Конспект урока по русскому языку с использованием технологии интегрированного обучения.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ветрова Анастасия Артуровна

Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударны слогах

Цель:1.  Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах.

 2. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

 3. Формировать умения находить проверочное слово путём  из менения формы слова.

4. Учить находить признаки животных леса.                                    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку с использованием технологии интегрированного обучения.

Учитель: Ветрова Анастасия Артуровна

Класс: 3 «А»

Тема:

Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударны слогах

Цель:1.  Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах.

 2. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.

 3. Формировать умения находить проверочное слово путём  из менения формы слова.

4. Учить находить признаки животных леса.                                    

 5. Продолжить формирование элементов экологической культуры.

 Оборудование: картинки или фотографии с изображением животных                                         леса, репродукции картин «Утро в сосновом лесу», «Лес», «Лес зимой»,

«Следы на снегу»; блок-схема алгоритма «Обозначение гласного в корне слова», карточки с написанными гласными буквами, карточки-тесты «Минутка».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети рассказывают о своей подготовке к уроку, с какими чувствами они начинают работу.

II. Словарная работа.

 -  Я прочитаю загадки, а вы должны найти признаки - отгадки. Если вы назовете правильный ответ, то я покажу картинку. Затем отгадку запишете в тетради.

Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу?(Медведь.)

- По каким признакам вы догадались, что это медведь? (Неуклюжий, косолапый, сосёт лапу и живёт в лесу.)

На доску вывешивается картинка с изображением медведя.

 Хвост пушистый, мех золотистый,                                                                                            

 В лесу живет, в деревне кур крадет.(Лисица.)

 -  Какие характерные особенности помогли вам отгадать загадку? (Пушистый хвост, мех золотистый, живёт в лесу и любит лакомиться курами.)

Вывешивается изображение лисицы.

 У косого нет берлоги, не нужна ему нора,

 От врагов спасают ноги, а от голода - кора.(Заяц.)

Назовите признаки этого животного.

(Быстрые ноги, ест кору, а глаза у него косые.)

Вывешивается изображение зайца.

- Назовите слово, которое объединяет ваши ответы.

(Животные.)

- От какого слова оно образовано?

(От слова «живой».)

-  Значит медведь, лисица, заяц - живая природа, К какой группе животных мы можем их отнести? (Это - звери.)

-  Что вы можете сказать о словах-ответах? (Это словарные слова. Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.)

-  Запишите в тетради словарные слова и подчеркните буквы, которые нужно запомнить.

 Вывешивается репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». (Короткая беседа об изображённых объектах живой природы: деревьях, медведях, которая может послужить подсказкой к следующему заданию.)

-  Составьте предложения с каждым словарным словом и запишите их в тетради.

III. Сопоставление гласных букв в ударных н безударных

слогах слов.

- Какое время года наступит после осени ? (Зима.)

- Назовите признаки зимы в неживой природе.

 (Осадки в виде снега, низкие температуры ночью и днём,  солнце светит, но не греет, низкое, хмурое небо, лёд на реке.)

-  Посмотрите на репродукцию картины. Как можно её назвать? {«Лес зимой».)

- По каким признакам вы дали такое название? (Деревья укрыты снегом и под ними сугробы,)

-  Известный детский писатель Виталий Бианки называл снег - книгой зимы. Как вы думаете, почему?

Вывешивается картина «Следы на снегу».

- Что изображено на ней?

(Следы животных на снегу, напоминающие буквы в книге.}

- Одинаковы ли все следы?

(Нет, они отличаются формой отпечатанных пальцев.)

- Правильно, если знать какому зверю они принадлежат, то можно сказать, кого мы встретим в лесу.

 -  Как изменилась жизнь животных леса с наступлением зимы? (Короткое обсуждение.)

 -  Как люди помогают лесным зверям перезимовать? (Подкармливают, где это возможно.)

-  Обратите внимание на текст, написанный на доске, прочитайте его.

 Снег называют книгой з...мы. Вот оставил сл...ды заяц.  Тут ш...гала  л...сиха. По п...ляне прошла л...сица.

