Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
Организа-ционный момент
Цель: Мотивация к учебной деятельности
| Отправляемся мы снова В мир родного языка, Мы разгадывать готовы Его тайны до звонка. Ребята, как вы думаете, много ли тайн в русском языке?
Хотели бы вы узнать об одной из тайн?
Как вы думаете, что нам для этого будет необходимо?
Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активней будь и к знаниям откроешь путь!» | Оценивают свою готовность, настрой на работу.
Ответы детей
Внимательность, сообразительность, смекалка | Организуют свое рабочее место, настраиваются на совместную предстоящую работу. | Включение в учебный процесс. |
Минутка чистописания | Для раскрытия тайны нашего урока сегодня к нам пришли помощники буквы, а какие догадайтесь: это гласные, являются в словарных словах безударными, в алфавите они под №16 и №6. Правильно это буквы – О- и –Е. Запишите их в тетрадь, пользуясь правилами каллиграфии. (Слайд 2) |
Буквы –О- и –Е-
Прописывают в тетради буквы и буквосочетания | Вспомнят правила каллиграфии, отработают умение чистописания | - умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
|
Словарная работа
| Сейчас мы запишем словарные слова: Мороз, овёс, восток, пшеница, берёза, герой.
Самопроверка по эталону. (Слайд 3) | Записывают словарные слова, подчёркивают орфограмму, ставят ударение.
Проверяют, если есть ошибки исправляют. | Закрепят словарные слова, орфограммы | Умение сопоставлять с эталоном, выполнять самопроверку |
Актуализация опорных знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений | (Слайд 4) Ученики 3класса, выполняя домашнее задание поссорились Им нужно было в слове СНЕГОПАД выделить корень. Коля: снегопад (снежный, снеговик) Оля: снегопад (падать, падение)
Кто из них прав? Нужно помирить ребят. Вспомним, что такое корень слова? Как называются слова с одинаковым корнем? |
Внимательно рассматривают. Мнения разные, кто-то за Колю, а кто-то за Олю
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. | Вспомнят знакомые правила через проблемную ситуацию | Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать правила |
Постановка цели и задачи урока через проблемную ситуацию
| Что значит слово «снегопад»? (Слайд 5) - Сколько будет корней в слове? - В чём особенность данного слова? Каждый из ребят был прав, вот мы и помирили их. Сформулируйте тему нашего урока.
Цель нашего урока?
Какие же задачи нам нужно выполнить, чтобы достигнуть этой цели? Перед вами лесенка успеха, выстроим задачи, это путь к успеху. (Слайд 6) | Это, когда снег падает Два корня
Это слово имеет два корня.
Слова с двумя корнями
Научиться писать слова с двумя корнями.
Выстраивают лесенку успеха.
Учиться находить такие слова; Узнать как они называются; Узнать как образуются. | Сформулируют задачи, направленные на достижение цели урока, выстроят лесенку успешности | Умение формулировать тему, цели, задачи урока, планировать собственную деятельность. |
Изучение нового материала
Работа в парах
| Итак, как будем находить слова с двумя корнями? У вас на столах карточки со словами, найдите и подчеркни слова с двумя корнями. Проверка с доказательством, выделяют корни. Зелёный, землекоп, дырокол, самокат, лисичка, мышеловка, медвежонок, птицелов. (Слайд 7) Мы смело поднимаемся по лесенке. (Слайд 8)
| Нужно определить лексическое значение слова, подбирать однокоренные слова,
Находят слова, подчёркивают, выделяют корни.
| Научатся организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке
| Умение работать по алгоритму, умение работать в парах; и выполнять взаимопроверку, приходить к единому мнению. |
Первичное усвоение новых знаний | Как вы думаете можно ли слова с двумя корнями назвать простыми? А как? Почему такое название? (Слайд 9) Что сделали с корнями двух слов? Двигаемся вверх ещё на одну ступеньку. (Слайд 10) Ребята у сложных слов есть свой секрет. Посмотрите на карточку и слова, которые вы подчеркнули. С помощью чего сложили корни? Входят ли они в один из корней? А что они делают с корнями в сложных словах? Значит гласные- О- и -Е -какие? Соединительные гласные безударные, а значит являются орфограммой. Итак, как же образуются сложные слова (Слайд 11) Распределим и запишем их в два столбика, выделим корни и подчеркнём соединительную гласную. По какому принципу мы их разделим? Мы близки к цели.
