Технологическая карта урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Пономарёва Татьяна Анатольевна

Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тип урока -  Урок открытия нового знания

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №1

Технологическая карта урока

ФИО учителя – Пономарева Татьяна Анатольевна

Класс – 3

УМК  - «Школа  - 2100».

Предмет – русский язык

Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тип урока -  Урок открытия нового знания

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов. 

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

  • умение писать слова с орфограммой-буквой непроизносимого согласного;
  • находить в словах эту орфограмму;
  •  применять способы проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов. 
  • принимать учебную задачу;
  •  планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
  •   контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  •  адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  •  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • представлять информацию в виде схем;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию

  •    вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;  
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;  строить небольшие монологические высказывания
  • умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • работать в группе;
  • оформлять свои мысли в устной форме;

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
  • умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать)

.

Ход урока

  Название  

этапа урока

                                                       

             

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, УУД)

Результат взаимодействия

(продукт, УУД)

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

4

Постановка учебной проблемы.

  

С помощью подводящего диалога научить детей проектировать выход из затруднения (ставить  цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывать тему урока, выбирать способ, строить план достижения цели и определять средства-алгоритмы, модели и т.д.)

Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Фронтальная  работа

Создание проблемной ситуации.

Формулирование учебной проблемы.

Фронтальная  работа

Данным заданием обеспечиваю мотивацию и готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний.

-Запишите слово СЕРДЦЕ в тетрадь.

 -Выполним транскрипцию.

 Сердце   [ с'эрцэ ]

 - Сравните произношение и написание слова СЕРДЦЕ.

-Все ли буквы обозначены звуками? (нет)

-Какая буква не обозначается звуком, не произносится? (Д согласная)    

БУКВА НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ

-В какой части слова находится эта буква? (в корне)

-Можно ли это место в слове назвать орфограммой? Почему?

-Как назовём эту орфограмму?

(Буквы непроизносимых согласных в корне слова.)

-Откройте учебник на стр. 70 и сверим с учебником.

-К какой  группе орфограмм отнесём орфограмму

«Буквы непроизносимых согласных в корне слова».

( дописываем в группу орфограмм согласных)

Выполняют задание

( анализируют ситуацию, делают вывод). Прогнозируют предстоящую деятельность.

Формулируют учебную проблему, называют цели.

   Быстрое, эмоциональное включение учащихся в деловой ритм.

Показ практической значимости изучаемого материала

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

 

Регулятивные:

  • обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

 Коммуникативные: 

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;  
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;  
  • строить небольшие монологические высказывания

Личностные:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

 желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.

5

Целепологание и построение плана из выхода из затруднения.

Осуществить  реализацию построенного плана: обсудить различные варианты, предложенные учащимися, и выбрать оптимальный вариант.

Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос.

Находить в словах орфограмму: «Буквы непроизносимых согласных в корне слова», знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов

Фронтальная  работа

Индивидуально - групповая  работа (распределение учебной работы между членами группы)

Парная работа.

(Организовывает  анализ учебной  задачи  по наводящим вопросам).

(Помогает  сформулировать цель урока,  составить  план).

Спланируем нашу деятельность по теме  орфограмма «Буквы непроизносимых согласных в корне слова».

  1. Как распознать слова на орфограмму «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»?
  2. Узнать правило  проверки слов с этой орфограммой (способы проверки)
  3. Научиться применять правило.
  4. Познакомиться с графическим обозначением орфограммы.

Проведём исследование:

 «Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?»

Будем работать в группах

Каждой группе надо исследовать слова по плану.

(ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ КАЖДОЙ ГРУППЫ)

  1. Запишите слова в два столбика. В один столбик слова, в которых согласный звук произносится, во второй не произносится.
  2. Укажите, какая согласная в корне не произносится.
  3. Сравните записанные слова в каждом столбике и   предположите почему в словах второго столбика согласный не произносится (подсказка: посмотрите буквы, между которыми находится непроизносимый согласный)

4. Сделайте вывод. «Какие  согласные звуки могут быть непроизносимыми и почему?»

5. Придумайте графическое  обозначение орфограммы

(слова для групп)

1группа  ЕЗДИТЬ  ПОЕЗДКА  ЕЗДА  НАЕЗДНИК

2 группа ГРУСТЬ  ГРУСТНЫЙ  ГРУСТИТЬ ГРУСТНО
3 группа СОЛНЫШКО    СОЛНЦЕ  СОЛНЕЧНЫЙ

4группа ЗДРАВСТВУЙТЕ  ЗДРАВИЕ

(Каждая группа представляет результаты работы)

(Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение)

ВЫВОД:

-Сколько всего непроизносимых согласных звуков выделили? (4)

- Какими буквами на письме они обозначаются? (буквами  в, д, л, т)

- Что объединяет слова, в которых эти звуки встречаются? (Есть стечение согласных) ЗДН СТН      ЛНЦ ВСТВ

-Как графически будем её обозначать?

-Так какую же особенность этих согласных узнали?

-А почему всё-таки исчезают отдельные звуки? (предположения)

 Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и   упрощаем их произношение. А написание их упрощать нельзя

-Сверим свой вывод с авторским стр. 72

(Предлагает учащимся работу в паре (по карточкам выбрать нужный способ проверки), вставить выбранные слова в текст и записать).

-Какой был второй вопрос плана?

(Узнать правило  проверки слов с этой орфограммой (способы проверки)

-Можно ли проверить написание слов с непроизносимыми согласными или их нужно запомнить?

-Для решения этого вопроса, мы должны найти способы проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

(работа в парах)

-Работаем со словами, которые выписали:

Свистнул,

капустный,

звёздный,

честный,

-Какие вы знаете способы проверки?

- изменить форму слова

(Дети приходят к выводу, что этот способ не подходит)

- подобрать однокоренное слово (способ подходит)

      (СВИСТНУЛ-СВИСТ, СВИСТЕТЬ)

- еще одно условие:  в этом однокоренном

слове  проверочный звук должен слышаться четко

(работа с остальными словами)

Формулируем правило

( вставить пропущенные слова в карточках):

-Сверим свой вывод с авторским в учебнике на стр. 73.

Чтение  правила хором.

Формулирование целевых установок, темы и плана работы.

Обсуждение выдвинутых гипотез, их анализ, подведение к определению нового правила

Познавательные

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • представлять информацию в виде схем;

Регулятивные:

  • определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • высказывать свою версию;
  • работать по плану;

Коммуникативные:

  • умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • работать в группе;
  • оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: 

  •  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
  • умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать)

Составление плана работы  в виде схемы.

Групповое оценивание достижений.

Составление алгоритма проверки орфограммы.

Взаимопроверка.

 6. Итог урока.

- обсуждение проблемы урока, ее решения, плана,  оценивание работы.

Научить детей соотносить цель и результаты и намечать дальнейшие цели деятельности

Фронтальная

Вместе с детьми  дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.

Прорабатывают адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Обобщают, делают выводы.

Подведение итогов урока

7.Рефлексия

Научить детей соотносить цель и результаты и намечать дальнейшие цели деятельности.

Научить детей осмысливать свои действия.

Индивидуальная

(Вместе с детьми  дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы.)

(Мобилизует учащихся на рефлексию своей работы.)

(Работа с карточкой)

Закончи предложение.

1.Напиши буквы непроизносимых согласных звуков в корне слова

___________

2.Напиши способы проверки слов с орфограммой «Буквы непроизносимых согласных в корне слова»

(Подобрать _____________________ слово, так чтобы после непроизносимого звука оказался _______________ звук)

3. Графический способ обозначения орфограммы «Буквы непроизносимых согласных в корне слова».

_____________________

Усваивают принципы саморегуляции и сотрудничества. Прогнозирование данных способов. Самоанализ, самооценка, обсуждение

Самооценка учениками результатов своей учебной деятельности.

Регулятивные:

-умение проговаривать последовательность действий на уроке;

-находить и исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные:

-представлять информацию в виде схем;

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме

Рефлексивные карты.

 



Предварительный просмотр:

Система работы   по профилактике  дорожно-транспортного травматизма.

Принципы, формы и методы обучения и воспитания ПДД

          

Дети – это особая категория пешеходов и пассажиров  к ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, а потому дословная трактовка правил для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам дорожной лексике , требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание. Для обучения школьников  ПДД реализуются следующие принципы:

  • развивающего обучения,
  • преемственности,
  • последовательности,
  • постепенности,
  • доступности,
  • наглядности,
  • единства воспитания и обучения.

При обучении наиболее целесообразны следующие формы проведения занятий:

  • традиционный урок  в классе,
  • интегрированный урок,
  • урок-игра(игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и т. Д.)
  • экскурсия
  • самостоятельная работа с наглядными средствами обучения –плакатами, иллюстрациями в учебных рабочих тетрадях
  • практические занятия на специально оборудованных для детей школьных автоплощадках, автодромах, автогородках, тренажерах.

Целесообразно использование устных методов изложения материала:

  • рассказ,
  • рассказ-объяснение,
  • беседа,
  • лекция.

          При ведении учебных занятий я применяю все известные мне педагогические технологии и инновационные методы обучения. От моей инициативы и профессионального мастерства  во многом зависит эффективность обучения  правилам дорожного движения. Я как  педагог должна знать их и уметь преломлять  содержания правил, не искажая сути, на доступный и понятный детям язык, дозируя необходимую информацию в соответствии с возрастом учащихся. Особенность обучения правилам дорожного движения состоит в том, что в отличие от других учебных наук, учащиеся должны быть заинтересованы не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.

           


Воспитание применительно к сфере ПДД - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений и, навыков ,взглядов, убеждений, качеств личности , устойчивых привычек правопослушного  и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте. Целью воспитания и обучения правилам дорожного движения является сохранение жизни и здоровья детей и подростков, приучение их к установленному порядку в области дорожного движения.

         Младшие школьники еще не вполне осознают, что такое вообще опасность. Потому их надо обучать безопасному поведению. Тогда у них сформируется умение прогнозировать опасность  и ее последствия, способность правильно оценить свои возможности. Обучающимся необходимо прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность -личностные качества, которые помогут ему адаптироваться в дорожной среде.

          Культура поведения детей на улице, дороге и транспорте во много зависит от ближайшего окружения  и нравственной атмосферы в семье. Воспитание, как психолого – педагогическое воздействие направлено на обеспечение дорожной безопасности  ребенка и должно осуществляться одновременно в семье и школе. Чтобы достичь положительных результатов в воспитании, необходимо учитывать педагогические закономерности.

          Эффективность воспитания зависит от интенсивности обратных связей между педагогом обучающимся, величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на их поведение. Если педагог поддерживает правильные действия  и вовремя устраняет ошибки,  ребенок быстро научится безопасно вести себя на улицах и дорогах. Чтобы правила прочно усваивались, необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе эмоции, разум и действие. Если ребенок равнодушен, пассивен, не переживает того, что хочет привить ему педагог, то и результатов не будет. Понимание и сознание безопасных действий надо проверять в реальных условиях. Возможности школьников не всегда совпадают с требованиями преподавателя. Бывает так, что, свободно владея знаниями правил, ребенок неловок и неуклюж при выполнении определенных элементарных действий.

Таким образом, закономерности отражают главные связи между условиями дорожной среды и результатами воспитания. В процессе обучения дети усваивают стереотипы безопасного поведения.

Организация воспитательного процесса   и проведение учебных занятий по безопасности дорожного движения строится  на основе принципов и методов воспитания.  Принципы воспитания - это основа действенного решения воспитательных задач.

          Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития, Так, у младших школьников недостаточно развито целостное восприятие дорожной среды и неустойчивое внимание. Реакция на резкие звуковые и световые сигналы бывает неадекватной. Неожиданное появление автомобиля далеко не всегда вызывает быструю двигательную реакцию, бывает и наоборот -приближение  опасности порождает растерянность, беспомощность и заторможенность.

          Увидев машину, ребенок не может определить, как быстро она приблизится к нему, Заметив один автомобиль, он не видит другой, Дети 7 лет замечают на дороге только то , что им известно, Если ребенок не знает особенностей движения транспорта, то ни как не реагирует на его появление.

          На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характера, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить  к дисциплине и культуре поведения в сфере дорожного движения.

          

          Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность их нервной системы позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

          Детское восприятие окружающей среды во многом определяется  вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. При этом следует иметь в виду, что дети слабо ориентируются в дорожных условиях, поскольку неспособны в полной мере оценить изменения формы и положения движущегося автомобиля – скорость и расстояние до него. Кроме того у ребенка недостаточно развито боковое зрение. Даже хорошо зная правила перехода улиц и дорог и сигналы светофора, ребенок не может вполне безопасно вести себя, так как часто падает из-за несовершенства координации движений. Не рекомендуется  приучать младших школьников самостоятельно переходить дороги с интенсивным движением и стоять посередине на осевой линии, где шаг назад или вперед может стоить жизни.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом и в процессе обучения и воспитания.

 Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно - транспортного происшествия. Учащиеся должны знать какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Вместе с тем нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом. Внушая страх перед улицей и дорогой, можно вызвать обратную реакцию. Во- первых это искушение рискнуть, перебегая дорогу. Во – вторых , внушение страха может сделать ребенка неуверенным и беспомощным и обычная ситуация на дороге покажется ему опасной. И тогда он может растеряться и испугаться.

          Преподаватель должен не только воспитывать  детей, но и проводить профилактическую работу с родителями. То есть постоянно объяснять, что они обязаны сопровождать своих детей    по улицам и дорогам с интенсивным движением транспорта. Даже хорошо зная правила, дети попадают в ДТП именно в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения.

          Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляются стремление самостоятельно ходить в школу, гулять по улице. С одной стороны это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка, С другой -  необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем – либо, когда они находятся на дороге. С раннего детства, еще до школы ребенку необходимо разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов, показывать, например. Что машина не может сразу остановиться перед пешеходом. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать , что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого и для окружающих.

          Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками , замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому преподаватель доложен воспитывать вместе со школьниками и их родителей.

 Методы воспитания - это способы психолого–педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение обучающих.

 Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно–воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге

Вся деятельность по профилактике ДДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по трем основным направлениям:

Работа с обучающимися.

В классе проводятся ежемесячный единый классный час по ПДД во всех классах, также регулярно проходят встречи с инспектором, выступления агитбригады, киновидеолекторий и спектакли по темам ПДД.
Все занятия носят практический характер. В начале учебного года в классе была проведена  экскурсия по микроучастку школы с посещением всех пешеходных переходов, учащиеся вспоминали правила перехода дороги. Для занятий характерно использование игровых приёмов, загадок, правил в стихотворной форме. Материал урока по теме «Дорожные знаки» представлен в 
Приложении 1.

В кабинете есть уголок по правилам дорожного движения.

В классе введены пятиминутки по ПДД в конце каждого учебного дня, на которых дети вспоминают с опорой на схему микроучастка безопасный путь домой из школы и разбирается какая-либо дорожная ситуация. Я предлагаю вопросы для таких занятий (Приложение 2).

Для того чтобы обучение школьников Правилам дорожного движения было качественным, необходимо проводить контроль за уровнем сформированных знаний, чтобы своевременно можно было провести коррекцию. Часто проверка знаний носит тестовый характер, чтобы дети могли выбрать правильный вариант ответа, но чем старше дети, тем чаще используются вопросники с полной формулировкой ответов детьми.

Формы внеклассной работы, применяемые в классе  разнообразны:

  • творческие конкурсы, конкурсные программы, КВНы;
  • игры и викторины;
  • тематические праздники и утренники для учащихся начального звена;
  • театрализованные представления  и постановки кукольных спектаклей дорожной тематики;
  • соревнования и велоэстафеты;
  • дни здоровья;
  • экскурсии;
  • тематические классные часы;
  • профилактические беседы:
  • деятельность отряда ЮИД;
  • акции и рейды;
  • библиотечные часы;
  • встречи с ветеранами  и работниками ГИБДД;

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, дороге и  в транспорте лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, различных тематических  разработок по правилам дорожного движения, составлении буклетов, вопросов для кроссвордов и загадок учитываются интересы, возможности и способности детей, тот объем знаний по правилам дорожного движения и культуре поведения, которые они получили на занятиях.

     

Ребята с интересом принимают участие в  творческих  конкурсах, (За безопасность дорожного движения, конкурсах отрядных плакатов и рисунков  на асфальте) 

  • конкурсные  программы: Закон и порядок, Азбука пешехода, Безопасный маршрут, Посвящение в пешеходы, Уважайте светофор
  •  КВНы,
  •  игры, викторины  в которых учащиеся  с удовольствием принимают участие, получая при этом новые знания и закрепляя изученное ранее. 
  • Тематические классные часы

Работа с родителями.

     Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма –работа с родителями.

Исследования показывают, что подавляющее число родителей (в основном те, у кого нет автомобилей) не знают Правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологический особенности поведения детей в дорожной среде –основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрыть  причины и условия, способствующие дорожно - транспортным происшествиям(ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места в районе школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

          Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. В своей работе я применяю следующие основные  формы занятий:

  • лекции
  • проведение тематических бесед
  • вовлечение родителей в  совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности)
  • индивидуальная работа с родителями , дети которых входят в группу риска( слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут в школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность и в каникулы, когда предоставлены сами себе.

На занятиях  с родителями я даю следующие установки:

  • постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;
  • при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного перехода и др.

Немаловажную роль играет умение настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убедить  их в необходимости оказывать помощь школьникам дома в самостоятельной работе с учебной книжкой-тетрадью при выполнении домашних заданий.

Даю советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психического и физического развития.

  Беседы проводятся  в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

Совместная работа школы и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также при участие родителей в качестве партнеров своих детей в широком спектре профилактических и воспитательных  мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.).Приложени3

Приложение 1

Тема занятия: Знакомство с дорожными знаками.

Цель занятия: познакомить  учащихся со значением дорожных знаков для пешеходов;

 научить  понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на   улицах и дорогах.

Оборудование: изображение дорожных знаков.

        Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию занятия.

-Учитель читает стихотворение Я.Пишумова «Азбука города»

        Город, в котором

        С тобой мы живем,

        Можем по праву

        Сравнить с букварем.

        Азбукой улиц,

        Проспектов, дорог

        Город  дает нам

        Все время урок.

        Вот она, азбука,-

        Над головой:

        Знаки развешены

        Вдоль мостовой.

        Азбуку города

        Помни всегда,

        Чтоб не случилась

        С тобою беда.

- Ребята, как вы думаете, о чем идет речь в стихотворении?

( О дорожных знаках)

- Правильно. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о дорожных знаках.

3. Работа над темой.

- Ребята, кто знает, что такое дорожный знак?

(Дорожный знак – это такая табличка, на которой есть схематичный рисунок)

Учитель показывает  знак «Пешеходный переход»

- Ребята, посмотрите на знаке изображен человек черного цвета, идущий через три черные линии. Вот, что нам советует этот знак:

        Иди через улицу там пешеход,

        Где знаком указан тебе «Переход!»

- Как называется этот знак ?

        (Пешеходный переход)

- Знак, где человек белого цвета спускается по ступенькам вниз – это подземный пешеходный переход.

Учитель показывает знак « Подземный пешеходный переход»

- Знак, на котором изображен человек, который поднимается вверх – это надземный пешеходный переход.

- Такие рисунки на знаках всем понятны, даже неграмотным людям.

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны знаки?

(Знаки показывают как вести себя на дорогах)

- А еще ребята, знаки помогают организовать движение машин и людей. Все знаки делятся на несколько групп:

        Предупреждающие знаки:

        «Пересечение равнозначных дорого», знак предупреждает, что впереди перекресток равнозначных дорог.

        « Светофорное регулирование», знак предупреждает, что впереди перекресток, регулируемый светофором или регулировщиком.

