Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака
на конце имён существительных после шипящих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 26.03 КБ |
prezentatsiya_posle_shipyashchih.pptx | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
УМК «Школа России», 3 класс.
Тема: Мягкий знак после букв шипящих на конце существительных женского рода.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака
на конце имён существительных после шипящих.
Планируемые результаты:
Предметные результаты.
- уметь различать слова мужского и женского рода;
- знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;
- находить в тексте слова с “ь” после шипящих на конце имён существительных женского рода
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
– планирование своих действий для решения конкретных задач;
– выполнение действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
– оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные:
- ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений;
- постановка и решение проблем:
- самостоятельно искать способ решения проблемы.
Коммуникативные:
- участие в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;
– участие в совместной деятельности;
– постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказывания собеседников;
– высказывание своего мнение по обсуждаемым вопросам, объяснение его; понимание возможности существования других точек зрения, стремление к их пониманию.
Личностные результаты.
– становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);
– овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник русского языка 3 класс В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей. Учитель: Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями! | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала. |
2.Словарная работа. | Слайд 2 Металл, пейзаж, свитер, пальто, корабль, газета, костер, соловей, копейка, камыш. Учитель:
(Учитель закрывает слова) Учитель:
Задание: Запишите слова, поставьте ударение, обозначьте орфограмму. Проверим правильность выполнения работы. Оцените свою работу. | Вспоминают правильное написание словарных слов, запоминают слова, воспроизводят письменно. Оценивают свою работу. |
3. Актуализация знаний о “Ь”. | Учитель: - Прочитайте слова с мягким знаком. Какую роль играет мягкий знак в этих словах? Какую еще роль играет мягкий знак в словах? Приведите примеры слов с разделительным мягким знаком. | “Ь” – показатель мягкости, разделительный мягкий знак. |
4. Постановка учебной задачи. | 1.Введение в тему. Учитель: - Прочитайте название нового параграфа. - Назовите ключевые слова. - Определите тему урока. - Какую цель поставим на уроке? 2. Проблемная ситуация. Слайд 3 Учитель: -Прочитайте слова. - Обсудите в парах, что общего у этих слов? - Чем они различаются? -Какой возникает вопрос? - А где можно узнать необходимую информацию? - Конечно, и учебник, и Интернет поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно. | “ь”, шипящие, в конце, существительное. Работа в парах. Существительные, есть шипящий в конце слова. В одних словах есть мягкий знак, в других – нет. Почему в одних словах пишется мягкий знак после букв шипящих, а в других не пишется? Варианты ответов. |
5. Поиск решения. | Учитель: - Давайте, выполним письменный морфологический разбор слов: рожь и нож. -Делаем сравнение, находим сходство. (сущ., нач. ф., ед. ч) - В чём различие? - Ваши предположения? -Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. - Что вы заметили? Какой вывод можно сделать? Сравним наш вывод с авторским. - Изобразим это правило в виде схемы, удобной для запоминания. Слайд 4. В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях:
- Как вы думаете, какой из трех случаев подходит для объяснения, почему пишется мягкий знак в существительных ночь, тишь, рожь? Объясни свою точку зрения. - Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву “ь” в конце существительных после шипящих? Составьте алгоритм. -Какой алгоритм у вас получился? Слайд 5. | Выполнение разбора детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож. Разный род имён существительных. Написание Ь может зависеть от рода. Дети записывают: ж.р. м.р. рожь нож глушь камыш ночь врач вещь плащ У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет. Читают правило в учебнике. Записывают схемы в тетради, желающие у доски. Высказывают и доказывают свою точку зрения. Составление алгоритма детьми в группах. Выступление групп; корректировка алгоритмов. |
6. Физминутка | Мы задание выполняли И немножечко устали. А теперь пришла пора Отдохнуть нам всем, друзья. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово женского рода, то хлопайте в ладоши, а мужского – топайте ногами. Этаж, вещь, стриж, молодёжь, лещ, тишь, камыш, мелочь, шалаш, калач, кирпич, полночь, ёрш, матч, душ, печь.
| |
7. Первичное закрепление. | Учитель: -Запишем слова под диктовку: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж. -Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала? -Что еще надо сделать? | Дети выполняют упражнение, один учащийся работает у доски. Нет. Потренироваться. |
8. Применение новых знаний. | Учитель дает инструкцию: -Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1. -Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2. -Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3. Карточка №1. Подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род. а) Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь, тишина. Карточка №2. Исправь ошибки. Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь упал на ландышь. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша реч. Карточка №3. Зашифровать слова: смерч, рожь, полночь, глушь. Запись в транскрипции. Оцените свою работу по следующей шкале. справился. сомневался. не справился. | Дети выполняют разную по уровню сложности работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
9. Рефлексия. Итоги урока. | Учитель: -Какое открытие вы сегодня сделали? -Какую цель ставили? -Удалось нам ее решить? -Каким образом? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас получилось? -Над чем надо поработать? -Какую задачу поставим на следующий урок? | Называют основные позиции нового материала, оценивают уровень усвоения нового материала. |
10. Домашнее задание. | Слайд 6. Учитель: Домашнее задание по выбору: Работа с пословицами – стр.31 №52 Подобрать антонимы – стр.32 №55 Вставить пропущенные буквы – стр.32 №53 - Молодцы! Спасибо за урок. | Знакомятся с упражнениями, записывают выбранное в дневник. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
мета лл п е йзаж свит е р п а льто к о рабль г а зета к о стёр с о л о вей к о пейка к а мыш
Нож, камыш, рожь, глушь, врач, ночь, вещь, плащ. Задание: Обсудите в парах, что общего у этих слов и в чем различие? Какой возникает вопрос?
В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях: 1.Для обозначения мягкости согласного звука на письме; 2.Как разделительный; 3.Как показатель определенной грамматической формы слова (например, формы рода).
Алгоритм Убеждаюсь в том, что слово – имя существительное. Смотрю , есть ли шипящий на конце слова. Определяю род. Если существительное в начальной форме женского рода, то ставлю мягкий знак, если мужского рода – мягкий знак не нужен. Проверяю написанное.
Домашнее задание по выбору: Работа с пословицами – стр.31 №52 Подобрать антонимы – стр.32 №55 Вставить пропущенные буквы – стр.32 №53
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...
Конспект урока по русскому языку: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" 4 класс (учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Урок выполнен с применением деятельностного подхода в обучении....
Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода
Урок русского языка "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" (4 класс)...
Презентация к уроку русского языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода" Школа 2100
Презентация к уроку руссгого языка для 4 класса на тему "Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода" содержит словарную работу , повторение изученного о мягком знаке, о пост...
Схема "Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода"
Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода.Несклоняемые существительные...
Урок «Мягкий знак после букв шипящих в конце существительных женского рода» 4 класс
Цели:1) познакомить учащихся с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце имён существительных женского рода;2) развивать умения и навыки нахождения слов с орфограммой-буквой ь после шипящих в конце и...