Рабочая программа по русскому языку 8 вид ( 3 класс)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку 8 вид ( 3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk.docx | 539.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В. В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
- Учебного плана МБОУ СОШ п.Обор на 2019/2020учебный год
- Учебника для обучающихся: Русский язык, А.К. Аксёнова, Э. В. Якубовская, 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 7-е издание. - Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации - М.: «Просвещение», 2011 г.
Рабочая программа учебного предмета «Русского языка» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений и навыков устной и письменной речи в разных сферах речевого общения.
Задачи:
· обучать навыкам грамотного письма и культуры речи;
· формировать основные орфографические и пунктуационные навыки;
· повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
· научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, умственного и речевого развития.
Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие фонетико-фонематических представлений;
· формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· развитие речи, владение техникой речи;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Характеристика учебного предмета.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития обучающихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой обучающихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
В 3 классе школьникам с умственной отсталостью даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение русскому языку способствует их умственному и речевому развитию.
Программа по русскому языку включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения у детей с интеллектуальной недостаточностью затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. В 3 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь.Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Графические навыки. У обучающихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков; используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.
Результаты изучения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русского языка» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Предметными результатами изучения курса «Русского языка» является сформированность следующих умений:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста;
- восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу; - различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю и составляет 102 часов
в год.
Рабочей программой предусмотрены контрольные и проверочные работы, словарные диктанты по изучаемым темам. В разделе «Приложения» даны примерные тексты для контрольных работ.
Контроль и оценка предметных результатов обучающихся:
Четверть | Вид контроля. Тема. |
1 четверть | Контрольное списывание «Хвосты». Повторение. Контрольное списывание «Звуки и буквы». Вводный диктант «Предложение. Звуки и буквы». Контрольное списывание «гласные и согласные звуки и буквы» Контрольное списывание «Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я» Контрольный диктант за 1 четверть. Контрольное списывание «Перенос слов при письме». Контрольное списывание «Твёрдые и мягкие согласные» Проверочная работа по теме: «Твердые и мягкие согласные». Контрольное списывание «Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова». Контрольный диктант за II четверть. Проверочная работа по тему: «Парные звонкие и глухие согласные». Проверочная работа «Названия предметов» Контрольный диктант за 3 четверть. Проверочная работа за 4 четверть. Словарный диктант. Контрольный диктант за год. |
2 четверть | |
3 четверть | |
4 Четверть |
Содержание программы
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
· Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
· Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
· Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
· Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
· Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
· Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
· Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
· Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
· называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
· нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
· подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
· согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
· Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
· Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
· Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
· Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
· Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
· Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
· Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
· Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
· Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
· Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
· Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Тематический план
Разделы | Кол-во часов | Родной язык | Краткое содержание раздела | |
Повторение. Предложение | 9 ч. | 3ч | Употребление простого предложения. Выделение предложений из речи и текста. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Составление схем предложений.Коллективное составление текста изложения с последовательной записью предложений. | |
Звуки и буквы | 53ч. | 18ч | Количество букв и звуков в слове. Составление пар слов, их сравнение. Образование новых слов путём замены букв. Анализ слов по звукобуквенному составу. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Гласные и согласные звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Ударение в слове. Ударные гласные. Обозначение. Безударные гласные в словах. Различение гласных ударных и безударных. Обозначение ударных гласных в однокоренных словах. Слог как часть слова. Деление слов на слоги. Запись слов по слогам. Составление слов. Звукобуквенный анализ слов.Составление рассказа по картинке. Запись предложений. Перенос слов при письме. Слова, состоящие из одного слога. Правила переноса слов. Упражнения на закрепление. Твёрдые и мягкие согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Мягкие согласные. Обозначение мягких согласных на письме. Твёрдые согласные. Обозначение твёрдых согласных на письме. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь.Закрепление: буквы, обозначающие мягкость согласных на письме. Гласные после шипящих. Шипящие согласные: ж, ш, ч, щ. Правописание жи-ши,ча-ща,чу-щу. Сочетание гласных с шипящими. Парные звонкие и глухие согласные. Согласные звонкие и глухие. Парные звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб – грибы). Слова с «опасными» согласными на конце. Разделительный мягкий знак (ь). Слоги с разделительным мягким знаком.Объяснение написания слов с разделительным мягким знаком. Списывание слов со вставкой в них пропущенных букв. Списывание предложений со вставкой в них пропущенных слов. Различение слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и. | |
Слово. | 30ч. | 8ч | Названия предметов. Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.Умение выделять слова в тексте, различать по вопросам кто? что?Употребление в речи в различных формах названий предметов.Связь названий предметов с другими словами в предложениях. Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква в именах людей, кличках животных.Большая буква в названиях населённых пунктов, улиц.Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Названия действий. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Названия признаков. Слова, обозначающие признаки предметов. Название признака (качества) данного предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие?Обозначение признаков предметов на письме ( ≈ ).Сравнение двух предметов по их качествам.Подбор и название ряда признаков одного предмета.Определение предмета по ряду признаков. Предлоги. Умение находить предлоги к, от,под, над, о (об) и писать их раздельно со словами. Разделительный ъ. | |
Предложение | 6ч | 2ч | Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Умение отвечать на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса. Составление предложений с употреблением винительного, родительного, дательного, творительного, предложного падежей. Составление предложений на заданную тему. Составление рассказа по картинке. Запись текста. | |
Повторение | 4ч | 2ч | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Имена собственные. Действия и признаки предметов. Запись рассказа по вопросам. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- алфавит;
- правильное написание словарных слов.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ | Тема учебного материала | Кол-во часов | Дата | Коррекционно-развивающие задачи | Требования к уровню подготовки обучающихся | ||
По программе | Фактически | ||||||
I четверть | |||||||
Повторение. Предложение. (8 ч.) | |||||||
1 2 | Употребление простого предложения. Выделение предложений из текста. | 1 | Развивать мелкую моторику рук; воображение. | Уметь составлять предложения из данных слов, на предложенную тему, по картинке | |||
4 3 | Большая буква в начале предложения, точка в конце.Составление схем предложений. | 1 | Развивать слуховое внимание, мелкую моторику рук, внимание. | Уметь выделять на письме начало и конец предложения, подсчитывать количество предложений в тексте. | |||
5 | Составление предложений по картинкам и дописывание предложений. | 1 | Развивать логическое мышление, фантазию, мелкую моторику рук. | Уметь дополнять предложения словами по смыслу. | |||
6 | Составление предложений по иллюстрациям к сказкам. Письмо по памяти. | 1 | Развивать память, воображение, мелкую моторику рук. | Уметь составлять предложения из 3-4 слов по иллюстрациям к сказкам. | |||
7 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | Развивать память, логику, мелкую моторику рук. | Уметь располагать предложения по смыслу для получения текста. | |||
