Технологическая карта урока "Лексическое значение слова" ( 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Полникова Валерия Алексеевна

Технологическая карта урока "Лексическое значение слова" ( 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc84.35 КБ
Microsoft Office document icon leksicheskoe_znachenie_slova.doc63.64 КБ
Microsoft Office document icon znachenie_slov.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Лексическое значение слова

Класс: 3

Цель: формирование знаний о лексическом значении слова

Задачи:

Дидактическая:

-Научить детей определять лексическое значение слов

Воспитательная:

-Воспитывать самостоятельность на основе выполнения практических заданий

Развивающая:

-Развивать мыслительные операции на основе выполнения заданий на анализ, классификацию

-Развивать устную речь на основе составления развернутых ответов

Планируемы результаты:

Предметные:

П-1.Знать, что такое лексическое значение слова

П-2.Определять лексическое значение слов

П-3.Уметь пользоваться толковым словарем

П-4.Знать, что такое однозначные и многозначные слова

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Р-1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место по теме «Лексическое значение слова»

Р-2. Самостоятельно определять цель урока по теме «Лексическое значение слова»

Р-3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем по теме «Лексическое значение слова»

Р-4. Понимать и спокойно воспринимать оценку учителя, сверстника по теме «Лексическое значение слова»

Коммуникативные УУД:

К-1.Уметь отвечать на вопросы учителя по теме «Лексическое значение слова»

К-2. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других по теме «Лексическое значение слова»

К-3. Оформлять свои мысли в устной форме по теме «Лексическое значение слова»

К-4. Высказывать свою точку зрения, принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения по теме «Лексическое значение слова»

Познавательные УУД:

Позн-1. Отвечать на простые вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке по теме «Лексическое значение слова»

Позн-2. Понимать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде текста по теме «Лексическое значение слова»

Позн-3. Ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя по теме «Лексическое значение слова»

Личностные УУД:

Л-1. Ясно, точно, грамотно оформлять свои мысли в устной форме по теме «Лексическое значение слова»

Л-2. Осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий по теме «Лексическое значение слова»

Л-3. Использовать усвоенные приемы для решения учебных задач по теме «Лексическое значение слова»

Оборудование: панель, документ-камера, планшеты, учебник, раздаточный материал, презентация

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И- индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемы результаты

Предметные

Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личностные

Мотивационный этап

Мотивация детей на получение новых знаний

Словесный

Наглядный

Приветствует учащихся

Мотивационный прием «Герой - Мудрая Сова»

Приветствие

Мотивация к уроку

Ф

Панель, презентация

К-2

Р-1

2.Актуализация знаний

Актуализация знаний по прошлой теме. Подведение к новой теме урока

Словесный, наглядный

Минутка чистописания

Подведение к теме урока через ребус

Объяснение значения слов

Формулируют тему урока

Определяют цель урока

Выбирают задачи урока

Минутка чистописания

Отгадывают ребус

Объясняют значение слов

Формулируют тему урока

Определяют цель урока

Выбирают задачи урока

Получают первое слово пословицы

Оценивают себя в листах самооценки

Ф

Панель, презентация

Карточка со словом

памятка

Ф - устный опрос

3.Первичное восприятие нового материала

Восприятие новых знаний

Наглядный, словесный

Практический

Выполнение упражнения в учебнике

Прочитайте текст, как его понимаете

Выпишите выделенные слова

Объясните лексическое значение слов в парах

Отгадайте загадки

Найдите в толковом словаре слова

Формулируется вывод о многозначных и однозначных словах

Читают текст упражнения, объясняют его смысл.

Выписывают слова, объясняют их значение в парах

Оценивают себя в листах самооценки

Получают слово пословицы

Отгадывают загадки

Находят значение слов в толковом слове

Делают вывод, что есть многозначные и однозначные слова

Получают слово пословицы

Ф, П, И

Панель, презентация

Учебник

Планшеты

Карточки со словом

Закрепление новых знаний и способов действий

Закрепляют полученные знания

Словесный

Практический

Наглядный

Выполнение задания на карточке

Проверка с помощью документ камеры

Составьте с одним словом предложение, объясните его лексическое слово

Проверка

Оцените себя

Выполнение упр.65

Составьте сообщение по теме

Работа на карточке - распределяют слова на группы

Взаимопроверка

Составляют предложение, объясняют лексическое значение слова

Проверка

Оценивают себя в листах самооценки

Получают слово пословицы

Рассказывают сообщение по заданной в упражнении теме

И, Ф

Документ - камера

Карточка со словом

Карточки с заданием

Панель

Учебник

Планшеты

Подведение итогов

Подводят итог урока по полученным знаниям

Словесный

Какую цель ставили? Достигли ее?

Задаются вопросы по теме урока

Достигли цели

Отвечают на вопросы по теме урока

Ф

Рефлексия

Оценивают свою работу на уроке

Словесный, наглядный

Оцените свою работу на уроке

Соберите пословицу

Объясните ее смысл

Оценивают свою работу на уроке на листах самооценки

Собирают пословицу

Объясняют ее смысл

Ф, И



Предварительный просмотр:

-Здравствуйте, присаживайтесь. Перед началом урока я проветрила кабинет, чтобы вам было комфортнее заниматься

-К нам на урок пришла мудрая сова. Она приготовила для вас интересные задания. Выполняя задания, Сова будет давать вам карточку со словом из одной известной пословицы. В конце урока вы сможете собрать все слова и узнать пословицу. Я желаю вам успехов на уроке, у вас все получится.

-Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа. Сегодня ... декабря.

-Обратите внимание, как пишется слово декабрь. Это словарное слово. На какой слог падает ударение? (на второй слог на букву а)

-Какую орфограмму нужно запомнить? (безударную гласную букву е)

-У вас в тетрадях есть образец написания слова декабрь, пропишите это слово до конца строки

-Мудрая Сова приготовила для вас первое задание. Оно представлено на слайде. Вам нужно разгадать ребус. Какое слово получилось? (лексика)

-Давайте вспомним, что обозначает это слово? (Если затруднение: У вас на партах лежат памятки. Найдите и прочитайте определение слова «лексика»)  (лексика - это раздел науки о языке, который изучает слово и его значение)

-Вспомните, что такое лексическое значение. (Это точно, что обозначает слово)

-Назовите лексическое значение слова «зима» (Это время года, следующее за осенью)

-Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (лексическое значение слова)

-Какую цель поставим перед собой? (научиться определять лексическое значение слов)

-Выберите задачи, которые поставим на урок. (Объяснять лексическое значение слов, находить лексическое значение слов в толковом словаре)

-Вы выполнили задание и получаете первое слово пословицы.

-У вас на партах лежат листы самооценки. В колонке «Задание №1» поставьте знак + в той строке, как вы выполнили задание

-Откройте учебник на стр.40. Выполним упражнение 64. Прочитаем представленный текст. (имя ученика) прочитай этот текст.

-Как вы поняли этот текст? (В русском языке много хороших, добрых слов. Русский язык - богатый язык)

-Запишите в тетрадь выделенные слова. И работая в паре, объясните их лексическое значение. Один человек объясняет значение первых пяти слов, второй человек -  следующих 5 слов. Затем я выборочно спрошу, как вы объяснили значение некоторых слов. На выполнение задания у вас 2 минуты.

-(имя ученика) объясни лексическое значение слова «родина». (имя ученика) объясни лексическое значение слова «береза»

-Оцените себя в листах самооценки. В колонке «Задание №2» поставьте + в соответствующей строке

-Вы справились со вторым заданием и получаете еще одно слово пословицы.

-Ребята, отгадайте загадку:

Живет в норке, грызет корки. Коротки ножки, боится кошки. (Мышь)

-Верно. С помощью какого словаря можно определить лексическое значение слов? (толкового)

-В учебнике на стр. 153 есть толковый словарь. Найдите в нем лексическое значение слова «мышь». Сколько значений имеет это слово? Прочитай 1-ое значение, 2-ое.

