«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx26.82 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx284.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»

Тема: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели: создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – глагол по его грамматическому признаку (обозначение действия); ознакомление с употреблением глаголов в речи (близкие по значению, прямое и переносное значение слов, изменение глаголов); закрепить полученные знания в обнаружении и правописании глаголов; совершенствовать умение ставить вопрос к глаголам;

Задачи:
Образовательная:
- уточнение представлений о функции глаголов в речи
- развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи
Развивающая:
- развивать внимание детей, логическое мышление, речь
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.
УУД:
Личностные: 
• осознание алгоритма учебного действия; 
• способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: 
• освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
• планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
• формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные: 
• освоение умения находить глаголы среди других частей речи
• формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения
Коммуникативные:
• формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
• принимать на себя ответственность за результат своих действий;
• наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: комбинированный


Методы обучения: фронтальная работа, парная работа, беседа


Материально – техническое оснащение: презентация, карточки со словарными словами, карточки для парной работы, учебник.


Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Ход урока.

1.Организационный момент

- Всем желаю хорошей продуктивной работы

2. Минутка чистописания

    Гг     Пп      Тт

- Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?

- В чём их схожесть при написании?

- В чём отличия?

- На что нужно обратить внимание при их написании?

- Запишите данные буквы.

Рефлексия

- Проверьте соблюдение наклона и прямой линии сверху.

3. Актуализация знания

- Прочитайте слова.

  труд, кормит, человека, лень, а, портит

- Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица.

- Найдите и прочитайте имена существительные.

- Докажите, что это имена существительные.

- Найдите и прочитайте глаголы.

- Докажите, что это глаголы.

- С какой частью речи связаны глаголы?

- Для чего в речи нужны глаголы? (Чтобы называть действия, которые выполняют предметы)

- Какова тема урока?

- Какие задачи мы можем поставить на этом уроке? (распознавать глаголы в речи, отличать глаголы от других частей речи, наблюдать как изменяются глаголы – расширять наши знания о глаголе)

Индивидуальная работа по карточкам.

- Работают по карточкам те, кто не писал словарную работу и кому нужно исправить полученную отметку.

4. Работа по теме урока

- А мы продолжаем работать.

- Что же такое глагол? (часть речи)

- Что такое часть речи? (группа слов)

- По частоте употребления это группа слов занимает второе место после имён существительных.

Презентация №1

- Вставляем подходящие по смыслу слова в стихотворении Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог».

-  Выразительно читает стихотворение ________________,  а подходящие по смыслу слова весь класс читает хором.

Я захотел устроить бал
И я гостей к себе __________
Купил муку, купил творог,
 

Пирог, ножи и вилки тут –
Но что –то гости не ________

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек _________

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту ____
Когда же гости подошли,

То даже крошек не ______.

-Какие орфограммы встретились в вставленных словах?

-К каким частям речи относятся данные слова?

Работа в парах.

- Перед вами на карточках слова.

- На какие две группы их можно разделить?

- Что нужно помнить при делении слов на группы? (что они обозначают, на какие вопросы отвечают)

    зелень, звонить, встреча, хитрить, кормить, просьба, свист, корм, свистеть, зеленеть, горе, встречать, звон, просить, хитрость.

- Договоритесь, кто какую часть речи собирает.

Проверка по интерактивной доске.

Рефлексия.

- Кому эта работа показалась сложной?

- У кого не вызвала затруднение эта работа?

Физкультминутка для глаз и шеи.

Работа с учебником (страница 72  упр. 124) – по заданию.

(чтение задания, слов для справок, работа с картинками к упр.)

     

И солнце играет лучами на речке.

И кошка играет клубком на крылечке.

И Женя играет есть кукла у Жени. 

И мама играет в театре на сцене.

И папа играет на медной трубе.

И дедушка с внуком играет в избе.

-Есть ли в этом стихотворном тесте предложение, где глагол употребляется не в прямом, а в переносном значении?

- Какой приём использует автор? (олицетворение)

-Для чего автор использует этот приём?

- Запишите два предложения, где глагол играет употребляется в прямом значении.

Проверка.

Работа с компьютером. Глаголы, имеющие противоположное значение.

(индивидуальный выход)

-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)

-Вспомните антонимы, которые относятся к именам существительным.

-Как вы думаете, существуют ли антонимы у глаголов?

Выполнение упражнения.

Рефлексия.

-Какой вывод можем сделать?

   

Физкультминутка.

- А сейчас мы с вами отдохнем. Я буду называть слова, а вы попробуйте выполнить то, что я прошу сделать.

Встаньте, подпрыгните, улыбнитесь, помашите, топните, подмигните, присядьте.

- Какую часть речи я использовала при проведении физкультминутки

Творческое задание (сочинение загадок).

Шипит, ползает, извивается (змея)

Облизывается, мурлычет, мяукает (кошка)

Сочиняют дети

Идут, тикают, бьются, торопятся, отстают (часы)

Караулит, сторожит, лает, кусается (собака) 

Рефлексия.

-Можно ли по правильно подобранным значениям глагола определить предмет?

Работа с учебником (страница 72  упр. 125) – по заданию.

- Найдите и прочитайте глаголы.

- Какую историю о жизни растения рассказали вам глаголы?

- Встречаются ли в этой загадке однокоренные слова? (расцветает – отцветает).

- Какая часть слова изменяет значение данных глаголов? (приставка)

- Спишите. Выделите корень в однокоренных словах. Напишите отгадку.

Драматизация. Сценка о глаголе.  

Ученики рассказывают стихотворение В.Воскобойникова.

Я пришел из школы, 
Я учу глаголы... 
Мне их выучить пустяк! 
У меня свой метод! 
Применяется он так, 
Новый метод этот:  
«Кричать» – кричу, 
«Вертеть» – верчу, 
«Двигать» – двигаю, 
«Прыгать» – прыгаю. 
Я и прыгал! Я и двигал! 
Я и топал! Я и пел! 
Пел, пока у нас в прихожей 
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед...
(Он живет под нами.)
Не причесан, не одет – 
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья! 
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед, 
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы 
И учу глаголы.

– Я надеюсь, что вы глаголы так учить не будете и соседи от вас не пострадают.

Рефлексия.

Презентация №2

-На следующем уроке мы узнаем, может ли глагол изменять свою форму.

Отметки за урок.

Домашнее задание: списать из учебника литературного чтения любые пять предложений, обозначить глаголы

- Спасибо всем, кто активно работал на уроке и был внимательным.

Учитель:   Позняк Лилия Александровна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Очень – очень вкусный пирог. Я захотел устроить бал, И я гостей к себе _________ . Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый ________ . Пирог, ножи и вилки тут – Но что-то гости не _________ Я ждал, пока хватило сил, Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту _______ . Когда же гости подошли, То даже крошек не _________. Д.Хармс позвал идут нашли пирог съел

Слайд 2

Сегодня на уроке: Я научился … Было интересно … Было трудно ... Могу похвалить себя за то, что … Больше всего мне понравилось … Мне показалось важным … Для меня было открытием то, что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол как часть речи и употребление его в речи

знакомство детей с частью речи глаголом...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

Тема: "Глагол как часть речи и употребление его в речи". 2 класс УМК Школа России

Способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создавать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Глагол, как часть речи. Значение глаголов в речи.

Ознакомить учащихся с частью речи - глаголом; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки....