«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 26.82 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 284.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа России»
Тема: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
Цели: создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – глагол по его грамматическому признаку (обозначение действия); ознакомление с употреблением глаголов в речи (близкие по значению, прямое и переносное значение слов, изменение глаголов); закрепить полученные знания в обнаружении и правописании глаголов; совершенствовать умение ставить вопрос к глаголам;
Задачи:
Образовательная:
- уточнение представлений о функции глаголов в речи
- развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи
Развивающая:
- развивать внимание детей, логическое мышление, речь
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.
УУД:
Личностные:
• осознание алгоритма учебного действия;
• способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
• планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
• формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
• освоение умения находить глаголы среди других частей речи
• формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения
Коммуникативные:
• формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
• принимать на себя ответственность за результат своих действий;
• наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: фронтальная работа, парная работа, беседа
Материально – техническое оснащение: презентация, карточки со словарными словами, карточки для парной работы, учебник.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
Ход урока.
1.Организационный момент
- Всем желаю хорошей продуктивной работы
2. Минутка чистописания
Гг Пп Тт
- Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?
- В чём их схожесть при написании?
- В чём отличия?
- На что нужно обратить внимание при их написании?
- Запишите данные буквы.
Рефлексия
- Проверьте соблюдение наклона и прямой линии сверху.
3. Актуализация знания
- Прочитайте слова.
труд, кормит, человека, лень, а, портит
- Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица.
- Найдите и прочитайте имена существительные.
- Докажите, что это имена существительные.
- Найдите и прочитайте глаголы.
- Докажите, что это глаголы.
- С какой частью речи связаны глаголы?
- Для чего в речи нужны глаголы? (Чтобы называть действия, которые выполняют предметы)
- Какова тема урока?
- Какие задачи мы можем поставить на этом уроке? (распознавать глаголы в речи, отличать глаголы от других частей речи, наблюдать как изменяются глаголы – расширять наши знания о глаголе)
Индивидуальная работа по карточкам.
- Работают по карточкам те, кто не писал словарную работу и кому нужно исправить полученную отметку.
4. Работа по теме урока
- А мы продолжаем работать.
- Что же такое глагол? (часть речи)
- Что такое часть речи? (группа слов)
- По частоте употребления это группа слов занимает второе место после имён существительных.
Презентация №1
- Вставляем подходящие по смыслу слова в стихотворении Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог».
- Выразительно читает стихотворение ________________, а подходящие по смыслу слова весь класс читает хором.
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе __________
Купил муку, купил творог,
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что –то гости не ________
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек _________
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ____
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ______.
-Какие орфограммы встретились в вставленных словах?
-К каким частям речи относятся данные слова?
Работа в парах.
- Перед вами на карточках слова.
- На какие две группы их можно разделить?
- Что нужно помнить при делении слов на группы? (что они обозначают, на какие вопросы отвечают)
зелень, звонить, встреча, хитрить, кормить, просьба, свист, корм, свистеть, зеленеть, горе, встречать, звон, просить, хитрость.
- Договоритесь, кто какую часть речи собирает.
Проверка по интерактивной доске.
Рефлексия.
- Кому эта работа показалась сложной?
- У кого не вызвала затруднение эта работа?
Физкультминутка для глаз и шеи.
Работа с учебником (страница 72 упр. 124) – по заданию.
(чтение задания, слов для справок, работа с картинками к упр.)
И солнце играет лучами на речке.
И кошка играет клубком на крылечке.
И Женя играет есть кукла у Жени.
И мама играет в театре на сцене.
И папа играет на медной трубе.
И дедушка с внуком играет в избе.
-Есть ли в этом стихотворном тесте предложение, где глагол употребляется не в прямом, а в переносном значении?
- Какой приём использует автор? (олицетворение)
-Для чего автор использует этот приём?
- Запишите два предложения, где глагол играет употребляется в прямом значении.
Проверка.
Работа с компьютером. Глаголы, имеющие противоположное значение.
(индивидуальный выход)
-Как называются слова с противоположным значением? (антонимы)
-Вспомните антонимы, которые относятся к именам существительным.
-Как вы думаете, существуют ли антонимы у глаголов?
Выполнение упражнения.
Рефлексия.
-Какой вывод можем сделать?
Физкультминутка.
- А сейчас мы с вами отдохнем. Я буду называть слова, а вы попробуйте выполнить то, что я прошу сделать.
Встаньте, подпрыгните, улыбнитесь, помашите, топните, подмигните, присядьте.
- Какую часть речи я использовала при проведении физкультминутки
Творческое задание (сочинение загадок).
Шипит, ползает, извивается (змея)
Облизывается, мурлычет, мяукает (кошка)
Сочиняют дети
Идут, тикают, бьются, торопятся, отстают (часы)
Караулит, сторожит, лает, кусается (собака)
Рефлексия.
-Можно ли по правильно подобранным значениям глагола определить предмет?
Работа с учебником (страница 72 упр. 125) – по заданию.
- Найдите и прочитайте глаголы.
- Какую историю о жизни растения рассказали вам глаголы?
- Встречаются ли в этой загадке однокоренные слова? (расцветает – отцветает).
- Какая часть слова изменяет значение данных глаголов? (приставка)
- Спишите. Выделите корень в однокоренных словах. Напишите отгадку.
Драматизация. Сценка о глаголе.
Ученики рассказывают стихотворение В.Воскобойникова.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы...
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед...
(Он живет под нами.)
Не причесан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы.
– Я надеюсь, что вы глаголы так учить не будете и соседи от вас не пострадают.
Рефлексия.
Презентация №2
-На следующем уроке мы узнаем, может ли глагол изменять свою форму.
Отметки за урок.
Домашнее задание: списать из учебника литературного чтения любые пять предложений, обозначить глаголы
- Спасибо всем, кто активно работал на уроке и был внимательным.
Учитель: Позняк Лилия Александровна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня на уроке: Я научился … Было интересно … Было трудно ... Могу похвалить себя за то, что … Больше всего мне понравилось … Мне показалось важным … Для меня было открытием то, что …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 2 класс ФГОС по теме "Глагол как часть речи и употребление его в речи"
Этапы уроков, методы, деятельность учителя,и учеников...
Глагол как часть речи и употребление его в речи
знакомство детей с частью речи глаголом...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...
Тема: "Глагол как часть речи и употребление его в речи". 2 класс УМК Школа России
Способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создавать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам...
Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Глагол, как часть речи. Значение глаголов в речи.
Ознакомить учащихся с частью речи - глаголом; способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки....