Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный - фронтальная беседа | Приветствует обучающихся. - Доброе утро, ребята! Меня зовут Валерия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Повернитесь, улыбнитесь, Встаньте прямо, подтянитесь. Начинаем наш урок. Он пойдёт сегодня впрок! Тихо сели мальчики, а еще тише девочки.
- Что означает выражение «пойдет впрок»? | Приветствуют учителя.
Слушают и настраиваются на работу.
-Пойдет в пользу. | Р: личностное включение в учебную деятельность. | Презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (9 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод - учебный диалог. Наглядный - демонстрация слайда; Проблемный – создание проблемной ситуации; Практический – запись словарных слов в тетрадь.
| - Запишите с доски сегодняшнее число. Какие орфограммы в числе октября? Минутка чистописания: - Посмотрите на экран, сейчас вам нужно прописать строчную и заглавную букву «Ф», слоги «фу», «фе», «фа», «фо» каллиграфическим аккуратным почерком. Теперь напишите слово «фотография», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове?
- Каким словом можно проверить 1 безударную «о»? а 2 «о»? - Правильно. Словарно-орфографическая работа: - Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 1. Зима в подарок нам дает Румяные деньки. Скорей на снег, на скользкий лед, На лыжи и … 2. В зимнее время, Под номером два, Год начинает, Он первый всегда! 3. Чудо-лесенка в метро живёт, Вверх и вниз людей несёт. 4. Кто борьбу с весной ведёт? То морозит, то метёт. Снега месяцу не жаль, Третий сын зимы - … 5. В сказке главный персонаж, Положительный типаж. Враг разбит и пир горой, Побеждает зло? 6. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. - Можете сказать, что это за слова? - Поставьте ударение в этих словах и проверьте их написание с доски. - У кого есть ошибки в написании словарных слов? - Молодцы, ребята!. - Посмотрите на слайд.
- Кто нам прочтет слова вслух? - По каким признакам нам можно разделить эти слова?
- Давайте устно разделим слова на 2 группы. 1 группа слова с мягким первым звуком, 2 группа с твердым звуком. Для этого по цепочке произносите каждое слово и говорите, в какую колонку оно подходит.
- Отлично! Что мы сейчас с вами делали?
- А вы заметили, как определяется мягкость или твёрдость согласных звуков? -Ребята, но ведь вы уже знаете, как определяется твёрдый согласный звук? -Вспомните как определяется твердый согласный звук. | Записывают число. -Безударная гласная о.
- Пишут букву ф и слоги.
- первая безударная проверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная о. - Фото. Фотограф.
- Коньки.
- Январь.
- Эскалатор.
- Февраль.
- Герой.
-Декабрь.
- Это словарные слова. Проверяют по эталону.
Смотрят слова.
- Один читает, остальные слушают. - По мягкости и твёрдости первого звука. Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, билет, весна. | Магазин, матч, лужайка, табуретка, ноябрь, поезд, вода, бутон. |
- Определяли, какой согласный звук, твердый или мягкий. - С помощью определённых гласных. -Да.
-На письме твёрдость согласных звуков обозначаются гласными буквами а, о, у, ы, э. Звуки Ж, Ш, Ц всегда твёрдые. | К: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; П: анализ П:анализ с целью выделения существенных признаков. П: Создание и построение речевого высказывания в устной форме. | Презентация.
|
Постановка учебной задачи (1 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный - фронтальная беседа. | Побуждает учащихся к формулированию темы и цели урока. - Попробуйте определить тему нашего урока.
- Поставьте цель своей деятельности на уроке.
-Давайте составим с вами план работы по словам подсказкам. 1. Повторим … 2. Узнаем … 3. Закрепим …
-Ребята, как вы считаете, первый пункт плана мы выполнили? Организует оценивание деяельности. -Верно. У каждого на парте лежит лист достижений. После каждого задания, будем фиксировать наши результаты звездочками. Красная звезда – «Я не справился» Жёлтая звезда – «Я справился, но были трудности» Зелёная звезда – «Я справился отлично» -Итак, первый пункт нашего умения «Умею распределять слова по звукам» - мы его выполнили, оцените себя в колонке достижения. | Формулировка темы и цели урока. -Мягкие согласные звуки и их обозначение на письме. - Узнать с помощью чего определяется мягкость согласных звуков и научиться обозначать их на письме.
