Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_rp_3_kl_s.v.ivanov.docx | 83.53 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Русский язык»
1. Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) составлена на основе авторской программы по русскому языку (сборник «Русский язык. 1-4 классы. Программа, планирование, контроль. Проект «Начальная школа XXI века» (Москва: Вентана - Граф, 2012г. УМК Н.Ф.Виноградовой)) и рабочей программы по предмету «Русский язык» МБОУ СОШ № 27
2. Цели и задачи данной программы, особенности программы
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения:
сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
- познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- социокультурная цель–формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя
общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями,
- задачами и условиями общения;
- обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты – повествования небольшого объёма;
- воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь
3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
4. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в том числе количество часов для проведения контрольных работ
Согласно учебному плану на 2021 – 2022 уч.год в начальной школе 34 учебные недели, поэтому календарно-тематическое планирование составлено на 170 часов (5 часов в неделю), в том числе на проведение:
Диктант – 4 ч (итоговый диктант проводится в рамках промежуточной аттестации)
Словарный диктант – 4 ч.
Тестирование - 1ч.
Контрольная работа – 5 ч.
По календарю - 165 часов.
Уплотнение произведено на 5 часов за счет объединения следующих уроков:
- Уроки 43 и 44: «Учимся писать письма» и «Учимся писать письма»
- Уроки 78 и 79: «Род имен существительных» и «Род имен существительных»
- Уроки 84 и 85: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» и «Закрепление»
- Уроки 115 и 116: « Имена существительные собственные и нарицательные». «Закрепление знаний об имени существительном».
- Уроки 126 и 127: «Имя прилагательное» и «Закрепление знаний об имени прилагательном»
5. Название учебно-методического комплекта (учебник, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
1.Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 176с.)
2. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова.
Русский язык. учебник для 3 класса- М.: Вентана - Граф, 2013.
6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков
Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.
Основными формами текущего контроля являются:
- устный опрос;
- диагностические работы;
- тестовые задания;
- проверочные работы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
по предмету «Русский язык»
Тематическое планирование.
Раздел | Количество часов в авторской программе | Количество часов в календарно-тематическом планировании |
Как устроен наш язык | 80 | 77 |
Правописание | 61 | 60 |
Развитие речи | 29 | 28 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык» 3 класс (170 часов)
«Начальная школа 21 века»
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата проведения | |
По плану | Факти-чески | |||
Как устроен наш язык (1) | Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык» Повторяем фонетику. | 01.09 | ||
Правописание (1) | Вспоминаем правило написания большой буквы | 02.09 | ||
Как устроен наш язык (1) | Фонетический разбор слова | 03.09 | ||
Правописание (1) | Вспоминаем правила переноса слов | 06.09 | ||
Развитие речи (1) | Повторяем: текст, его признаки и типы | 07.09 | ||
Как устроен наш язык (1) | Фонетический разбор слова | 08.09 | ||
Правописание (1) | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | 09.09 | ||
Как устроен наш язык (1) | Повторяем состав слова | 10.09 | ||
Правописание (1) | Повторяем правописание безударных гласных в корне слова Диагностическое обследование №1 | 13.09 | ||
Развитие речи (1) | Повторяем признаки и типы текстов | 14.09 | ||
Как устроен наш язык (1) | Разбор слова по составу | 15.09 | ||
Правописание (1) | Повторяем правила правописания согласных в корне слова | 16.09 | ||
Как устроен наш язык (1) | Повторяем словообразование | 17.09 | ||
Правописание (1) | Повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне слова | 20.09 | ||
Правописание (2) | Проверочная работа. Тема: «Повторение изученных орфограмм» | 21.09 | ||
Входной административный контрольный диктант | 22.09 | |||
