Конспекты уроков
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
методические разарботки уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Название: урок русского языка в 4 классе
2. ФИО автора: Фот Алёна Александровна, учитель начальных классов.
3. Место работы: МБОУ СОШ № 2 г. Карасука
Тема: Личные местоимения.
Цель: подвести детей к понятию личные местоимения
Задачи:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
- упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
- создавать условия для формирования положительного отношения к предмету, развития внимания, мышления, памяти и речи учащихся.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- развитие умений распознавать личные местоимения.
- Личностные:
- развитие орфографической зоркости, каллиграфического навыка, навыка работы с текстом, память;
- развитие осознанного и произвольного построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Учебник «Русский язык» Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. 4кл.(2 часть). /М. «Просвещение»
2. Методическое пособие для учителя «Русский язык 4 класс. Поурочное планирование к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой»
Используемое оборудование:
Компьютер, диапроектор, экран, презентация к уроку
Ход урока:
I Организационный момент (Слайд 1).
- Приветствие
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
2. Чистописание. (Слайд 2)
3. Запись даты урока.
На слайде:
М П Р Я В
- Установите закономерность и определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
– Какая буква лишняя? Почему?
(Мы будем писать букву Я).
- Запишите (запись на доске):
Яя яя
Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
Кто знает как можно назвать одним словом слова я, ты, он, она ?
- Спишите предложение, подчеркните местоимения.
II Изучение нового материала
1. Сообщение предварительной темы урока.
- У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке вы станете настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся узнать как можно больше о местоимениях. (Слайд 3)
- Внимательно прочитайте предложения
У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб .
Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России.
- Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик (Слайд 4)
березы - (они)
ученик - (он)
девочка - (она)
путешествие - (оно)
- Что общего между этими словами? (Они все словарные, существительные)
- Как вы считаете, удачно ли построены данные предложения? Что можно изменить? Запишите эти слова рядом с существительными.
- Какие слова они заменили?
- Вместо какой части речи заняли в предложении слова? (вместо имени существительного)
(Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения).
Выполнение заданий. Взаимопроверка.
– Какой вывод мы можем сделать? (Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова).
- Как вы думаете, место какой части речи заняли в предложении новые слова?
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня наше занятие посвящаем местоимениям.
- В русском языке несколько групп местоимений. Мы рассмотрим такую группу местоимений как личные: Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. (Слайд 5) Как вы думаете, почему их называют личными? Данная группа указывает на лицо или лица, поэтому местоимения называются личными. (Личное - значит принадлежащее лично кому-то).
- Кто догадался, как звучит тема нашего урока?
- Тема нашего урока: "Личные местоимения" (Слайд 6).
Чтение стихотворения хором (Слайд 7):
Я и мы, Ты и вы,
Он, она, оно, они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения (Соколова)
3. Работа по теме урока.
(Слайд 8)
Я, ты, он, она, оно.
Мы, вы, они.
- На какие две группы разбиты личные местоимения?
(Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число).
- Местоимения не изменяются по числам. Каждое местоимение употребляется только в форме единственного или множественного числа.
- Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.
Личные местоимения делятся на три лица. Выделим эти группы.
Коллективная работа.
- Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).
- С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).
Это местоимения 1-го лица.
- С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).
- Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (с помощью местоимения Вы).
Это местоимения 2-го лица.
- Посмотрите на таблицу и назовите местоимения 3-го лица (он, она, оно, они).
(Слайд 9)
Ед ч. Мн.ч.
1-е лицо я мы
2-е лицо ты вы
3-е лицо он, оно, она они
- Запишите в тетради, распределяя личные местоимения по лицам.
- Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.
4. Ознакомление со сведениями, данными в учебнике.
– Молодцы! Ребята, вы были внимательны!
– Откройте учебники и прочитайте, сведения о личных местоимениях.
– Что общего у существительных и местоимений? Чем они различны?
Фикульт.минутка.
(Учащиеся повторяют движения под стихотворение)
Я иду, и ты идёшь – раз, два, три. (Шагаем)
Я пою, и ты поёшь – раз, два, три. (Хлопки в ладоши)
Мы идём, и мы поём – раз, два, три. (Прыжки на месте)
Очень дружно мы живём – раз, два, три. (Шагаем)
III Закрепление изученного
- Работа в тетрадях.