        « Дети», знак предупреждает водителей о возможности появления детей на проезжей части.

        Запрещающие знаки:

        « Въезд запрещен» этот знак адресован, прежде всего, водителям, и означает, что движение транспорта в этом месте запрещается.

        « Движение пешеходов запрещено» знак относится к пешеходам и означает, что движение пешеходов в этом месте запрещено.

                     Информационно-указательные знаки:

        « Пешеходный переход»

        « Подземный пешеходный переход»

        Знаки сервиса:

        « Пункт питания»

        « Питьевая вода»

        « Место отдыха»

        В ходе рассказа о знаках учитель показывает эти знаки и прикрепляет к доске.

- Ребята, чем отличается каждая группа знаков?

        ( Цветом и формой)

- Почему запрещающие знаки обозначены красным цветом?

        ( ответы детей)

    4.   Закрепление.

        - Теперь поиграем в игру «Угадай знак».

        На дороге пешеходам

        Делать нечего сейчас.

        Под землёю даже площадь

        Перейти гораздо проще.    ( подземный пешеходный переход)

        Странный знак увидел я.

        Удивился я друзья.

        В нем и вилка, в нем и нож -

        Просто мимо не пройдешь.

        Подскажите поскорей,

        Что за знак в руке моей.   ( пункт питания)

        Я хочу спросить  про знак,

        Нарисован знак вот так:

                                   В треугольнике ребята

                                  Со всех ног бегут куда-то.  

        Что это за знак?   (осторожно дети)

        Заболел в дороге друг.

        Огляделся я вокруг,

        Помощь я ищу вокруг

        И увидел красный крест.

        Я надеюсь каждый знает,

        Что вот это означает?     (медицинский пункт)

           5.  Итог занятия.

- Что означает знак «Пешеходный переход»?

- Где устанавливается этот знак?

- Назовите информационно-указательные знаки?

- Выберите предупреждающие знаки?

- Какие дорожные знаки установлены на пути в школу?

Учитель заканчивает занятие стихотворением.

        Чтоб машины не спешили,

        Шел спокойно пешеход.

        Помогать мы им решили,

        Мы дежурим круглый год.

        Самый малый знак дорожный,

        Он стоит не просто так,

        Будьте, будьте осторожны,

        Уважайте каждый знак.

Разгадайте  кроссворд и узнайте название пересечения улиц.

        

10.

7.

5.

3.

4.

9.

2.

6.

1.

8.

11.

Вопросы:

  1. Полосатая лошадка. Её зеброю зовут.

Но не та, что в зоопарке-

По ней люди все идут.               (переход)

  1. Вот так чудо-чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу.                         ( велосипед)  

  1. Неживая, а идет,

Неподвижна, а ведет.         ( дорога)

  1. Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горят и день, и ночь

Зелёный, жёлтый, красный.             ( светофор)

  1. По обочине дороги,

Как солдатики стоят.

Все мы с вами выполняем

Всё, что нам они велят.                         ( знаки)  

     

  1.  Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.                           ( грузовик)

  1. Вода застывшая на дороге.                 ( гололёд)

  1. Маленький, удаленький

Громче всех кричит.                                ( свисток)    

  1. Дом по улице идет,

На работу нас везёт.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках.                       ( автобус)    

  1. Посмотри силач, какой

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.                            ( милиционер)

  1. Один брат другого догоняет,

Да так и не догонит.                               (колесо

Приложение 2

Примерный         перечень вопросов для проведения «Пятиминуток безопасности».

Вопрос: Почему надо переходить дорогу на перекрестках и по пешеходным переходам?

Ответ: Водитель знает, что в этих местах разрешается движение пешеходов, он снижает скорость, более внимателен.

Вопрос: Почему нельзя переходить дорогу на  красный или желтый сигнал светофора?

Ответ: Когда для пешеходов включен красный сигнал, для водителей горит зеленый. Видя зеленый сигнал, водитель едет быстро и не ожидает появления пешеходов.

Вопрос: Почему опасно перебегать дорогу?

Ответ: При беге наблюдение за дорогой затруднено, а при переходе дороги главное – внимательно смотреть по сторонам, потому что дорога обманчива: кажется, что переход безопасен , но неожиданно может выехать машина из переулка или из-за другой машины.

Вопрос: Почему опасно переходить дорогу «наискосок»?

Ответ: Когда идешь «наискосок», поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, переход становится длиннее, а значит – опаснее.

Вопрос: Чем опасен выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта?

Ответ: Стоящий автомобиль или автобус закрывает обзор дороги, и  пешеход может не заметить другую машину.

Вопрос: Может ли быть опасна дорога,  на которой очень мало машин?

Ответ: Пешеход может подумать, что дорога пуста, и начнет переходить, невнимательно посмотрев по сторонам.

Вопрос:  Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

Ответ: Когда нет тротуара, надо идти по обочине лицом к движению, чтобы видеть те машины, которые едут навстречу.

Вопрос: Почему опасно переходить дорогу, держась за руку?

Ответ: Когда переходит дорогу целая колонна детей, держаться за руки безопасно. Когда же переходят дорогу двое, трое, то при появлении опасности дети могут начать тянуть друг друга в разные стороны.

Вопрос: Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?

Ответ: В это время одна машина выезжает из-за другой и скорость обгоняющей машины намного больше. Пешеход может не заметить обгоняющую машину, пока она не выедет вперед, но тогда будет уже поздно. Водитель обгоняющей машины тоже не будет видеть пешехода, пока не выедет из-за той машины, которую обгоняет.

Вопрос: Почему опасно стоять на середине улицы?

Ответ: Когда человек стоит на середине улицы на осевой линии, у него за спиной проезжают машины, за которыми он не наблюдает. Такое положение небезопасно.

Вопрос: Почему опасно играть рядом с дорогой?

Ответ: Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.

Вопрос: Горит зеленый сигнал для машин, но они стоят. Почему они могут стоять? Опасно переходить или безопасно?

Ответ: Переходить в такой ситуации очень опасно: машины могут стоять в ожидании разрешения поворота, при заторе, пропуская скорую помощь или другую специальную машину. В одном ряду машины могут стоять, а в другом ряду (скрытие стоящими), могут проезжать.

Вопрос: О чем надо помнить пешеходу, выходя из автобуса?

Ответ: Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку. Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому обходить его нельзя – ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или (если его нет) дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.

Вопрос: В чем опасность, когда вы идете по улице с маленькими детьми?

Ответ: Маленькие дети еще не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки и не выпускать их. Особенно внимательными должны быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса, трамвая, такси, троллейбуса. Маленькие дети, заметив кого-то из знакомых на другой стороне улицы, могут вырваться и побежать к ним.

Вопрос: Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?