Развитие речи (1) | Коррекция знаний по теме: «Повторение изученных орфограмм» Текст и его заголовок. | 23.09 | ||
Как устроен наш язык (3) | Разбор слова по составу и словообразование | 24.09 | ||
Вспоминаем правописание суффиксов | 27.09 | |||
Повторяем правописание приставок Проверочная работа. Тест на тему: «Повторение изученных орфограмм» | 28.09 | |||
Развитие речи (1) | Заголовок и начало текста | 29.09 | ||
Как устроен наш язык (6) | Проверочная работа. Тема: «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». | 30.10 | ||
Коррекция знаний по теме: «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» Предложение и его смысл. Слова в предложении. | 01.10 | |||
Виды предложений по цели высказывания и интонации | 04.10 | |||
Последовательность абзацев в тексте | 05.10 | |||
Деление текста на абзацы | 06.10 | |||
Главные члены предложения | 07.10 | |||
Правописание (1) | Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. Проверочная работа (списывание) по теме «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова» | 08.10 | ||
Как устроен наш язык (1) | Главные члены предложения | 11.10 | ||
Правописание (2) | Учимся писать приставки | 12.10 | ||
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с | 13.10 | |||
Как устроен наш язык (2) | Подлежащее | 14.10 | ||
Сказуемое Контрольный словарный диктант №1 | 15.10 | |||
Развитие речи (1) | Учимся писать письма. | 18.10 | ||
Как устроен наш язык (2) | Итоговая контрольная работа. Тема: «Простое предложение.» | 19.10 | ||
Коррекция знаний по теме «Простое предложение» Подлежащее и сказуемое Проверочная работа по теме «Предложение» | 20.10 | |||
Развитие речи (1) | Учимся писать письма Самостоятельная работа на тему: «Текст; заголовок текста» | 21.10 | ||
Как устроен наш язык (1) | Второстепенные члены предложения | 22.10 | ||
Правописание (1) | Проверочная работа. Тест. Тема: «Орфограммы, изученные во втором классе» | 25.10 | 8.11 | |
Как устроен наш язык (2) | Коррекция знаний по теме «Орфограммы, изученные во втором классе» Обстоятельство | 26.10 | 9.11 | |
Обстоятельство | 27.10 | |||
Правописание (1) | Учимся писать приставку с- | 28.10 | 10.11 | |
Развитие речи (2) | Учимся писать письма.. | 29.10 | 11.11 | |
Учимся писать письма. | ||||
Как устроен наш язык (2) | Определение. Роль определений в предложении. | 08.11 | 12.11 | |
Определение | 09.11 | |||
Правописание (2) | Учимся писать слова с двумя корнями | 10.11 | 15.11 | |
Запоминаем соединительные гласные о, е | 11.11 | |||
Развитие речи (1) | Учимся писать письма | 12.11 | 16.11 | |
Как устроен наш язык (2) | Дополнение. Роль дополнений в предложении | 15.11 | ||
Дополнение. Проверочная работа по теме «Предложение» | 16.11 | 17.11 | ||
Правописание (1) | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 17.11 | 18.11 | |
Как устроен наш язык (1) | Текущая контрольная работа. Тест. Тема: «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения» | 18.11 | 19.11 | |
Правописание (1) | Коррекция знаний по теме «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения.» Проверочная работа (тест) по теме «Предложение» Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 19.11 | 22.11 | |
Развитие речи (1) | Учимся писать письма | 22.11 | 23.11 | |
Как устроен наш язык (1) | Однородные члены предложения | 23.11 | ||
Правописание (2) | Учимся обозначать звук [ ы ] после звука [ ц ] | 24.11 | ||
Учимся писать о-ё после шипящих; ы после ц» | 25.11 | |||
Как устроен наш язык (1) | Коррекция знаний. «Правописание сложных слов; о-ё после шипящих; ы после ц» Однородные члены предложения. | 26.11 | ||
Правописание (1) | Знаки препинания при однородных членах предложения | 29.11 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать письма | 30.11 | ||
Как устроен наш язык (1) | Однородные члены предложения | 01.12 | ||
Правописание (1) | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | 02.12 | ||
Как устроен наш язык (1) | Однородные члены предложения. Контрольный словарный диктант №2 | 03.12 | ||
Правописание (1) | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | 06.12 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать письма. Проверочная работа. Текст. Подбор заголовка. Редактирование. | 07.12 | ||
Как устроен наш язык (1) | Повторяем фонетику и состав слова | 08.12 | ||
Правописание (1) | Повторение. | 09.12 | ||
Как устроен наш язык (1) | Коррекция знаний по теме «Правописание слов с изученными орфограммами» Части речи | 10.12 | ||