- У личных местоимений много общего с именами существительными. Например, местоимения 3-ого лица единственного числа, так же имеют категорию рода (он – М.р., она – Ж.р., оно – Ср.р.) и числа (он – ед.ч., они – мн.ч.) Слайд 10
- Спишите предложения, заменяя выделенные имена существительные личными местоимениями. Укажите род местоимений. Слайд 11
1) Рыбаки вышли в море. Море было тёмное, неспокойное.
2) В вазе стояли розовые бутоны. Бутоны вот-вот раскроются.
-Личные местоимения могут указывать как на одушевленный предмет (лицо), так и на неодушевлённый. В зависимости от этого могут отвечать на вопрос кто? или что? Так как они употребляются вместо имени существительного.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него).
- Правильно. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
- Перед вами предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола (выполняется устно Слайд 12)
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
IV Обобщение изученного материала
1. Беседа
- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).
- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.
- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.
- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).
- А на следующих уроках мы будем учиться правильно изменять - склонять личные местоимения.
2. Домашнее задание. (Слайд 13)
Творческая работа: составить 3-4 предложений с разными местоимениями.
3. Рефлексия.
-Поднимите руки, кто сегодня хорошо трудился и кому легко было справляться со всеми заданиями.
Предварительный просмотр:
1. Название: урок русского языка в 4 классе
2. ФИО автора: Фот Алёна Александровна, учитель начальных классов.
3. Место работы: МБОУ СОШ № 2 г. Карасука
Тема: «Правописание безударных окончаний имен прилагательных женского рода»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
- Развить навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
- Развивать орфографическую зоркость, зрительную память. Воспитывать умения работать в коллективе.
Формируемые УДД:
- Предметные - уметь различать правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
- Познавательные - осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
- Коммуникативные сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, оценка действий партнера.
- регулятивные - формулировать и удерживать учебную задачу; предвосхищать результат.
- личностные - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Учебник «Русский язык» Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. 4кл.(1 часть). /М. «Просвещение»
2. Методическое пособие для учителя «Русский язык 4 класс. Поурочное планирование к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой»
Используемое оборудование:
Компьютер, диапроектор, экран, презентация к уроку
Ход урока
I Организационный момент
- Психологический настрой
Прозвенел звонок и смолк -
Начинается урок
На уроке не скучать,
А работать и писать!
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
2. Словарная работа.
На доске: д _орога, м_шина, па_ажир, б_лет, в_окзал, шо_е, в_гон.
а) Прочтите. Какие это слова?
б) Красиво спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
в) Проверка:
- Назовите слова с безударной О.
- Назовите слова с удвоенной согласной.
- Какая безударная гласная в слове билет?
Все эти слова связаны с движением. Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами.
Я сейчас прочитаю текст. Послушайте.
- «Расстояние от Земли до Солнца 149.600000 километров. Чтобы преодолеть это расстояние самый быстрой машине надо 100 лет. Самолёту 40 лет, а солнечному лучу 8 минут»
- Какие незнакомые слова, связанные с движением, вы услышали? Назовите их. (Расстояние, километр.)
- Что такое расстояние? Где раньше мы встречали это слово? (На уроках математики, в задачах на движение.)
Расстояние – пространство между пунктами. 5сл. 10б. 10зв.
- Какими синонимами можно заменить слово расстояние? (Дистанция, дальность, интервал.)
Проговаривание, запись слова. Поставьте ударение, подчеркните трудные орфограммы.
Сколько слогов, букв, звуков в слове? В каких единицах измеряется расстояние?
- Километр – 3сл. 8б. 8зв.
Проговаривание, запись слова.
- Сколько в слове слогов, букв, звуков?
Подчеркните трудные орфограммы.
Составьте устно предложения с новыми словами.
III. Сообщение темы и задач урока
Цель: подвести к теме урока, сообщить тему урока.
- А теперь прочитайте четверостишие:
Я рисую на картине
Как в игрушечн□ син□ машине
Мы к своей любим□ маме
Едем на работу сами.
- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? Знаем ли мы какие безударные окончания должны написать? (Нет.) Почему? (Не знаем какие безударные окончания у имён прилагательных женского рода.)
- Сформулируем тему урока: «Безударные окончания имен прилагательных женского рода».
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Чему будем учиться на уроке? (Познакомимся с безударными окончаниями имён прилагательных женского рода в косвенных падежах и будем учиться их писать.) Какие задачи стоят перед нами? (на слайде появляются задачи урока после того, как проговорят их дети)
IV. Изучение нового материала.
- Каким образом можем определить окончание имён прилагательных женского рода? (По вопросу и окончанию.)
- Посмотрите на наше стихотворение. Поставьте вопрос к прилагательным. На какой вопрос они отвечают? (Какой?)
- А какие окончание могут иметь прилагательные, отвечающие на этот вопрос? (-ой, -ый, -ий.)
- А в каком роде имена прилагательные имеют такие окончания? (мужском роде)
- А в стихотворении прилагательные какого рода? (Женского рода.)
- Может кто-нибудь знает какие окончания могут быть у имён прилагательных женского рода в косвенных падежах? (Дети выдвигают свои предположения.)
Проверим ваши предположения.
Откройте учебник на странице 4, упражнение 3.
Рассмотрите таблицу склонения имён прилагательных женского рода.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода в косвенных падежах? Какие окончания имеют?
Чтение вывода.
Таблица на доску:
И.п. (какая?) – ая, - яя;
Р.п. (какой?) – ой, - ей;
Д.п. (какой?) – ой, - ей;
В.п. (какую?) – ую, - юю;
Т.п. (какой?) – ой, - ей;
П.п. (какой?) – ой, - ей.
V. Закрепление полученных знаний.
1. Прочтите стихотворение, записанное на доске. Спишите, вставляя пропущенные окончания, определите их падеж. Проверка.
2. Устно. Определить падеж имён прилагательных женского рода. Работа с «веером» падежей. Назвать окончание.
- Под лесным дождём, перед дальней дорогой, от сильного ветра, золотая цепочка, сладкую булочку.
3. Работа в парах. На карточках словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, определите падеж. Взаимопроверка.
4. Творческая работа.
а) Для сильных учащихся – вставить в текст свои имена прилагательные.
б) Для слабых учащихся – вставить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные.
Проверка. Чтение текстов.
VI. Рефлексия. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы познакомились ...
- Мне было трудно ...
- Я сомневался ...
- Мне понравилось ...
Предварительный просмотр:
1. Название: урок русского языка в 4 классе
2. ФИО автора: Фот Алёна Александровна, учитель начальных классов.
3. Место работы: МБОУ СОШ № 2 г. Карасука
Тема: Различие безударных окончаний имён прилагательных мужского и женского рода.
Цель: познакомить учащихся с безударными окончаниями имен прилагательных мужского и женского рода; развивать умение различать сходные по произношению окончания, правильно их писать; развивать орфографическую зоркость, зрительную память. Воспитывать умения работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. уметь различать безударные окончания имен прилагательных мужского и женского рода.
Метапредметные:
а) регулятивные:
1. определять и формулировать цель деятельности;
2. соотносить результат своей деятельности и оценивать его.
б) познавательные:
1. ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
2. добывать новые знания, анализировать, сравнивать для получения необходимого результата;
3. перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
в) коммуникативные:
1. слушать и понимать речь других;
2. договариваться с собеседниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды;
Личностные:
- объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Учебник «Русский язык» Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. 4кл.(1 часть). /М. «Просвещение»
2. Методическое пособие для учителя «Русский язык 4 класс. Поурочное планирование к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой»
Используемое оборудование:
Компьютер, диапроектор, экран, презентация к уроку, выписка из словаря.
Ход урока
I Организационный момент
- Психологический настрой
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II Основная часть.
- Оформление тетрадей. Запись числа.
- Словарная работа (на слайде). Работа в парах.
Цель: закрепить написание изученных слов; расширить словарный запас слов учащихся.
К…лометр, эл…ктровоз, ра…тояние,
х…зяйство, к…л…грамм, м…талл.
- Выполните работу в парах, обсудите и запишите слова в тетради. Выполните проверку (на слайде верный вариант написания).