8 | Контрольное списывание№1«Хвосты» | 1 | Развивать внимательность, графо-моторные навыки. | Уметь внимательно, грамотно списывать с печатного текста | |||
ЗВУКИ И БУКВЫ Звуки и буквы (4 ч.) | |||||||
9 | Звуки и буквы. Количество букв и звуков в слове. | 1 | Развивать мелкую моторику рук, мышление | Уметь сравнивать слова по звукобуквенному составу, выделять заданный звук в слове | |||
10 | Сравнение пар слов, различающихся порядком и количеством букв. | 1 | Развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, графомоторные навыки | Уметь определять звуковой состав слова, анализировать, делать выводы, располагать предложения по смыслу с опорой на сюжетные картинки для получения связного текста, гграмотно списывать с печатного текста. | |||
11 | Образование новых слов путём замены букв. | 1 | Развивать память, мышление, мелкую моторику рук | ||||
12 | Анализ слов по звукобуквенному составу. Контрольное списывание№2. | 1 | |||||
Порядок букв в русской азбуке (5ч.) | |||||||
13 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | Развивать мышление, мелкую моторику рук | Знать алфавит, уметь располагать слова в алфавитном порядке | |||
14 | Запись слов в алфавитном порядке. | 1 | |||||
15 | Работа со словарём. Контрольное списывание№3. | 1 | Развивать внимательность, аккуратность, мелкую моторику | Уметь списывать текст с учебника без ошибок | |||
16 | Вводный диктант №1 по теме: «Предложение. Звуки и буквы». | 1 | Проверка знаний и умений по теме | ||||
17 | Работа над ошибками | 1 | |||||
Гласные и согласные звуки и буквы. (3 ч.) | |||||||
18 | Звуки гласные и согласные. Обозначение звуков на письме буквами. | 1 | Развивать мелкую моторику рук, мышление Развивать слуховое, внимание | Уметь выделять гласные на слух и при письме, их дифференцировать | |||
19 | Восстановление деформированного текста по картинкам. | 1 | Развивать словарный запас, воображение, мелкую моторику. | Уметь располагать предложения по смыслу для получения связного текста | |||
20 | Контрольное списывание.№4 | 1 | Развивать мелкую моторику рук, внимательность. | Уметь грамотно списывать с печатного текста | |||
Гласные буквы Е, Ё, И, Э, Ю, Я. (5ч.) | |||||||
21 | Гласная буква И в начале слова и после гласных. | 1 | Развивать слуховое внимание, мелкую моторику рук. | Уметь писать слова с йотированными гласными в начале слова и после гласных | |||
22 | Гласная букваЕ, Ё. | 1 | |||||
23 | Гласная буква Ю.Я. | 1 | |||||
24 | Гласная буква Э. Закрепление. | 1 | Развивать память, мелкую моторику рук | Уметь по памяти записать ранее выученный текст | |||
25 | Контрольное списывание№5 Анализ работы. | 1 | Уметь грамотно списывать с учебника. | ||||
| |||||||
26 | Ударные гласные. Обозначение. | 1 | Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук, фонематический слух. | Уметь правильно ставить ударение, выделять ударные гласные голосом, различать ударные и безударные гласные. | |||
27 | Безударные гласные в словах. | 1 | |||||
28 | Различение гласных ударных и безударных. | 1 | |||||
29 | Ответы на вопросы по заданной теме. Составление предложений. | 1 | Развивать понятийный аппарат, мелкую моторику рук, логическое мышление | Уметь располагать предложения по порядку следования картинок, составлять рассказ | |||
30 | Контрольный диктант за 1 четверть№2 | 1 | Развивать слуховое внимание, мышление | Уметь грамотно писать под диктовку | |||
31 | Повторение пройденного. Работа со словарём над ошибками | 1 | Воспитывать навыки самоконтроля | Уметь контролировать правильность письма | |||
Слог как часть слова (2ч) | |||||||
32 | Деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ слов. | 1 | Развивать фонематический слух, навык определения количества слогов в слове. | Уметь делить слова ни слоги | |||
33 | Составление рассказа по картинке. Запись предложений. | 1 | |||||
Перенос слов при письме (3ч) | |||||||
34 | Слова, состоящие из одного слога. | 1 | Развивать внимание, память, связную речь уч-ся | Уметь делить слова для переноса. | |||
35 | Различение гласных ударных и безударных. | 1 | |||||
36 | Контрольное списывание №6 Упражнения на закрепление. . | 1 | Воспитывать навыки самоконтроля. | Уметь грамотно списывать печатный текст. | |||
Твёрдые и мягкие согласные 6 (ч.) | |||||||
. | Развивать фонематический слух, учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. | Уметь различать на слух и при письме твердые и мягкие согласные | |||||
37 | Различение гласных ударных и безударных. | 1 | Уметь на слух и при письме определять гласные после мягких и твердых согласных | ||||
38 | Мягкие согласные. Обозначение мягких согласных на письме. | 1 | |||||
39 | Твёрдые согласные. Обозначение твёрдых согласных на письме. | 1 | Развивать работу слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. | Уметь составлять ответы на вопросы, заканчивать рассказ по картинке | |||
40 | Контрольное списывание№7 | 1 | Уметь списать короткий текст правильно, грамотно | ||||