Ка же определить в каком случае писать О, а в каком Е. Может кто-то догадался? Посмотрите внимательно.
Попробуем сформулировать ещё одно правило
(Слайд 12)
Двигаемся вверх ещё на одну ступеньку. (Слайд 13) |
Сложные слова – это слова с двумя корнями.
Их сложили
С помощью гласных –О- и –Е-
Нет.
Соединительные.
При помощи двух корней и соединительной гласной.
Работа в тетради и у доски.
-о- | -е- | дырокол | землекоп | самокат | мышеловка, |
| птицелов.
|
Исследуют слова Озвучивают свои догадки.
Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем О, если на мягкий согласный, после непарных твёрдых согласных Ж Ш Ц, то Е | Познакомятся с понятием «Сложные слова», узнают, как они образовываются, научатся применять правила написания сложных слов, доказывать свою точку зрения. | Умение высказывать свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями при обсуждении информации, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи |
Физминутка
| Если вы услышите сложное слово, то топайте, а если простое, то хлопайте.
| Выполняют, поставленную задачу |
|
|
Закрепление изученного
Работа в группах
Цель: реализовать построенный проект в соответствии с планом.
| В жизни мы очень много встречаем сложных слов. Для того, чтобы вы их знали, умели находить и записывать, предлагаю создать мини-проект «Сложные слова в нашей жизни». (Слайд 14)
(Слайд 15)1я группа: Явления природы
По картинкам догадаться, что за сложные слова, правильно их записать.
(Слайд 16)2я группа: Бытовые предметы
Замените словосочетание, одним словом. Выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
Чистить овощи Рубит мясо Варит сам Молоть кофе
(Слайд 17)3я группа: Профессии Вам даны карточки с корнями слов, соедините корни с помощью соединительных гласных, и вы получите слова. сталь | пчел | вод | руб | лес | ход | море | вар |
(Слайд 18) 4я группа: Животные Отгадай загадку, напиши отгадку. Возле речек и болот Этот тучный зверь живёт. На носу имеет рог Африканский … (Носорог) Вот какой чудесный жук, Не комар он, не паук, И скользит он по воде! Всё обмеряет везде. (Водомерка) Он не птицей называется, Хоть откладывает яйца, У него утиный нос, Зверь зовётся ... (Утконос) Мчатся быстро по дорожке, Сорок ног, мелькают ножки. Кто такая, многоножка? Как зовут? (Сороконожка) | Повторяют хором правила работы в группе: - В группе ты работай дружно, это группе очень нужно. -Будь всегда старательным, спокойным и внимательным. - Делай всё не отставая, слушай, не перебивая. -Говорите четко, внятно, чтобы всё было понятно.
Выполняют мини-проект
Распределяют обязанности в группах, вместе идут к поставленной цели.
Выполняют задания, пользуясь полученными знаниями на уроке. | Научатся грамотно писать сложные слова, формулировать правило, подбирать свои примеры.
Закрепят основные орфографические правила.
Научатся совместно работать над мини-проектом, выполнять поставленную задачу | -Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; -Умение высказывать свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями при обсуждении информации, слушать товарища и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи; -проявление интереса к предмету, стремление к приобретению новых знаний; -умение работать в группах |
Итог урока
| -Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось. Сбор книжки. Какую тайну сегодня на уроке узнали? Достигли ли мы цель урока?
Что такое сложные слова? Кто может повторить правило?
Какую роль играют сложные слова в нашей речи? (Слайд19)
Двигаемся вверх ещё на одну ступеньку. (Слайд 20)
| Представляют свои работы
О сложных словах.
Научиться писать слова с двумя корнями.
Повторяют правило.
Их используют для краткости речи вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание | Научатся оценивать свой вклад в работе группы -высказывать свое мнение по поводу содержания и результатов урока. Выразительно и четко презентовать свой продукт. | -умение выражать свое мнение и умение слушать товарища; в совместной работе достигать целей; - умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; |
Домашнее задание По выбору | 1. стр.78 упр.141 2. Составить 10 сложных слов (Слайд 21) | Записывают в дневник |
|
|
Рефлексия | Закончите предложения: (Слайд 22) - Я узнал …
- На уроке я учился…
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
| Соотносят поставленную цель достигнутым результатам | Научатся вести диалог, высказывать мнение, приводя аргументы | Рефлексия способности организовывать собственную и чужую деятельность. |