Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"
план-конспект по русскому языку на тему

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neproiznosimaya_soglasnaya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Козлова Г.Н.

г. Нижневартовск; МБОУ «СОШ №34»

Предмет: русский язык

Класс: 4Б

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: школа России

Технологическая карта

Тема

Наблюдение над  словами с непроизносимыми  согласными в корне  слова

Цель

Формировать представление о словах с непроизносимыми согласными звуками

Задачи

развитие умений наблюдать за непроизносимыми согласными в корне слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание.

познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными

развивать орфографическую зоркость

способствовать развитию речи, кругозора, памяти, внимания.

Формируемые УУД

Личностные: умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов.

на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные:  Развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Основные понятия

непроизносимая согласная, однокоренные слова, проверочное, проверяемое слово, способ проверки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

– Какую запись должны сделать дальше?

Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Какие это могут быть буквы, как вы думаете?

Ответы на вопросы

Комментированная запись числа.

- умение слушать и понимать других;

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?

– Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.

Проблемная ситуация. Работа по учебнику.

Чтение со слайда – используется побуждающий диалог.

– Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.)

– Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?)

– Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике.

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

  • Что мы сейчас делали?

Предположения детей

Ответы на вопросы

Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма?

В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.

Прослушивание орфографической сказки

Работа по учебнику

Составляют план урока - планируют свою деятельность

Формирование представления о словах с непроизносимыми согласными звуками;

- развивать орфографическую зоркость

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

III. Открытие новых знаний

1. На слайде (доске) записаны слова:

весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.

При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?

При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – [т] не произносится.

– Сравните и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

2. Проверка  выводов при наблюдении за однокоренными словами

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

3. Работа над правилом.

– Это правило письма или закон языка? (Закон языка.)

Работают в парах

Работа над текстом в рамке.

Наблюдают

 за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливают несоответствие произношения и написания.

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

Читают слова, разбивают на группы

Запись слов в 2 столбика

Сравнивают

Делают предположения и выводы

- Познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, способом подбора однокоренных слов;

- понимание морфемной структуры слова,

- способствовать развитию грамотного письма;

-

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению

ΙV. Развитие умений – применение знания.

1. Работа в учебнике

Упр. 36 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных.

Упр. 47.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками.

Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

 -развивать умение видеть орфограмму в словах;

- умение применять правило написания слов с непроизносимыми согласными

Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V. Итог урока.

Рефлексия

– С какой новой орфограммой вы познакомились?

– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук?–

- Как его можно обнаружить?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Отвечают на вопросы

Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].

Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо. 

- формировать умение объяснять написание орфограмм, развивать внимание и логическое мышление

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VI. Домашнее задание.

1. Упр. 1, с. 86.

2. Уметь объяснить, опираясь на правило с. 21, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Открытый урок по письму и развитию речи по программе 8 вида. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корнеслова.

Тип урока: классический.Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корнеслова,           развивать умение рас...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...