Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769
ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока русского языка по теме
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных
4 класс
Автор урока: Богодельщикова Елена Фёдоровна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №7»
г. Саратов
Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769
Задачи урока:
- В процессе учебной деятельности вывести алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Закрепить умение использовать данный алгоритм при написании имён существительных с шипящими на конце.
- Закрепить умение определять род имён существительных с помощью алгоритма.
- Развитие логического мышления, аналитических и творческих способностей, внимания, связной речи, памяти, фонематического слуха, активизация лексического запаса слов учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, желание учиться.
Оборудование: презентация, экран, проектор.
Ход урока
I Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | ||
Слайд №1 | Чем занимались на предыдущем уроке? - Как вы думаете, подойдёт к нашему уроку пословица: «Кабы всё знал, так бы не учился»? - Чем будем заниматься сегодня на уроке? - Кто готов приобрести новые знания? - Загадка. Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт. (Солнце) (На доске появляется солнце.) - У каждого из вас на парте есть солнышко, но без лучей. Как вы думаете, почему? - Вы правы. За активную работу я буду вам давать солнечные лучики. Они лежат в коробочке у вас на парте. В конце урока мы сможем увидеть, кто из вас был самым активным.
| Определяли род имён существи- тельных, склоне- ние, выполняли морфологический разбор имён су- ществительных. Варианты ответов Варианты ответов Варианты ответов. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6-7 мин) |
Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769
Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 |
На экране появляются слова: трель, совесть, пень, степь, лось, букварь. - На какие две группы можно разделить данные слова? - Запишите данные слова в тетрадь. - Проверьте по образцу на экране. Если вы выполнили задание правильно, то можете взять из коробочки один лучик. м.р. ж.р. пень трель лось совесть букварь степь - Какой алгоритм использовали? Как определить род имени существительного. Имя сущ. Чей? Чьё? Чья? м.р. с.р. ж.р. - Расскажите, как вы определяли род имён существительных, используя данный алгоритм. - Какую роль в этих словах выполняет мягкий знак? На экране появляются следующие слова: стулья, топь, ширь, воробьи, мышь, луч. - Что общего в этих словах? - Какую роль выполняет мягкий знак?
- Молодцы! Давайте данные слова объединим в группы по выполняемой роли мягкого знака. На вашей парте есть карточки со словами. Попробуйте разложить их на группы. | Имена существи- тельные м.р. и ж.р. «Как определить род имени сущест- вительного». Объясняет 1 ученик. Обозначает мяг- кость согласного звука. Рассуждения детей. 1) Обозначает мяг- кость согласного звука. 2) Разделительный мягкий знак. Работа в группах по 4 человека. |
Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769
Слайд №6 | - Что у вас получилось? - Как назвали 1 группу? Какие слова в неё вошли? - Как называется 2 группа? Какие слова вошли в неё? - Проверьте, как вы выполнили задание. Кто выполнил правильно, берёт солнечный лучик. - Почему вы правильно распределили слова: топь, ширь, стулья, воробьи? | 1 человек от груп- пы сообщает о ре- зультате проде- ланной работы. Показатель мягкости: топь, ширь. Разделительный Ь: стулья, воробьи.
Опирались на известное правило. |
III Постановка учебной задачи (2-3 мин) | ||
Слайд №7 | - Как быть с оставшимися словами? Почему вы их не распределили по группам? - Какой выход вы можете предложить? - Что общего у этих слов? - В чём их отличие? - Как назовём тему урока? - Какова цель нашего урока? | Оставшиеся слова не относятся к известным нам правилам. Необходимо вывес- ти новое правило. Имена существи- тельные с шипящей на конце. Мышь – ж.р. с Ь, луч – м.р. без Ь. «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных» Вывести новый алгоритм. |
Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769
IV Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин) | ||
Слайд №8 | Имена существительные с шипящими на конце Определить род имени существительного ДА Имя существи- тельное ж.р.? Ь - Какую роль мягкий знак играет в данном случае? - Прочитайте правило на странице 95. - Совпадает ли это правило с нашим алгоритмом и правилом, которое мы составили? - Можем мы сейчас выполнить контрольную работу? - Что нам необходимо сделать, чтобы быть готовыми к выполнению контрольной работы? | Как показатель определённой грамматической формы слова (формы рода). Ответы детей. Ответы детей. -Подготовиться, потренироваться. |
V Первичное закрепление во внешней речи (5-6 мин) | ||
Слайд №9 | 1) Упражнение 167 на странице 97 выполняется с комментированием во внешней речи. Проверка по образцу. За правильное выполнение – луч солнца. | 1 ученик работает на доске, исполь- зуя алгоритм, другие дети выполняют работу в тетради. |
Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769
Слайд №10 | 2) Упражнение 168 на странице 97 выполняют в парах с проговариванием во внешней речи. Проверка по образцу. За правильное выполнение – луч солнца. | |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой ( 5-6 мин) | ||
Слайд №11 | Упражнение 166 на странице 97 дети выполняют самостоятельно. Проверка по образцу. За правильное выполнение – луч солнца. | |
VII Включение в систему знаний и повторение (5-6 мин) | ||
Слайд №12 Слайд №13 | - Вставьте, где нужно букву Ь, дайте объяснение. Хвощ_( ), смерч_( ), бреш_( ), дергач_( ), плюш_( ), реч_( ), рож_( ), брош_( ), богач_( ), плащ_( ), тиш_( ). - Проверка по образцу. | |
VIII Рефлексия деятельности (3-4 мин) | ||
- Какова была цель нашего урока? - Достигли мы её? - В чём было затруднение? - С помощью чего оно было снято? - Чью работу на уроке мы можем отметить? - Дайте оценку собственной деятельности - Покажите солнышко, которое у вас получилось. - В нашем классе стало ещё светлее и радостнее. - Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Посмотрите, как радуется солнце. (На доске – улыбающееся солнышко.) | Выставление отметок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"
Урок русского языка по русскому языку в 3 классе УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...
презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...
технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....
Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"
Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....
Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»
Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....
Конспект урока по русскому языку "«Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные. Прилагательные. Краткая форма" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: закрепление у обучающихся знаний о правописании мягкого знака в разных частях речи после шипящих.Планируемые результатыПредметные: • Знать:...
Презентация к уроку «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных ».
Цифровое сопровождение к уроку русского языка по теме «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных »....