Конспект урока по русскому языку «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лепехина Наталья Сергеевна

Тип урока: Урок открытия новых знаний                 

Класс: 3 Г

Тема: «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»

Цель: создать условия формирования умения правильного написания гласных о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_17.02.docx259.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Студент: Лепехина Н.С.                                                Дата: 17.02.20
Тип урока: Урок открытия новых знаний                   Класс: 3 Г
Тема: «Гласные о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц»
Цель: создать условия формирования умения правильного написания гласных о и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц.
Дидактические:
   - познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в окончаниях имен существительных после шипящих и «ц».
Развивающие:
развивать:
- устную речь; орфографическую грамотность.
Воспитывающие:
воспитывать:
- интерес к родному языку; ответственность, умение работать в парах.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,
интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя.

Словесные (рассказ, беседа).

Ф

Самоконтроль

ПУУД: научатся проводить анализ учебного материала. КУУД: научатся выражать свои мысли.

Научатся проявлять положительное отношение к учебе и своим знаниям.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Минутка чистописания.

Подведение к теме урока с помощью задания представленного на слайде.

Оформление классной работы в тетради.

Работа по слайду.







Закрепить знания о шипящих звуках

Словесные (рассказ, беседа), наглядный.

Ф

Слайд

Словесное оценивание

Обучающиеся закрепят знания о шипящих звуках

РУУД: научатся совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
ПУУД:
научатся ориентироваться в учебнике и отбирать нужную информацию.

Научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседника, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

III. Выявление места и
причины затруднения.

Работа по вопросам.
Выявление затруднений при выполнении задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Закрепить знаний о правописании окончаний имен существительных.

Словесные (беседа).

Ф

Обучающиеся закрепят знания о правописании окончаний имен существительных.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника

IV. Построение проекта
выхода из затруднения.

Вопросы с целью постановки темы и цели урока.

С помощью учебника и учителя формулируют тему и цель урока.

Закрепить знаний о правописании окончаний имен существительных.

Словесный (беседа).

Ф

Учебник

Словесное оценивание, самоконтроль

Обучающиеся закрепят знания о правописании окончаний имен существительных.

РУУД: научатся определять и формулировать тему и цель на уроке.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению собеседника

V. Реализация
построенного проекта.

 Работа с учебником.

Работа по слайду.

Физкультминутка.

Работа у доски ( 2 человека).

Научить правильно определять гласную букву в окончаниях имен сущ.

Словесные (рассказ, беседа, учебник) метод.

Ф
И

Слайд

Самоконтроль, самооценивание, словесное оценивание

Обучающиеся научатся находить правильно определять гласную букву в окончаниях имен сущ. после шипящих и ц.

ПУУД:
научатся ориентироваться анализировать материал и отбирать нужную информацию.
КУУД: научатся работать в парах.

Научатся  проявлять уважительное отношение к мнению собеседник, положительное отношение к учебе и своим знаниям.

VI. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.

Работа по карточкам.

Работа в парах.

Научить правильно определять гласную букву в окончаниях имен сущ. в творительном падеже.

Словесные (беседа)

Ф
И
П

Учебник.

Самоконтроль, словесное оценивание.

Обучающиеся научатся находить правильно определять гласную букву в окончаниях имен сущ. после шипящих и ц.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа по слайду

Самостоятельная работа по слайду.

Научить правильно писать гласную букву в окончаниях имен сущ.

Словесные (инструктаж, беседа)

Ф
И

Карточки с заданием

Оценивание самостоятельной работы учащихся.

Обучающиеся научатся находить правильно определять гласную букву в окончаниях имен сущ. после шипящих и ц.

ПУУД: научатся анализировать материал и предвосхищать результат. 

Научатся проявлять уважительное отношение к сверстникам

VIII. Включение нового
знания в систему
знаний и повтор-ие.

Работа в группах.

Работа в группах.

Закрепить знания о правописании гласных о и е в окончаниях имен сущ.

Словесные (беседа, рассказ)

Ф
Г

Учебник

Фронтальная проверка, словесное оценивание.

Обучающиеся закрепят и углубят знания правописании окончаний имен сущ.

ПУУД:  научатся проводить анализ учебного материала.

Научатся проявлять уважительное отношение к мнению сверстников

XIX. Рефлексия учебной
деятельности на уроке.

Подведение итогов. Оценка работы на уроке с помощью лесенки успеха.

Оценка своей деятельности на уроке.

Обобщить знания по изученной теме.

Словесные (беседа, рассказ), наглядный.

Ф
И

«Лесенка успеха»

Самооценивание.

Обучающиеся обобщат знания по изученной теме.

РУУД: обучающиеся научатся давать оценку деятельности на уроке.

Продолжать формир-ть пол-ое отношение к изучению русского языка.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Наталья Сергеевна,  и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Погладьте левую сторону груди, чтобы нормализовать работу сердца. Погладьте голову, чтобы она хорошо работала. Погладьте правую руку, чтобы она хорошо писала, а теперь  улыбнитесь друг другу, желаю вам хорошего настроения. Присаживайтесь!

Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

   - Посмотрите на слайд.

С маленькой удачи начинается большой успех.

Сегодня я предлагаю работать под этим девизом. Давайте прочитаем его. Как вы понимаете его значение?
Записываем число, классная работа.

   - Прочитайте слова представленные на слайде.
      Луч…м, ж…лтый, огурц…м, душ..м, зайц..м, ч…рный.
Теперь разделим эти слова на две группы. По какому признаку мы это сделали?

1)  Луч...м, огурц…м, душ…м, зайц…м.
2)  Ж…лтый, ч…рный.

 

3. Выявление места и причины затруднения

- Обратите внимание, на какую букву начинаются прилагательные?

Подумайте, какие же буквы нужно вставить?

Где пропущена орфограмма? Почему? Подберем проверочные слова.
Вспомним слова-исключения.

Крыжовник, шорох, шов, капюшон, шоссе, шоколад, жокей, обжора, жонглёр, трещотка, трущоба, шорты, шомпол, шок,  мажор.

- В какой части слова пропущена орфограмма?

Отвечают на вопросы.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

Какие же задачи мы поставим перед собой?

Формулируют тему урока и ставят задачи.

5. Реализация построенного проекта

Что же можно сделать, чтобы понять какую букву вставить?
Поставить ударение. Записываем слова и ставим ударение.

Так какой вывод мы сделали?

- Открываем учебник на стр. 69.
Давайте прочитаем слова, которые здесь представлены. Далее обратимся к правилу.
Какой вывод мы можем сделать?

- Теперь приступим к работе. И начнем с упр. 1.
Первые 4 слова разберем вместе (далее 2 человека у доски, остальные в тетради).

Сейчас мы запишем эти слова, ставя в них ударение.

Запиши слова в два столбика. В первый запиши слова с ударными окончаниями, во второй - с безударными.

Кирпич...м, сердц...м, лапш...й, пшениц...й, учениц...й, овц...й, певиц..й, умниц...й, крыш..й, нож...м, свеч...й, кольц...м, конц...м.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей!

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Теперь выполним упр. 3. По цепочке выходим и записываем на доске.

Поставь данные имена существительные в форму творительного падежа. Запиши.

Калач, малыш, Наташа, Маша, душ, ландыш, царевич, королевич, карандаш, врач, Саша, туча, роща, сердце.

- Теперь поработаем в парах и проверим, насколько хорошо вы усвоили новую тему.

    Соедини  основу слова с нужным окончанием.

Карандаш…                                                                крыш…
Зайц…                                     
                                   дач…                                   
Конц…                                                                        задач…

Ключ…                                                                       мельниц…

Калачом, малышом, Наташей, Машей, душем, ландышем, царевичем, королевичем, карандашом, врачом, Сашей, тучей, рощей, сердцем.

карандашом                 крышей

зайцем                          дачей                    

концом                         задачей

ключом                        мельницей

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ребята, а сейчас творческое задание. На слайде будут появляться картинки с предметами, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.

Мячом, врачом, еж, ключом, мечом, ужом.

 

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Сейчас поработаем в группах по карточкам, которые я раздам.
      1. Найди и исправь ошибки в словах.

Кожой,  задачей,  борщём,  гаражом,  бойцём,  душем, обручем, мечём, лучём, маршем, ключём, товарищом.

      2. Сделай вывод.

В окончании имен существительных после ________ и __ под ударением пишется буква ___, а без ударения – ___.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ну что ж, наш урок подходит к концу!
Записываем домашнее задание – стр. 71 упр. 4

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Какие задачи мы ставили вначале урока? Выполнили ли мы их?

- Теперь я предлагаю оценить вам свою работу на уроке, с помощью лесенки успеха.

- Ребята, все встали. Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке с лесенки успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и «Ц» 3 класс

Презентация к уроку по русскому языку «Правописание «О» и «Е»  в окончаниях имён существительных  после шипящих и «Ц» 3  класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Методическая разработка урок по русскому языку "Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц"

Цель познакомить учащихся с темой по русскому языку«Гласные О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц»...

Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...

Сценарий урока русского языка "Гласные О и Е на конце имен существительных после шипящих и Ц"

Данная публикация содержит материал к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии деятельностного мет...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...