Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Главные и второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Пузырева Марина Викторовна

Данный урок разработан для УМК "Школа России".   Цель урока "Главные и второстепенные члены предложения" -  создать условия для формирования умений находить и выделять главные и второстепенные члены предложения. На данном уроке используются  такие формы работы, как: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в парах. На занятии применяются проблемно-диалоговый, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puzyreva_m.v._urok_russkogo_yazyka.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Учитель

Пузырева М.В.

Предмет

Русский язык

УМК

«Школа России»

Класс

Дата

14.09.2020

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалоговый, частично-поисковый

Тема урока

Главные и второстепенные члены предложения

Цель урока

Создать условия для формирования умений находить и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Задачи урока

Образовательные: учить находить главные и второстепенные члены предложения, пользуясь алгоритмом;

Развивающие:  развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, использовать приемы анализа , синтеза;

Воспитательные:  воспитывать умение работать в паре, умение вести диалог, способствовать формированию объективной самооценки.

Планируемые результаты

Предметные:

- определять главные и второстепенные члены предложения;

- подбирать примеры распространенных и нераспространенных предложений;

-  выполнять синтаксический разбор предложения;

- выполнять фонетический разбор слова.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- анализировать, сравнивать, делать выводы на основе наблюдения;

- высказывать и доказывать свою точку зрения.

Личностные: 

- осознавать нравственные категории;

- актуализация мыслительной и творческой деятельности;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

 УУД

Познавательные: выделять информацию, отличать новое от уже известного.

Регулятивные:  умение организовывать свою деятельность (ставить цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре.

Организация пространства

Методы и форма работы

Ресурсы

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в парах.

Методы: проблемно-диалоговый, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Используемые приемы оценивания

Словесная оценка учителя, самооценка, тестовое задание.

-Использованное оборудование: компьютер; интерактивная доска.

-Информационный материал: 

учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» изд. «Просвещение», М., 2013г.;

-Демонстрационный материал: электронная презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, карточки с заданием,

Этапы и цели на каждом этапе урока

Этапы урока

Цели

МОТИВАЦИЯ (Повторяем то, что уже знаем)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

АКТУАЛИЗАЦИЯ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ («открываем» новые знания)

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ (применение новых полученных знаний)

Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Переход извне внутрь нового способа действия и применение нового знания в типовых заданиях.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Технология урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результаты, формируемые УУД

1.

Мотивация

Проверить готовность к уроку.

Запись числа в тетради.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Ребята, мы по плану сейчас должны повторить то, что уже знаем.

Минутка чистописания.

Бб  б бб беб

Ог…лились в..рш…ны б…ре… .

- Вставьте орфограммы.

- Вспомните правила.

- Спишите предложение.

После того, как вспомнили орфограмму «Безударная гласная буква в корне слова», давайте напишем «буквенную дорожку» (в ряд записываем только данную орфограмму)

Я называю слово с орфограммой «проверяемая безударная гласная в корне» , вы записываете только орфограмму. (1 человек работает за доской).

Гнездо, светить, вода, хлеба, спина, моряк, волчица, котята, грибной, стрела, змея, слониха, окно, земля.

Проверка ( е е о е и о о о и е е о о е) (взять на проверку пять тетрадей)

 - Поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Взаимопроверка тетрадей. Выставите отметки за работу на полях..

- Определите части речи в предложении.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Определите, какое предложение по цели высказывания.

- Определите, какое предложение по интонации.

Как вы определили основу предложения?

Каким алгоритмом пользовались?

Приветствуют учителя.

Выполняют минутку чистописаня

Объясняют правописание пропущенных букв. Называют словарное слово.

Один ученик индивидуально работает за откидной доской.

Остальные ученики в тетради.

Проводится взаимопроверка тетрадей. Проверяют буквенную дорожку по ответу ученика, работавшего самостоятельно.

Выставляют отметку ученику, работавшему за откидной доской и своим соседям по парте.

Выясняют, какие части речи встретились в данном предложении. Подчеркивают грамматическую основу предложения.

Повторяют алгоритм определения главных членов предложения. Дают характеристику предложению.

Личностные:

- формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2.

Актуализация   пробного учебного действия

Следующий пункт нашего урока по плану : «открываем новые знания».

Групповая работа.

 

Игра «Умники и умницы»

На доске листы разного цвета. На них написаны вопросы. Вы выбираете вопросы по уровню сложности. Вопросы, написанные на зеленых листах – самые простые. На желтых – среднего уровня сложности. На красных – самые сложные.

После того, как вы выберете вопросы, садитесь по группам (по цвету)

Зеленого цвета (легкие) :

- Как проверить орфограмму «безударная гласная»?

