с вами сегодня опять Букву учить и слова с ней читать. Повторение о гласных буквах. - Посмотрите, ребята, у нас буквы потерялись. Давайте разгадаем, какие буквы, убежали. Кто вернет их на место? - Прочитайте пары слов: б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд) - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? - Сравните, чем слова отличаются ? - Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков? - Какие буквы обозначают 2 звука, какие 1 звук? | 1. Отвечают на вопросы 2. Выполняют указания учителя. - гласные - е, ё, ю, я - обозначают два звука в зависимости от их фонетической позиции: в начале слова, после других гласных звуков Ё – [й’о] , [о] | П: знать: согласные и гласные буквы Уметь: осуществлять систематизацию. М: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Презентация
| |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный : формулировка темы и целей урока Форма работы : фронтальная | Подведение к теме урока - А все ли буквы мы изучили? Хотите познакомиться с новой буквой? - Ребята, посмотрите на доску. Пишет на доске слово КОН(без Ь), прочитайте слово, правильно ли написано слово? - Верно, нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова? - Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится? - Подходит? - Может букву е? - Может букву Я? -Ребята, может кто-то догадался, что нового мы узнаем? -Ребята, сегодня с вами на уроке мы познакомимся с буквой ь. - Ребята, кто может назвать тему нашего урока? С чем мы сегодня познакомимся на уроке? - Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? 1)познакомиться с новой буквой. 2) узнать какие звуки обозначает эта буква. 3) научиться читать слоги и слова с новой буквой. | Отвечают на вопросы - нет - НЬ - кони - нет - нет - нет - предполагают тему урока | П: знать: звуки Уметь: называть их; самостоятельно формулировать темы и цели урока. М: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Л: проявление активности в общей работе. | Презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический : формулировка правила, определения или алгоритма Форма работы : фронтальная, индивидуальная | - Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука! - Буква ь никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она ни встала, согласные звуки сразу становятся мягкими. - Давайте в Азбуке найдём правило, для чего же нужен мягкий знак с. 11. - Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль). Звука никакого нет, а новые слова образовались. Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь. Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко. - Давайте проведем небольшую физминутку. | - вставить ь в слово КОНЬ на доске На зарядке 1 класс. Мы присядем 10 раз Высоко поднимем руки. Будем жить всегда без скуки. Повернёмся вправо, влево. Вновь работать будем смело. | П:знать:характеристику звуков Уметь: строить речевое высказывание; М: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; | Презентация Учебник | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Практический: выполнение упражнения по правилу, алгоритму Форма работы : индивидуальная, парная | Различение звуков. Игра «Твёрдый-мягкий». - Давайте потренируемся в различении звуков, поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». На столах у вас карточки с синим кружком и зелёным кружком. Напомните, пожалуйста, что они обозначают. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю звуки, а вы показываете его обозначение. [м] - [м’] [п’] - [п] [з] - [з’] [т] - [т’] - Молодцы. Так какую букву надо поставить на письме, чтобы согласные звуки произносились мягко? - На что похожа буква мягкий знак? Буква Р перевернулась – Мягким знаком обернулась. Нарисуем мягкий знак - Нежно капелькой Вот так: Букву капелька смягчит, Слово мягко зазвучит. - Я произношу чистоговорку, после вы хором повторяете за мной: Ась-ась-ась – в речке плавает карась Арь-арь-арь – на стене висит фонарь Ель-ель-ель – мы купили карамель Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь. - Приготовьте ладоши. Если услышите слово с ь, хлопайте, если нет, то не хлопайте: пень, олень, лимон, лось, пальто, дом, конь, сок, гусь, мел, семь - Найдите ь на ленте букв. На каком фоне он располагается? Почему? | Выполняют задания . - ответы детей - мягкий знак - Предположения детей. - повторяют за учителем. - потому что мягкий знак звука не обозначает. | П: знать: букву «ь» Уметь: читать букву «ь» в слогах и словах М: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Учебник | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический : работа в прописях Форма работы : фронтальная, индивидуальная, | Организация самостоятельной работы - проведем еще одну физминутку - Откройте прописи на странице 30. - Потренируемся в написании буквы, обведите букву наверху и линии, так же обведите элементы на странице 31. - Отлично, теперь положите ручки и посмотрите на доску. - Сначала я показываю, потом мы повторяем в воздухе и только потом приступаем к письму в прописях. - Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем вниз короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, не доводя до середины рабочей строки, закругляем влево до середины наклонной линии, пишем маленький овал. - давайте повторим в воздухе, правильно возьмите в руку ручку, вместе повторим движения. - Хорошо, приступайте к письму. - вернемся к учебнику, на полях записаны схемы слов, давайте проанализируем? Каким цветом обозначается согласный звук? Каким - гласный? Почему мягкий знак не обозначается цветом? Следующее задание – ниже на строчке вы видите слово «лось» и его схему, давайте проанализируем? 1) прочитайте слово с ударением. 2) сколько слогов в слове? Почему? Сколько букв, сколько звуков? Каким цветом обозначается согласный звук? Каким гласный? Почему мягкий знак не обозначается цветом? Составьте схему слова соль самостоятельно используйте «фонарики». - Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом, подчеркните карандашом две правильно выполненные и красивые буквы. - Теперь проверим вашу схему? Сколько букв? Сколько звуков? - Поменяйтесь тетрадями обратно. | Работают у себя в тетрадях - Рыбки плавали, ныряли В чистой, светленькой воде То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. - отвечают на вопросы | П: знать: букву «ь» Уметь: писать ее М: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | Карточки | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практический : работа в группах с текстом учебника Форма работы : фронтальная | Организация работы у доски. Работа со страницами Азбуки. -Откройте учебник по закладке, найдите страницу с цифрами 11. Ответим на вопросы азбуки. -Прочитайте слова на этой странице. -Чем они отличаются? Какими цветами мы будем обозначать звуки в этих словах? Чтение текста на странице 11. Начинаем читать по цепочке. - О ком вы прочитали текст? -Чем питается лось? -Что он любит? -Где мальчики оставили угощение для лося? - Откройте страницу 12, сравните слова и скажите, какие из них обозначают один предмет, какие – множество? Начинаем по цепочке. | Выполняют задание Голуби-голубь, лебеди-лебедь -Числом. - О лосе. -Зелёным листом. -Соль. -На пне. Дети танцуют под музыку. -Строчную | П:знать:букву «ь» Уметь: работать с текстом М: адекватно воспринимать оценку учителя; Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. |
Учебник | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный : рефлексия Форма работы : фронтальная | - С какой новой буквой познакомились? - Обозначает ли она какие-то звуки? - Где будет жить новая буква в нашем домике? - у кого на уроке все получалось, кто понял тему урока, поднимите зеленый карандаш, у кого не все получилось, но он старался, поднимите желтый карандаш, а кто вообще ничего не понял, у него ничего не получилось, поднимите красный карандаш. - Отлично! Закончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились! - Спасибо за урок! | Оценивают свою деятельность на уроке | М: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи Л: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Угол – уголь
Шест - шесть
Был – быль
Ел – ель
Пыл – пыль
Ась-ась-ась – в речке плавает карась. Арь-арь-арь – на стене висит фонарь. Ель-ель-ель – мы купили карамель. Ерь-ерь-ерь – волк опасный очень зверь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обучения грамоте. Буква мягкий знак.
Презентация к уроку. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)
Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Т как знак для согласных звуков [т], [т’]» (система Эльконина-Давыдова), (1 класс)
Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Т, как знака для согласных звуков [т], [т’]Задачи урока Планируемые результатыДидактические:учить строить графическую мод...
Технологическая карта урока обучение грамоте "Буквы А, О как знаки для гласных звуков [а], [о]", 1 класс
Тема урока «Буквы А, О как знаки для гласных звуков [а], [о]»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквами А, О, ...
Технологическая карта урока обучению грамоте "Буквы Г, г Звуки [г], [г ,]" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: формирование условий для ознакомления учащихся с буквой Г, г и звуками [г], [ г ,]. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Учить строить графическую модель сло...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й о]". УМК "Школа России" 1 класс
Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление знаний у учащихся о букве «ё», обозначающей два звука [й’] и [о ]Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о согласных и гласных звуках...