Как устроен наш язык (1) | Самостоятельные и служебные части речи | 13.12 | ||
Правописание (1) | Повторение. Проверочная работа по теме: «Фонетика, состав слова; синтаксис, простого предложения» | 14.12 | ||
Правописание (1) | Итоговый административный контрольный диктант за 1 полугодие. Тема: «Правописание слов с изученными орфограммами» | 15.12 | ||
Как устроен наш язык (1) | Имя существительное. Классификация имен существительных Диагностическое обследование №2 | 16.12 | ||
Как устроен наш язык (1) | Имя существительное. Повторение. Проверочная работа (списывание) по теме «Изученные орфограммы» | 17.12 | ||
Развитие речи (1) | Коррекция знаний. Учимся писать изложение | 20.12 | ||
Развитие речи (1) | Проверочная работа на тему: «Текст. Последовательность частей текста» | 21.12 | ||
Как устроен наш язык 4) | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 22.12 | ||
Род имен существительных. | 23.12 | |||
Род имен существительных | ||||
Неизменяемые существительные. | 24.12 | |||
Развитие речи (1) | Учимся писать изложение | 10.01 | ||
Как устроен наш язык (1) | Число имен существительных | 11.01 | ||
Правописание (1) | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных | 12.01 | ||
Правописание (2) | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. | 13.01 | ||
Закрепление. | ||||
Как устроен наш язык (1) | Число имен существительных | 14.01 | ||
Как устроен наш язык (1) | Изменение имен существительных по числам | 17.01 | ||
Как устроен наш язык (1) | Изменение имен существительных по числам, оканчивающихся на мя Проверочная работа по теме «Части речи. Число и род имен существительных» | 18.01 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать изложение | 19.01 | ||
Как устроен наш язык (1) | Изменение имен существительных по падежам | 20.01 | ||
Как устроен наш язык (1) | Падеж имен существительных. Знакомство с названиями падежей и вопросами | 21.01 | ||
Как устроен наш язык (1) | Падеж имен существительных | 24.01 | ||
Правописание (1) | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова | 25.01 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать письма | 26.01 | ||
Как устроен наш язык (1) | Падеж имен существительных | 27.01 | ||
Правописание (1) | Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных | 28.01 | ||
Как устроен наш язык (1) | Падеж имен существительных | 31.01 | ||
Правописание (1) | Учимся писать суффиксы –ец- и –иц- и сочетания –ичк- и –ечк- | 01.02 | ||
Развитие речи (1) | Работаем с текстом | 02.02 | ||
Как устроен наш язык (1) | Склонение имен существительных. Проверочная работа по теме «Имя существительное. Лексическое значение слова. Род и число». | 03.02 | ||
Правописание (1) | Учимся писать сочетания –инк- и –енк- | 04.02 | ||
Правописание (1) | Повторение по теме «Имя существительное» | 07.02 | ||
Правописание (1) | Проверочная работа. Списывание. Тема: «Ь после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные; суффиксы имен существительных.» | 08.02 | ||
Как устроен наш язык (1) | Коррекция знаний по теме «Ь после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные; суффиксы имен существительных.» Склонение имен существительных | 09.02 | ||
Правописание (1) | Правописание безударных окончаний имен сущ. 1-го склонения | 10.02 | ||
Развитие речи (1) | Работаем с текстом | 11.02 | ||
Как устроен наш язык (1) | Склонение имен существительных | 14.02 | ||
Как устроен наш язык (1) | Контрольный тест.Тема: «Род, число, падеж, склонение имен существительных» | 15.02 | ||
Правописание (1) | Коррекция знаний по теме: «Род, число, падеж, склонение имен существительных» Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения | 16.02 | ||
Как устроен наш язык (1) | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 17.02 | ||
Правописание (1) | Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения | 18.02 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать изложение | 21.02 | ||
Как устроен наш язык (1) | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 22.02 | ||
Правописание (1) | Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения | 24.02 | ||
Как устроен наш язык (1) | Имена существительные собственные и нарицательные | 25.02 | ||
Как устроен наш язык (1 | Закрепление знаний об имени существительном | |||
Правописание (1) | Правописание гласных в окончаниях имен сущ после шипящих и ц | 28.02 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать изложение | 01.03 | ||
Как устроен наш язык (1) | Способы образования имен существительных | 02.03 | ||
Как устроен наш язык (1) | Способы образования имен существительных | 03.03 | ||
Правописание (1) | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения | 04.03 | ||
Правописание (1) | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения | 09.03 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать изложение. | 10.03 | ||
Как устроен наш язык (1) | Повторяем фонетику и состав слова | 11.03 | ||
Правописание (1) | Повторяем правописание безударных окончаний имен сущ. Контрольный словарный диктант№3. | 14.03 | ||
Как устроен наш язык (2) | Имя прилагательное | 15.03 | ||
Закрепление знаний об имени прилагательном | ||||
Как устроен наш язык (1) | Итоговая контрольная работа. Тема: «Грамматические признаки имени существительного». | 16.03 | ||
Правописание (1) | Коррекция знаний по теме: «Грамматические признаки существительного» Правописание окончаний имен существительных множественного числа | 17.03 | ||
Развитие речи (1) | Повторение. Работа с текстом. Текущее изложение. | 18.03 | ||
Как устроен наш язык (1) | Имя прилагательное | 21.03 | ||
Правописание (1) | Итоговый контрольный диктант. Тема: «Орфограммы , изученные в 3 четверти» | 22.03 | ||
Правописание (1) | Коррекция знаний по теме: «Орфограммы , изученные в 3 четверти» Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных | 23.03 | ||
Как устроен наш язык (1) | Имя прилагательное | 24.03 | ||
Правописание (1) | Правописание окончаний имен существительных на –ий, -ия, -ие. | 25.03 | ||
Правописание (1) | Правописание окончаний имен существительных на –ий, -ия, -ие. Закрепление. | 04.04 | ||
Правописание (1) | Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных». | 05.04 | ||
Правописание (1) | Коррекция знаний по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных». Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных | 06.04 | ||
Как устроен наш язык (1) | Качественные имена прилагательные. Значение имен прилагательных | 07.04 | ||
Как устроен наш язык (1) | Качественные имена прилагательные. | 08.04 | ||
Развитие речи (1) | Изложение с элементами сочинения | 11.04 | ||
Правописание (1) | Правописание окончаний имен прилагательных | 12.04 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать изложение. Текущее изложение. | 13.04 | ||
Правописание (1) | Правописание окончаний имен прилагательных | 14.04 | ||
Как устроен наш язык (1) | Краткая форма качественных прилагательных | 15.04 | ||
Правописание (1) | Правописание окончаний имен прилагательных | 18.04 | ||
Правописание (1) | Проверочная работа. Списывание «Правописание падежных окончаний имен существительных, правописание падежных окончаний имён прилагательных» | 19.04 | ||
Развитие речи (1) | Коррекция знаний по теме: «Правописание падежных окончаний имен Существительных, правописание падежных окончаний имён прилагательных» Учимся писать сочинение | 20.04 | ||
Как устроен наш язык (1) | Относительные имена прилагательные | 21.04 | ||
Правописание (1) | Правописание относительных прилагательных | 22.04 | ||
Как устроен наш язык (1) | Как образуются относительные прилагательные | 25.04 | ||
Правописание (1) | Правописание относительных прилагательных | 26.04 | ||
Развитие речи (1) | Учимся писать сочинение | 27.04 | ||
Правописание (1) | Правописание относительных прилагательных | 28.04 | ||
Как устроен наш язык (1) | Притяжательные прилагательные | 29.04 | ||
Правописание (1) | Правописание притяжательных прилагательных | 04.05 | ||
Развитие речи (1) | Повторение. Работа с текстом. | 05.05 | ||
Как устроен наш язык (1) | Повторяем фонетику и состав слова. | 06.05 | ||
Правописание (1) | Правописание краткой формы имен прилагательных. Контрольный словарный диктант №4. | 10.05 | ||
Как устроен наш язык (2) | Проверочная работа. «Имя прилагательное и его грамматические признаки». | 11.05 | ||
Коррекция знаний по теме: «Имя прилагательное и его грамматические признаки». Местоимение | 12.05 | |||
Развитие речи (1) | Работаем с текстом. | 13.05 | ||
Как устроен наш язык (3) | Личные местоимения. | 16.05 | ||
Личные местоимения. Диагностическое обследование №3 | 17.05 | |||
Личные местоимения. Проверочная работа (списывание) по теме «Орфограммы в корне» | 18.05 | |||
Правописание (2) | Итоговая контрольная работа за 3 класс | 19.05 | ||
Коррекция знаний Правописание местоимений с предлогами | 20.05 | |||
Как устроен наш язык (1) | Как изменяются местоимения | 23.05 | ||
Правописание (1) | Правописание местоимений | 24.05 | ||
Как устроен наш язык (1) | Как изменяются местоимения | 25.05 |
Итоговый контрольный диктант за курс 3-го класса в рамках промежуточной аттестации
III. Учебно-методическое и материально-технические средства обучения по предмету «Русский язык»
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
РУССКИЙ ЯЗЫК | |||
N | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое кол-ство | Примечания, методический комментарий |
1. | Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов 1.Сборник программ для начальной школы (Система Н.Ф.Виноградовой) - Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 2.Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. | К | Библиотечный фонд комплектуется с учетом типа школы с родным (русским) и родным (нерусским) языком обучения на основе Перечня УМК, рекомендованных или допущенных МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала |
2. | Стандарт начального образования по русскому языку | Д | |
3. | Примерная программа начального образования по русскому | Д | Вестник образования, №2, 2005 г. Является основой для составления модефицированной программы (при необходимости) |
4. | Методические пособия для учителя, дополнительная литература | Д | Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение) |
2. Печатные пособия
РУССКИЙ ЯЗЫК | ||
1. | Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) | Используется как демонстрационный материал в период обучения грамоте, может работать на протяжении всего обучения в первом классе, чтобы дети имели возможность видеть образцы букв перед глазами. В классе должен быть не менее одного комплекта. |
2. | Касса букв и сочетаний (по возможности) | На уроках обучения грамоте и русского языка используется для фронтальной работы и работы в парах. Желательно иметь по одному комплекту на двух человек |
3. | Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку | Необходим как демонстрационный материал как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления знаний. В классе должен быть один комплект. |
4. | Наборы сюжетных (и предметных) картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку и литературному чтению (в том числе в цифровой форме) | Используется как демонстрационный материал для работы по развитию речи младших школьников, как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения |
5. | Словари всех типов по русскому языку и литературному чтению | В классе должны быть словари для фронтальной, групповой и самостоятельной индивидуальной работы, а также для работы в парах. Чаще всего (на каждом уроке) используются орфографические, толковые, этимологические словари при знакомстве с новыми словарными словами, при работе над орфографией сложных для младшего школьника слов. |
6. | Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения | Для расширения кругозора чтения должна быть создана классная библиотечка. В ней должны быть как книги для демонстрации на выставке (например, при чтении рассказа Л.Н.Толстого «Акула», организуется выставка книг данного автора с другими его произведениями; при работе по теме «Русский фольклор» на выставке размещаются демонстрационные книги с народными сказками, книги с пословицами и т.п.), так и книги для индивидуального самостоятельного чтения. |
7. | Портреты поэтов и писателей (в соответствии с обязательным минимумом) | Необходимо иметь в классе комплект для демонстрации портрета автора изучаемого произведения. |
3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
1. | Аудиозаписи. | Д | Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). |
2. | Видеофильмы. | Д | Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование видеофильмов в учебном процессе: 1.Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку. |
3. | Слайды (диапозитивы) | Д | Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4). Использование слайдов в учебном процессе: 1. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку. |
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы | Д | Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе: 1. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения русскому языку. |
4. Технические средства обучения (средства ИКТ)
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).