- Как пишется сочетание ЖИ – ШИ?

- Какие части речи знаете?

Желтого цвета (средней сложности):

- Какие предложения бывают по цели высказывания?

- Что такое предложение?

- Какие бывают предложения по интонации?

Красного цвета (сложные):

- Что такое существительное?

- Что такое глагол?

 - Что такое прилагательное?

Исследовательская работа.

Вы уже назвали главные члены предложения.

 Вспомним еще раз,  что такое основа предложения?

- Откройте учебник с. 27и прочитайте правило самостоятельно.

Работа в паре

 Ребята, которые сидят на первом варианте подготовят рассказ о подлежащем.

Ребята, которые сидят на втором варианте подготовят рассказ о сказуемом.

- Составляем кластер: (Составим на наборном полотне)

Давайте вспомним все, что мы уже знаем о предложении.

Предложение

Распространенные                                                    Нераспространенные

- Вернемся к предложению из минутки чистописания. Кроме основы предложения, что еще вы увидели?

- Как называются такие члены предложения?

– Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены?

– Как называются предложения, в которых нет второстепенных членов?

- Приведите примеры таких предложений.

Ученики выбирают вопросы по уровню сложности.

Ученики располагаются по группам, в зависимости от выбранного цвета, и готовят ответы на поставленные вопросы.

Представитель каждой группы отвечает на вопросы.

Отвечают на поставленный вопрос.

Читают правило в учебнике.

Ученики работают в паре. Рассказывают друг другу правила о главных членах предложения.

Ребята вспоминают и составляют на наборном полотне кластер.

Называют, какие предложения называются распространенными, какие нераспространенными.

Делают вывод по теме урока.

Придумывают сначала нераспространенные предложения, а затем распространенные.

Личностные:
- формирование потребности в самовыражении и самореализации.

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

3.

Применение новых знаний (Выявление места и причины затруднения)

Игра «Слушай, думай, хлопай, топай» (Физминутка)

Сейчас мы поиграем и проверим, кто лучше всех понял материал и ни разу не ошибется. Если услышите нераспространенные предложения, то топаете.

Если услышите распространенные предложения, то хлопаете.

В небе слышится крик гусиной стаи.

Солнце светит.

Сыплются с березы золотые монетки.

Я люблю золотую осень.

Небо потемнело.

- Вывод: Для чего нужны второстепенные члены предложения?

Самостоятельная работа.

Работа по учебнику.

Упр. 40 с. 28

- Но прежде , чем приступить к работе,

поставьте на полях знаки –

+ - если вам кажется , что легко справитесь с заданием.

- - если у вас возникнут затруднения.

- Выполните  упражнение самостоятельно.

- Самопроверка.

- Если ваши предположения оправдались, обведите свой знак +.

  Если не оправдались, то не надо подчеркивать.

Играют по теме урока. Если предложение нераспространенное, то топают, если распространенное, то хлопают в ладоши.

Хлопают.

Топают.

Хлопают.

Хлопают.

Топают.

Ребята делают вывод, для чего нужны распространенные предложения, высказывают свое мнение.

Открывают упражнение 40.

На полях ставят знак +, если уверены в своих силах, и - , если есть определенные сомнения.

Выполняют самостоятельную работу.

Сверяют свои гипотезы перед началом самостоятельной работы и самой работой. Делают вывод, кто справился легко, как и предполагал. А у кого возникли трудности.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование  адекватной позитивной самооценки.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

4.

Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового узнали о предложении?

- Что понравилось?

- Что удивило?

Игра «Согласен – не согласен»  (ставим  + или- )

  1. Второстепенные члены предложения не входят в основу предложения.
  2. Предложение может быть без второстепенных членов.
  3. Второстепенные члены не зависят от главных членов предложения.
  4. Подлежащее всегда выражено именем существительным.
  5. Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.

- Самопроверка: + + - - +

Формулируют тему урока. Дают предположения о необходимых знаниях для поиска новых.

Выполняют правила игры.

Проверяют свои ответы с образцом.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные:
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- структурирование знания.

5.

Информация о домашнем задании

Выполните упр.41 на с.28

Дети получают инструкцию от учителя по выполнению домашнего задания и записывают его в дневник.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные:
-
принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Запятая в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но"

Данная разработка поможет учителю провести урок в соответствии с ФГОС НОО с применением оценочной деятельности....

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...

Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения.

Технологическая карта урока русского языка, 4 класс. Однородные члены предложения....

УПК "Перспектива" конспект урока русского языка 4 класс Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о понятии «члены предложения»; формирование умения различать главные и второстепенные члены предложения.Планируемые результ...