- На какие две группы можно разделить эти слова? (непроверяемая безударная гласная в корне слова и удвоенная согласная в словах)
- Какое новое слово появилось в группе с удвоенной согласной? (металл)
- Что означает это слово? (ответы детей)
- У вас на партах лежат листочки с выпиской из словаря Ожигова, где описано значение этого слова. Прочитайте и дайте ответ, что означает слово металл?
Толковый словарь Ожегова. металл - химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкость, хорошей теплопроводностью и электропроводностью |
- Какие металлы бывают?
- Составьте в парах словосочетание со словом металл, изменяя его форму. Запишем в тетради лучшие словосочетания, подчеркнув орфограммы, которые нужно запомнить.
3. Сообщение темы урока
Цель: подвести к теме урока, сообщить тему урока.
На слайде представлены предложения:
Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
Весёлой радостной гурьбой ребята скатились с горя ледяной.
- Вы заметили, что одно слово в этих предложениях повторяется, какой частью речи оно является? (прилагательное) Что такое имя прилагательное?
- Какая часть слова различна в написании? Подумайте, почему разные окончания?
- Выяснив, что эти слова имена прилагательные женского и мужского рода, они различны окончаниями, вы можете назвать тему нашего урока?
На слайде появляется название темы урока.
- Что мы должны узнать сегодня на уроке? Какие задачи стоят перед нами? (на слайде появляются задачи урока после того, как проговорят их дети)
- познакомиться с безударными окончаниями имен прилагательных мужского и женского рода;
- научиться различать сходные по произношению окончания, правильно их писать.
4. Объяснение нового материала
- Мы уже вспомнили, что такое имя прилагательное. А что значит просклонять имя прилагательное? Какая часть слова при этом изменяется? Попробуйте самостоятельно просклонять словосочетания “свежий зелёный (лес)”, “свежая зелёная (ветка)”.
На доске заранее написаны и закрыты названия падежей с дополнительными словами. Дети 1-го и 2-го рядов склоняют прилагательные мужского рода, а 3-его и 4-ого – женского.
- Сначала назовите падежи с дополнительными словами-помощниками.
И.п. (есть)
Р.п. (нет)
Д.п. (дать)
В.п. (вижу)
Т.п. (доволен)
П.п. (думаю)
- Запишем их в тетрадь. Перед тем как склонять прилагательное запишите сначала вопрос, на который отвечает имя прилагательное.
- У имён прилагательных выделите окончания. При выполнении задания найдите ответ на вопросы: (1 и 2 ряду) какие безударные окончания имеют прилагательные мужского рода, в каких падежах окончания одинаковы. Подумайте почему (И.п., В.п.)
(3 и 4ряду) какие безударные окончания имеют прилагательные женского рода, в каких падежах окончания одинаковы. Подумайте почему (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
Проверка. Склонение прилагательных мужского рода читает ребенок с 1 или 2 ряда (на слайде появляется постепенно правильные варианты). Дают объяснения на заданные вопросы.
И.п. (Какой?) свежий зелёный лес
Р.п. (Какого?) свежего зелёного леса
Д.п. (Какому?) свежему зелёному лесу
В.п. (Какой?) свежий зелёный лес
Т.п. (Каким?) свежим зелёным лесом
П.п.(о каком?)о свежем зелёном лесе
- Теперь можем сделать вывод: имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют безударные окончания – ый, (- ий) в И.п. и В.п.
Склонение прилагательных женского рода читает ребенок с 3 или 4 ряда (на слайде появляется постепенно правильные варианты). Дают объяснения на заданные вопросы.
И.п. (Какая?) свежая зелёная ветка
Р.п. (Какой?) свежей зелёной ветки
Д.п. (Какой?) свежей зелёной ветке
В.п. (Какую?) свежую зелёную ветку
Т.п. (Какой?) свежей зелёной веткой
П.п.(о какой?) о свежей зелёной ветке
- Имена прилагательные женского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют безударные окончания – ой (- ей) в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.
- Давайте сравним безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода.
Появляется на слайде запись: склонение прилагательных мужского и женского рода одновременно. Сначала обратим внимание на вопросы. Что вы заметили? Встречается один и то же вопрос. Назовите этот вопрос. Какие безударные окончания имеют прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос “какой”? –ий (-ый). А женского рода? –ой (-ей)
- Какое окончание имеет вопрос? Сравните окончание вопроса и окончания имён прилагательных мужского рода и женского рода. Какой вывод можно сделать? Окончание вопроса и окончания имён прилагательных женского рода в Р., Д., Т., П. падежах одинаковые.
5. Работа с учебником
- Прочитаем сведения по теме урока в учебнике самостоятельно. Мы справились с первой задачей нашего урока? Мы узнали какие безударные окончания имеют прилагательные мужского и женского рода?
6. Физминутка
- Давайте отдохнем. Встаньте.
- Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и женского рода. Если словосочетания женского рода – хлопаете, мужского рода – топаете.
Морская тина, веселый праздник, старый дом, морозная свежесть, чистый воздух, хорошая погода, большой город.
7. Закрепление
Упр. 333 (работа с прилагательными М.р.)
- Я буду показывать картинки с изображением предмета, а вы должны подобрать подходящее имя прилагательное и записать в тетрадь словосочетание по схеме (прил. + сущ.). Запись ведите в столбик. (Один ученик у доски, остальные выполняют самостоятельно. Все изображения на картинках М.р.)
- Используйте имена прилагательные из упр.333.
- На какой вопрос отвечают все имена прилагательные, которые мы записали? Какие они имеют безударные окончания и в каком падеже?
Упр. 333 (работа с прилагательными Ж.р.)
Работу выполняют самостоятельно, взаимопроверка.
О чудесной музыке (П.п.), к низенькой берёзке (Д.п.), по широкой дороге (Д.п.), из прочной ткани (Р.п.), до ближней деревни (Р.п.), на еловой ветке (Д.п.), на белой скатерти (Р.п.).
- Укажите падеж имен прилагательных и выделите окончания.
- В каких падежах прилагательные женского рода имеют окончания –ой (- ей)?
III Итог урока
1. Фронтальная беседа
- Со всеми задачами урока мы справились? (слайд с задачами урока)
- В каких падежах прилагательные женского рода имеют окончания –ой (- ей)?
- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода в И.п., В.п.?
2. Домашнее задание (на слайде)
Упр.334 (списать, указать падеж прилагательных, выделить окончания)
Предварительный просмотр:
1. Название: урок русского языка во 2 классе
2. ФИО автора: Фот Алёна Александровна, учитель начальных классов.
3. Место работы: МБОУ СОШ № 2 г. Карасука
Тема: Обобщение знаний об именах прилагательных.
Цели:
- закрепить умение выделять прилагательные в тексте, определять род прилагательных, число, падеж; правильно писать родовые окончания;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, орфографической зоркости;
- способствовать воспитанию устойчивого интереса к предмету, культуры диалога.
Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на учебном занятии:
-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);
-личностные УУД (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);
-коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника);
-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль).
Тип урока: Урок закрепления изученного материала
Оборудование: Учебник «Русский язык» Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. 2 кл.. /М. «Просвещение». Компьютер, диапроектор, экран, презентация к уроку.
Тесты для самостоятельной работы, конфеты.
ХОД УРОКА
I Организационный момент
1. Психологический настрой
- Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Желаю вам удачного дня.
2.Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Запишите:
строку ку, ук, ке;
на второй строке ки, ко, кы.
3. Словарная работа.
- Как вы думаете, зачем я принесла конфеты на урок?
- Подумайте еще. Вспомните, какой у нас урок. Рассмотрите внимательно фантик. Что вы прочитали на нем?
- Я вижу слово «корова», а это словарное слово, в нем безударная гласная «о», которая не проверяется.
- Сколько орфограмм вы нашли в названии конфет?
- Как еще мы называем корову? А как ее называли в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»? Подберите однокоренные слова.
Запись на слайде: корова, коровка, коровушка.
- Расскажите об этом домашнем животном. Требуется ли корове внимание, ласка? Что еще нужно корове? Как вы ласково называете свою корову? Почему? Есть кличка у вашей коровы?
- Дайте корове кличку и придумайте предложение.
- Образуйте прилагательное от слова «корова» (коровий)
- Составьте словосочетание с существительным (коровий хвост, коровье молоко, коровья шкура)
- Определите род, число имен прилагательных.
- Давайте продолжим работу со словарными словами.
4. Постановка темы и целей урока.
- Мы закончили изучение темы «Имя прилагательное». Сегодня вспомним все, что знаем о прилагательных, т. е. обобщим знания. А начнём с теста (детям раздаются листочки сточки с тестовыми заданиями)
5. Закрепление знаний об имени прилагательном.
1) Выполнение тестового задания.
Цель: проверить базовые знания об имени прилагательном.
1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:
а) Кто? Что?
б) Какой? Какая? Какие?
в) Что делать?
2. Имена прилагательные бывают:
а) Трех родов: мужского, женского и среднего;
б) Только мужского и женского рода.
3. Имена прилагательные…
а) Изменяются по числам;
б) Не изменяются по числам.
4. Укажите имена прилагательные:
а) похолодало;
б) холод;
в) холодный.
- Обменяйтесь своими листочками, выполните взаимопроверку.
2) Нахождение имён прилагательных в тексте.
- Запишите текст, подчеркните имена прилагательные.
Последние дни стояла ясная погода. Повеяло теплым ветром. По оврагам бегут веселые ручейки. Зазеленела молодая травка. Звенит золотой голосок малиновки.
- Сказка-это жанр устного народного творчества. Не раз вы слышали от мам, бабушек, учительницы различные сказки. Про них говорят: они народные. Это значит, что сочинили их простые люди. В каждой выдумке своя красота, свой смысл, своя радость, вот народ и хранит их в памяти. Назовите другие жанры народного творчества.
- Отгадайте загадку:
В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
- Назовите прилагательные. На какой вопрос они отвечают? Определите род, число.
- Какую русскую народную песню знаете о березе?
Физкультминутка
- Под пение песни выполнить упражнения, отдохнуть.
3) Работа над именем прилагательным.
- Назовите прилагательное, которое использовал народ, чтобы охарактеризовать березу (кудрявая)
- На какой вопрос отвечает? Род, число определите. От чего зависит род и число прилагательных?
- Послушайте русскую народную песню «Березонька» и запомните имена прилагательные, которые вы услышите.
Береза моя березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой, березонька,
Травка шелковая.
- Выпишите словосочетания прилагательных и существительных.
4) Восстановление деформированного текста.
- А сколько пословиц и поговорок сложил русский народ. Пословица-это умные и складные слова. В пословице заключена народная мудрость. - Пока к вам шла, пословицу несла, все слова и перепутались. Помогите мне правильно поставить слова в пословице. На слайде:
В, познаются, беде, друзья.
- Запишите. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Объясните смысл этой пословицы.
- Кого в классе можно назвать настоящим другом? Почему ты так думаешь? Какого друга ты хотел бы иметь?
- Пусть ваши друзья, и вы сами, будут смелыми, храбрыми, отважными, мужественными.
На слайде появляется деформированный текст:
Вдруг началась сильная метель. Темное облако плыло низко над землей. С неба посыпалась колючая мелкая крупа. На черном небе сверкали яркие звезды.
- Что можно сказать об этих предложениях?
- Может получиться рассказ, если установить последовательность предложений?
- Давайте запишем рассказ.
Темное облако плыло низко над землей. Из него посыпалась колючая мелкая крупа. Вдруг началась сильная метель. А ночью на черном небе уже сверкали яркие звезды.
- Подчеркните прилагательные волнистой линией. Определите род, число имен прилагательных.
6. Подведение итогов.
- Что обозначают имена прилагательные?
- Какими членами предложения являются имена прилагательные?
7. Рефлексия
- Какие виды работ было выполнять легко? А какие трудно? Почему?
- Кого из ребят вам бы хотелось отметить за активное участие в уроке? За находчивость? За смекалку?
8. Домашнее задание.
- Вы можете выбрать для себя один из вариантов домашнего задания.
1 вариант - выбрать фонетический и морфологический разборы любых прилагательных из текста классной работы.
2 вариант - придумать продолжение текста, использовать в предложениях имена прилагательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....