Конспект урока русского языка с использованием технологии проблемного обучения. 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Файл содержит конспект + презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentacija_k_uroku.ppt | 1.15 МБ |
urok_russkogo_jazyka_1_klass.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по теме «Алфавит» с использованием технологии проблемного обучения
Урок русского языка 1 класс
Тема «Алфавит»
Планируемый результат: знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации
Критерий достижения планируемого результата: правильно установлена последовательность слов.
Цели урока: обеспечить условия для осознания того, как определять порядок слов, начинающихся на одинаковую букву; способствовать включению понятия «орфографический словарь», развивать умения им пользоваться.
Воспитательные:
- воспитание любознательности при получении знаний;
- формирование интереса к изучению родного языка;
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность;
- совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
- развивать устную речь учащихся.
Время реализации занятия – 45 минут
Авторский медиапродукт:
- Среда – Microsoft XP, редактор – Power Point.
- Вид медиапродукта – наглядная презентация 19 слайдов (переход по щелчку мыши)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, карточки со словами.
План урока
№ п/п | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время реализации |
Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Восприятие | 2 минуты | |
Актуализация, ситуация успеха. | Проверка знаний учащихся, полученных ранее | Фронтальная работа, самостоятельная работа | 6 минут | |
Создание проблемной ситуации | Создать ситуацию затруднения при выполнении знакомого задания | Фронтальная работа, самостоятельная работа | 3 минуты | |
Осознание противоречия | Выдвижение гипотез | 1 минута | ||
Постановка учебной проблемы и цели. | Помощь обучающимся в формулировании проблемы и цели | Формулирование проблемы и цели под руководством учителя | 2 минуты | |
Физминутка | 2 минуты | |||
Решение учебной проблемы | Разъяснение и помощь по просьбе учащихся, подводящий диалог | Самостоятельная и фронтальная работа (поиск решения выхода из проблемной ситуации). | 15 минут | |
Проверка верности выдвинутых гипотез. | Самостоятельная и фронтальная работа | 7 минут | ||
Моделирование | Моделирование нового правила в виде модели. | Предложения по созданию модели | 2 минуты | |
Практическое задание. Закрепление и обобщение знаний | Обобщение материала | Осознание и обобщение новых знаний (учащиеся проверяют свои предположения с теоретическим материалом учебника). | 2 минуты | |
Рефлексия | Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания. | 3 минуты |
Этапы | Содержательный материал | Записи на доске | ||
| Упражнения по кинезиологии | |||
| Практическое задание. Gосмотрите на ряд букв. Найдите «спрятавшиеся» слова. Задание для самостоятельной работы: напишите эти слова в алфавитном порядке | козайчихаграчиж (коза, зайчиха, грач, чиж) Грач, зайчиха, коза, чиж | ||
Учитель: - Были ли у вас затруднения при выполнении задания? - Почему вы смогли выполнить это задание без ошибок? - Молодцы! Вы хорошо поняли, как нужно располагать слова в алфавитном порядке. | Ученики: - Нет. - Хорошо знаем алфавит. | |||
| Практическое задание. Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я … Вкус у ягоды хорош. Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, Вот и назван… На жарком солнышке подсох И рвется из стручков … Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. - Напишите слова в алфавитном порядке. (После самостоятельного выполнения учащиеся работают в группах) - Обсудите результаты работы в группах. | морковь капуста ежевика горох малина | ||
Учитель: - Смогли ли вы справиться с заданием? - Есть ли какие-нибудь затруднения? | Ученики: -Да. | |||
| - Что вас удивило? -В чем возникли затруднения? -Чем это задание похоже на предыдущее? - Какие знания применили для решения этого задания? - Можно ли считать, что задание выполнено? - Что является причиной затруднения? | В этом ряду слов есть слова на одну и ту же букву. Мы такого задания еще не выполняли. Не знаем, какое слово писать сначала. -В этом задании тоже нужно расположить слова в алфавитном порядке. -Знание алфавита. -Нет. Существует два решения. Мы не знаем, верны ли они. -Не знаем, как располагать слова, начинающиеся на одинаковую букву в алфавитном порядке. | 1гипотеза. Горох, ежевика, капуста, морковь, малина. 2 гипотеза. Горох, ежевика, капуста, малина, морковь. | |
