Этапы урока | Деятельность учителя |
I.Орг..момент Мотивация познавательной деятельности | Слайд1 -Прочитайте девиз урока:
-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить. -Мы имеем право на ошибку. «Учись, смекай, активным будь И к знаниям откроешь путь! -Начинаем работать |
II.Актуализация знаний 1.Словарная работа
| Слайд 2. Работа в парах Москва | грузят | капуста | пальто | платок | огурец | Россия | летят | лечит | сапоги | помидор | Волга |
Игра «ЛОТО». -Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь. - Закройте все слова, которые называют предметы одежды. - Закройте все географические названия. - Закройте все слова, которые называют овощи. - Прочитайте слова, которые остались незакрытыми? (летят, лечит, грузят) - Что объединяет эти слова? (они глаголы) - Докажите это. Что такое глагол?
|
2.Минутка чистописания
|
-Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь Письменными буквами в соединении 1 вариант: гсгигнгогнгигмгы 2 вариант: гагнгтгогнгигмгы
- Возьмите карандаш и вычеркните букву г. - Что интересного заметили? - Какое слово получилось? Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы». |
III.Самоопределение к деятельности Формулирование темы урока, постановка учебных задач. | - Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока. Слайд 3.тема урока. Какова цель нашего урока? -Чему мы научимся ,ответив на эти вопросы? -Какие учебные задачи мы должны решить на уроке? Слайд 4. -Я предлагаю вам выбрать из списка те вопросы, на которые мы должны будем ответить .Назовите их - Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? - Какие глаголы называются синонимами? - Какие сказки сочинил А.С.Пушкин? - Какие глаголы называются антонимами? - Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
- Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз. - В каких литературных произведениях мы можем встретить глаголы-антонимы и глаголы-синонимы? (Синонимы и антонимы часто используют в своих произведениях писатели и поэты, их примеры можно встретить в пословицах, поговорках, загадках.) |
IV.Формирование новых знаний 1.Работа над понятием синонимов
| Слайд5 - Рассмотрите картины. Узнаете сказки? -Как эти картины можно подписать с помощью глаголов (смотрит, глядит, говорят, беседуют) - Что можно сказать о глаголах? - Полученные подписи – это слова -..(синонимы) - Как по–другому их можно назвать? - Кто сможет самостоятельно сформулировать правило?
|
а).Упражнения в подборе слов синонимов
| Слайд6 -Соедините стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением Слайд Баклуши бить запомнить Надуть губы бездельничать Зарубить на носу обидеться |
б).Редактирование предложения, устранение повторов. | Слайд7 -Давайте проведем небольшое исследование Учитель читает запись на доске. - По нашей улице проходят троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. - Понравилось ли вам предложение по конструкции? - Как можно избежать повторения слов в предложении? Подберите синонимы к глаголу проходят -Отредактируйте предложение, используя слова для справок (Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся) - Для чего используют синонимы в речи? Точнее выражается мысль Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
в)упр175 (второе предложение) | -Назовите сказку -Спишите второе предложение, подчеркните глаголы-синонимы Взаимопроверка Оцените работу |
Физминутка | Вы хорошо потрудились. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в нескольких словах. Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поморгайте, улыбнитесь, Глубоко теперь вздохните. Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И трудиться вновь начните.
|
2.Работа над понятием антонимы а)Письмо по памяти | Слайд 8 Продолжите пословицу (на доске): - Ласточка день начинает, а соловей ( кончает). Объясните смысл. - Да, соловей – известный ночной певец. Пение соловья все знают и любят. Но поют только самцы и очень короткое время , после появления птенцов, песен соловья почти не слышно. Зато в конце мая – в июне его можно слушать всю ночь. -Давайте и мы немного послушаем пение соловья.
Слайд 9(пение соловья) -Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице. -Запишите пословицу по памяти. Проверка. Сверка с доской - Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать? (Начинает – кончает, это антонимы). Слайд Антонимы – слова, противоположные по смыслу |
б) Игра «Перестрой фразы наоборот» | У: Я буду говорить Дети: Мы будем молчать. У: Я буду стоять. Дети: Мы будем сидеть. У: Я буду открывать. Дети: Мы будем закрывать. У: Я буду работать. Дети: Мы будем отдыхать.
|
в)Работа в группе Творческая работа с пословицами:
| Слайд10 -Собери пословицы Мир строит, а ….. война разрушает Добро помни, а ….. зло забывай Любишь брать, ….люби и отдавать.
-Для чего нам необходимы антонимы? - Речь становится красивой, выразительной, точной. |
Физминутка для глаз | Слайд 11 |
Закрепление новых знаний Подбор синонимов и антонимов. | Слайд 12 -Подберите синонимы и антонимы к глаголам Заступиться – Бранить- |
Знакомство со словарём синонимов и антонимов.
| - Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю.) - Откройте учебники на стр.154-155 1вариант-выписать две пары глаголов-синонимов 2вариант-выписать две пары глаголов-антонимов Дети находят примеры слов в словаре синонимов и антонимов. Проверка Оцените свою работу |
Дифференцированная работа | 1карточка 1.Подчеркните глаголы – синонимы. Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало. 2.Подбери к существительным пары глаголов с антонимами Дом- (строить-разрушать) , телевизор- (включить-выключить), |
2 карточка 1. Замените синонимами глаголы: Солнце село - (зашло, закатилось) Самолёт сел – (приземлился) 2. Запиши антонимы: ходить- ….. говорить-…. засыпать-… |
3карточка 1. Найти синонимы и подчеркнуть их. Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.
2.Допиши глаголы с противоположным значением Солнце всходит и _________(заходит) Как аукнется, так и ________(откликнется) Смелые побеждают, а трусливые ___( погибают).
|
Проверь себя! | Слайд 13 Оцените свою работу. |
Рефлексия | Слайд 14. Соотнеси определение с парами глаголов Ссориться- мириться Грустить- печалиться Танцевать-плясать
-Какова была тема урока? -Соответствовала ли наша работа теме урока?
Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока? Слайд 15.(вопросы на слайде) - Какие глаголы называются синонимами? Какие глаголы называются - антонимами? - Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? (речь должна быть яркой, точной, более выразительной) -Чему мы должны были научиться на уроке? -Достигли ли мы своей цели? Слайд 16 Выразите свое отношение к уроку
|
Домашнее задание | По выбору 1.упр.180 2.Подобрать 3 пословицы с глаголами- антонимами. |