Ответ: Одна машина выезжает из-за другой, поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.

Вопрос: Можно ли отвлекаться при переходе дороги?

Ответ: Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы любим, оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим свое имя. Это очень опасная привычка.

Вопрос: Вы подошли к перекрестку. На нем горел для пешеходов зеленый сигнал. Как долго – вы не знаете. Стоит ли начинать переход?

Ответ: Лучше подождать нового цикла зеленого сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора. Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая.

Вопрос: что делать, если вы при переходе дороги уронили сумку. Портфель или какой-нибудь другой предмет?

Ответ: Если мы что-то уронили, первая реакция – быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу. Если сразу наклоняться  и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя. Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою «пропажу». Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.

Вопрос: Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чем опасность такой ситуации?

Ответ6 Опасности две. Во-первых, за грузовиком может  идти другая машина, скрытая пока от глаз мальчика. Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону.

Вопрос: На нерегулируемом перекрестке пешеход попустил автомобиль, больше машин ему не видно. Можно ли переходить?

Ответ: Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней  может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше,  и не будет мешать осмотру улицы.

Вопрос: Пешеход начал переходить улицу при смене сигналов светофора с зеленого на красный. Пешеход решил: «Пока машины стоят – успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать». В чем ошибка пешехода?

Ответ: Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрестку, и при включении зеленого сигнала они выедут на перекресток с ходу. Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин. И пешеход эту машину тоже не видит из-за стоящего транспорта.

 

Приложение 3

Уважаемые родители!

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей

Берегите ребёнка!

 

Начните с себя

Самые важные правила

Что должен усвоить ребенок в младшем школьном возрасте

Рекомендации по обучению детей ПДД

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

Взрослые - пример для детей

 

Начните с себя.gibdd


Обучение правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги. Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как ведут себя в сходных ситуациях взрослые - вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры, а также все, с кем ваш ребенок так или иначе соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком на руках или в коляске пересечете проезжую часть, научитесь вести себя на улице так, как вы бы хотели, чтобы это делал ваш ребенок.

 

Следующие правила наиболее важны:
 

* По тротуару следует идти как можно дальше от проезжей части;

* Переходя улицу, следует остановиться у проезжей части и посмотреть налево, потом направо и снова быстро налево;

* Начинайте переходить улицу только при зеленом свете светофора;

* Улицу переходите по возможности в безопасных местах - у светофора, на обозначенном "зеброй" переходе или, по крайней мере, на перекрестке - водители машин здесь более внимательны.;

* Никогда не бросайтесь в транспортный поток очертя голову.

 

Лучше всего вы преодолеете свою "внутреннюю разболтанность", если вы, ваши родственники, друзья и соседи будете взаимно контролировать друг друга. Не стоит легкомысленно относиться к первому опыту освоения правил дорожного движения. Без этой основы вы вообще не можете двигаться дальше. Поговорите также со всеми, кто окружает вашего ребенка, сколько ответственности уже сегодня они могут принять на себя за его поведение на улице. Конкретная подсказка: всякий раз, когда "застукаете" себя за нарушением правил движения, уясните четко, какой крошечный выигрыш во времени вам это принесло.

 

В младшем школьном возрасте ребёнок должен усвоить:

 

* дорожного движения;perehod

* элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);

* транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);

* средства регулирования дорожного движения;

* красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;

* правила движения по обочинам и тротуарам;

* правила перехода проезжей части;

* без взрослых выходить на дорогу нельзя;

* правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

 

Для этого вам нужно:

 

-с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;

-для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;

-объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;

-когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;

-указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;

-научите ребенка правилам езды на велосипеде (где можно ездить, а где нельзя, как подавать сигналы о повороте и об остановке);velo

-когда едете с ребенком на велосипеде, держитесь сзади, чтобы контролировать ребенка и отмечать его ошибки;

-закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);

-развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);

-развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);

        -не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;

-читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

 

Рекомендации по обучению детей ПДД

 

При выходе из домаbezkol

 

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

 

При движении по тротуаруbezkol

 

Придерживайтесь правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

 

Готовясь перейти дорогуbezkol

 

Остановитесь, осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой. Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей. Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины. Не стойте с ребенком на краю тротуара. Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

 

При переходе проезжей частиbezkol

 

Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

 

При посадке и высадке из транспортаbezkol

 

Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть. Подходите для посадки к двери только после полной остановки. Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями). Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

 

При ожидании транспортаbezkol

 

Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине. 

 

 

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

 

Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

 

Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

 

Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

 

Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

 

 

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!

 

 bezkol

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом!

 

 

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.bezkol

 

 bezkol

Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

 

 bezkol

Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

 

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.bezkol

 

Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.bezkol

 

Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.bezkol

 

Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.bezkol

 

Во время каникул неважно, останется ли ваш ребенок в городе или уедет, необходимо использовать любую возможность напомнить ему о правилах дорожного движения. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.bezkol

 

Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения. bezkol

 

Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Дополнительные занятия по ПДД на классных часах

1 класс

Тема

Содержание

1

Путешествие в историю ПДД  

Город, в котором мы живем. Его достопримеча-тельности. Улицы микрорайона. Домашний адрес. Место нахождения школы

2

Что мы видим на дороге

Улица. Тротуар. Проезжая часть. Почему проезжая часть опасна

3

«Безопасная дорога в школу-идем вместе»

Пешеход - кто это? Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу и обратно. Особенности движения пешеходов осенью и зимой.

5

Инструктаж перед осенними каникулами.

О соблюдении правил дорожного движения во время каникул. Повторение изученного материала.

6

«Правила поведения на дорогах»

Что поможет безопасно перейти проезжую часть. «Зебра»,подземный пешеходный переход , Светофор, дорожные знаки, регулировщик дорожного движения

8

Пешеход имеет право.

Общие обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки. Поведение в общественном транспорте

9

Инструктаж перед зимними каникулами

О соблюдении правил дорожного движения во время каникул. Опасность игр близ дорог, скользкая дорога.

10

В гости к Светофору Светофорычу.

Знакомство со значением некоторых, часто встре-чающихся в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков и указателей, а также с другими знаками и указателями, необходимыми пешеходу

11

Такие разные машины

О правилах перехода через загородную дорогу.

12

В стране дорожных знаков

Почему нельзя играть на улицах и дорогах? Опасность игр у дорог.

15

Инструктаж перед весенними каникулами.

О соблюдении ПДД в каникулярное время.

16

Праздник «Учите правила ДД».

Основные правила, которые должны соблюдать пешеходы. Практическая отработка действий.

17

Дети на дорогах:время каникул

Повторение знаний ПДД. Инструктаж перед летними школьными каникулами. Особенности движения на загородных дорогах. Катание на велосипедах по улицам дачных поселков



Предварительный просмотр:

Учитель

 Здравствуйте, дорогие ребята, папы и мамы, гости праздника! Вот и наступил долгожданный день. Школа приветливо распахнула двери для вас. А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим!


Старательные девочки, здесь? 
Девочки. Здесь! (встают)
Умные мальчики? 
Мальчики. Здесь! (встают)

 Заботливые мамы? 
Мамы. Здесь!

 Умелые папы? 
Папы. Здесь! 

Все хором

 Здесь! 

Здравствуйте, дорогие ребята, папы и мамы, гости праздника! Вот и наступил долгожданный день. Школа приветливо распахнула двери для вас. Ребята, вы переступили порог школы, и теперь вы все ученики. А сейчас мы пойдем в волшебную комнату, которая называется классом. Там вы будете каждый день получать подарки. Но это не конфеты, не пирожные, это — ЗНАНИЯ!

Вместе нам предстоит учиться не только читать, писать и считать, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять. А чтобы со всем этим мы смогли справиться, наверное, надо нам друг с другом познакомиться.

- А как мы это можем сделать? (варианты детей)

- Давайте все дружно назовем своё имя. (называют) Не получилось.

- Давайте все шёпотом назовём свои имена. (называют) Снова не получилось.

Учитель:

Да, ребята. Вместе хорошо играть, петь, иногда читать стихи, а вот говорить лучше по одному. Это первое школьное правило. Человеку становиться особенно приятно, когда его слушают. Если мы научимся друг друга слушать, всем нам станет тепло и уютно.

Учитель

Я сейчас буду читать стихотворение и, если вы услышите в нём своё имя, то вставайте.

Есть Артёмы в нашем классе?

Екатерина есть? Где Софья наша?

Есть ли Вика и … Алина?

Есть ли среди вас Романы?

Есть Никиты? – целых два!

А Данил,Матвей, Макар?

А ну, посмотрим, дети, тут

Кого Азамчиком зовут?

Где Карина, Святослав? Просто класс !

Ну что ???

Все попали в первый класс? ???....

Продолжаем меня слушать

И посмотрим – где же Ксюша?

Есть ли Насти…

И Нина?

Вот они! Ты посмотри-ка!

Ну, а Дарья и Полина?

А Богдан?

Милослава?

Согдиана?

Один Денис? Плетнев

 А Кирилл и Дима есть?

А хоть Лера есть?

Вот и вся, мои друзья,
Наша дружная семья!

Какие вы все красивые. 
Сегодня вы в первый раз пришли в школу. 
Нарядные, парадные, такие ненаглядные. 
Причесанные с бантиками девочки сидят. 
И мальчики отличные, такие симпатичные 
Такие аккуратные на нас сейчас глядят.

Аплодисменты первоклассникам 

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у вас торжественный и важный день: вы пришли учиться в школу. Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня вы школьники. 
Школа станет для вас вторым домом, вы найдёте много новых друзей. Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания, чтобы вы выросли умными, добрыми, трудолюбивыми. Я поздравляю вас с первым школьным днём и желаю хорошо учиться и хорошо трудиться. 

Учитель: Ой, ребята посмотрите. Кто это?

Сказка (показывают пятиклассники) 

Входит сторож 

Сторож: 
Ну и ну! Вот так-так! 
Что расселись в классе? 
Вы пришли куда? 
Вас сюда не звали! 
Ох, напасть, беда! 
Сегодня первоклассники 
В школу к нам придут, 
Ведь нынче у них праздник, 
А вы сидите тут! 
Быстро уходите, 
А то мне попадет, 
Если вдруг учитель, 
Всех вас здесь найдет! 

Из-за кулис выходят оценки Единица, Двойка, Тройка

Все вместе: 
Двойка, Тройка, Единица, 
Не желаем мы учиться! 
Открывайте дневники, 
Ленивые ученики! 

Двойка: 
Ну зачем учить уроки, 
Лучше встать вам руки в боки, 
Отдохнуть и помечтать, 
Как бы двоечником стать! 

Единица: 

Лучше нету единицы, 
Для красивой ученицы! 
Пусть наряды выбирает, 
Правил никаких не знает! 

Тройка: 
Тройка тоже хоть куда, 
Средь оценок я – звезда! 
Лучше троечником быть, 
Чем ботаником прослыть! 

Единица (обращаясь к Cторожу): Что это вы, Василий Семенович, так расшумелись? 
Сторож: А, это вы, оценки! Вот, полюбуйтесь на голубчиков (указывает на зрителей-первоклассников), сидят и в ус не дуют! Я им говорю: уходите, сейчас первоклассники должны на праздник прийти, а им хоть бы что! (Обращается к оценкам.) Вы уж разберитесь тут, а то мне от учителей попадет! (Уходит.) 

Двойка:
 Ребята, вы зачем сюда пришли? Мешаете нам готовиться к празднику! Кто вы такие? 

Первоклассники: Мы первоклассники! 

Двойка: Вы первоклассники? Что-то не похоже! 

Первоклассники: Мы – первоклассники! 

Единица: Вот мы сейчас проверим, действительно ли вы первоклассники! 

Двойка: А как мы это проверим? 

Единица: Сама пока не знаю! 

Тройка: Я знаю! Сейчас многие ребята приходят в школу, уже умея читать и считать. Вот мы и посмотрим, умеют ли наши ребята — это делать! Зададим им задачку! 

Единица: Точно! (Обращается к ребятам.) Слушайте внимательно, ребята, и считайте! 

Тройка: В классе трое мальчиков выше Пети, а двое – ниже. Сколько мальчиков в классе? 

Зрители: Пять! 

Единица: Фу! Как я не люблю эту цифру! 

Тройка: А вот и нет! Ха-ха! Давайте считать вместе: три высоких мальчика и два невысоких – итого пять, но про Петю-то забыли. Вместе с ним будет шесть! 

Единица: Похоже, эти дети годятся нам в друзья! 


Двойка: Я так и знала! Какие же вы ученики, если задачи не умеете решать! Но у меня есть еще одна умная мысль! 


Тройка:  Двойка, говори, что там у тебя за идея. 

Двойка: Я буду задавать ребятам вопросы, а они, если ответ положительный, пусть поднимают руку и кричат: "Я!" (Обращается к детям.) Понятно? 

Зрители: Да! 

Двойка: Тогда начинаем! Кто здесь добрый и красивый? 

Зрители: Я! 

Двойка: Умный, милый, справедливый? 

Зрители:
 Я! 

Двойка: Кто считает и читает? 

Зрители: Я! 

Двойка
: Малышей не обижает? 

Зрители: Я! 

Двойка: Бабусям место уступает? 

Зрители: Я! 

Двойка: А кто двойки получает? (Некоторые первоклассники поднимают руку и кричат "Я!") 

