Конспект урока по русскому языку , 2 класс, УМК Рамзаева Т. Г. , тема : Имя существительное. Признаки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Францева Людмила Владимировна

Задача урока -познакомить с признаками имен существительных, различать слова , которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока47.07 КБ
Файл prilozhenie_no_1.docx11 КБ

Предварительный просмотр:

Директор                                                З.Ц. Бурнацева

Зам. директора  по УВР                       И.А. Ляднова

Технологическая карта урока 

22.12.20г                                                                                 Описание урока/занятия

Предмет/класс

Русский язык, 2

Тема

Имя существительное  как часть речи

УМК

РамзаеваТ. Г. Русский язык: Учебник для 2 класса:  2 ч. – М:  Москва «Дорфа», 2020г.

Тип урока 

Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока  

Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи.

Задачи урока

  1. Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
  2. Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
  3. Формировать умение  различать имена существительные от других частей речи;
  4. Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний:

5.  Воспитывать умение чувствовать,  понимать и любить красоту родной природы.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Предметные:

  • Знать:

- что обозначают имена существительные;

- на какие вопросы отвечают имена существительные;

- как подчеркиваются и как подписываются сокращенно имена существительные.

- постоянные признаки существительного.

  • Уметь:

- распознавать имена существительные среди других частей речи;

- правильно задавать вопросы к именам существительным (кто? Что?.);

- правильно употреблять в речи имена существительные.

Личностные:

– формировать чувства гордости за свою Родину;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение  (версию)

  • Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

  • Коммуникативные УУД

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре 

.

Оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, словарь Ожигова С.И., листы индивидуальных достижений.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы 

- системно-деятельностный подход;                     - информационно-коммуникационные технологии     

- проблемно-диалогическая технология;                   - технология оценивания уровня учебных успехов;

 - личностно-ориентированное обучение;                  - групповая технология;                                    

- здоровьесберегающие технологии;                          - элементы технологии развития критического мышления;                                - исследовательская деятельность.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационный момент.

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Слайд 1

- Здравствуйте ребята !

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеют имена

Повернулись, улыбнулись, прямо сели.

И  готовы сей же миг изучать родной  язык!

Погладьте себя по головке

Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу

- Надеюсь, у Вас хорошее настроение!

-Давайте сохраним  хорошее настроение до конца урока.

- Девизом нашего урока пословица. « Дерево держится корнями, а человек друзьями.»- слайд 2

- Ребята , а как вы понимаете эту пословицу?

- Нам предстоит много работать на уроке. Работать вместе. И без дружбы  и взаимопомощи, конечно , не обойтись.

Дети выполняют движения,  проверяют подготовку рабочих мест.

 Ответы детей. Мысль мудрости в том, что друзья для человека очень важны и необходимы, как корень дереву.

II.Минутка чистописания.  Словарная работа

Цель - повторение изученных слов. Цель - формирование каллиграфического навыка письма

- Проверьте по плакату свою посадку при письме.- слайд 3

слайд4

- Отгадайте букву , которую мы будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитайте слова и подберите слова с противоположным значением.

Короткий-(длинный)

Враг-( друг)

Ночь-( день)

Злая-(добрая)

-Слайд 5 Дети читают и подбирают слова - устно

- Как называются эти слова?

-Какую букву будем писать?

-Верно. Заглавную и строчную букву Д д.- слайд 6

-Характеристика звука?

-Слайд 7 – Словарная работа.

Дев-чка, друж-ть, д-ревня, д-журный, д-рога.

-Прочитайте, вставьте буквы, найдите лишнее слово. Почему лишнее?

 А что обозначают эти слова?

_ Выписываем слова, ставим ударение и подчеркиваем непроверяемые безударные гласные.

принимают правильную осанку при письме

.

-Антонимы.

-Д д

Буква «дэ» [д ] [ д*]- согласный, парный по мягкости и твердости, звонкий  парный по звонкости-глухости.

Ответы детей. Дружить-( глагол), слова отвечают на вопросы кто? Что?, слово дружить – на вопрос  что делать?

Предмет

III. Постановка учебной задачи и критериев успеха.

Слайд 8. Посмотрите на экран Отгадайте заколдованное слово..

Ще СУ ТЕЛЬ  СТВИ НОЕ

_ Какая тема урока?

 – Слайд 9  Имя существительное.

Ребята,идя к вам на урок , я встретила героя мультфильма «Простоквашино»

- почтальона Печкина. Он передал  мне письмо.

Слайд 10 письмо:                    - Внимание, внимание!

Потерялась часть речи!

Просим помощи !

Царство Морфологии.

- А что такое морфология?

- Что будем делать ?Какие цели достигнем?

Слайд 11

- Как называется  часть речи ?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Узнать постоянные  признаки предмета.

-Верно.

А как называются  люди, которые   добывают информацию?

 

Учитель: зачитывает письмо.

Морфология – это наука о частях речи.

- Искать информацию.

- Как называется  часть речи ?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

-Узнать  признаки.

- Следопыты.

  1. Расширение  знаний.

Цель - подведение под тему урока

- Кто такие следопыты?

- Давайте заглянем  в толковый словарь  Ожегова. В словаре два значения.

Слайд 12

1. Следопыт- охотник , выслеживающий зверя по следам.

2. Следопыт- человек , который собирает информацию  о событиях, об исторических  лицах.

 - Какое  значение нам ближе?

-Когда мы будем находить информацию , то нам необходимо ее  записывать.

- Для этого у вас на партах лежат листы по сбору информации в виде таблицы. (кластера) – Слайд 13Приложение №2

 В эту таблицу будем записывать всё то . что узнаем на уроке.

-Мы узнали тему урока. Вспомните , кто просит помощи в письме? Что изучает?  

Значит, имя существительное – часть речи.

- Мы отправляемся в путь ! Следопыты вперед!

-На столе возьмите желтую карточку.( Приложение № 2)

-Обратите внимание на слова , которые записаны.

Почта, кот, дядя, посылка – слайд14

- На какие группы по вопросам мы можем  поделить эти слова? Что обозначают слова?

-Если слова  отвечают на вопросы Кто? Что? Какая часть речи? Слайд 15

-Верно.

Я, словно удивительное

Сказало существительное,

Обозначаю я предмет,-

Всему опора , спору нет.

Значит, имена существительные , которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО? А все остальные  предметы, отвечают на вопрос ЧТО?

-Какую информацию вы узнали? Запишите это в лист -таблицу.

-

- читает ученик.

- ответы детей(2)

Морфология, изучает части речи.

-Дети записывают.( кластер- имя существительное)

Кто ? что?

-Имя существительное.

 

-Слова обозначают предмет.

-Отвечают на вопросы Кто? Что?

Дети записывают в таблицу

Продолжаем работать и отправляемся в Простоквашино.

- Герои любят  жить на природе, в деревне.

 –Нам нужно  поделить  слова  на две группы- живая и неживая природа. И мы узнаем новую информацию. Приложение №3

-Возьмите голубую карточку:  корова,  собака, снег, ёлка, кот, солнце.-

 Слайд 16
- По какому признаку вы поделили слова: Одушевленные и неодушевленные.

Слайд 17   Самопроверка.

Запишите эту информацию в лист таблицу.

Ребята, а где мы встречаем одуш.  и неодуш.  предметы?

-На каком уроке мы об этом говорим?

Одушевленные и неодушевленные

-в природе

- окр. мир

Физминутка. видео- разминка. Раз –налево, два – направо, Для глаз.

V. Систематизация знаний по теме.

Цель – систематизировать уже полученных знаний об  имени существительном.

-Давайте ,сделаем вывод, что у нас записано.

-Работа по учебнику. Стр 6 -  правило. Упражнение 230. Слайд 18

Приложение № 4.

-Групповая работа. Раздать задание.( 4 группы)  Следопыты вперед!. Рассмотрите задание:

1, 2  группа.- Вспомните героев мультфильма и  допишите имена  героев.

       1.корова- ( Мурка)            2.Мальчик- (Дядя Федор)

       Почтальон- (Печкина)        птичка- ( Каркуша)

Кот- ( Матроскин )                    пес-( Шарик)

Слайд  19-20  -Что вы написали ? имена.  

. Как они будут называться?

Ребята, подскажите , почему  в словах Дядя Федор- Дядя написано с большой буквы?)

Какие это слова?

3,4 группа- Вспомните мультфильм и   допишите слова- предмет  , с которым что –то произошло. Слайд ( рисунки)

  1. Кто вытащил  Шарика из воды ? (бобер)      

 Что подстрелил Шарик почтальону Печкину ?( шапку)

 Какое вознаграждение обещали родители за Дядю Федора?( велосипед)

Слайд 21

  1. Какой предмет  необходим для передвижения по деревне Простоквашино зимой-(лыжи)

Что починил папа  на  праздник Новый год? –( телевизор)

Что дает  корова Мурка ? –( молоко)- Как называются эти слова? Слайд 22

А  группы 3,4  - можете ли  сказать , что слова ,которые вы написали,          являются  - собственными? Почему?

Как называются эти слова?

 - Какие новые  признаки  вы  узнали?. Запишите в лист- таблицу.

Вывод : Имена существительные бывают собственные и нарицательные.

Слайд 23 - проверка

Физминутка – пальчиковая.

Слайд 24,25,26,27,28.

Дети садятся и продолжаем работать.

Читают кластер.

Дети читают по учебнику правило выполняют упр.230 по заданию.

Дети работают в группах.

Признак - имена  собственные

Ответы детей.

Личные, каждого из них- собственные.

 

 Каждая группа защищает свою работу.

-Нет, потому что .эти предметы не имеют собственного  имени.

Признак-  нарицательные,

Защита работы.

Нарицательные, собственные.( словарные слова)

Дети повторяют.

VI . Закрепление полученных знаний

Цель: развивать умения  применять новые знания при решении учебно-практических задач.

 Дополнительное задание.( если есть время)

 Ну а сейчас мы выполним последние  задание  Дяди Федора. По вариантам.

- Нужно составить  предложения, найти существительное и дать характеристику слова.

1. Росли в, душистые, лесу, ландыши. Слайд 29–( слова) по вариантам

2. Ира , весенние , цветы,любит.

- Найдите главные члены предложения.

Проверка по эталону. Предложение и характеристика.

 

Дети записывают предложение и находят существительное., дают характеристику.

 1.Душистые ландыши росли в лесу.

2. Ира любит  весенние цветы.

VII. Рефлексия. Итог урока.  

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

- Вернемся к поставленной цели.  Подглядывайте в лист -таблицу  и  вспомним чем мы занимались на уроке.

 Как называется  часть речи, которую мы сегодня изучили ? - Что обозначает?

  Слайд 30

 На какие вопросы отвечает? Слайд 31

-Какие узнали  признаки. Слайд 32-33

Рефлексия

Слайд 34

- Оцените свою работу на уроке с помощью « Горы успеха»( на доске прикреплен  постер  горы) Слайд 35

-Сегодня мы потрудились и собрали много информации. Преодолевали  различные трудности. Я думаю эти трудности можно сравнить с поднятием на высокую гору.

Перед вами  «Гора Успеха». Вам необходимо прикрепить стикеры.- смайлики

Вершина горы- Всё отлично!

Склон горы – Было не трудно. Но есть вопросы.

Подножия горы-  Было много трудностей. Но я буду стараться.

Спасибо за урок! Слайд36

-Ответы детей.

 Имя существительное

Кто? Что?

предмет

одушевленное, неодушевлённое, нарицательное, собственное.

 

         

 

 - я доволен своей работой на уроке

- я хорошо работал, но умею лучше

- буду стараться

VIII. Домашнее задание

  1. Написать своё имя полностью и на каждую букву своего имени записать по 2 существительных, одно – должно отвечать на вопрос КТО?,  другое – на вопрос ЧТО?

Спасибо , дети за урок,

Надеюсь , он пошёл Вам впрок!

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

Приложение№1.

Кластер

Лист информаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знакана конце имён существительных после шипящих....

конспект урока по русскому языку "Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных."

Конспект урока содержит  задания для закрепления знаний имени сущесвительного во 2 классе...

Конспект урока по русскому языку «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц» 3 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний                 Класс: 3 ГТема: «Гласные о и е в окончаниях имен сущест...