Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
рабочая программа (русский язык, 3 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 67.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», приказ МО и Н РФ № 1241 от 26.10.2010г «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённого приказом МО и Н РТ от 6.10.2009 г № 373», письма МО и Н РТ №6272/10 от 18.08.2010 г «О ведении ФГОС НОО с 1.09.2010 г» );
- Основной образовательной программы начального общего образования ГБООУ «НКСШИ»;
- Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа, в 2 частях, М.: «Просвещение» 2011 года и авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования ;
- Учебного план ГБООУ «НКСШИ» на 2013/2014 учебный год утверждённый приказом №56 от 29.08.2013 г.;
- Приказа №7699 от 23.06.2012 г. «Об учебных планах для 1-9 классов школ РТ в соответствии с ФГОС общего образования»(3 вариант, 1 модель);
- Закона «Об образовании» РФ и РТ;
- Локального акта ГБООУ «НКСШИ» (положение об утверждении структуры рабочих программ);
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189)
Цели и задачи обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание
собственных текстов.
Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления.
Содержание учебной программы
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета 3 часа в неделю +1 час компонент, итого 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Мир общения. Повторяем – узнаём новое. | 29 часов |
2. | Слово в речевом общении. Словосочетание, предложение и текст в речевом общении. | 28 часов |
3. | Части речи. | 4 часа |
4 | Имя существительное. | 29 часов |
5 | Местоимение. | 3 часа |
6 | Глагол. | 27 часов |
7 | Имя прилагательное. | 14 часов |
8 | Повторение. | 2 часа |
В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Диктант, контрольный диктант | 1 | 1 | 2 | 4 | |
Словарный диктант | 1 | 2 | 3 | ||
Контрольное списывание | 1 | 1 | 2 | ||
Контрольная работа | 1 | 1 | 2 | 4 | |
Изложение | 1 | 1 | 2 | ||
Сочинение | 1 | 1 | |||
НРК | 8 | 4 | 3 | 2 | 17 |
Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).
Речевое общение. Текст
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части
высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
Речевой этикет. Использование формул речевого этикета
в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).
Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
- развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
- обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
- пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
- формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
- обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
- развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
- развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Результаты обучения (личностные, предметные. метапредметные)
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
Сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учащиеся должны знать:
— состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.
Учащиеся должны уметь:
— проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
— обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
— отличать текст от набора предложений;
— определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
— устанавливать связи между предложениями в тексте;
— делить текст на части, устанавливать связи между ними;
— писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
— распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
— писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;
— писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);
— писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);
— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);
- грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;
— распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);
— писать слова с непроверяемыми буквами;
— распознавать в тексте синонимы и антонимы;
— различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;
- самостоятельно ставить ударение в словах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать орфоэпические нормы;
- передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
- владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).
Критерии оценивания
Диктант.