Двойка: Ага! Я так и знала, что в зале сидят будущие двоечники! Продолжим!

Кто утром делает зарядку? 

Зрители: Я! 

Двойка: Кто считает по порядку? 

Зрители: Я! 

Двойка: Кто здесь сказки любит слушать? 

Зрители:
 Я! 

Двойка: Ну, а кто не моет уши? (Некоторые первоклассники поднимают руку и кричат "Я!") 

Двойка: О, так вы еще и грязнули! Ну и ну! Продолжим.

 Кто маме дома помогает? 

Зрители: Я! 

Двойка: Кто с друзьями отдыхает? 

Зрители: Я! 

Двойка: Любит утром умываться? 

Зрители: Я! 

Двойка: Кто любители подраться? (Некоторые первоклассники поднимают руку и кричат "Я!") 

Тройка: 
Ага! Математику не знают! Уши не моют! Еще и драться любят! Разве это первоклассники? 

Единица: Первоклассники должны любить и знать сказки! (Обращается к зрителям.) А вы любите сказки? 

Зрители: Да! 

Единица: А сказочных персонажей хорошо знаете? 

Зрители: 
Да! 

Единица: 
Это мы сейчас проверим. Я опишу героя, а вы скажете, кто это.

Единица:  
Всех излечит он от гриппа, 
Кори, свинки, дифтерита! 
Всем на помощь поспешит, 
Это – доктор… (АЙБОЛИТ)

Двойка: 
Он спрятал смерть в златом яйце, 
И ни кровиночки в лице! 
Не ест ни супа он, ни щей, 
Бессмертен он, зовут – … (КОЩЕЙ)

Тройка: 
Знаком он с Геной, Шапокляк, 
Он заводить друзей мастак! 
Не кукла и не неваляшка, 
Не зверь лесной, он – … (ЧЕБУРАШКА)


Тройка: Смотри-ка, всех героев узнали! И все-таки вы не первоклассники! Ну-ка, уходите отсюда! 

 Учитель: Что тут происходит? 

Тройка: Никак самозванцев из класса не выгоним! 

Учитель: Каких самозванцев?! 

Двойка (указывая на детей): Вот этих! Расселись в классе, будто их звали! 

Учитель: Да ведь это первоклассники! Они пришли в школу учиться! 

Единица: Ха! Учиться! Они ж ничего не умеют! 

Учитель: Во-первых, я сомневаюсь в том, что они ничего не умеют, просто вы их запутали совсем! А во-вторых, они и не должны еще много знать. Они ведь пришли в школу, чтобы научиться тому, чего еще не знают и не умеют. 

Двойка: И вовсе мы их не запутали! Они сами

Учитель: Вы хотите стать жителями страны знаний? 

Учитель: Не каждый мальчик и девочка могут стать жителями этой страны, а лишь только те, которые выдержат испытания. Вы готовы?

Испытание (учитель)
Я прочитаю стихотворение. А вы хлопнете в ладоши, если такие вещи в школе нужны, если же какие – то вещи в школе не нужны, топайте ножками. Посмотрим, кто самый внимательный из вас… 
Если в школу ты идёшь, 
То в портфель с собой берёшь: 
- В клеточку тетрадку? 
- Новую рогатку? 
- Веник для уборки? 
- Дневник для пятёрки? 
- Альбом и краски? 
- Карнавальные маски? 
- Азбуку в картинках? 
- Рваные ботинки? 
- Фломастеры и ручку? 
- Гвоздиков кучку? 
- Карандаши цветные? 
- Матрасы надувные? 
- Ластик и линейку? 
- В клетке канарейку? 
- Альбом, чтоб рисовать? 
- Жвачек, чтоб жевать? 
- Учебники в обложке? 
- Тарелки, вилки, ложки? 
- Диванчик, чтоб лежать? 
- Картон, чтоб вырезать? 

Учитель: Молодцы! Справились с заданием!

Интересно, а какие оценки вы будете получать в школе? Сейчас проверим.

Я спрячу все отметки в волшебный конверт, а вы достанете, и посмотрим, какие отметки вы получать будете в школе. 

Если будешь учиться едва, 
То получишь цифру (Два) 
Если всё ты будешь знать, 
Твоя оценка будет (Пять) 

Вы свою отметку держите в тайне от всех. А вот как я скажу 1.2.3. отметку покажи- вы покажите свои отметки.) 

Учитель
Раз, два, три отметку покажи.
Оказывается, вы все будете хорошими учениками с прекрасными оценками. 

Учитель: 

Ребята, а какой сегодня праздник? Верно, но сегодня еще и главный праздник нашего класса. Это- День рождения нашего класса! 1 сентября 2015 г
Мне хочется, чтобы наш класс был очень дружный. Я очень хочу с вами дружить. Вот вам моя рука. Кто хочет со мной подружиться, протяните мне свои руки. 
(Учитель проходит по классу, прикасаясь к каждому ученику.)


Чтобы эти руки дружбы были всегда со мною, обведите ладошку на листе бумаги, подпишите на ней свое имя.


(Дети работают, звучит музыка.

А ведь в школе учатся не только писать и читать, решать примеры и задачки. В школе учатся петь песни, потому что без музыки жизнь грустная.

Учатся рисовать, потому что без красок жизнь будет неяркой. Учатся трудиться, потому что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. А на занятиях по физкультуре учатся бегать и прыгать, чтобы быть ловкими и крепкими. Если вы точно решили стать первоклассниками, то нам с вами сейчас надо сказать клятву первоклассника. И, главное, потом выполнить всё, что вы в этой клятве пообещаете.

С сегодняшнего дня вы - первоклассники! Я поздравляю вас! Прошу дать клятву первоклассника. Повторяйте хором: "Клянусь!"

(приглашаются родители)

КЛЯТВА:

Клянусь перед всеми стараться здоровым быть,

В школу нашу исправно ходить

Клянусь!

Клянусь писать и читать я прилично

И в ранце носить «хорошо» и «отлично»

Клянусь!

Клянусь в том, что я буду очень стараться

С друзьями моими впредь больше не драться!

Клянусь!

Клянусь я ребёнком воспитанным быть

Не бегать  по школе, а шагом ходить.

Клянусь!

На уроках обещаю не шуметь и не болтать

Если и ответ не знаю

Буду руку поднимать

Клянусь!

А если нарушу я клятву свою,

Тогда я молочный свой зуб отдаю,

Тогда обещаю мыть вечно посуду

        И на компьютере играть я не буду!

Клянусь!

За хлебом ходить я тогда обещаю,

С собакой гулять, если есть таковая

Клянусь!

Ребёнком всегда идеальным я буду

И клятвы моей никогда не забуду

Клянусь!