1. | Телевизор | Д | Телевизор цветной с диагональю экрана не менее 72 см располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). Рекомендуемая оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2, 7 метров от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола должна быть 1,2-1,3 м (СанПиН п. 2.5.3.9.). Длительность просмотра телепередач в 1 – 2 классах 15 мин, в 3-4 классах – 20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
.2. | Видеомагнитофон/видеоплейер | Д | Видеомагнитофон располагается в зоне рабочего места учителя (СанПиН п. 2.5.6.1.). Длительность просмотра кинофильмов в 1– 4 классах 15-20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). |
.3. | СD/DVD-проигрыватели | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать проигрыватель, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
4. | Музыкальный центр | Д | Не рекомендуется в столе учителя устанавливать магнитофон, т. к. стенки стола резонируют, и происходит искажение звука (СанПиН п. 2.5.6.2.). |
5. | Слайд-проектор | Д | Длительность просмотра диапозитивов-слайдов в 1 – 2 классах 7 - 15 мин, в 3-4 классах – 15 - 20 мин (СанПиН п. 2.9.11.,Таблица 4). Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон. Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания - автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно (СанПиН п. 2.5.3.7). Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают от пыли беличьей кисточкой. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить салфеткой, слегка смоченной в эфире, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражатели, стекла насадок диапроекторов. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М., «Академия», 2005 г.) |
6. | Мультимедийный проектор | Д | Для работы с экранными средствами обучения в классе необходимо оборудовать систему затемнения окон. Выбор типа устройства затемнения и его необходимости определяется качеством используемой аппаратуры. Рекомендуемая система зашторивания - автоматическая. Допускается, чтобы каждое окно зашторивалось автономно (СанПиН п. 2.5.3.7). Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают от пыли беличьей кисточкой. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить салфеткой, слегка смоченной в эфире, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражатели, стекла насадок проекторов. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
7. | Экран для мультимедийного проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным (СанПиН п. 2.5.6.4.). Размер не менее 1,5 x 1,5 м |
8. | Экран для оверхед-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным (СанПиН п. 2.5.6.4.). Размер не менее 1,5 x 1,5 м |
9. | Экран для слайд-проектора | Д | В кабинете должен быть экран с регулируемым углом наклона. Проводить демонстрацию экранных изображений на стену не допускается. (СанПиН п. 2.5.3.4.) На передней стене на кронштейне укрепляется экран для демонстрации экранных средств. Экран может быть не стационарным, а переносным (СанПиН п. 2.5.6.4.). Размер не менее 1,5 x 1,5 м При демонстрации диафильмов и диапозитивов (слайдов) (при ширине экранного изображения 1,2-1,4 м) расстояние от первых столов учащихся до экрана должно быть не менее 2, 7 м, а от последних столов - не более 8, 6 м (СанПиН п. 2.5.3.8.). |
10. | Столик для слайд-проектора | Д | В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны ее размещения: - у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов); - в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов) (СанПиН п. 2.5.3.6.) |
11. | Столик для оверхед-проектора | Д | |
12. | Столик для мультимедийного проектора | Д | |
13. | Мультимедийный компьютер | Д | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). |
14. | Оверхед-проектор | Д | Во избежание порчи проекционные аппараты хранят в сухих, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 15 ْ С под матерчатыми или специальными чехлами. Наружные поверхности передней и задней линз объектива очищают от пыли беличьей кисточкой. Если поверхности линз объектива и конденсора сильно загрязнены, их можно очистить салфеткой, слегка смоченной в эфире, спирте или одеколоне. Чистой салфеткой протирают отражатели, стекла насадок проекторов (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
15. | Сканер | Д | Большое распространение в наше время приобрели устройства сканирования изображения, текстов, рисунков. Изображение преобразуется в цифровую форму для дальнейшей обработки компьютером или воспроизведения на экране монитора. Сканер распознает изображение, автоматически создает его электронную копию, которая может быть сохранена в памяти компьютера. Сканеры незаменимы при создании иллюстративных материалов. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
16. | Принтер лазерный А4 | Д | Лазерные принтеры для формирования изображения используют лазерный луч. Лазерные принтеры обеспечивают высокое качество и скорость печати. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
17. | Принтер струйный цветной А4 | Д | Струйные принтеры для получения изображения используют чернила. Струйные принтеры дают изображение, по качеству близкое к типографическому. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
18. | Фотокамера цифровая | Д | Цифровая фотокамера производит «захват» изображений электронным образом и сохраняет их в виде цифровых файлов, обеспечивая разнообразные возможности просмотра, редактирования и сохранения изображений, недоступные при использовании обычной фотокамеры. После съемка фотографии переносятся в компьютер , если подсоединить к нему фотокамеру с помощью кабеля. Снимки, хранящиеся в электронном виде, удобны для монтажа, иллюстрирования любого материала или передачи на другие компьютеры. (Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
19. | Видеокамера цифровая со штативом | Д | Цифровая видеозапись передает мельчайшие нюансы благодаря высокому разрешению изображения и динамичному звуку. Объект съемки выбирается через окошко встроенного в камеру видеоискателя, изображение запоминается мгновенно. Отснятые кадры можно тут же продемонстрировать аудитории, подсоединив к ЖК-проектору или к телевизору. Через встроенные видео- и аудиовидеовыходы можно проецировать изображение на большой экран. ( Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров «Технические средства обучения и методика их использования» М. «Академия», 2005 г.) |
5. Игры и игрушки.
