Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием технологии проблемного  обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения.

 « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

УМК «Школа России» .2 класс  

Проблема:

  • Какие слова называются родственными?
  • Что такое корень слова?
  • Какие слова называются однокоренными?

 Новые знания:

  • 1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
  • 2. Корень – общая часть родственных слов.
  • 3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

 Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

 Задачи:

  • Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
  • Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
  • Обогащать словарный запас учеников.

Оборудование:  карточки для дифференцированной работы , разноцветные конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари.

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 Начинается урок,

 Он пойдет ребятам впрок.

 Постарайтесь все понять,

 Интересное узнать.

2.Минутка чистописания.

 Запись на доске.

                 Ум да разум надоумят сразу.

 - Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

 -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

 - Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

3.Создание проблемной ситуации.

 а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

 - И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

 - А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме - родственные слова)

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

 Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).

 б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). - А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ) .

 - Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

 - А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

 - Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

 - Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

 между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

 - Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

 - Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

 Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

 Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

 - Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

 - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

 - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

 - Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

 - Назовите эту общую часть. (зим- ).

 - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

 - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

 - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

 Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

 - С родственными словами мы разобрались.

 - Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

 - Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

 Корень:

 1) подземная часть растения;

 2) часть волоса, зуба, ногтя;

 3) начало, источник чего-либо;

 4) часть слова.

 - Наше слово «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

 - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

 - Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

 ( Общая часть родственных слов )

  Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

 4 . Понятие об однокоренных словах .

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

 - Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

 - Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

  • -родственные слова,
  • -корень слова,
  • -однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.

 - Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

 5. Физминутка .

 (Физкультминутку проводят учащиеся)

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

 6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .

 а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

 Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас - это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.

        1 ряд - - лис-

        Лиса, лист, лисонька, лисий.

                                2 ряд - - мор-

                                 Морской, моряк, море, мороз.

                                                                3 ряд - - вод –

                                                                 Вода, водичка, водный, водитель.

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

 -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

 -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

 - Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 85 из учебника на странице 61.( работу одного ученика проверить на документ камере )

- А трое ребят будут работать по карточкам из разноцветных конвертов.( конверты на выбор )

 Проверяем выполненное задание .

 Работу по карточкам проверю и оценю после урока.

 в) Групповая работа.

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

  • 1 группа - рыб -

 Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

  • 2 группа - ум –

 Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

  • 3 группа - ворон –

 Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

  • 4 группа - вод –

 Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

- Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.

1 группа

 Он всю зиму в шубе спал,

 Лапу бурую сосал,

 А проснувшись, стал реветь,

 Этот зверь лесной-…..(медведь).

                Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,...........онок.

2 группа

 На овчарку он похож,

 Что ни зуб- то острый нож.

 Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть.( волк)

                Волк, волчий, волокно, волчица, ...........онок.

3 группа

 Что за зверь со мной играет?

 Не мычит, не ржет, не лает,

 нападает на клубки,

 прячет в лапки коготки! (кошка)

                Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.

4 группа

 Вот иголки и булавки

 Вылезают из-под лавки.

 На меня они глядят,

 Молока они хотят.

                Еж, ежиха, ежевика, ежовый, ........ик.

7. Релаксация.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

 Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

 Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

 Замедляется движенье, исчезает напряженье-

 И становится понятно- расслабление приятно.

 8. Проверочное задание-тест.

 - У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

 Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

 Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

 Так же как и у кустов,

 Корень есть у разных слов.

 Будь внимателен к словам

 И проверь-ка ты все сам:

 Все ли слова родные – однокоренные?

 Белка, беленький, белить,

 Водяной, вода, водить,

 Лист, лиса, лисенок,

 Горный, горка, городок,

 Пес, песочный, песок,

 Моряки, морской, моржи,

 Корень, корневой, коржи.

 Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.

 1) 1, 2, 3.

 2) 1, 2, 3.

 3) 1, 2, 3.

 4) 1, 2, 3.

 5) 1, 2, 3.

 6) 1, 2, 3.

 7) 1, 2, 3 .

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

 9.Домашнее задание.

 -Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ 83) -определить,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.

 10. Итог урока.

 -Ребята, наш урок подходит к концу.

 Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

 -Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

 - Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

  А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).

  Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

11. Рефлексия.

 - Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

- Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

-  Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. (С использованием технологии целостного мышления) . Изложение с языковым анализом текста "Родничок" .

Данный урок проведен в 4 классе. Использование технологии целостного мышления,  как одной из здоровье сберегающих технологий,  позволяет снять напряжение у детей, создает в классе атмосферу ...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Урок русского языка с использованием технологии АМО

УМК "Перспективная начальная школа". Урок русского языка в 4 классе "Спряжение глагола" с использованием технолгии активных методов обучения....

«Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под именем Ишикавы (Исикавы)».

Введение             Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под...