Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Батулина  Галина  Васильевна

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagoly_sinonimy_i_glagoly-antonimy.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение  и  употребление  глаголов  в  речи. Глаголы –синонимы  и  глаголы-антонимы.

Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
  2. Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи. 
  3. Учить высказывать свои  мысли и понимать позицию  собеседника.

2. Развивающие:

  1. Развивать словесно-логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность.
  2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
  3. Развивать интерес у детей к предмету.
  4. Развитие общеучебных навыков.

3. Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, ответственность,
  2. Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.  

Планируемые  результаты: обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся  распознавать глаголы  среди  других  частей  речи,  употреблять  глаголы –синонимы  и  антонимы  в  речи  .

Тип  урока:  Урок изучения нового материала.

Оборудование:  проектор, компьютер,  интерактивная   доска,  презентация,  карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями,  

Этапы  урока

Деятельность  учителя

I.Орг..момент

Мотивация  познавательной  деятельности


Слайд1
-Прочитайте девиз урока:

-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.
-Мы имеем право на ошибку.
«Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!

-Начинаем работать

II.Актуализация  знаний

1.Словарная  работа

Слайд 2.

Работа  в  парах

Москва

грузят

капуста

пальто

платок

огурец

Россия

летят

лечит

сапоги

помидор

Волга

Игра «ЛОТО».

-Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь.

- Закройте все слова, которые называют предметы одежды.

- Закройте все географические названия.

- Закройте все слова, которые называют овощи.

- Прочитайте слова, которые остались незакрытыми?

(летят, лечит, грузят)

- Что объединяет эти слова? (они  глаголы)

- Докажите это. Что  такое  глагол?

2.Минутка  чистописания

-Перед  вами  лежат  листочки. Вам  нужно  напечатанную  цепочку  букв правильно, аккуратно  переписать  в  тетрадь

Письменными  буквами  в  соединении

1 вариант: гсгигнгогнгигмгы

2 вариант: гагнгтгогнгигмгы

- Возьмите карандаш и вычеркните букву г.

- Что интересного заметили?

- Какое слово получилось?

Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».

III.Самоопределение  к  деятельности

Формулирование темы урока, постановка учебных задач.

- Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 3.тема  урока.

Какова  цель  нашего  урока?

-Чему мы научимся ,ответив  на  эти  вопросы?

-Какие  учебные  задачи  мы  должны  решить  на  уроке?

Слайд 4.

-Я  предлагаю  вам  выбрать   из  списка  те  вопросы,  на  которые  мы  должны  будем  ответить .Назовите их

- Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

- Какие глаголы называются синонимами?

- Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?

- Какие глаголы называются антонимами?

- Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?

- Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы.

Учитель зачитывает вопросы еще раз.

- В каких литературных произведениях мы можем встретить глаголы-антонимы и глаголы-синонимы? (Синонимы и антонимы часто используют в своих произведениях писатели и поэты, их примеры можно встретить в пословицах, поговорках, загадках.)

IV.Формирование  новых  знаний

1.Работа  над  понятием  синонимов

 Слайд5

- Рассмотрите картины. Узнаете  сказки?

-Как эти картины можно подписать с помощью глаголов

(смотрит,  глядит,  говорят, беседуют)

- Что можно сказать  о  глаголах?

- Полученные подписи – это слова -..(синонимы)

- Как по–другому их можно назвать?

Кто сможет самостоятельно сформулировать правило?

а).Упражнения в  подборе  слов синонимов

Слайд6

-Соедините  стрелками  фразеологизмы  и  глаголы  с  соответствующим  значением

Слайд

Баклуши  бить                      запомнить

Надуть  губы                        бездельничать

Зарубить  на  носу                обидеться

б).Редактирование предложения, устранение  повторов.

Слайд7

-Давайте  проведем  небольшое  исследование

Учитель читает запись на доске.

- По нашей  улице  проходят  троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины.

- Понравилось ли вам предложение по конструкции?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

Подберите  синонимы  к  глаголу  проходят

-Отредактируйте  предложение,  используя  слова  для  справок

(Слова для справок: величаво проплывают, едут, проносятся)

- Для чего используют синонимы в речи?