| -С какой проблемой столкнулись? - Что нам известно для решения задачи? - Что неизвестно? - Над каким вопросом подумаем сегодня на уроке? - Сформулируйте тему урока. | - Не знаем, в каком порядке писать слова. Встретились два слова на одну и ту же букву. -.Мы знаем, что, располагая слова в алфавитном порядке, обращаем внимание на первую букву. - Не знаем, как расположить слова, начинающиеся на одну и ту же букву. - Как располагать слова в алфавитном порядке, если есть несколько слов начинающихся на одну и ту же букву. - Продолжаем тему «Алфавит». | ||
| ||||
| - Как мы устанавливаем порядок слов по алфавиту. - Достаточно ли этого условия для решения этого задания - Может быть, существует какое-нибудь дополнительное правило для выполнения подобных заданий? - Как проверить первую гипотезу? -Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше? - Как проверить вторую гипотезу? -Соблюдено ли то условие, которым мы пользовались раньше? - Какая же гипотеза верна? Что нам подскажет? | -Смотрим на первую букву. -Нет, т.к. у нас два слова на одну и ту же букву. -Может быть, но мы его не знаем. -Да, все слова расположили в алфавитном порядке. -Да, все слова расположили в алфавитном порядке. -Нам может подсказать учебник. | ||
| - Посмотрите на книгу, которая лежит у каждого из вас на парте. Как она называется? - Для чего нужен орфографический словарь? - Как составляют словари? - Какой вопрос поможет нам решить орфографический словарь? - Какую букву в словаре будем искать? - Какое слово написано раньше? - Как вы думаете, а в другом словаре может быть слово морковь написано перед словом малина? Почему? - Итак, сформулируйте секрет словаря. - Итак, что нового узнали? | -Орфографический словарь. -Словарь нужен для того, чтобы смотреть, как правильно писать слова. -В словарях все слова пишут в алфавитном порядке. -Какое слово будем писать первым: морковь или малина. -Букву М -Слово малина. -Нет. При составлении словарей соблюдаются единые правила. Так каждый человек, знающий алфавит, может легко ориентироваться в любом словаре. -Если первые буквы в словах одинаковые, то нужно смотреть на вторые буквы этих слов. - Если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а несколько слов начинаются на одну и ту же букву, значит нужно смотреть на вторую (третью) букву. | ||
| - Как новое правило мы можем зафиксировать в модели? Задание: я говорю два слова, начинающиеся на одну и ту же букву, а вы должны выбрать и записать только то слово, которое в словаре должно быть первым. вода весна лето луг змея зимушка - Какие слова выписали? Назовите одним словом. - Расшифруй анаграммы, расположи слова в алфавитном порядке. в у м р а е й р в о б й о е д в м ь д е е ф а л а т и в | ( 1,2_ _ _ _ и 1,2_) весна лето зимушка муравей воробей медведь алфавит Решение: алфавит, воробей, медведь, муравей. | ||
|
Приложение
1. О букве.
- Зачем нужны буквы?
- Как раньше обходились без букв?
Сначала не было ни знаков, ни рисунков. Сохранилось даже предание о «живом» письме, которое послали скифы персидскому царю Дарию.
Потом что только ни придумывали: завязывали узелки на память, потом появились рисунки, но не все умели и могли рисовать, упрощали их и в итоге появились значки-буквы.
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
2. Вот так Б. Заходер предлагает заучивать алфавит.
АБВГДЕЖ – прикатили на еже.
ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ – оседлали петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья.
- Что заметили? (нет букв ь и ъ)
- Чем особенны эти буквы?
3. - Как по другому называется алфавит?
- Почему два названия?
Азбука - русское слово, алфавит – греческое.
- Кто создал азбуку?
Оказывается, славянские буквы придумали братья Кирилл и Мефодий. Существовало две азбуки: Глаголица и Кириллица (наглядный материал – изображение Глаголицы и Кириллицы)
- Как вы думаете, какая возникла раньше? Почему? Какие буквы по форме в глаголице? Какие буквы по форме в кириллице?
Кириллица названа по имени одного из братьев – Кирилла.
- Сколько букв в нашем алфавите? Сколько букв в Кириллице? Обратите внимание на первые буквы. Теперь вам должно быть понятно, почему так названа азбука.
Используемая литература:
- Ресурсы Интернета, Гимнастика для глаз http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/965-prezentaziya-gimnastika-dlya-glaz.html;
- Ресурсы Интернета, иллюстрации овощей http://www.x-top.org/prikol/label/3601/;
- http://golovinatatyana.ucoz.ru/index/russkij_jazyk/0-26
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Секреты орфографии, Москва, Просвещение, 1991;
- Бакулина Г.А., Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, Москва, «Владос», 2001;
- Лайло В.В., Развитие памяти и повышение грамотности, Москва, «Дрофа», 2001;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с использованием метода проблемного обучения
Урок русского языка с презентацией...
План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе
1. Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2. Возраст обучающихся: 7 лет.3. Название предмета: окр...
Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....