Технологическая карта урока русского языка "Однородные члены предложения" (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

 

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка

Тема: Однородные члены предложения

Цели деятельности учителя: формирование понятий об однородных членах предложения, знаках препинания при них, интонации произношения.

Планируемые результаты

Дидактические: знать понятия «предложение», «словосочетание», «однородные члены»;

Развивающие: развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

1)    воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;

2)    воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.

3)    воспитание уважения к чужому мнению.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:14.09.21.                                                                                                                            ФИО учителя: Матвеева Е.Л.

Школа:№ 152                                                                                                                            ФИ студента: Вишнякова А.А.

Класс: 4 «А»                                                                                                                        ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

Кабинет:

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка

Тема: Однородные члены предложения

Цели деятельности учителя: формирование понятий об однородных членах предложения, знаках препинания при них, интонации произношения.

Планируемые результаты

Дидактические: знать понятия «предложение», «словосочетание», «однородные члены»;

Развивающие: развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: 

  1. воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;
  2. воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.
  3. воспитание уважения к чужому мнению.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Методы: словесный

1 мин

Форма организации: фронтальная

-Здравствуйте

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я сегодня проведу у вас урок русского языка. Давайте встанем, поздороваемся, улыбнёмся друг другу. Молодцы, садитесь.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: практический, словесный

 Форма организации: индивидуальная, фронтальная

1.Выполняют задание «Дерево знаний»

 2.Дети читают по учебнику, чему будут учиться в этом разделе.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Использование критериев для обоснования своего суждения (К)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

Аргументация своего мнения и позиции (К)

1. Проверка знаний по предыдущей теме. 2. Умение использовать имеющиеся знания и умения

 «Дерево знаний» 

Итак, а сейчас мы с вами проверим ваши знания. От вас требуется выбрать любой листочек на дереве и ответить на вопрос, который там размещён.

  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по интонации?
  • Что такое подлежащее?
  • Что такое сказуемое?
  • Какое предложение называется распространенным?
  • Какое предложение называется нераспространенным

3.Знакомство с новым разделом.

- Продолжим работать. Откройте учебник на стр.27 и прочитайте название раздела. Что вы уже знаете о предложении? Прочитайте, чему мы будем учиться в этом разделе?

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный

 Форма организации: фронтальная

1.С помощью учителя отгадывают тему урока и ставят цели.

- Однородные члены предложения.

Постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

1.Мотивирование учащихся к проблемному учебному процессу.

-Какие новые слова вы встретили? Вот сегодня на уроке мы и познакомимся с однородными членами.

Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что не нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных членов предложения.

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный

Метод: исследовательский

Форма организации: фронтальная

1.Выполнение задания самостоятельно.

- Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.

- Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.

- Составить одно предложение.

- Это предложение с однородными членами предложения.

- В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.

- Сказуемые поясняют подлежащее гром, отвечают на вопрос что делает?, выражены частью речи глагол.

Признаки:

  1. -Отвечают на один и тот же вопрос
  2. -Являются одним членом предложения
  3. -Относятся к одному и тому же члену предложения
  4. -Обычно выражены одной и той же частью речи
  5. -Произносятся с интонацией перечисления

  1. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями.

Итак, обратите внимание на экран.

Гром перекатывается.

Гром грохочет.

Гром встряхивает землю.

- Какие это предложения? Чем сходны данные предложения? Что вы можете сказать о данном отрывке? Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?

Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.

- Что особенного в получившемся предложении? Докажите. Почему вы так считаете?

- На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены?

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Давайте попробуем сформулировать признаки однородных членов предложения.

Признаки:

  1. -Отвечают на один и тот же вопрос
  2. -Являются одним членом предложения
  3. -Относятся к одному и тому же члену предложения
  4. -Обычно выражены одной и той же частью речи
  5. -Произносятся с интонацией перечисления

- Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.

-Сейчас мы с вами будем обсуждать то, о чем нельзя умолчать - знаки препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме.

- Внимание на экран

  1. Растворились в темноте рощи сады поля.
  2. Волны пенились и бились с шумом о набережную.
  3. По склонам гор видны и сосны и ели и клёны .
  4. Зимой солнце светит ярко а не греет.
  5. Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.

-Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?

Правила постановки знаков препинания при однородных членах:

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно! О , О

Если же вдруг появился союз,

то запятая, тогда лишний груз! О и О

Если союз к нам пришел не один,

Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О

А перед союзами “а” и “но”

Долгих сомнений быть не должно.

И не думай впустую –

Ставь скорей запятую…

О, а О

О, но О

Физминутка.

-Покачайтесь, покачайтесь

Покружитесь, потянитесь

Распрямитесь

Приседайте, приседайте

Пошагайте, пошагайте

Встаньте на носок, на пятку

Глубоко теперь вздохните

Сядьте тихо, отдохните.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный

Форма организации: фронтальная

Выполнение действий по алгоритму (П)

Постоение логической цепи рассуждений, доказательств (П)

Обратите внимание на экран, там написаны части предложений с однородными членами. Необходимо соединить части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами. Записать пословицы, объяснить смысл, назвать однородные члены.

        Правда в огне не горит                        и труд все перетрут.

        Лес от ветра защищает,                       и в воде не тонет.

        Терпенье                                                урожаю помогает.        

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод: практический

Форма организации: индивидуальная

Читают задания, выполняют самостоятельно.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

Контроль, коррекция, оценка(Р)

А теперь вы должны выполнить упражнение №38 на странице 30.

VII. Включение в систему знаний

Форма организации: работа в парах

А теперь я предлагаю вам поработать в парах, каждая пара должна составить одно предложение с однородными членами из данных предложений; определить однородные члены; доказать, пользуясь правилом.

Задание для 1 ряда

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

Задание для 2 ряда

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание для 3 ряда

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.

- проверка с объяснением

- запись каждого предложения в тетрадь

(В садах поспели яблоки, груши, сливы. В роще птицы свистят, поют, щебечут. Стайки птиц помчались за леса, за горы, за моря.)

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Метод: словесный

Форма организации: фронтальная

Показывают на пальцах количество баллов.

Прощаются с преподавателем.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

- Расскажите об однородных членах предложения, знаках препинания при них, работая со схемами.

-Что было легко? Что было трудно?

-Какое задание было самым интересным?

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Если вам сегодня было всё легко, понятно и интересно, можете оценить наш урок на 5.

Если было интересно, но появились какие-то затруднения, поставьте нашему уроку 4.

Если вам было скучно, сложно и непонятно, то поставьте 3. А теперь покажите на пальчиках, на какой балл вы оценили наш урок.

Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу, до свидания!

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.

Признаки:

-Отвечают на один и тот же вопрос;

 -Являются одним членом предложения;

-Относятся к одному и тому же члену предложения;

-Обычно выражены одной и той же частью речи;

-Произносятся с интонацией перечисления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Главные члены предложения"

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе с указанием формируемых УУД на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме «Однородные члены предложения»

   Формирование у обучающихся УУД – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая в проекте технологическая карта уро...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка во 2 классе на тему: «Главные члены предложения»

Тип урока:   Урок «открытия» нового знанияЦели урока:   Дать понятие о главных членах предложения как смысловой основе предложения; научить школьников выделять подлежащ...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Данный урок разработан для УМК "Школа России".   Цель урока "Главные и второстепенные члены предложения" -  создать условия для формирования умений находить и выделя...

Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...