41 | Контрольный диктант№3 по теме: «Твердые и мягкие согласные». | 1 | Уметь грамотно писать под диктовку | ||||
42 | Работа над ошибками | 1 | Уметь находить ошибки в работе | ||||
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова (4ч.) | |||||||
43 | Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь. | 1 | Развивать фонематический слух | Уметь вслух и при письме выделять мягкие согласные на конце и в середине слова и обозначать их ь | |||
44 | Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я | 1 | Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. | Уметь объяснять написания слов с ь | |||
45 | Составление предложений по вопросам. | 1 | Уметь объяснять написание слов с мягкими согласными | ||||
46 | Словарная работа. Контрольное списывание.№8 | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | Уметь грамотно списывать с печатного текста | |||
Гласные после шипящих (6ч.) | |||||||
47 | Шипящие согласные: ж, ш, ч, щ. Сочетание гласных с шипящими | 1 | Закрепить знание ранее пройденных правил | Знать правила. Уметь грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | |||
48 | Правописание жи-ши. | 1 | |||||
49 | Правописание ча-ща чу-щу. | 1 | |||||
50 | Контрольный диктант№4 | 1 | Развивать функции фонематического анализа. | Уметь грамотно писать под диктовку | |||
51 | Работа над ошибками Работа с деформированным текстом. | 1 | Контролировать правильность письма | ||||
52 | Последовательное расположение предложений по смыслу. | 1 | Уметь располагать предложения последовательно, по смыслу. | ||||
Парные звонкие и глухие согласные (6 ч.) | |||||||
53 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | Знать парные звонкие и глухие согласные | ||||
54 | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Развивать мыслительные операции, внимание, мелкую моторику рук | Знать правило написания звонких и глухих согласных на конце слова. Уметь правильно определять звонкую или глухую согласную на конце слова, пользоваться проверкой написания согласных на конце слова. | |||
55 | Проверка написания путём изменения формы слова (гриб – грибы). | 1 | Развивать понятийный аппарат, мелкую моторику рук, внимание. | ||||
56 | Слова с «опасными» согласными на конце. Выборочный диктант. | 1 | Развивать память, понятийный аппарат, логическое мышление. | Знать слова с «опасными» согласными на конце | |||
57 | Написание рассказа о своём друге по вопросам. | 1 | Развивать связную, грамотную речь, мелкую моторику рук | Уметь писать рассказ с опорой на вопросы | |||
58 | Диктант №5 на тему: «Парные звонкие и глухие согласные». Работа над ошибками. | 1 | Проверка знания и применения на практике пройденного материала | ||||
Разделительный мягкий знак (ь) (4 ч.) | |||||||
59 | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Воспитывать положительную мотивацию к обучению | Знать понятие знак «разделительный» мягкий. Уметь выделять слоги с разделительным мягким знаком. | |||
60 | Слова с пропущенными буквамиСлова | 1 | Развивать грамматический строй речи, мышление | Уметь правильно вставлять пропущенные буквы | |||
61 | Слова с пропущенными буквами | 1 | Развивать фонематический слух, понятийный аппарат | Знать особенности разделительного мягкого знака перед гласными 2 ряда | |||
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и. | |||||||
62 | Составление предложений по картинке. | 1 | Развивать связную речь, словарный запас | Уметь составлять рассказ с опорой на картинки | |||
СЛОВО Названия предметов (8 ч.) | |||||||
63 | Слова, обозначающие названия предметов. | 1 | Развивать мышление, память, мелкую моторику рук | Знать и уметь выделять слова, обозначающие названия предметов | |||
64 | Умение выделять слова в тексте, различать по вопросам кто? что? | 1 | Развивать логическое мышление, фонематический слух | Уметь выделять слова в тексте, различать по вопросам кто? что? | |||
65 | Употребление в речи названий предметов. | 1 | |||||
66 | Обучение изложению. | 1 | Уметь писать изложение | ||||
67 | Обозначение названий предметов на письме в предложении (―). | 1 | Развивать графомоторные навыки, глазомер, умение пользоваться линейкой | Уметь обозначать названия предметов на письме в предложении | |||
68 | Выполнение упражнений на закрепление. | 1 | Уметь применять пройденное на практике | ||||
69 | Диктант№6 Работа над ошибками | 2 | Проверка усвоенного материала | ||||
Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц (3 ч.) | |||||||
70 | Большая буква в именах людей, кличках животных. | 1 | Развивать память, мыслительные операции | Знать правило написания большой буквы в именах людей, кличках животных | |||
71 | Большая буква в названиях населённых пунктов, улиц. | 1 | Развивать словарный запас слов, мелкую моторику рук | Знать правило написания большой буквы в названиях населенных пунктов и улиц. | |||
72 | Упражнения в написании своего домашнего адреса, адреса школы. | 1 | Развивать мелкую моторику рук, память, понятийный аппарат | Уметь писать свой домашний адрес и адрес своей школы | |||