- Повторим как обозначается твёрдый согласный звук на письме.
- Узнаем как обозначается мягкий согласный звук на письме.
- Закрепим изученный материал.
-Да | П: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работ | Презентация. |
"Открытие" детьми нового знания (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый – анализ языкового материала; Наглядный – демонстрация слайда; Практический – морфологическое упражнение. | Организует работу учащихся над упражнением в учебнике. -Давайте выполним упражнение № 78 в учебнике на стр. 59.
-Кто прочитает задание? -Что нужно сделать?
-Рассмотрим первое слово. Какую букву мы сюда вставим? -Какое слово мы получаем? -Произнесём слово хором. -Как звучит звук? Какой он? -Какая согласный звук здесь мягкий? -Как мы его запишем? -Подчеркните зелёным карандашом мягкий согласный звук. -Запишите слово в тетрадь. -Рассмотрим 3 слово. Какую букву мы сюда вставим? -Какое слово мы получаем? -Произнесём слово хором. -Как звучит звук? Какой он? -Какая согласный звук здесь мягкий? -Как мы его запишем? -Подчеркните зелёным карандашом мягкий согласный звук. -Рассмотрим 7 слово. Какую букву мы сюда вставим? -Какое слово мы получаем? -Произнесём слово хором. -Как звучит звук? Какой он? -Какая согласный звук здесь мягкий? -Как мы его запишем? -Подчеркните зелёным карандашом мягкий согласный звук. -Ребята, какой вывод мы можем сделать, выполнив это упражнение? -Посмотрите на эти слова. М_ч Б_лка -Рассмотрим первое слово. Какую букву мы сюда вставим? -Какое слово мы получаем? -Произнесём слово хором. -Как звучит звук? Какой он? -Рассмотрим второе слово. Какую букву мы сюда вставим? -Какое слово мы получаем? -Произнесём слово хором. -Как звучит звук? Какой он? -Запишите слова, подчеркните зелёным карандашом мягкий согласный звук. -Ребята посмотрите на слова которые вы записали себе в тетрадь. Что вы заметили?
-Какие мягкие гласные у нас есть? Организует подтверждение вывода учащихся правилом в учебнике. -Давайте подтверди наш вывод с правилом учебника на странице 60. Кто прочитает? -Наш вывод совпал? -Какие мы молодцы! Ребята, пока мы с вами выполняли задание, мы сами того не замечая смогла составить алгоритм обозначения мягкости согласного звука.
Давайте прочитаем его на слайде. -Совпадают ли наши действия с этим алгоритмом?
Организует проведение динамической паузы. -Давайте с вами немного отдохнем. Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
-Мы отдохнули и можем продолжать нашу работу. |
Читают задание. -Записать слова вставляя пропущенные буквы. Ответить на вопрос: как на письме показать, что звуки [л`], [н`], [с`] мягкие? -Мягкий знак.
-Конь. -Конь. -Мягко. Мягкий.
- Звук [н`] -Запишем с мягким знаком.
- Мягкий знак. -Лось. -Лось. -Мягко. Мягкий. - Звук [с`] -Запишем с мягким знаком.
- Мягкий знак. -Галька. -Галька. -Мягко. Мягкий. - Звук [л`] -Запишем с мягким знаком.
-Что мягкие согласные звуки пишутся с мягким знаком.
-Я
-Мяч. -Мяч. -Мягко. Мягкий. -Е
-Белка. -Белка. -Мягко. Мягкий.
-Согласный звук может смягчаться не только мягким знаком, но и мягкой гласной. -е,ё, и, ю, я.
Читают правило.
-Да.
-Да. |
П: анализ объектов с выделением существенных признаков.
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
П: смысловое чтение.