Точнее выражается мысль Благодаря использованию синонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

в)упр175  (второе предложение)

-Назовите  сказку

-Спишите  второе  предложение,  подчеркните  глаголы-синонимы

Взаимопроверка

Оцените работу

Физминутка

Вы  хорошо  потрудились. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в нескольких словах.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И  трудиться  вновь  начните.

2.Работа  над  понятием  антонимы

а)Письмо  по памяти

Слайд 8

Продолжите пословицу (на доске):

- Ласточка день начинает, а соловей ( кончает). Объясните смысл.

- Да, соловей – известный ночной певец. Пение соловья все знают и любят. Но  поют только  самцы и очень короткое время , после появления птенцов, песен соловья почти не слышно. Зато в  конце мая – в июне его можно слушать всю ночь.

-Давайте  и  мы  немного  послушаем  пение  соловья.

Слайд  9(пение  соловья)

-Объясните  орфограммы,  которые  встречаются  в  этой  пословице.

-Запишите  пословицу  по  памяти.

Проверка. Сверка  с доской

- Подчеркните   в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать? (Начинает – кончает, это антонимы).

Слайд

Антонимы – слова, противоположные по смыслу

б) Игра  «Перестрой  фразы  наоборот»

У: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
У: Я буду стоять.
Дети: Мы будем сидеть.
У: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.

У: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать.

в)Работа  в  группе

Творческая работа с пословицами:

Слайд10

-Собери  пословицы

Мир строит, а ….. война разрушает

Добро помни, а ….. зло забывай

Любишь  брать, ….люби  и  отдавать.

-Для  чего нам необходимы антонимы?

- Речь становится красивой, выразительной, точной.

Физминутка  для  глаз

Слайд 11

Закрепление  новых  знаний

Подбор  синонимов  и  антонимов.

Слайд 12

-Подберите  синонимы  и  антонимы  к  глаголам

Заступиться –

Бранить-

Знакомство со словарём синонимов и антонимов.

Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к  словарю.)

- Откройте  учебники  на  стр.154-155

1вариант-выписать  две  пары  глаголов-синонимов

2вариант-выписать  две  пары  глаголов-антонимов

Дети находят примеры слов в словаре синонимов и антонимов.

Проверка

Оцените  свою  работу

Дифференцированная  работа

1карточка

1.Подчеркните глаголы – синонимы.    

   Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало.

2.Подбери к  существительным  пары  глаголов  с  антонимами

Дом- (строить-разрушать) ,                                                 телевизор- (включить-выключить),                            

2 карточка

1. Замените синонимами глаголы:

Солнце село -  (зашло, закатилось)

Самолёт сел – (приземлился)

2. Запиши антонимы:     

ходить-  …..                                                                         говорить-….                                                                   засыпать-…                                                  

3карточка

1. Найти синонимы и подчеркнуть их.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

2.Допиши  глаголы  с  противоположным  значением

Солнце  всходит  и  _________(заходит)

Как  аукнется,  так и ________(откликнется)

Смелые  побеждают,  а  трусливые ___( погибают).

Проверь  себя!

Слайд 13

Оцените  свою  работу.

Рефлексия

Слайд 14.

Соотнеси  определение  с  парами  глаголов

Ссориться- мириться

Грустить- печалиться

Танцевать-плясать

-Какова  была  тема  урока?

-Соответствовала  ли  наша  работа  теме  урока?

Давайте проверим, нашли  мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока?

 Слайд 15.(вопросы на слайде)

-  Какие глаголы называются синонимами?

  Какие глаголы  называются - антонимами?

-  Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

(речь должна быть яркой, точной, более

выразительной)

-Чему  мы должны  были  научиться  на  уроке?

-Достигли  ли  мы  своей  цели?

Слайд 16

Выразите  свое  отношение  к  уроку

Домашнее  задание

По  выбору

1.упр.180

2.Подобрать  3  пословицы  с  глаголами- антонимами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»

·         Цель: раз­витие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.Задачи:  ·...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов"

На данном уроке, опираясь на полученные ранее знания, составляется схема-алгоритм определения спряжения глаголов....

Лексико-грамматические упражнения по английскому языку, по теме: 1.Глагол TO HAVE 2.Глагол TO BE для 2-х классов.

Лексико-грамматические упражнения по английскому языку,  по теме: 1.Глагол   TO HAVE  2.Глагол   TO BE   для 2-х классов.. помогут закрепить навык использования...