-Как называются слова, которые имеют несколько, много значений? (многозначные)

-Отгадайте вторую загадку:

Друг без друга мы скучаем

Вместе с радостью играем.

И нам ссориться не нужно.

Ведь всего сильнее … (дружба)

-Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «дружба». Сколько значений имеет это слово? Значит, как называется такое слово? (Однозначное)

-Какой можно сделать вывод, какие бывают слова? (Однознач. И многознач.)

-Вы выполнили еще одно задание и получаете слово из пословицы.

-У вас на партах лежат карточки с заданием. Вам нужно самостоятельно распределить слова на две группы: многозначные слова и однозначные.

-Проверяем. Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте и оцените его работу. На экран я вывела работу (имя ученика). Она распределила слова на группы правильно. Сравните ответы с эталоном на экране и если все правильно поставьте рядом с заданием знак +, если есть ошибки -. Меняемся обратно тетрадями.

-Выберите одно из многозначных слов, составьте с ним предложение и запишите в тетрадь. Кто выполнит задание на доске?

- (имя ученика) Прочитай предложение, которое ты составила. Объясни лексическое значение многозначного слова.

-Оцените себя в листах самооценки. Вы выполнили задание и получаете еще одно слово пословицы.

-Выполним упражнение 65. Самостоятельно прочитайте задание, что нужно сделать?

-Работая в парах, составьте небольшое сообщение по заданной теме. На подготовку у вас 1 минута.

-Пользуясь схемой, расскажи, что ты знаешь о значения слов русского языка

-Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли этой цели?

-С помощью чего можно определить лексическое значение слова? (толкового словаря)

-На какие две группы делятся слова по значению? (многозначные и однозначные)

-Возьмите лист самооценки. Сначала внимательно послушайте, что нужно сделать, затем выполните. Посчитайте, в какой строке у вас получилось больше всего +. Если плюсов больше в 1-ой строке, закрашиваете 1-ый круг карандашом зеленого цвета.  Если плюсов больше во второй строке, закрашиваете 2-ой круг желтым цветом. Если плюсов больше в третьей строке, закрашиваете круг красным цветом. И будьте аккуратны, не направляйте остриё карандаша ни на себя, ни на соседа, чтобы случайно не поранить. Можете закрашивать круг соответствующим цветом.

-Поднимите вверх листы самооценки.

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке. (имена учеников) вы справились со всеми заданиями без ошибок, вы молодцы. А (имя ученика) допустила ошибку при выполнении задания, старайся и в следующий раз у тебя все получится.

-За выполнение заданий вы получали слова. Кто догадался, какая пословица получилась? Выйди к доске и собери пословицу.

-Что обозначает эта пословица? (Свет - это возможности, которые перед нами открывают знания, с знаниями человеку легче и интереснее жить, работать. Без знаний человеку будет тяжело, скучно жить, он не будет ничего знать)

-Учитесь, получайте знания, и тогда ваша жизнь будет яркой и интересной

-Урок окончен. До свидания



Предварительный просмотр:

Распределите слова на две группы

Слова: парта, язык, игла, глобус, колокольчик, гитара, грач, коса

Однозначные слова                                    Многозначные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова...

Технологическая карта урока "Состав слова. Приставка. Значения приставок."

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Состав слова. Приставка. Значения приставок." (2 урок). С использованием технологической карты, в которой указаны:- этапы урока;- содержание учебного материала...

Технологическая карта урока: " Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи"

Технологическая карта урока: " Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Развитие речи"Цели урока:Способствовать формированию умений ставит...

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким  знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...

Технологическая карта урока "Родственные слова. Корень слова" 2 класс

Представлена технологическая карта урока с использованием карточек и интерактивных заданий онлайн-платформы Учи.ру...

Технологическая карта урока русского 3 класс "Значение глагола", УМК "Школа России"

Тип урока: УМНЦель урока: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи; определять значение иупотребление глаголов в речи.Задачи урокаДидактические:•дать общее представление ...

Технологическая карта «Лексическое значение слова»

Технологическая карта «Лексическое значение слова» 4 класс...