«Употребление глаголов в речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Арисланова Людмила Михайловна

Цель урока:

  • Формирование умения находить глаголы среди других частей речи;
  • Развивать умение правильно употреблять глаголы;
  • формировать умение ставить вопрос к глаголам.

Задачи урока:

  • высказывать и обосновывать свое мнение, развитие образной памяти, логического мышления; 
  • отработка умений слушать и слышать, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Тип урока: урок-рефлексия ( систематизация и обобщения знаний и умений.)

Вид урока:  Урок – практикум

Формы организации деятельности:

  • Парная;
  • Коллективная;
  • Индивидуальная;
  • Групповая.

Планируемые результаты ФГОС: учащиеся научаться распознавать часть речи «Глагол», определять его морфологические признаки;  работать с различным материалом, анализировать его, делать выводы; любить  Родной  край.

Метапредметные:

  • освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
  • устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения;
  • умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • выделение признаков глагола как части речи, определение частей речи по их признакам;
  • изменение глаголов по числам.

Личностные:

  • формирование нравственно-этических качеств личности;
  • воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую.

Методы обучения:

  1. Игровой;
  2. Постановка проблемы;
  3. Частично поисковый;
  4. Критическое мышление;
  5. Пять пальчиков.

Методы формирования мотивации:

  1. Практический;
  2. Наглядный;
  3. ИКТ

     Дидактические средства обучения.

  1. Учебник
  2. Средства наглядности.( тайный мешочек, волшебная книга, дощечки с секретиком)
  3. ИКТ (  видео, Учи.ру, mimio пульты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_glagolov_v_rechi.docx325.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку во 2 классе

Арисланова Людмила Михайловна, учитель начальных классов, ГБОУ школа- интернат г.Владикавказ

Базовый учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», 2 класс, Москва, изд. «Дрофа»

Тема  «Употребление глаголов в речи».

Цель урока:

  • Формирование умения находить глаголы среди других частей речи;
  • Развивать умение правильно употреблять глаголы;
  • формировать умение ставить вопрос к глаголам.

Задачи урока:

  • высказывать и обосновывать свое мнение, развитие образной памяти, логического мышления; 
  • отработка умений слушать и слышать, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Тип урока: урок-рефлексия ( систематизация и обобщения знаний и умений.)

Вид урока:  Урок – практикум

Формы организации деятельности:

  • Парная;
  • Коллективная;
  • Индивидуальная;
  • Групповая.

Планируемые результаты ФГОС: учащиеся научаться распознавать часть речи «Глагол», определять его морфологические признаки;  работать с различным материалом, анализировать его, делать выводы; любить  Родной  край.

Метапредметные:

  • освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
  • устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения;
  • умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

  • выделение признаков глагола как части речи, определение частей речи по их признакам;
  • изменение глаголов по числам.

Личностные:

  • формирование нравственно-этических качеств личности;
  • воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
  • умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую.

Методы обучения:

  1. Игровой;
  2. Постановка проблемы;
  3. Частично поисковый;
  4. Критическое мышление;
  5. Пять пальчиков.

Методы формирования мотивации:

  1. Практический;
  2. Наглядный;
  3. ИКТ

     Дидактические средства обучения.

  1. Учебник
  2. Средства наглядности.( тайный мешочек, волшебная книга, дощечки с секретиком)
  3. ИКТ (  видео, Учи.ру, mimio пульты)

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Поприветствуйте гостей. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Повернитесь ко мне, улыбнитесь мне!

Сядьте девочки, мальчики!

- На столах у вас лежат предметные картинки.

Что это?

(Солнце, в разных эмоциональных состояниях.)

Выберите, то солнышко, которое соответствует вашему настроению и настрою на начало урока.

(Прикрепляю солнышко на доску)

Выбирают предметную картинку в соответствие своего эмоционального состояния

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УДД: 
- личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

II. Самоопределение к деятельности.

Цель: определить тему, совместно с учениками. Поставить задачи и выдвинут проблемный вопрос.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу.

Давным, давно, живущий в горах старец, решил написать письмо. И отправить его с одного ущелья в другое. Для этого ответственного дела он выбрал самого молодого человека. А письмо он решил отправить на словах, то есть в устной форме. Но пока молодой человек дошёл, забыл половину слов и передал только (жду, приходите, подумаем, решим, посоветуемся). Получатели письма долго думали, что хотел сказать им старец, но понимали, что о чём- то хорошем.

- Как вы думаете, что общего у слов, которые сообщил молодой человек?

Сегодня мы поговорим об употреблении глаголов в речи.

Вспомним всё то, что вы уже знаете о глаголе.

Ответим на вопрос в конце урока.

Можем ли мы в речи употреблять только глаголы?

Но выполнять задания мы будем строго по письмо, которое нам прислал старец. Это письмо зашифровано и нам, выполнив задания нужно его расшифровать.

 

Слушают притчу, определяют тему и задачи урока совместно с учителем.

 

 

 Слова обозначают действия предмета. Часть речи – глагол. Бывают ед ч., мн.ч., изменяются по временам.

 

УДД: 
- личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

III. Актуализация и фиксация затруднений индивидуальной деятельности.

  1. Число, классная работа.                                К.1
  2. Минутка чистописания.

С с

  1. Словарь:                                                           К.2

Как вы понимаете значение слова «Словарь»- это список, перечень слов, в данном случае словарных, написание, которых нужно проверить.

(Словари бывают разные, словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных слов ….)

-Давайте запишем первое слово  Столица,

Значение слова столица ( это главный город страны)

Следующее слово.  город,

Назовите столицу России.   Москва,

Как называется город, в котором мы живём? Владикавказ

-Какой частью речи являются все эти слова?  ( Именем          К.3   существительным)

К слову «город» подберите глагол и запишите предложение.

 Вспоминают правила письма. Прописывают по видео образцу, минутку чистописания; дают характеристику букве «С»

Дети отвечают на вопросы.

Выходят к доске ,записывают слова, называют орфограммы.

Определяют часть речи.

Называют глаголы, записывают предложения, проверяют.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (
Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (
Личностные УУД).

IV. Построение проекта коррекции выявления затруднений.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для решения учебной задачи урока.

Включение учащихся в ситуацию решения проблемы с помощью выбранного метода.

                                                                                                  К.4

Следующая карточка, которую нам предстоит    выполнить,…..внимание  на экран. Образовательный портал Учи.ру .

-Нужно найти слова со значением действия.

- Подпиши картинки.

- Подбери картинки к выделенным словам.

- Выделенные слова обозначают …..

Это глагол

( В переводе с греческого обозначает «Слово, речь»)

Например :  Устами младенца глаголет истина.

Здесь глаголет, значит «говорит».

Ученики выполнят задания в интерактивном режиме, образовательная платформа Учи.ру

Объясняют  значения слов.

УДД:  
- регулятивные (целеполагание; планирование);
- познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); 
- логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство).

V. Реализация построенного проекта (Самостоятельная работа)

Цель: Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений.

                                                                                                          К.5

И следующее задание у вас в учебнике, на стр.24 упражнение 259.

Прочитайте задание: Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы. Будь внимателен к вопросу. Подчеркните главные члены предложения.

Назовите действия, которые нужно выполнить в этом упражнении.

Ниже обратите внимание на слова для справок. Вопросы писать не будем.

Слова для справок: ломались, бурлила, растопило.

  1. Весной  солнышко ( что сделало?) ………. лёд.
  2. Льдины с треском ( что делали?) ………..ломались.
  3. Вода в реке ( что делала?) ………….бурлила.

Что помогло вам правильно вписать глаголы в предложения? (Вопросы)

Определите время глаголов? (пр.вр)

-Найдите глагол  во мн.ч. (лопались), глаголы в ед.ч. (бурлила, растопило)

-Вы прекрасно справились с очередным заданием!

Закройте учебники и тетради, отложите их на край стола.

 Вспоминают правила письма.

Работают с текстом

 

 

Списать, вставить, подчеркнуть.

 

 

 

Выписывают предложения. Подчёркивают главные члены.

Цели: 
1) Зафиксировать причину затруднения.
2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному  объяснению.
3) Организовать уточнение и согласование темы урока.

УДД:  

- личностные  (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
- регулятивные (целеполагание, планирование);
- логические  (анализ, обобщение);
- познавательные (постановка и формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение))

    VI.Включение в систему знаний и повторение.

                                                                                       К.6

Физминутка

 непростая, а с заданием. Вам нужно в словах песни найти глаголы, но при этом вы будете танцевать, повторяя за мной движения.

Назовите глаголы, которые услышали в песне.

Решение проблемного вопроса. Учащиеся в словах песни находят глаголы, при этом повторяя движения за учителем.

УДД:  
- регулятивные (целеполагание; планирование);
- познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации); 
- логические (построение логической цепи рассуждений; доказательство).

VIII. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: формирование  заданий для обдумывания, решения и выхода из ситуации, всё ли понятно.

Приступаем к следующему заданию.                            К.7

Первые две парты каждого ряда работают в группах,

Последние парты работают в парах.

1,2 группа – Тайный мешочек.

Вам нужно не подсматривая в мешочек, опустить в него руку и попробовать определить, что в нем за предмет. К этому предмету подобрать действие. И написать все морфологические признаки глагола на планшете, по технологии «Пять пальчиков» сам глагол на ладони, признаки на пальчиках.

3 групп – Волшебная книга.

Нужно определить сказку и подчеркнуть глаголы, которые найдёте в тексте.

1,2 пара - работают с доской невидимкой.

Нужно посветить фонариком на доску, чтобы найти глаголы, записанные на доске.

3 пара – Зашифруй в рисунке предложение.

(Жду тебя в солнечный день в горах.)

Группа, у которой в мешочке оказалась башня, что вы знаете о сторожевых башнях? Для чего их строили в горах?

Рисуночное письмо.

(Расшифруйте действие, которое зашифровали ребята в рисунке.)

 Работают, в группах выполняя задания с тайными мешочками, волшебной книгой; работающие в парах выполняют задания на дощечках.

Представление парной и групповой работы.

Защита своих работ.

Цель: Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действий;

УДД:
- регулятивные (прогнозирование; контроль; коррекция; оценка);
- познавательные (моделирование); 
логические (анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование);

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: направить учеников на самооценку своей деятельности во время урока, оценить свою активность в ходе закреплённых знаний.

                                                                                                      К.8

Давайте попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Можем ли мы в речи употреблять только глаголы?

(Нет, наша речь должна быть украшена разными частями речи.)

Перед вами пульты, я вам предлагаю ответить на следующие вопросы. Они на экране, сейчас пульты загорятся, и вы на них выберите, и нажмёте ту букву, на вопрос, которой хотите ответить.

Сегодня на уроке:
А – всё прекрасно понял;
В– пока остались вопросы;
С– понял, но не твёрдо .  

В начале урока на столах у вас лежали предметные картинки с изображением солнца. Возьмите то, какое у вас настроение на конец урока и прикрепите на доску. У нас получился пазл.

Давайте расшифруем послание старца!

(Пусть всегда светит солнце в горах Северной Осетии. )

(На Кавказе.)

 

Выполнять задание на mimio пультах; ответят на проблемный вопрос, поставленный в начале урока; расшифруют собранное письмо.(пазл)

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

УДД:
- личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);

C:\Users\313\Desktop\конкурс учитель года\1.PNG

C:\Users\313\Desktop\конкурс учитель года\2.PNG

C:\Users\313\Desktop\конкурс учитель года\4.PNGC:\Users\313\Desktop\конкурс учитель года\3.PNG

C:\Users\313\Desktop\конкурс учитель года\5.PNG

        C:\Users\313\Desktop\конкурс учитель года\6.PNG

        C:\Users\313\Desktop\конкурс учитель года\7.PNG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

"Глагол. Значение и употребление глаголов в речи".

Урок русского языка в 3 классе по теме  "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи"  с творческой работой - создание проекта "Будь здоровым"...

Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"

В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа...

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи»....

Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности:  формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление  в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...