Технологическая карта "Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова"
план-конспект по русскому языку на тему
Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neproiznosimaya_soglasnaya.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Козлова Г.Н.
г. Нижневартовск; МБОУ «СОШ №34»
Предмет: русский язык
Класс: 4Б
Тип урока: открытие новых знаний
УМК: школа России
Технологическая карта
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||||
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) – Какую запись должны сделать дальше? Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Какие это могут быть буквы, как вы думаете? | Ответы на вопросы | Комментированная запись числа. | - умение слушать и понимать других; | Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | – Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? – Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке. Проблемная ситуация. Работа по учебнику. Чтение со слайда – используется побуждающий диалог. – Прочитайте слова. Как они называются? (Однокоренные.) – Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили– Сформулируйте проблемный вопрос. (Какой вопрос возникает?) – Сравните свои формулировки вопроса с авторской в учебнике. – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми.
| Предположения детей Ответы на вопросы Почему в одних однокоренных словах звук [т] произносится, а в других не произносится? Почему в однокоренных словах звук [т] не произносится, а буква пишется? Как называется новая орфограмма? В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится. | Прослушивание орфографической сказки Работа по учебнику Составляют план урока - планируют свою деятельность | Формирование представления о словах с непроизносимыми согласными звуками; - развивать орфографическую зоркость | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из текстов. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
III. Открытие новых знаний | 1. На слайде (доске) записаны слова: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно. Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы. При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите? При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – [т] не произносится. – Сравните и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится. 2. Проверка выводов при наблюдении за однокоренными словами Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему? 3. Работа над правилом. – Это правило письма или закон языка? (Закон языка.) | Работают в парах Работа над текстом в рамке. Наблюдают за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливают несоответствие произношения и написания. Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает). | Читают слова, разбивают на группы Запись слов в 2 столбика Сравнивают Делают предположения и выводы | - Познакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, способом подбора однокоренных слов; - понимание морфемной структуры слова, - способствовать развитию грамотного письма; - | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению |
ΙV. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа в учебнике Упр. 36 – развивается умение находить непроизносимые согласные в словах, определять, почему следует писать буквы непроизносимых согласных. Упр. 47. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками. Вывод: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук. | Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? | -развивать умение видеть орфограмму в словах; - умение применять правило написания слов с непроизносимыми согласными | Коммуникативные УУД: Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
V. Итог урока. Рефлексия | – С какой новой орфограммой вы познакомились? – Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук?– - Как его можно обнаружить? Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Отвечают на вопросы Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн]. Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо. | - формировать умение объяснять написание орфограмм, развивать внимание и логическое мышление | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | |
VI. Домашнее задание. | 1. Упр. 1, с. 86. 2. Уметь объяснить, опираясь на правило с. 21, что такое непроизносимые согласные и как можно определить, есть ли в слове непроизносимый согласный звук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
Открытый урок по письму и развитию речи по программе 8 вида. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корнеслова.
Тип урока: классический.Цель: совершенствовать орфографические умения написания слов с безударной гласной в корнеслова, развивать умение рас...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...