Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.docx | 62.61 КБ |
literaturnoe_chtenie_na_rodnom_yazyke_2_klass_2021.docx | 59.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 9"
Рабочая программа
Учебный курс: родной язык (русский)
Предметная область: родной язык и литературное чтение
на родном языке
Класс 3 б
Юрченко Анна Андреевна
учитель начальных классов
2022 год
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)».
ФГОС НОО. п.12.2.
1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
ООП НОО. Целевой раздел. 1.2.12
Предметные результаты:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
• при реализации содержательной линии «Русский язык: Прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
•при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
•при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;
- создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
ООП НОО (Целевой раздел) 1.2.1
1.2.1.Формирование универсальных учебных действий
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
- свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
- свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
- свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества: разным формам учебной кооперации (работа в паре, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
- профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Требования к результатам освоения рабочей программы
по предмету «Родной язык (русский)»
- Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
- осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
- осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
- понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
- понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
2.Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
- осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
- соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковыхсредств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
- произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
- осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
- выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
- употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;
- употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;
соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
- соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
- соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
совершенствование умений пользоваться словарями:
- использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
- использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
- использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
- использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебныхэтимологических словарей для уточнения происхождения слова;
- использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;
3.Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
- чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.), определение языковых особенностей текстов;
- умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
- умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
- оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
- соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
- различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание учебного предмета
1. Место предмета в Учебном плане в 3 классе 0,5 часа в неделю ,отводится 17 часов в год, согласно Учебному плану МКОУ «ООШ № 9».
По учебному плану: По календарному учебному графику:
I четверть - 4 ч. I четверть- 4 ч.
II четверть – 4 ч. II четверть – 3 ч.
III четверть – 5 ч. III четверть – 5 ч.
IV четверть – 4 ч. IV четверть – 4 ч.
Итого: 17 ч. Итого: 16 ч.
2. Содержание учебного предмета и характеристика основных видов деятельности обучающихся с учётом Программы воспитания МКОУ «ООШ № 9»
(Приложение к ООП НК, Программа воспитания МКОУ «ООШ № 9»)
Раздел | Количество часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности | Из Программы воспитания |
1.Русский язык прошлое и настоящее. | 10 | Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат — братство — побратим). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | Распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты). Распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения. Наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы. Использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова. Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами, значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами. Осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения. Использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. | Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. |
2. Язык в действии. | 5 | Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. | Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности. Проводить синонимические замены с учётом особенностей текста. Правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных. Пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; | Вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. |
3.Секреты речи и текста. | 2 | Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов. | Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога. Использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения. Владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа. Устанавливать логическую связь между фактами. Соотносить части прочитанного или прослушанного текста. Устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста. Приводить объяснения заголовка текста. Редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи. | Воспитание у школьников культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей; - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. |
Итого: 17 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | К-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее | 10 | |||
1 | Где путь прямой, та не езди по кривой. | 1 | 02.09.2022 | |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной. | 1 | 16.09.2022 | |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. | 1 | 30.09.2022 | |
4 | Сошлись два друга – мороз да вьюга. | 1 | 14.10.2022 | |
5 | Ветер без крыльев летает. | 1 | 18.11.2022 | |
6 | Какой лес без чудес. | 1 | 02.12.2022 | |
7 | Дело мастера боится. | 1 | 16.12.2022 | |
8 | Заиграйте, мои гусли. | 1 | 13.01.2023 | |
9 | Что ни город, то норов. | 1 | 27.01.2023 | |
10 | У земли ясно солнце, у человека слово. | 1 | 10.02.2023 | |
Раздел 2. Язык в действии | 5 | |||
11 | Для чего нужны суффиксы? | 1 | 10.03.2023 | |
12 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 1 | 24.03.2023 | |
13 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | 14.04.2023 | |
14 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | 28.04.2023 | |
15 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | 12.05.2023 | |
Раздел 3. Секреты речи и текста | 2 | |||
16 | Создаем тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты. Создаем тексты-повествования. | 1 | 26.05.2023 | |
Итого: | 16 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа № 9"
Рабочая программа
Учебный курс: литературное чтение на родном языке
Предметная область: родной язык и литературное чтение
на родном языке
Класс 3 б
Юрченко Анна Андреевна
учитель начальных классов
2022 год
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения учебного предмета
ФГОС НОО
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.
