Главные вкладки
Технологическая карта урока по русскому языку «Род имён существительных» (УМК Перспектива, 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: урок общей методологической направленности.
Цель урока: формирование представления о роде имён существительных, у которых трудно определить род, развитие умения работать со статьей в толковом словаре.
Задачи урока
Дидактические:
1. Знать морфологические признаки имени существительного;
2. Знать имена существительные, у которых трудно определить род и их морфологические признаки;
3. Уметь определять род имён существительных при работе со словарём.
Развивающие:
1. Развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса;
2. Развивать познавательный интерес и активность через учебный материал;
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственное отношение к учению;
2. Воспитывать положительное отношение к русскому языку;
3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой и парной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дата: 02.02.2021 г. Школа: МАОУ СОШ № 104 Класс: 3 «А» Урок: Русский язык Время: 9:50 Кабинет: 209 | Студент: Цыс В.Е. Группа: 31 Учитель: Балдина Н.А. Методист: Солопова Т.В. |
Тема урока «Род имён существительных»
Тип урока: урок общей методологической направленности.
Цель урока: формирование представления о роде имён существительных, у которых трудно определить род, развитие умения работать со статьей в толковом словаре.
Задачи урока
Дидактические:
- Знать морфологические признаки имени существительного;
- Знать имена существительные, у которых трудно определить род и их морфологические признаки;
- Уметь определять род имён существительных при работе со словарём.
Развивающие:
- Развивать речь учащихся через обогащение словарного запаса;
- Развивать познавательный интерес и активность через учебный материал;
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к учению;
- Воспитывать положительное отношение к русскому языку;
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой и парной работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная форма. | 1. Приветствует класс. 2. Создаёт эмоциональный настрой. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Евгеньевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. | Приветствуют учителя. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация 6 мин | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод; беседа Фронтальная форма. | 1. Проводит обобщающую беседу по пройденному материалу. Смекалка, терпение, эгоизм, трудолюбие, лень, старание. - это человеческие качества. Какие из них нам понадобятся на уроке? А какими качествами вы уже обладаете? На уроке мы постараемся проявить оставшиеся качества, а кто-то их и приобретет. - Как вы думаете, к какой части речи относятся все эти слова – качества? Докажите. Имя существительное как часть речи вы изучали на протяжении нескольких уроков. Предлагаю поиграть в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме. | Отвечают на вопросы: Смекалка – это догадливость, способность быстро понять, смекнуть что-либо. Эгоизм – это когда думаешь только о себе. Играют в игру «Да-нет». | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация |
Практический: выполнение упражнения | Игра «Да - нет», если ваш ответ «да» поднимите правую руку, если ответ нет – левую. Имя существительное – часть речи. Имена существительные отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? Имена существительные обозначают действие предмета? Имена существительные обозначают предмет? - А теперь, есть желающие придумать свой вопрос к игре? (од/неод., нариц/собст., ед. / мн. число). Молодцы! 2.Проводит минутку чистописания, словарную работу. - Начнем урок с проявления аккуратности и трудолюбия. Откройте тетради, пропустите от последней записи две строки, запишите число, классная работа. Помните, как правильно нужно сидеть при письме. Минутка чистописания: запишите имена существительные в начальной форме и определите их род. Окно, парта, пенал, ведро, журнал, ручка. - Как определить род имен существительных? - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым словарным словом. Прочитайте его на слайде. Запишите в тетради. Поставьте ударение, выделим корень, подчеркнём орфограммы. 3. Побуждает к высказыванию своего мнения. Почему это слово называется словарным? Какую гласную нужно запомнить? Давайте с вами его охарактеризуем по плану. План характеристики: | - Да. -Нет.
-Нет. -Да.