-Вот и пришёл желанный час

         Вы зачислены в 1 класс

А помогать Вам во всем будут ваши родители!

Напутствие для родителей

Трудно детей своих воспитать,

Многое нужно для этого знать.

Родителям я хочу пожелать:

Детям всегда во всем помогать,

В школу с утра ребенка собрать,

Напутствия добрые вовремя дать,

Умную книжку успеть прочитать,

А в выходной не забыть погулять,

Чтобы болезней всех избежать,

Надо еще детей закалять,

Собрания также все посещать,

Школе по мере сил  помогать.

А главное – без сомненья –

Желаю я вам терпенья!

Уважаемые родители! Настала и ваша очередь дать клятву родителей первоклассников!

1.КЛЯТВА РОДИТЕЛЕЙ

Детям в учебе поможем всегда

Чтобы детьми была школа горда! (Да!)

Нас не пугает задач чехарда!

Формулы вспомнить для нас ерунда. (Да!)

Клянемся детей не ругать никогда.

Только слегка пожурить иногда. (Да!)

Будем спокойны, как в речке вода,

Мудрыми будем, как в небе звезда (Да!)

Будем вставать по утрам в холода

Чтобы успеть и туда и сюда. (Да!)

Когда завершится учебы страда,

Вместе с детьми погуляем тогда (Да!)

2.клятва родителей

Клянусь (будь я мать или будь я отец)

Ребёнку всегда говорить "Молодец"!

Клянусь!

Клянусь выходить в надлежащие сроки,

Клянусь не опаздывать я на уроки.

Клянусь!

Клянусь я в учёбе ребёнка не "строить",

Клянусь вместе с ним иностранный освоить.

Клянусь!

За двойки клянусь я его не ругать

И делать уроки ему помогать.

Клянусь!

А если нарушу я клятву мою,

Тогда я последний свой зуб отдаю,

Тогда моего обещаю ребёнка

Кормить ежедневно варёной сгущёнкой!

Клянусь!

Тогда идеальным родителем буду

И клятвы моей никогда не забуду!

Клянусь!

Вот и все мои советы,

Их мудруй и проще нету.

ВЫ друзья, их не забудь!

До свиданья, в добрый путь!

Читают первоклассники 
1.Мы приветствуем всех вас! 
Посмотрите вы на нас. 
Мы стояли, долго ждали и 
обдумывали речь. 
Наконец нам слово дали- 
И гора свалилась с плеч. 

2.В школу я иду с букетом 
Маму за руку держу. 
Из-за пышного букета 
Я дверей не нахожу. 

3.Здравствуй, школа! 
Здравствуй, школа! 
Мы пришли учиться. 
Обещаем, что не будем 
Никогда лениться ! 

4 "Провожать не надо нас!" 
Мы сказали маме. 
А в какой идем мы класс, 
Догадайтесь сами. 

5.Отчего же я весёлый 
И одет, как на парад? 
Я иду сегодня в школу, 
Это вам не детский сад! 

6.Мне исполнилось семь лет, 
И меня счастливей нет! 
Я сегодня первый раз 
Отправляюсь в первый класс! 

7.Принимает часто школа 
Ребятишек в первый класс, 
Но сегодня день особый: 
Мы пришли! Встречайте нас! 

8.Теперь то жизнь другая 
Наступит у меня! 
Ой, мама дорогая! 
Какой же взрослый я! 

9.Первый раз спешим мы в школу. 
Первый класс зовет и манит всех. 
Этот праздник первый, самый новый, 
Принесет победу и успех! 

10.Мы хотим скорей учиться, 
Подружиться с букварем! 
От страницы до страницы 
Мы к весне его прочтем! 

11.Мы научимся до лета 
Рисовать, писать, считать, 
И всегда по всем предметам 
Получать мы будем "пять"! 

12.Мы почти все буквы знаем, 
Научились мы считать. 
Нам осталось лишь немного, 
Чтоб профессорами стать. 

13. Первый в жизни - настоящий праздник. 
Сердце бьётся трепетно в груди. 
Я уж не шалун и не проказник, 
Я первоклассник - ученик! 

14.В детском садике со всеми 
Я дружил немало дней, 
А теперь признаюсь честно - 
Есть заботы поважней. 

15.Химию, физику, алгебру 
Я с трех лет уже учу. 
На ЕГЭ – главном экзамене - 
Я 100 баллов наберу. 

16.Почему-то мама с папой 
Так разволновались, 
Словно сами в школу 
В первый раз собрались! 

17.Папа чистил мне ботинки, 
Стряхивал с меня пылинки, 
Мама мой большой портфель 
Собирала целый день! 

18.Книжки мне сегодня снились, 
Строем шли, в портфель ложились, 
Карандаши в тетрадке 
Написали: “Всё в порядке! 
Мы чисты, опрятны, новы, 
Для учёбы мы готовы!” 

19.Позади остался садик, 
Беззаботные деньки. 
Скоро первые оценки 
Мы получим в дневники. 

20.Раньше мы играли в школу, 
Но закончилась игра. 
Нам завидуют сегодня 
Дошколята со двора. 

21. А с игрушками, наверно, 
Надо мне прощаться. 
Я уроками теперь 
Буду заниматься. 

22.В этот чудесный светлый день 
В школу нам идти не лень, 
Говорим: “Уютный класс, 
Принимай радушно нас!” 

23.Поскорей звени, звонок, 
Мы тебя заждались. 
Ведь на первый наш урок 
Целый год мы собирались. 

Песня "Первый звонок" 

24.Мы сегодня гордо шли 
По осенним улицам. 
Лишь посмотрит кто на нас - 
Сразу залюбуется. 

25.Нам ни капельки, друзья, 
Не было обидно, 
Когда сказали: "Первый класс 
Из-за цветов не видно!" 

26.Мы обещаем учиться на "пять"! 
Мы обещаем все помнить и знать! 
Будем исследовать, все изучать, 
Чтоб получить золотую медаль! 

27.Много шумных и веселых 
Собралось сегодня нас! 
Здравствуй, здравствуй, наша школа! 
Здравствуй, здравствуй первый класс! 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Урок русского языка для учащихся 3 класса с использованием ЭОР.  (базовый учебник: "Русский язык" автор  Бунеев Р.Н и т.д.)Цель: познакомить с орфограммой непроизносимая согласная в корне сл...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

«Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне слова»

      План-конспект разработан в соответствии с ФГОС НОО по технологии деятельностного метода обучения. Перечислены все этапы урока "Открытия новых знаний", а также для каждого э...

Наблюдение за словами с непроизносимыми согласными звуками в корне слова

Конспект урока русского языка в 3 классе. ОС "Школа 2100"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне"

Иванова Светлана Владимировна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»Русский язык, 3 класс«Школа 2100»Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в кор...