РУССКИЙ ЯЗЫК | |||
1. | Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, предающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации | Д | Могут быть использованы: - при изучении тем, направленных на развитие речи младших школьников; - при изучении диалектических особенностей языка; - в ходе развития коммуникативных способностей учащихся. |
2. | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.) | П | Возможно использование: - в ходе обучения грамоте; - при изучении словарных слов; - в процессе развития коммуникативных способностей; - в ходе развития творческих способностей младших школьников. |
3. | Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др. | Ф | Подобного рода игры могут быть использованы: - для развития словарного запаса; - для формирования кругозора; - для развития логического мышления. Возможно использование на уроках закрепления и обобщения знаний. |
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).
ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.
АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ.
Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.
1. | Персональный компьютер учителя с характеристиками не хуже следующих: Aquarius Elt E50 S66 (MDT_350W/ Ci5_2300/ 2xD2048DIII_1333/ Vint/S500_7200/ VD±RW/SB/ NIC/WiFi/CardRead/ LAN1Gb/IEEE1394/ Kmopt/WinPro 7. | 1 |
2. | Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"; Стандарт защиты TCO - TCO03, TCO5.0; Разрешение экрана - не менее 1280*1024; Яркость - не менее 250 кд/м2; Контрастность - не менее1000000:1; Время реакции – не более мсек; Угол обзора по горизонтали – не менее 170 гр; Угол обзора по вертикали – не менее 160 гр; Зерно, мм: 0,124. Количество цветов – не менее 16.7 млн. оттенков. | 1 |
3. | Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700 | 1 |
4. | Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления | 1 |
5. | Интерактивная доска SMART BoardDualTouch 685 (сенсорная). | 1 |
6. | Документ-камера, совместимая с доской | 1 |
7. | Графический планшет, совместимый с доской | 1 |
8. | Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый). | 1 |
9. | Источник бесперебойного питания. | 1 |
Вариант № 2 (упрощенный, переносной) для кабинета начальных классов.
1. | Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием (размер 120х240 см), должна быть установлена во всех классах, где будет использоваться интерактивная приставка. | 1 |
2. | Портативный компьютер (ноутбук) с характеристиками не хуже следующих: P6200(2,1)/2Gb/250Gb/DVDRW/WF/Bt/cam/15,6"/W7. | 1 |
3. | Проектор мультимедийный с передвижным столиком. | 1 |
4. | Экран рулонный 200х210 см Braun Professional (переносной) | 1 |
5. | Приставка интерактивная с программным обеспечением (русифицированным) Mimio. | 1 |
6. | Документ-камера, совместимая с программным обеспечением (русифицированным) интерактивной приставки Mimio. | 1 |
7. | Графический планшет, совместимый с интерактивной приставкой Mimio. | 1 |
8. | Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый). | 1 |
.9. | Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700 | 1 |
ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ. | ||
1. | Предустановленное системное ПО :Операционная система Microsoft Windows 7 Pro. Предустановленное офисное ПО : Microsoft OfficeProPlus 2010 RUS (с использованием академической лицензии). | 1 |
Технические требования к оборудованию компьютерного класса
КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий). | ||
Персональный компьютер учителя с характеристиками не хуже следующих: Aquarius Elt E50 S66 (MDT_350W/ Ci5_2300/ 2xD2048DIII_1333/ Vint/S500_7200/ VD±RW/SB/ NIC/WiFi/CardRead/ LAN1Gb/IEEE1394/ Kmopt/WinPro 7 | 1 | |
Компьютер ученика Aquarius Pro P30 S50 (MNT_350W/Ci3_2100/ H61/1xD2048DIII_1333/Vint/S250_7200/DVD±RW/SB/NIC/WiFi/CardRead/LAN1Gb/IEEE1394/Kmopt/WinPro 7 RUS/Office 2010 RUS/Dr.Web) | ||
Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"; | ||
Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления. | 1 | |
Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс). | 1 | |
ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя. Программное обеспечение для компьютерного класса - 1 комплект. Программное обеспечение предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO-коммутатора. В разделе «Первые шаги» программного обеспечения можно ознакомиться с принципами создания и программирования LEGO-моделей. Комплект интерактивных заданий содержит 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела (Забавные механизмы, Звери, Футбол, Приключения), по три задания в каждом. В каждом разделе учащиеся занимаются технологией, сборкой и программированием, а также упражняются в четырех предметных областях (Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи). Эти материалы можно загрузить в компьютер и использовать совместно с программным обеспечением. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями. В книге в разделе "Занятия. Рекомендации учителю" наряду с различными идеями по организации уроков, обзором программного обеспечения, имеются также примеры построения и программирования моделей из Комплекта заданий. | 1 | |
Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. В состав конструктора входят: 158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной». Через коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения. Через два разъёма коммутатора подаётся питание на моторы и проводится обмен данными между датчиками и компьютером. Мотор можно запрограммировать вращаться в разных направлениях (по часовой стрелке или против) и можно изменять его мощность. Питание на мотор (5В) подаётся через USB порт компьютера. К мотору можно подсоединять оси или другие LEGO-элементы. Датчик наклона сообщает о направлении наклона. Он различает шесть положений: «Носом вверх», «Носом вниз», «На левый бок», «На правый бок», «Нет наклона» и «Любой наклон». Датчик расстояния обнаруживает объекты на расстоянии до 15 см. |
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||
2. | Программно-методический комплекс «Фантазеры. МУЛЬТИ творчество» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
3. | Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника: 1 – 4 класс» ( DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
4. | Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
5. | Программно-методический комплекс «Мир музыки» (DVD-box, лицензия на класс). | 1 |
2. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Предметная область «Филология». | ||
.1. | Таблица демонстрационная «Алфавит. Печатные и рукописные буквы русского алфавита». | 1 |
2. | Комплект таблиц демонстрационных «Обучение грамоте» (32 таблицы), формат 60 х 90 см. | 1 |
3. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (9 таблиц) для 1 класса, формат 60 х 90 см. | 1 |
4. | Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык» с методическими рекомендациями (15 таблиц) для 2 класса, формат 60 х 90 см. | 1 |
5. | Картинный словарь универсальный (демонстрационный, раздаточный) «Русский язык». 1 – 2 классы. | 1 |
6. | Методические рекомендации для учителя к картинному словарю. | 1 |
7. | Комплект портретов писателей демонстрационный (15 портретов). | 1 |
8. | Магнитная азбука демонстрационная (ламинированная). | 1 |
9. | Магнитная касса слогов демонстрационная (ламинированная) | 1 |
10. | Магнитная азбука «Буквы русского алфавита, цифры, математические знаки», 79 элементов в чемоданчике. | 1 |
11. | Магнитная модель-аппликация «Набор звуковых схем» демонстрационная (ламинированные карточки). | 1 |
12. | Модель-аппликация «Набор звуковых схем» раздаточный 25. | 1 |
13. | Комплект наглядных пособий для словарно-логических упражнений по русскому языку «Школьная библиотека фотоизображений». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...