Выполняют каллиграфическое упражнение - Подставить к существительным одно из слов: он (мой), она (моя), они (мои). - записывают слово «картофель» - на букву «о» - ставят ударение, подчеркивают гласную - часть речи: имя сущ. обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, нарицательное, неодушевленное, единственного числа, мужского рода - потому что мы не можем проверить гласную - гласную «а» | Презентация | |||
| Характеризуют словарное слово по плану. | |||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Практический: выполнение упражнения Словесный метод. Беседа. | 1. Выдвигает проблемное задание. - Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Посовещайтесь со своим соседом по парте и определите род у данных имен существительных, которые у вас не вызывают затруднений. Осенью, шимпанзе, какао, шорты, кофе. Какие слова вызвали затруднение? Почему? 2.Подводит к постановке темы урока и цели урока. Каким будет главный вопрос нашего урока? Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Давайте сформулируем цель урока. Научиться …, выяснить, … 3.Организует самооценивание. Ребята, на экране вы видите карту успеха, в течении урока мы будем возвращаться к ней и оценивать свои успехи.
| Выполняют задание в парах. Осенью - начальная форма - осень - она (моя) - ж.р.; шорты - множественное число - род не определяется. -Как определить род имени существительного у трудных слов? - Род имен существительных - определять род имен существительных, у которых трудно определить род. - где найти информацию о роде определенного существительного. Оценивают свою работу. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная форма. Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения | 1.Организует работу с языковым материалом по теме. -Верно, ребята, посмотрите у меня в руках толковый словарь и так, как у нас нет с вами словарей на партах, я представлю вам выписку из словаря на слайде. -Мы нашли слово шимпанзе в толковом словаре. При анализе статьи о слове обратите внимание на место, где находится информация о роде существительного. ШИМПАНЗЕ́ [зэ́], нескл., м., ж., одуш. [фр. chimpanzé < яз. Африки].Человекообразная обезьяна, обитающая в экваториальной Африке Взрослый, взрослая шимпанзе. -Как видим из статьи, слово имеет два рода, какие? -Хорошо, сейчас мы с вами распределимся на группы. Каждой группе я предоставлю выписку со словом из толкового словаря, вы выясните род и правильно составите 3 словосочетания. -Давайте составим план работы. 3. Организует проверку выполнения работы в группах. -Один представитель от каждой группы выйдите, пожалуйста к доске и прочитайте, что у вас получилось. Ребята, а вы записываете получившиеся словосочетания в тетради. - Молодцы! 4. Организует самооценивание. Ребята, давайте оценим наши успехи. Поставьте + на полях, те кто справился со вторым пунктом нашей карты, и -, если не справились. | Отвечают на вопросы: - посмотреть в учебнике, словаре, интернете и т.д.
1. Найти слово в толковом словаре. 2. Выяснить род. 3. Составить 3 словосочетания с этим словом. 4. Обменяться информацией. Выполняют задание в группах. Выступление учащихся. - оценивают свою работу. | П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Презентация |
|
5. Проводит обобщение знаний. Ребята, давайте вспомним, с какими словами вы сейчас работали? Ребята давайте с вами по цепочке прочитаем стихотворение.
Какой вывод мы можем сделать? Да в русском языке есть слова у которых трудно определить род, и наша задача запомнить эти слова или В случае затруднений обратиться к толковому словарю. 6.Проводит динамическую паузу. Одолела вас дремота, Шевельнуться неохота? Ну-ка делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре. Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. Ручки вверх, ручки вниз. На носочки подтянись. Ручки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. А затем поприседаем, Никогда не замерзаем. | Отвечают на вопросы: - с именами существительными, у которых трудно определить род. - читают стихотворение по цепочке. Делают вывод.
| Метопредметные: П: структурирование знания К: умение высказывать и аргументировать свои мысли К: инициативность в общем поиске нового знания | |||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная работа. Практический6 работа с учебником, работа в тетради Словесный: беседа, фонетическая работа | 1.Организует первичное закрепление знаний учащихся. Ребята, сейчас откройте учебник на станице 11, найдите упражнение 14. Давайте прочитаем задание. Прочитайте внимательно слова самостоятельно. Теперь давайте прочитаем задание ниже. Сейчас будем работать по вариантам 1 вариант – составляет словосочетания с первым словосочетанием, 2 – со вторым, 3 – с третьим и т.д. Давайте проверим, 1 вариант, кто желает прочитать, получившиеся словосочетания? 2,3,4,5,6? Хорошо, ребята, теперь назовите мне слова, которые употребляются в женском роде? А в мужском роде? 2.Организует самооценивание. Ребята, давайте оценим наши успехи. Поставьте + на полях, те кто справился с тратим пунктом нашей карты, и -, если не справились. | Выполняют задание самостоятельно. - туфля, тапочка, фамилия - картофель, рояль. - оценивают свою работу. | П: работать по предложенному плану; П: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой 5 мин | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: выполнение упражнения | 1.Организует самостоятельную работу учащихся. Сейчас вы поработаете самостоятельно и будете настоящими учителями. Прочитайте задание на слайде. Распределите слова по столбикам: м.р., ж.р., ср.р. Пальто, фламинго, пони, эскимо, такси, глушь, кафе, шоссе. 2. Производит контроль выполнения упражнения. Обменяйтесь со своим соседом тетрадями, выполним взаимопроверку по образцу, если слово относится к нужному столбику, ставим знак «+», если ошиблись – знак «-». Поднимите руки те, у кого нет ошибок? Те, у кого 1- 2 ошибки? Вы большие молодцы, не расстраивайтесь те ребята, которые допустили ошибки, вы только начали знакомиться с этими словами и у вас всё ещё получится! 3.Организует самооценивание. | - выполняют задание. Выполняют взаимопроверку в соответствии с образцом. - М.р. – фламинго, пони Ж.р. – глушь С.р. – пальто, эскимо, такси, кафе, шоссе.
| Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям | Презентация |
Отметьте свои результаты в карте успеха. | ||||||
Включение в систему знаний, повторение 7 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Работа в парах. Практический: выполнение задания | 1.Закрепляет знания учащихся. Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте задание. Составьте и запишите предложения, изменив форму слов. 1. Московский, самый, метро, в, мир, красивый. 2. Забавный, смотреть, любопытный, глазки, кенгуру. 3. Утро, крепкий, черный, пить, всегда, кофе. Выполняем. Давайте проверим, прочитайте первое предложение. Какого рода слово кофе? Читаем второе предложение. А какой род у слова кенгуру? И читаем третье предложение. Какой род у слова кофе? Поднимите руку у кого так? 2.Организует самооценивание. Отметьте результаты в карте успеха. | - выполняют упражнение. - Московское метро самое красивое в мире; забавный кенгуру смотрел любопытными глазами; утром всегда пью чёрный, крепкий кофе. - оценивают свою работу. | П: обобщение и структурирование знаний в речи Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности | |
Рефлексия деятельности 3 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная форма. Словесный: обобщающая беседа Наглядный: работа со слайдом. | 1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями. - Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового вы узнали? - Какова была цель нашей деятельности? - Достигли вы цели урока? Назовите слова, которые вы запомнили и их род. 2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. А теперь давайте проанализируем результаты вашей деятельность на уроке. Те, у кого 5 плюсов в тетради, усвоили тему, вы большие молодцы, поднимите руку, у кого 5-4 плюсов. Хорошо опустили. Ребята, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и, если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением. Домашнее задание: выполнить задания из рабочей тетради с.31-32, номера 42-43. Спасибо за урок! | Отвечают на вопросы: - мы говорили о словах, в которых трудно определить род. - узнать имена существительные, у которых сложно определить род. - да. - называют слова. - оценивают свою работу, делают выводы.
- записывают домашнее задание. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом -ок. Написание суффикса-ок-после шипящих" 3 класс(Перспективная начальная школа)
Конспект урока по русскому языку на тему:"Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих"....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Глагол (закрепление)" 3 класс "Перспектива".
Глагол (закрепление)....
УМК Перспектива 3 класс Технологическая карта урока по русскому языку Изменение имен существительных по падежам
Цель деятельности учителя: ознакомление с падежами имен существительных;формирование умений изменения имен существительных по падежам;Планируемые результаты:Предметные: - познакомить с падежами имен с...
Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкие согласные звуки" (УМК «Перспектива» 2 класс)
Цель урока: формирование знаний о мягких согласных звуках и развитие умения обозначать их на письме. Задачи урока Дидактические:Формировать представления об алгорит...
Технологическая карта урока по русскому языку "Закладка из бумаги" ( УМК «Перспектива» 1 класс)
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с бумагой на примере изготовления изделия «Закладка из бумаги».Задачи урока Дидактические:Формировать навыки работы с бумагой;О...
Технологическая карта урока по русскому языку "Согласные и гласные" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение сведений об акустических и артикуляционных различиях гласных и согласных звуков, выяснение роли гласных...
Технологическая карта урока по русскому языку, "Окончания имен существительных в дательном падеже", УМК "Школа России", 4 класс
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о правильном написании окончаний имен существительных в дательном падеже.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилом написания...