Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока русского языка по теме

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

4 класс

Автор урока:          Богодельщикова Елена Фёдоровна

                                учитель начальных классов

                                МОУ «Гимназия №7»

                                г. Саратов 


 Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769

Задачи урока:

  1. В процессе учебной деятельности вывести алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Закрепить умение использовать данный алгоритм при написании имён существительных с шипящими на конце.

  1. Закрепить умение определять род имён существительных с помощью алгоритма.
  2. Развитие логического мышления, аналитических и творческих способностей, внимания, связной речи, памяти, фонематического слуха, активизация лексического запаса слов учащихся.
  3. Воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, желание учиться.

Оборудование: презентация, экран, проектор.

Ход урока

I Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Слайд №1

Чем занимались на предыдущем уроке?

- Как вы думаете, подойдёт к нашему уроку пословица: «Кабы всё знал, так бы не учился»?

- Чем будем заниматься сегодня на уроке?

- Кто готов приобрести новые знания?

- Загадка.          Ну-ка, кто из вас ответит:

                            Не огонь, а больно жжёт,

                            Не фонарь, а ярко светит,

                            И не пекарь, а печёт.               (Солнце)

(На доске появляется   солнце.)

- У каждого из  вас на парте есть солнышко, но без лучей. Как вы думаете, почему?

- Вы правы. За активную работу я буду вам давать солнечные лучики. Они лежат в коробочке у вас на парте.  В конце урока мы сможем увидеть, кто из вас был самым активным.

       

Определяли род имён  существи-

тельных, склоне-

ние, выполняли

морфологический разбор имён су-

ществительных.

Варианты ответов

Варианты ответов

Варианты ответов.

II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6-7 мин)


Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

 

 На экране появляются слова: трель, совесть, пень, степь, лось, букварь.

- На какие две группы можно разделить данные слова?

- Запишите данные слова в тетрадь.

- Проверьте по образцу на экране. Если вы выполнили задание правильно, то можете взять из коробочки один лучик.

            м.р.                                                    ж.р.

           пень                                                  трель

           лось                                                 совесть                                              

          букварь                                             степь            

- Какой алгоритм использовали?

Как определить род имени существительного.

Имя сущ.

Чей?

Чьё?

Чья?

м.р.

с.р.

ж.р.

- Расскажите, как вы определяли род имён существительных, используя данный алгоритм.

- Какую роль в этих словах выполняет мягкий знак?

На экране появляются следующие слова: стулья, топь, ширь, воробьи, мышь, луч.

-  Что общего в этих словах?

- Какую роль выполняет мягкий знак?

 

- Молодцы! Давайте данные слова объединим в группы по выполняемой роли мягкого знака. На вашей парте есть карточки со словами. Попробуйте разложить их на группы.

Имена существи-

тельные м.р. и ж.р.

«Как определить род имени сущест-

вительного».

Объясняет 1 ученик.

Обозначает мяг-

кость согласного

звука.

Рассуждения детей.

1) Обозначает мяг-

кость согласного звука.

2) Разделительный  

мягкий знак.

Работа в группах по 4 человека.


Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769

Слайд №6

- Что у вас получилось?

- Как назвали 1 группу? Какие слова в неё вошли?

- Как называется 2 группа? Какие слова вошли в неё?

- Проверьте, как вы выполнили задание. Кто выполнил правильно, берёт солнечный лучик.

 -  Почему вы правильно распределили слова: топь, ширь, стулья, воробьи?

1 человек от груп-

пы сообщает о ре-

зультате  проде-

ланной работы.

Показатель мягкости: топь, ширь.

Разделительный Ь:

стулья, воробьи.

 

Опирались на известное правило.

III Постановка учебной задачи (2-3 мин)

Слайд №7

- Как быть с оставшимися словами? Почему вы их не распределили по группам?

- Какой выход вы можете предложить?

- Что общего у этих слов?

- В чём их отличие?

- Как назовём тему урока?

- Какова цель нашего урока?

Оставшиеся слова не относятся к известным нам правилам.

Необходимо вывес-

ти новое правило.

Имена существи-

тельные с шипящей на конце.

Мышь – ж.р. с Ь,

луч – м.р. без Ь.

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»

Вывести новый алгоритм.


 Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769

IV Построение проекта выхода из затруднения 

     (10-11 мин)

Слайд №8

Имена существительные

с шипящими на конце

Определить род имени существительного

    ДА                                                        

Имя существи-

тельное ж.р.?

Ь

- Какую роль мягкий знак играет в данном случае?

- Прочитайте правило на странице 95.

- Совпадает ли это правило с нашим  алгоритмом  и правилом, которое мы составили?

- Можем мы сейчас выполнить контрольную работу?

- Что нам необходимо сделать, чтобы быть готовыми к выполнению контрольной работы?

Как показатель определённой

грамматической

формы слова

(формы рода).

Ответы детей.

Ответы детей.

-Подготовиться, потренироваться.

V Первичное закрепление во внешней речи (5-6 мин)

Слайд №9

1) Упражнение 167 на странице 97 выполняется с комментированием во внешней речи. Проверка по образцу.

За правильное выполнение – луч солнца.

1 ученик работает на доске, исполь-

зуя алгоритм, другие дети выполняют работу в тетради.


Е.Ф. Богодельщикова 221-982-769

Слайд №10

2) Упражнение 168 на странице 97 выполняют в парах с проговариванием во внешней речи. Проверка по образцу.

За правильное выполнение – луч солнца.

VI Самостоятельная работа с самопроверкой ( 5-6 мин)

Слайд №11

Упражнение 166 на странице 97 дети выполняют самостоятельно. Проверка по образцу.

За правильное выполнение – луч солнца.

VII Включение в систему знаний и повторение (5-6 мин)

Слайд №12

Слайд №13

- Вставьте, где нужно букву Ь, дайте объяснение.

Хвощ_(  ), смерч_(  ), бреш_(  ), дергач_(  ), плюш_(  ), реч_(  ), рож_(  ), брош_(  ), богач_(  ), плащ_(  ), тиш_(  ).

- Проверка по образцу.

VIII Рефлексия деятельности (3-4 мин)

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы её?

- В чём было затруднение?

- С помощью чего оно было снято?

- Чью работу на уроке мы можем отметить?

- Дайте оценку собственной деятельности

- Покажите солнышко, которое у вас получилось.

- В нашем классе стало ещё светлее и радостнее.

- Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Посмотрите, как радуется солнце.

(На доске – улыбающееся солнышко.)

Выставление отметок.

                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в з классе по теме "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода" УМК "Планета знаний"

Урок русского языка по русскому языку в 3 классе  УМК "Планета знаний" на тему "Школа грамотея. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"...

презентация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Презертация к уроку русского языка "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

технологическая карта урока по теме: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Технологическая карта урока формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями....

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО....

Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....

Конспект урока по русскому языку "«Ь» после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные. Прилагательные. Краткая форма" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: закрепление у обучающихся знаний о правописании мягкого знака в разных частях речи после шипящих.Планируемые результатыПредметные:     • Знать:...

Презентация к уроку «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имён существительных ».

Цифровое сопровождение к уроку русского языка по теме «Правописание мягкого знака (ь) после шипящих на конце   имён существительных »....