«5» – ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
¨ нарушение правил орфографии при написании слов;
¨ пропуск и искажение букв в словах;
¨ замену слов;
¨ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
¨ неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1.Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфографические и 2 пунктуационные. ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационная;
«3» – 3 – 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, а также при 5 орфографических ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфографических ошибок;
«1» – более 8 орфографических ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
Учебно – тематическое планирование
п\п№ | Тема урока | Планируемые результаты | Дата проведения | |
План | Факт | |||
I раздел. Мир общения. Повторяем – узнаём новое. (29 ч) | ||||
1. | Речевое общение. Диалог. Собеседники. | Знать основные функции общения. Уметь вести диалог с опорой на рисунки и жизненные впечатления. Знать алгоритм работы с проверяемыми и непроверяемыми написаниями. | 2.09 | |
2. | Разница между диалогом и спором. | Знать разницу между диалогом и спором, понимать важность для общения спокойной, доброжелательной манеры разговора. Знать о том, что главное средство общения — это язык. | 4.09 | |
3. | Речь устная и письменная. | Понимать важность умения правильно пользоваться речью, важность культуры речи. Знать требования к устной речи. | 5.09 | |
4 | Виды текстов. Составные части текста. | Знать, какие типы текстов существуют и для чего применяется каждый из них. | 6.09 | |
5 | Изложение с использованием плана текста. | Делить текст на смысловые части. Составлять план текста. | 9.09 | |
6 | Коррекция знаний. Сфера употребления текстов. | Сравнивать слова по значению и форме. Находить необходимую информацию в различных источниках | 11.09 | |
7 | Входная контрольная работа (диктант). | 12.09 | ||
8 | Работа над ошибками. Звуки и буквы. | Уметь различать звук и букву, правильно произносить звук и правильно называть букву. | 13.09 | |
9 | Деление слов на слоги. | Различать в слове количество слогов по количеству гласных; Уметь переносить слова с одной строки на другую | 16.09 | |
10 | Ударение. | Знать значение верной постановки ударения для определения уровня речевой культуры человека; | 18.09 | |
11. | Орфограммы слова. | Классифицировать имена собственные по значению; знать, когда в письменной речи употребляется прописная буква. | 19.09 | |
12. | Имена собственные. | Уметь писать с заглавной буквы имена, отчества и фамилии людей, клички животных, некоторые географические названия. Различать собственные и нарицательные имена существительные, употребляя заглавную букву. | 20.09 | |
13 | Безударная гласная в корне слова. | Знать правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением. | 23.09 | |
14 | Проверка безударной гласной в корне слова | Знать, буквы каких гласных звуков в корне слова надо проверять и как их следует проверять. Знать алгоритм проверки безударной гласной в корне. | 25.09 | |
15 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Мини-сочинение. | Различать в слове ударный слог; Распознавать слова, которые нужно проверять, и проверочные слова. Обосновывать написание гласной буквы в безударном слоге. | 26.09 | |
16 | Парные согласные. | Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными. | 27.09 | |
17 | Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова. | Уметь проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными. | 30.09 | |
18 | Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. | Уметь писать слова с непроверяемым написанием. | 2.10 | |
19 | Непроизносимые согласные. | Знать, в каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные и уметь писать такие слова. | 3.10 | |
20 | Проверка непроизносимых согласных. | Знать, как проверить, есть ли непроизносимые согласные в слове. Понимать, что от непроизносимых согласных может зависеть смысл слова. | 4.10 | |
21 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | Различать случаи употребления на письме разделительного твердого и мягкого знаков. | 7.10 | |
22 | Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков. | Знать и уметь пользоваться правилами написания разделительных твёрдого и мягкого знаков. | 9.10 | |
23 | Удвоенные согласные. | Знать, как уточнить написание слов с удвоенными согласными. | 10.10 | |
24 | Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. | Знать правило написание лов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. | 11.10 | |
25 | Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Закрепление. | Уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. | 14.10 | |
26 | Правила переноса слов. | Знать правила переноса слов. Уметь верно определять, какой безударный гласный в корне слова пропущен. | 16.10 | |
27 | Написание слов с изученными орфограммами. | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | 17.10 | |
28 | Контрольный диктант по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое». | Знать изученные правила, применять их при письме. | 18.10 | |
29 | Работа над ошибками. Закрепление по разделу «Мир общения» | Уметь писать слова с изученными орфограммами. | 21.10 | |
Слово в речевом общении (28 ч) | ||||
30 | Основные функции слова. | Понимать, что значение слова нематериально, ни звуки, ни буквы напрямую не изображают предмет. | 23.10 | |
31 | Звуко-буквенная форма слова и его значение. | Понимать условную связь между значением слова и его звуко-буквенной формой. | 24.10 | |
32 | Как «устроено» слово. Словарный диктант. | Знать, слово называет определенное понятие, предмет или явление и чем больше мы узнаем новых слов, тем шире становятся наши знания об окружающем мире. | 25.10 | |
33 | Откуда слово пришло. | Понимать, что этимологический анализ позволяет четко определить, от каких слов образованы новые слова, какие отношения между предметами или явлениями отражают. | 28.10 | |
34 | Контрольный диктант по теме «Слово» . «Любители мастерить» | Понимать неоднозначность соответствия предмета и слова, которое этот предмет называет. Знать, какие слова называются синонимами. | 30.10 | |
35 | Работа над ошибками. Словосочетание. | Знать, что антонимы обязательно называют одноплановые понятия. | 31.10 | |
36 | Антонимы. | Уметь использовать толковый словарь для определения значения слов-омонимов. | 1.11 | |
37 | Омонимы. | Уметь определять значения многозначных слов в контексте. Знать различия между омонимами и многозначными словами | 11.11 | |
38 | Многозначные слова. | Знать изученные правила, применять их при письме. | 13.11 | |
39 | Словосочетание | Знать, что такое словосочетание и чем словосочетание отличается от слова, от предложения. | 14.11 | |
40 | Предложение. Типы предложений по цели высказывания. | Уметь определять тип предложения по интонации и по цели высказывания. | 15.11 | |
41 | Контрольное списывание. | Уметь самостоятельно работать с текстом. | 18.11 | |
4243 | Главные члены предложения. | Знать, какие члены предложения являются главными и как их найти в предложении. | 20.11 | |
44 | Однородные члены предложения. | Уметь находить однородные члены предложения. Знать, когда между однородными членами ставится запятая. | 21.11 | |
45 | Состав слова. Корень. | Знать, из каких частей состоит слово, уметь дать им определение. Знать, какая часть слова называется корнем; какие согласные звуки могут чередоваться в корне слова. | 22.11 | |
46 | Корень. Однокоренные слова. | Уметь подбирать к словам однокоренные слова. Разбирать слово по составу, уметь объяснять значение морфем. | 25.11 | |
47 | Приставка. | Уметь объяснять написание основных приставок русского языка. | 27.11 | |
48 | Разделительный твёрдый знак. | Уметь правильно употребить разделительный твердый знак при письме. | 28.11 | |
49 | Написание приставок и предлогов. Словарный диктант. | Различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка. | 29.11 | |
5051 | Суффикс. | Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. | 2.12 4.12 | |
52 | Окончание. | Знать, что именно одинаковые окончания в словах позволяют создать созвучие строк, рифму. | 5.12 | |
53 | Основа слова. | Понимать значение термина «основа». Знать, что само слово может изменяться, а основа слова остаётся неизменной | 6.12 | |
54 | Значение приставок и суффиксов в словах. | Знать, с помощью каких частей слова могут быть образованы новые слова. | 9.12 | |
55 | Написание корня в сложных словах. | Знать исторические фонетические чередования согласных звуков в корне слова. Знать, какие слова называются сложными, уметь их писать. | 11.12 | |
56 | Контрольный диктант по разделу «Слово в речевом общении». | Знать изученные правила, применять их при письме. | 12.12 | |
Части речи (4 ч) | ||||
58 | Работа над ошибками. Части речи. | Знать, что такое части речи и по каким признакам их выделяют. | 13.12 | |
5960 | Определение частей речи с помощью вопросов. | Знать, как определить, к какой части речи относится слово. | 16.12 18.02 | |
61 | Контрольная работа по теме «Части речи». | Уметь определять частеречную принадлежность слова | 19.12 | |
Имя существительное (29 часов) | ||||
62 | Коррекция знаний. Имя существительное. | Знать, что бытовое понятие предмета (то, что можно увидеть, потрогать, посчитать) не всегда совпадает с понятием грамматическим. | 20.12 | |
63 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Уметь различать собственные и нарицательные имена существительные (без терминов), употребляя заглавную букву. | 23.12 | |
64 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению. | 25.12 | |
65 | Систематизация знаний об имени существительном. | Находить в тексте имена существительные. Уметь делать разбор имени существительного. | 26.12 | |
66 | Число имён существительных. Словарный диктант. | Знать, как могут изменяться имена существительные; что изменяется при изменении имен существительных по числам. | 27.12 | |
67 | Изменение имён существительных по числам. | Уметь определять род существительных в единственном числе -начальной формой имени существительного (без термина) | 13.01 | |
68 | Род имён существительных. | Уметь определять род имен существительных | 15.01 | 13.01 |
69 | Определение рода имён существительных. | Знать и уметь определять род имен существительных | 16.01 | 15.01 |
70 | Значение категории рода имён существительных. | Знать и уметь определять род имен существительных. Уметь определять окончание в слове. | 17.01 | 16.01 |
71 | Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных женского рода. | Сопоставлять написание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую. | 20.01 | 17.01 |
72 | Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих. | Разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него. | 22.01 | |
73 | Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода. | Знать, для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак и когда еще пишется мягкий знак. | 23.01 | |
7475 | Изменение имён существительных по падежам. | Знать падежи и вопросы к ним. | 24.01 27.01 | |
76 | Именительный падеж имён существительных. | Уметь находить в предложении имена существительные в именительном падеже. Знать, каким членом предложения оно чаще всего является. | 29.01 | |
77 | Родительный падеж имён существительных. | Знать, как определить, что имена сущ. стоят в родительном падеже и какие предлоги употребляются с существительными в родительном падеже. | 30.01 | |
78 | Окончания имён существительных в родительном падеже. | Знать, какие сложности могут возникать при употреблении имен существительных в родительном падеже. | 31.01 | |
79 | Дательный падеж имён существительных. | Знать, как определить, что имя существительное стоит в дательном падеже. | 3.02 | |
8081 | Винительный падеж имён существительных. | Уметь определять винительный падеж имен сущ по вопросам, предлогам . | 5.02 6.02 | |
8283 | Творительный падеж имён существительных. | Уметь определять творительный падеж имен существительных по вопросам и предлогам. | 7.02 10.02 | |
8485 | Предложный падеж имён существительных. | Уметь определять имена существительные в предложном падеже по вопросам и предлогам. | 12.02 13.02 | |
8687 | Обобщение о склонении имён существительных. | Уметь определять падеж имени существительного и его окончание. | 14.02 17.02 | |
8889 | Морфологический разбор имени существительного. | Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи. | 19.02 20.02 | |
90 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку. | 21.02 | |
Местоимение (3 часа) | ||||
91 | Работа над ошибками. Местоимение. | Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи. | 24.02 | |
92 | Роль местоимений в предложении. | Знать об основной функции местоимений — заменять другие слова в предложении. Уметь верно использовать местоимения в речи. | 26.02 | |
93 | Диктант по теме «Местоимение» | 27.02 | ||
Глагол (27 часов) | ||||
94 | Глагол. | Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям. | 28.02 | |
95 | Роль глаголов в речи. | Знать о словах, обозначающих действия предметов, их роль в речи. Уметь ставить вопросы к словам действиям. | 3.03 | |
96 | Сочинение по рисункам и опорным словам. | Знать, почему раньше слова глагол и слово были синонимами. | 5.03 | |
97-98 | Изменение глаголов по временам. | Знать, как могут изменяться глаголы. | 6.03 7.03 | |
99 | Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам. | Знать, как могут изменяться глаголы; как можно определить время глагола; когда используются глаголы каждого из времен. | 10.03 | |
100 | Контрольное списывание. | Знать глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени. Понимать, когда используют глаголы каждого времени. | 12.03 | |
101 | Образование формы глаголов настоящего времени по образцу. | Знать, что обозначает глагол в настоящем времени; какие глаголы не могут употребляться в настоящем времени. | 13.03 | |
102 | Употребление глаголов в настоящем времени. | Знать, когда происходит действие, обозначаемое глаголом в настоящем времени? | 14.03 | |
103-104 | Распознавание глаголов в прошедшем времени. | Уметь находить глагол в прошедшем времени по вопросу. Знать, какие действия называют глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы они отвечают, какой суф. есть у гл. в пр. вр. | 17.03 19.10 | |
105 | Образование форм глаголов в будущем времени. | Знать, что обозначают глаголы в будущем времени; от каких глаголов форму будущего времени надо образовывать с помощью вспомогательного глагола буду. | 20.03 | |
106 | Изменение глаголов в форме будущего времени. | Образовывать глагольные формы будущего времени. | 21.03 | |
107-108 | Неопределённая форма глагола. | Уметь ставить вопросы к глаголу и распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | 31.03 2.04 | |
109 | Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме. | Знать особенности глаголов в неопределенной форме. Уметь образовывать от глаголов неопр. ф. | 3.04 | |
110 | Изменение глаголов по числам. | Знать грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов. | 4.04 | |
111 | Роль окончаний при изменении глаголов по числам. | Знать грамматическую природу изменения глаголов по числам, значение категории числа глаголов. | 7.04 | |
112 | Изложение. | Уметь самостоятельно выполнять работу, делать самопроверку | 9.04 | |
113-114 | Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам. | Знать, как изменяются глаголы в прошедшем времени. Уметь писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени. | 10.04 11.04 | |
115 | Не с глаголами. | Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами. | 14.04 | |
116 | Роль частицы не и правила её написания с глаголами. | Знать, для чего употребляется частица не, как она пишется с глаголами. | 16.04 | |
117-118 | Морфологический разбор глагола. | Определять грамматические признаки глаголов (время и число). | 17.04 18.04 | |
119 | Контрольная работа по теме «Глагол». | Уметь самостоятельно делать самопроверку, исправлять ошибки. | 21.04 | |
120 | Работа над ошибками. Закрепление по теме «Глагол» | Умение работать над ошибками самостоятельно и коллективно. | 23.04 | |
Имя прилагательное (14 часов) | ||||
121-122 | Имя прилагательное. | Знать какая часть речи называется именем прилагательным; какие признаки предмета могут называть имена прилагательные. | 24.04 25.04 | |
123 | Роль имён прилагательных в речи. | Уметь классифицировать имена прилагательные по значению; понимать роль имен прилагательных в речи. | 28.04 | |
124 | Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. | Знать, какие суффиксы используются в именах прилаг.; какие оттенки значения они могут придавать словам. | 30.04 | |
125-126 | Зависимость имени прилагательного от имени существительного. | Знать, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного. Уметь ставить вопрос от существительного к прилагательному в словосочетании. | 1.05 2.05 | |
127-128 | Изменение имён прилагательных по родам. | Знать грамматическую зависимость имени прилагательного от имени существительного. Уметь находить в предложении имя существительное, от которого зависит имя прилагательное, и верно ставить вопрос от существительного к прилагательному. | 5.05 7.05 | |
129-130 | Изменение имён прилагательных по числам. | Знать, что имена прилагательные изменяются по числам только после изменения числа имени существительного. | 8.05 9.05 | |
131 | Проверка безударных окончаний имён прилагательных. | Знать алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных по окончанию вопроса. Знать, у каких имен прилагательных окончание не совпадает с окончанием вопроса. | 12.05 | |
132 | Изменение имен прилагательных по падежам | Уметь изменять прилагательные по падежам | 14.05 | |
133 | Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное». | Знать основные единицы языка и речи. Знать основные особенности текста и предложения, отличия текста от предложения. | 15.05 | |
134 | Коррекция знаний. Закрепление по теме «Имя прилагательное» | Уметь самостоятельно работать над ошибками. Уметь отвечать на вопросы, устно и письменно объяснять правописание орфограмм. | 16.05 | |
Повторение (2 ч). | ||||
135-136 | Повторение изученного в 3 классе | Знать состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание; - главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. | 19.05 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс-5ч.-н- 175 часа
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка на основе авторской программы М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»2 класс-5ч.-н- 175 часа...
Русский язык 2-4 класс, авторская программа
Русский язык 2-4 класс, авторская программа...
Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 4 класса (авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа "Школа России" - 1 класс. КТП по математике, литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, технологии, ИЗО
КТП по математике, литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, технологии, ИЗО...