Технологическая карта урока «Состав слова. Значимые части слова». 4 класс
материал по русскому языку

ря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова».

Класс: 4

Предмет: русский язык

Цель урока:  обобщить и систематизировать знания по теме «Состав слова»

Педагогическая цель

Создать условия для обобщения знаний о значимых частях слова,

развития орфографической зоркости, памяти, логического мышления

Тип и вид  урока

Повторение изученного материала.

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливать наличие в слове определённой морфемы; разбирать слова по составу; знать способы образования слов.

Универсальные учебные

действия (предметные)

Личностные: проявлять навыки сотрудничества, уважительное отношение к окружающим.

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе, учебную направленную на познание

(в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни.

Познавательные:  находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям

Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, групповая

Методы: словесный

Основное содержание

темы, понятия и термины

Состав слова. Значимые части слова.

Образовательные

ресурсы

Русский язык. 4 класс. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

- раздаточный материал.

- мультимедийная презентация

Сценарий урока

Этапы урока

Методичес-

кий  прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

Организация начала урока.

Проверка готовности класса и  оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

 Слайд 1

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение.

Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания.
  2. Словарная работа

  1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Презентация.

Фронтальная.

Словесный.

Вставьте пропущенные буквы. Слайд 2

п.льто  п.беда  п.года  п.кет  пут.шествие

1 вариант. Записать слова с безударной гласной о

2 вариант. Записать слова с безударной гласной а

Выделите орфограмму.

-Почему осталось слово путешествие? («ловушка»)

-Найдите общее в словах .

 1Все имена существительные.

-В каждом слове есть непроверяемая безударная гласная.

-Второй слог ударный.

-Первый звук одинаковый.

 Для минутки чистописания пропишите букву а с буквой, которая есть в слове-«ловушке». Эта буква обозначает согласный звук, твёрдый непарный, глухой парный.

аш  ша  аша  шаш -укажите закономерность.

Обратимся к слову путешествие. Определите его лексическое значение. (передвижение по какой -либо территории с определённой целью)

-На каком виде транспорта можно путешествовать? (автобус, самолёт, теплоход, поезд)

-Кто из вас путешествовал на поезде? Чем интересны такие путешествия? А чем опасны?

-Чтобы путь был безопасный, на железной дороге  работают специально обученные люди, которые обходят ж/д пути с целью их осмотра на данном участке. Как называется профессия этих людей? (обходчик) Слайд 3

«Матрёшка». Слайд 4

Обходчики, обходчик, обход, ход.

-Сформулируйте тему урока. Какие цели перед собой поставим?

-Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по морфемике.

Читают задание, самостоятельно делают выбор и записывают в тетрадь. По окончании представляют и обсуждают полученные результаты, отвечая на вопросы.

Обсуждают, отвечая на вопросы. Размышляют о лексическом значении слова путешествие, применяя свой жизненный опыт.

Выполняют задание «Матрёшка».

 Предполагают название изучаемой темы. Ставят учебную задачу – вспомнить значимые части слова, учиться их распознавать.

Принятие учебной задачи, Умение осуществлять анализ, синтез, сравнение.

Умение вести беседу, распознавать значимые части слова и способы словообразования.

Фронтальный. Наблюдение.

Фронтальный. Наблюдение.

Работа по теме урока.

Организация познавательной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Работа с листом самооценки.

  1. Умею различать корень как главную часть слова.
  2. Умею различать окончание как изменяемую часть слова.
  3. Умею различать суффикс и приставку как части слова, образующие новые слова.
  4. Умею различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
  5. Умею из ряда предложенных слов выбирать слова, подходящие к данной схеме, формуле, инструкции.

- Определите своё место в изучаемой теме. Кто вы: теоретик, практик или ученик. Слайд 5

Блиц-опрос.

- Верно ли, что морфология и морфемика это одно и то же?

- Верно ли, что окончание- изменяемая часть слова? Сформулируйте правило.

- Верно ли, что приставка и суффикс служат для образования новых слов? Сформулируйте правило.

-Как называется способ образования слов с помощью приставки, суффикса, приставки и суффикса?

- Верно ли, что у любого слова есть окончание?

- Верно ли, что окончание входит в основу? Сформулируйте правило.

- Верно ли, что слова зима и зимой являются однокоренными?

- Верно ли, что флексия и окончание –это одно и то же?

-Верно ли , что слово путешествие образовано приставочно-суффиксальным способом?

Заполняют лист самооценки самостоятельно, отмечая выбранный вариант.  Отвечают на вопросы блиц-опроса. Формулируют соответствующие правила.

Поднимают вверх карточки (теоретик, практик, ученик)

Принятие учебной задачи. Умение быстро отвечать на вопросы, формулировать правила. Умение оценивать свои знания по данной теме.

Фронтальный. Наблюдение учителя.

Физкультминутка

Игровой.

Обучает комплексу пальчиковой  гимнастики на личном примере.

Выполняют пальчиковую гимнастику под музыку.

Умение выполнять упражнения по образцу.

Образец выполнения и наблюдение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.

Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....

Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»

Ход урока: Организационный момент. Запись числа в тетради.      2. Постановка темы, цели урока. - Посмотрите на доску, что за значки вы видите?- Расшифруйте значки: ...

«Состав слова. Значимые части слова»

Технологическая карта урока. Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова».Класс: 4Предмет: русский языкЦель урока:  обобщить и систематизировать знания по теме «Состав ...

Состав слова. Значимые части слова

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Состав слова. Значимые части слова."...

Конспект урока "Состав слова. Значимые части слова" 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели:Обучающие: актуализировать знания о значимых частях слова, их роли; развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.учеб...

Конспект урока русского языка: " Состав слова. Значимые части слова" ( УМК " Школа России" , 4 класс)

Тема: Состав слова. Значимые части слова.Цели деятельности учителя: совершенствование знаний учащихся о морфемном составе слова и каждой  значимой части слова.Планируемые результаты:Предметные: з...

«Состав слова. Значимые части слова».(1 урок в разделе)

Проверка знаний о значимых частях слова....