Планируемые результаты по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Личностные результаты:
- осознание основ российской гражданской идентичности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- понимание ценностей многонационального российского общества;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1) познавательные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки,
- анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами,
- совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
-развитие умений слушать собеседника и вести диалог,
-признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, -излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Достижение предметных результатов
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
- совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
- применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
- обогащать собственный круг чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
- пересказывать литературное произведение от имени одного из
действующих лиц.
Содержание учебного предмета
1. Место предмета в Учебном плане
В 3 классе литературное чтение на родном языке – 0,5 часа в неделю. Всего: 17 ч.
По учебному плану: По календарному учебному графику:
I четверть - 4 ч. Iчетверть -4 ч.
II четверть- 4 ч. II четверть- 4 ч.
III четверть – 4 ч. III четверть – 4 ч.
IV четверть – 5ч. IV четверть – 5ч.
Итого: 17 ч. Итого: 17 ч.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать
вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим
осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении
многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы:
раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов:
историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов
изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений) Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного
произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
2. Содержание учебного предмета и характеристика основных видов деятельности обучающихся с учётом Программы воспитания МКОУ «ООШ № 9»
№ | Раздел | Содержание | Деятельность учащихся | Из Программы воспитания |
1 | Мир детства 9 ч | Я и книги. Я взрослею. В дружной семье и в холод тепло. Я фантазирую и мечтаю. | Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий. | - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, - признание индивидуальности каждого человека |
2 | Россия – Родина моя 8 ч | Люди земли Русской. От праздника к празднику. О родной природе. | Понимание и обсуждение текста (через систему вопросов и заданий), понимание переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе. Определение особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности. | - передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, - саморазвитие и самореализация личности обучающегося, его успешная социализация в обществе |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 раздел. Мир детства | 9 | |||
Я и мои книги | 2 | |||
1 | В.П.Крапивин «День рождения» | 1 | 09.09.22 | |
2 | Т.В.Толстая «Детство Лермонтова» | 1 | 23.09.22 | |
Я взрослею | 3 | |||
3 | Л.Л.Яхнин «Последняя рубашка» | 1 | 07.10.22 | |
4 | Ю.А.Буковский «О добре – злой и добрый» | 1 | 21.10.22 | |
5 | В.Н.Сушёная малина» | 1 | 11.11.22 | |
В дружной семье и в холод тепло» | 2 | |||
6 | А.Р.Решетов «Зёрнышки спелых яблок» | 1 | 25.11.22 | |
7 | О.Ф.Кургузов «Душа нараспашку» | 1 | 09.12.22 | |
Я фантазирую и мечтаю | 2 | |||
8 | Л.К.Чуковская «Памяти детства.Мой отец – Корней Чуковский» | 1 | 23.12.22 | |
9 | В.П.Крапивин»Что такое стихия» | 1 | 20.01.23 | |
2 раздел. Россия – Родина моя | 8 | |||
Люди земли Русской | 2 | |||
10 | В. А. Бахревский. «Семён Дежнёв» (глава «Второй поход», «В Москве») | 1 | 03.02.23 | |
11 | О.М.Гурьян «Мальчик из Холмогор» | 1 | 17.02.23 | |
От праздника к празднику | 3 | |||
12 | В.А.Никифоров-Волгин «Серебряная метель» | 1 | 03.03.23 | |
13 | Стихи русских поэтов | 1 | 17.03.23 | |
14 | С.Чёрный «Пасхальный визит» | 1 | 07.04.23 | |
О родной природе | 3 | |||
15 | И.С.Никитин «Лес» | 1 | 21.04.23 | |
16 | К.Д.Паустовский «Клад» | 1 | 05.05.23 | |
17 | В.П.Афанасьев «Зорькина песня» | 1 | 19.05.23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России
Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...
Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения...
Рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России" 1 класс.
Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах». Традиционная программа позволяет тщательно ...
рабочая программа по русскому языку по программе "Школа России"3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным Законом от29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным...
Рабочая программа "Родной язык", 4 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа, тематическое планирование по курсу родной язык для 4 класса. Рабочая программа по курсу родной язык в 4 классе составлена в соответствии с Федеральным государственн...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
- Мне нравится (1)