П: структурирование знаний.
| Презентация. |
Первичное закрепление (3 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный –объяснение; Частично-поисковый – поиск мягких согласных; Наглядный – карточки с заданием Практический –выполнение морфологического упражнения.
| Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний. - Итак, сейчас будет работа в парах. Но для начала повторим правила работы в паре. - Я вам раздам листочки, на которых будут написаны слова. Вам нужно будет составить из них предложение, а потом подчеркнуть буквы мягких согласных зелёным. На выполнение задания у вас есть ровно 2 минуты.
береза, растет Стройная, роща, в
-Давайте проверим по эталону. - У кого есть ошибки? -Какой вывод мы можем сделать?
- Молодцы. Вы потренировались, а теперь наступило время самостоятельной работы. |
Повторяют правила.
Слушают задание и выполняют.
Проверяют по эталону.
Если мягкий согласный стоит в конце слова или перед другим согласным, то пишем после него мягкий знак. Если мягкий согласный стоит перед гласным, то пишите после него букву е, ё, и, ю, или я. | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в и письменной форме. К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Презентация. |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый – поиск слов в тексте; Практический –упражнение.
| Организует работу над упражнением в рабочей тетради. - Откройте рабочую тетрадь на стр. 28 упр. 50.
- Кто прочтет нам задание? - Что нужно сделать в задании?
- Хорошо. Всем понятно задание? - У вас 5 минуты на выполнение. - Проверьте по эталону. -Оцените себя в нашем листе достижений: Красная звезда – «2 ошибки» Жёлтая звезда – «1 ошибка» Зелёная звезда – «Ошибок нет»
- У кого есть ошибки? -Какой вывод мы можем сделать?
- Молодцы! |
-Превратить названия предметов в слова – названия признаков. - Да. Выполняют упражнение. Проверяют по эталону.
Если мягкий согласный стоит в конце слова или перед другим согласным, то пишем после него мягкий знак. Если мягкий согласный стоит перед гласным, то пишите после него букву е, ё, и, ю, или я. | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. Р: контроль в форме сличения способа действия. | Презентация. |
Включение в систему знаний, повторение (3 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный – беседа; Наглядный – демонстрация слайда.
| Организует работу над словами. - Посмотрите на слайд. Есть ли одинаковые звуки в словах моль и лес? - Как обозначена мягкость этого звука в 1 слове? Во 2 слове?
- Какие ещё буквы, кроме мягкого знака могут обозначать мягкость согласного звука? Организует работу в группе: -Я вам предлагаю выполнить еще одно задание по группам. Для начала давайте вспомним правила работу в группах. -В этой работе у каждой группы будет разное задание. Внимательно читайте задание. -Разделимся на 5 групп. На выполнение задания – 5 минут.
-Проверим. -У кого есть ошибки? Где возникли трудности? -Оцените себя в нашем листе достижений. Красная звезда – «Я не справился» Жёлтая звезда – «Я справился, но были трудности» Зелёная звезда – «Я справился отлично»
-Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание?
Домашнее задание: на странице 28, №49. |
- Есть, звук [лʹ].
- Мягким знаком на конце. Гласной е после согласного.
- Буквы е, ё, и, ю, я.
Повторяют правила работы в группах.
Проверяют.
Если мягкий согласный стоит в конце слова или перед другим согласным, то пишем после него мягкий знак. Если мягкий согласный стоит перед гласным, то пишите после него букву е, ё, и, ю, или я. | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью Л: проявление активности в общей работы | Презентация. |
Рефлексия деятельности (1 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания
| Словесный – беседа. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся. - Итак, ребята, подведем итоги нашего урока. -Что нового вы сегодня узнали?
- Вы достигли поставленной цели?
-Посмотрите на свои листы достижений. У кого больше красных звёздочек – обратитесь за помощью к одноклассникам или учителю. Если больше жёлтых звёздочек – хорошо повторите тему урока. У кого больше зелёных звёздочек – сделайте вывод по теме урока. -Спасибо вас, за продуктивную работу. Урок окончен. | Подводят итог.
-Как определить мягкий согласный звук и как его обозначать. -Да.
Анализируют лист достижений.
| К: умение полно и точно выражать своё мнение Л: самооценка; П: рефлексия способов и условий действий. | Презентация. |