Названия действий (8 ч.) | |||||||
73 | Слова, обозначающие действия. | 1 | Развивать внимательность, мыслительные операции, мелкую моторику рук | Знать, какие слова обозначают действия. Уметь находить их в тексте и различать по вопросам. | |||
74 | Изменение слов по вопросам Что делал? Что делает? Что будет делать? | 1 | Развивать грамматический строй речи, фонематический слух | Уметь изменять слова-действия по вопросам | |||
75 | Согласование в речи со словами, обозначающими предметы. | 1 | Развивать грамматический строй речи, связную речи, мелкую моторику рук | Уметь согласовывать слова-действия со словами, обозначающими предметы | |||
76 | Подбор к данному предмету ряда действий | 1 | Развивать логическое мышление, понятийный аппарат | Уметь подбирать ряд действий к данному предмету | |||
77 | Определение предмета по ряду действий. | 1 | Уметь определять предмет по ряду действий | ||||
78 | Обозначение действий предметов в предложении на письме ( ═ ). | 1 | Развивать графомоторные навыки, мелкую моторику рук | Знать обозначение действий на письме | |||
79 | Контрольный диктант №7 за 3 четверть. | 1 | Проверка усвоенных знаний | ||||
80 | Работа над ошибками | 1 | |||||
Названия признаков (5 ч.) | |||||||
81 | Слова, обозначающие признаки предметов. Название признака (качества) данного предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие? | 1 | Развивать словарный запас по теме, мелкую моторику рук | Знать признаки действий и уметь определять их по вопросам | |||
82 | Обозначение признаков предметов на письме ( ≈ ). | 1 | Развивать графомоторные навыки, понятийный аппарат, мелкую моторику рук | Знать обозначение признаков предметов на письме | |||
83 | Сравнение двух предметов по их качествам. | 1 | Развивать мыслительные процессы, словарный запас | Уметь сравнивать два предмета по их качествам | |||
84 | Подбор и название ряда признаков одного предмета. | 1 | Обогащать словарный запас по теме, логическое мышление, мелкую моторику | Уметь подбирать и называть ряд признаков одного предмета | |||
85 | Определение предмета по ряду признаков. | 1 | Развивать логическое мышление, понятийный аппарат. | Уметь определять предмет по ряду признаков | |||
Предлоги (3 ч.) | |||||||
86 | Предлог. Умение находить предлоги в тексте. | 1 | Развивать понятийный аппарат, мелкую моторику рук | Знать определение предлога. Уметь находить предлоги в тексте. | |||
87 | Написание предлогов. | 1 | Развивать внимательность, мелкую моторику рук, память | Знать правописание предлогов | |||
88 | Умение использовать предлоги в речи. | 1 | Развивать грамматический строй речи, связную речь, мыслительные операции. | Уметь использовать предлоги в речи | |||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ Предложение (8 ч.) | |||||||
89 | Построение простого предложения. | 1 | Развивать грамматический строй речи | Уметь составлять простые предложения | |||
90 | Предложения из слов, данных в начальной форме Составление рассказа по картинке. Запись текста.. | 1 | Развивать понятийный аппарат , мелкую моторику, грамматический строй речи. | Уметь составлять предложения из данных слов | |||
91 | Предложения с употреблением винительного падежа. | 1 | Развивать мелкую моторику рук, умение работать в коллективе | Уметь составлять предложения с употреблением винительного падежа | |||
92 | Предложения с употреблением родительного падежа. | 1 | Обогащать словарный запас слов, развивать общую и мелкую моторику | Уметь составлять предложения с употреблением родительного падежа | |||
93 | Предложения с употреблением дательного падежа. | 1 | Развивать понятийный аппарат, логическое мышление | Уметь составлять предложения с употреблением дательного падежа | |||
94 | Предложения с употреблением творительного падежа. | 1 | Развивать мышление, память, внимание | Уметь составлять предложения с употреблением творительного падежа | |||
95 96 | Контрольный диктант №8 за 4 четверть. Работа над ошибками. Составление предложений на заданную тему. | 2 | Проверка знаний и умений учащихся | ||||
ПОВТОРЕНИЕ Повторение пройденного (5 ч.) | |||||||
97 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. Словарный диктант | 1 | Развивать память, понятийный аппарат, мыслительные процессы | Знать о правописании слов с непроверяемыми буквами. | |||
98 | Обучение изложению. | 1 | Знать, как писать изложение | ||||
99 | Запись рассказа по вопросам. Имена собственные | 1 | Уметь записывать рассказ по вопросам | ||||
20р/я | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. | 1 | |||||
100 | Контрольный диктант №9 за год | 1 | Проверка знаний и умений учащихся | ||||
101 | Работа над ошибками Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. | 1 | Обогащать словарный запас слов, развивать грамматический строй речи, мелкую моторику рук . | Уметь вставлять пропущенные буквы в слова и слова в предложения | |||
102 | Подведение итогов за год. | 1 | Знать пройденный материал |
Приложение 1.
Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем в 3 классе по русскому языку.
Повторение.
1.Прочитай, для чего нужны хвосты.
- Лошади и коровы хвостом мух отгоняют. У птиц и рыб хвост вместо руля. А лиса хвостом след заметает.
2. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Звуки и буквы.
1.Прочитай, у кого ещё кроме птиц, есть гнёзда.
- У белочки гнездо в дупле. Мышка строит гнёздышко в норке. Ёжик делает себе гнездо в ямке.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Порядок букв в русской азбуке.
1.Прочитай, как правильно начать разговор по телефону.
- Сначала вежливо поздоровайся. Назови своё имя. Попроси к телефону того, с кем хочешь поговорить.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
4. Постарайся соблюдать правила разговора по телефону.
Диктант №1 « Звуки и буквы».
Осень.
Вот и осень. Лес голый. Идет дождь. Всюду грязь. Стал дуть холодный ветер. По улицам трудно ходить. Можно упасть. (19 слов)
Гласные и согласные звуки и буквы.
- Прочитай и запомни правила беседы.
- Учись говорить спокойно. Умей слушать собеседника. Не доводи спор до ссоры.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Твёрдые и мягкие согласные.
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
- На рябине птицы клевали ягоды. Ягоды падали на землю. Катя собрала их на нитку. Получились красные бусы.
2.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Диктант №2 Кисель.
Мама ставит воду на огонь. Она будет варить кисель. Нужно мыть фрукты, класть сахар. Кисель готов. Ко мне идёт Игорь. Мы будем пить кисель и есть вафли. (27 слов)
Ударение в слове.
- Рассмотри картинки. Прочитай названия птиц.
снегирь синица зяблик дятел
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
4.Скажи, чем кормятся птицы в лесу.
Слог как часть слова
1.Прочитай, чем можно и чем нельзя кормить птиц.
- Птиц кормят разными семечками. Семена дробят, но не жарят. Любят птицы белый хлеб. А чёрный хлеб им вреден.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Перенос слов при письме
1.Рассмотри картинки и прочитай.
Чудо-птичка.
Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу. Это была оляпка.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Мягкий знак на конце и в середине слова
- Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
- Принесла крольчиха деткам – крольчатам сладкую морковь. Быстро съели крольчата угощение. А как оно называется, спросить забыли.
- Написал? А теперь всё внимательно проверь.
Диктинт№3
Собака.
У Димы была собака Капелька. Теперь ее нет. Плачет маленький Дима. Ищет целый день собаку. Пришла мама с работы. Нашла Капельку под крыльцом. (23 слова)
Гласные после шипящих
- Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
- У гадюки родились детки. Маленьким змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть, и очень ядовиты.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
3. Поставь себе отметку.
Диктант №4
Юра – школьник. Отец дал мальчику альбом. Юра взял кисть и краски. Он рисует зимний день. Бульвар белый от снега. Вдоль бульвара елочки. Они тоже в снегу. (27 слов)
Парные звонкие и глухие согласные
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
- Жила коза с козлятами. Она часто уходила в лес за кормом. Козлята были дома одни.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
3. Из какой сказки эти предложения? Какой у сказки конец?
Звонкие и глухие согласные на конце слова
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
- Сидит волк у проруби. Опустил в воду хвост. Ждёт, когда рыба клюнет. А хвост примёрз.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
3. Скажи, из какой сказки эти предложения? Кто обманул волка?
Разделительный мягкий знак
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
- Бежит речка через рощу. Мчатся к ней навстречу ручьи. Пьют из речки воду растения и животные.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
Слово
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
- Стоит на поляне дуб. Он весь в снегу. А вокруг следы зайца. Это он спал под дубом.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
Большая буква в именах собственных
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
- В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Костя Дёмин. Он приехал из Тулы.
2.Проверьте друг у друга написанное. Поставьте отметки.
Приложение 2.
Примерные годовые контрольные работы по русскому языку (программа специальных (коррекционных) учреждений YIII вида)
Контрольный диктант
3 класс
Кончился учебный год. Наступило жаркое лето. Каждый день ходим на берег ручья. Мы плаваем в прохладной воде, лежим на песке. Хорошо полежать у ручья в тени деревьев. (27 слов)
Примечание: грамматические задания подбирает учитель в соответствии с программой по русскому языку и подготовленности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...