-  Как вы заметили в словах пропущены буквы. Давайте порассуждаем, какие буквы надо вставить. Для этого сравним ударные и безударные слоги.

- Сколько слогов в слове ЗИМЫ?

(Два слога, 1-ый ―безударный, а 2-ой―ударный.)

-  Если в слове ЗИМЫ ударная гласная Ы, то как называется пропущенная гласная? (Безударная.)

- Можно ли, не раздумывая, вставить пропущенные гласные? (Нет, так как слышится Е-И.)

-  Можно ли такое задание назвать задачей, которую надо решить? (Да.)

-  Поможет нашему решению алгоритм, который мы сравним с лесенкой. Шагая по ней, вы сможете решить поставленную перед вами задачу.

IV.  Работа с алгоритмом.   Обозначение гласного в корне слова

Безударный гласный

                     

                                   Нет

Пиши по звуку

                   

                         Да                                                  

                                                               Нет

                         Да            

 -  Рассуждать будем так: в слове ЗИМА надо проверить первую гласную букву.

Шаг 1. Безударный - это гласный или нет?

(Да.) Идём по стрелке вниз.

Шаг 2. Проверяемый? Можно ли изменить слово, чтобы проверить написание буквы?

(Да.) Идём по стрелке вниз.

Шаг 3. Надо подобрать однокоренное слово, в котором безударная гласная станет ударной. Это слово - ЗИМЫ (множественное число). Следуя дальнейшей рекомендации, пишем букву И в слове ЗИМА.

Аналогичные рассуждения проводятся со словами: сл...ды, ш...гала, л...сиха, п...ляне, л...сица. (Устно.) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Поставьте знак ударения.

V.  Звуко-буквенный анализ слова.

ЗИМА - 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

1) - согласная, парная, звонкая.

(И) - гласная, смягчающая, безударная, проверяемая.

(М) - согласная, сонорная, звонкая, непарная.

(А) - гласная, ударная.

VI. Игра «Определи безударную гласную».

 Показываются карточки со словом, а дети показывают карточку с гласной, которую надо писать. Устно подбирают проверочное слово.

 Но/аРА                       Тро/аПА                 Ле/иСНОЙ
Зве/иРЯТА                  Ли/еСЯТА               Ло/аСЯТА
Во/аЛЧАТА                За/оЙЧАТА             Ко/аРМУШКА

VII. Самостоятельная работа.

 Учащимся предлагается 4 варианта карточек  тестов, где в словах надо вставить пропущенные буквы.

В...да                        Б...льной

Гр...чи                        Ст...льной

Н...ра                        Тр...ва

Ст...да                         Тр...пинка

Хв...лить                  Д...рить

С...лить                              Х...дитъ

Д...лекий             Ог...ньки

М...сты                       Стр...шила

М... рской                          С... довник

Ст...рик                               Д.,.машний

По окончании работы проводится взаимопроверка.

VIII. Итог урока.

 Дети рассказывают о необычности урока, обсуждают настроение во время урока и в конце него. Повторяют название темы, что запомнили из обсуждаемых вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использование ЭОР для 3 класса "Части слова. Суффикс"

Тема и номер урока в теме  Части слова. Суффикс.(1 урок) Базовый учебник  Русский язык. 3 класс. Авторы: Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. 1 часть .  1....

Конспект урока по русскому языку с использованием Технологии СДО

Технологическая карта урокаФИО: Горбунова Наталья Николаевна,учитель начальных классов   ...

Конспект урока по русскому языку с использованием здоровьесберегающей технологии обучения на тему: «Правописание предлогов»

Задачи:1. Образовательные:формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;выделять предлоги в потоке речи на слух;формировать навыки предложного управления;закреплять навыки о мног...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Технологическая карта урока по русскому языку с применением технологии смешанного обучения.

Разработка урока русского языка с использованием технологии смешанного обучения представляет собой использование современных технологий обучения в рамках системно - деятельностного подхода, ориентация...