Адаптированная рабочая программа для обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант1) по русскому языку и содержит: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arprusskiy_yazyk_4a_dolgalev.docx | 60.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Керамкомбинат»
Искитимского района
Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО Зам директора по УВР
| УТВЕРЖДЕНА приказом директора от 30 .08. 2020 г № 72-ОД |
Адаптированная рабочая программа
для обучающегося 4 класса «А»
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант1)
по предмету «Русский язык»
на 2021 – 2022 учебный год
119 часов
ПРИНЯТА решением методического объединения учителей начальных классов протокол от 29 .08.2020г. № 1 руководитель МО | Составитель: Л.А.Ерофеева, учитель начальных классов |
2021
Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс разработана на основе:
-Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-примерной адаптированной основой общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, русский язык;
2) овладение начальными навыками адаптации с использованием языковых средств;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, языковыми средствами;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия на русском языке;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках русского языка;
6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях на уроках русского языка;
7) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств средствами русского языка;
8) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям на уроках русского языка.
В рамках учебного предмета «Русский язык» формируются познавательные учебные действия, представленные комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
• выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
• устанавливать видо-родовые отношения предметов;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами;
• читать; писать; выполнять арифметические действия;
• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
• работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и других носителях).
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения:
- формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требований;
- определять план выполнения заданий на уроках письма под руководством учителя;
- оформлять свои мысли в устной речи;
- ссоставлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
- писать под диктовку предложения и тексты.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов .
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
На уроках русского языка на уровне начального образования обучающиеся научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения. У обучающихся, освоивших адаптированную основную общеобразовательную программу, сформируются определенные навыки устной и письменной речи в пределах их способностей и психического развития. По завершению освоения программы обучающиеся достигнут следующих результатов:
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости- глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Цель курса: создать разноуровневые, доступные условия для овладения обучающимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
-вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
-учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
-формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
-воспитывать интерес к русскому языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового, осмысленного восприятия и узнавания, сопоставления и сравнения;
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций: точность и прочность и полноту запоминания и воспроизведения информации, умение обобщать и анализировать;
коррекция речи: умение последовательно выражать свои мысли, самостоятельно применять правила построения устной и письменной речи
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально — личностной сферы,
обогащение активного и пассивного словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегчённые варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Основное содержание учебного предмета
Повторение пройденного. Предложение.
Выделение предложений из текста. Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; окончание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. Вопросительные и восклицательные предложения.
Структурно и содержательно программа для 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания в 2 — 3 классах и рассчитана на 119 часа.
Формы организации учебных занятий: комбинированный урок, урок-игра, обобщающий урок, контрольный урок.
Формы контроля: контрольный диктант, контрольное списывание.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, а также с определением основных видов деятельности обучающихся на уроке
№ урока | Тема урока | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы | Основные виды деятельности обучающихся на уроке |
1 | Раздел: Предложение | 13 | |
1.1 | Повторение. Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по предметной картинке. | 7 6 | Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по предметной картинке. Сравнение предложений нераспространённых и распространённых. Распространение предложений с помощью предметных картинок, вопросов, схем. Нахождение и выделение в предложении названий предметов, действий, признаков. Работа с текстом, предложением, схемами. |
2 | Раздел: Звуки и буквы | 45 | |
2.1 | Гласные и согласные звуки | 3 | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами, текстом Расположение слов в алфавитном порядке; заучивание алфавита наизусть. Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова. |
2.2 | Ударные и безударные гласные | 8 | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами, текстом Определение ударного слога в двусложных и трёхсложных словах; выделение гласных ударных и безударных. Различение количества слогов в слове по количеству гласных; деление слов на слоги; усвоение правила переноса части слова при письме. Написание слов с безударными гласными: различение ударных и безударных гласных; определение наличия орфограммы в слове; проверка написания путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: пользование словарем, данным в учебнике. |
2.3 | Твёрдые и мягкие согласные | 8 | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами |
2.4 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 5 | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Употребление ь на конце и в середине слова. |
2.5 | Гласные после шипящих | 5 | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу: определение в словах и текстах наличия слов с данными орфограммами. Нахождение в словах и текстах наличия слов с данными орфограммами. |
2.6 | Разделительный мягкий знак | 9 | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Усвоение правила о написании разделительного ь перед гласными е, ё, ю, я, и. |
2.7 | Парные звонкие и глухие согласные | 12 | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова; объяснение случаев расхождения звучания и написания. Определение наличия орфограммы в слове; объяснение написания слова путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. |
3 | Раздел: Слово | 32 | |
3.1 | Названия предметов | 8 | Выполнение упражнений, игровые упражнения Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. |
3.2 | Большая буква в словах | 4 | Выполнение упражнений, работа с текстом Усвоение правила о написании с большой буквы названий рек, гор, морей. |
3.3 | Названия признаков | 11 | Выполнение упражнений, игровые упражнения |
3.4 | Названия действий | 7 | Выполнение упражнений, игровые упражнения |
3.5 | Предлоги | 9 | Выполнение упражнений, работа с текстом. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. Усвоение правила о раздельном написании предлогов до, без, под, над, около, перед с другими словами. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Составление словосочетаний по заданному слову с предлогом. |
4 | Раздел: Предложение | 13 | |
4.1 | Порядок слов в предложении. | 7 | Выполнение упражнений, работа с текстом Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
4.2 | Связь слов в предложении. | Выполнение упражнений, работа с текстом Упражнения в составлении предложений; распространение предложений. | |
4.3 | Вопросительные, восклицательные предложения | 6 | Выполнение упражнений, работа с текстом. Классификация предложений по цели высказывания при сопоставлении повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. |
5 | Раздел Повторение | 16 | Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. |
Итого | 119 часа (3,5 часа в неделю) |
№ п\п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Наглядность | Основные виды учебной деятельности | |
Предложение. 13 | |||||||
День знаний. | 1 | 1с | Составление предложений по сюжетной картинке. Составление предложений по предметной картинке. Сравнение предложений нераспространённых и распространённых. Распространение предложений с помощью предметных картинок, вопросов, схем. Нахождение и выделение в предложении названий предметов, действий, признаков. Работа с текстом, предложением, схемами. | ||||
Выделение предложения из текста. | 1 | 2с | |||||
Выделение предложения из текста. Закрепление. | 1 | 6 | |||||
Предложение законченное и незаконченное. | 1 | 7 | |||||
Завершение начатого предложения. | 1 | 9 | |||||
Предложение и схема. предложения. | 1 | 13 | |||||
Распространение предложений. | 1 | 14 | |||||
Порядок слов в предложении. | 1 | 15 | |||||
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. | 1 | 16 | карточки | ||||
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. | 1 | 20 | |||||
Составление предложений по сюжетной картине. | 1 | 21 | |||||
Составление предложений по предметной картине. | 1 | 23 | таблица | ||||
Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 27 | |||||
Звуки и буквы 45ч | |||||||
Гласные звуки 3ч | |||||||
14 | Анализ диктанта.Алфавит. Расположение слов по алфавиту. | 1 | 28с | алфавит | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами, текстом Расположение слов в алфавитном порядке; заучивание алфавита наизусть. Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова. | ||
15 | Гласные звуки и буквы | 1 | 29с | ||||
16 | Гласные звуки и буквы соотнесение количества гласных и слогов в слове. | 1 | 30с | ||||
Ударные и безударные гласные 8ч. | |||||||
17 | Различение ударных и безударных гласных. | 1 | 4ок | таблица | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами, текстом Определение ударного слога в двусложных и трёхсложных словах; выделение гласных ударных и безударных. Различение количества слогов в слове по количеству гласных; деление слов на слоги; усвоение правила переноса части слова при письме. Написание слов с безударными гласными: различение ударных и безударных гласных; определение наличия орфограммы в слове; проверка написания путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: пользование словарем, данным в учебнике. | ||
18 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1 | 5ок | таблица | |||
19 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Закрепление. | 1 | 7ок | ||||
20 | Проверка безударной гласной изменением формы слова | 1 | 11 | ||||
21 | Объяснение правописания слов с безударной гласной | 1 | 12 | ||||
22 | Непроверяемые безударные гласные | 1 | 13 | ||||
23 | Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице | 1 | 14 | ||||
24 | Контрольный диктант «В норе» по теме «Гласные звуки и буквы» | 18 | |||||
Твёрдые и мягкие согласные 8ч | |||||||
25 | Анализ диктанта. Твердые и мягкие согласные. | 1 | 19 | таблица | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Употребление ь на конце и в середине слова. | ||
26 | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | 21 | ||||
27 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я. | 1 | 25 | таблица | |||
28 | Буква мягкий знак (ь) на конце слова | 1 | 26ок | таблица | |||
29 | Буква мягкий знак (ь) в середине слова. | 1 | 27ок | ||||
30 | Буква мягкий знак (ь) в конце и середине слова. | 1 | 28ок | ||||
31 | Различение твёрдых и мягких согласных. | 1 | 8н | таблица | |||
32 | Диктант по теме «Твёрдые и мягкие согласные» | 9н | |||||
Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах 5ч | |||||||
33 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Активизация словаря по теме. | 1 | 11н | карточки | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу: определение в словах и текстах наличия слов с данными орфограммами. Нахождение в словах и текстах наличия слов с данными орфограммами. | ||
34 | Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах. | 1 | 15 | ||||
35 | Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах. Закрепление. | 1 | 16 | ||||
36 | Упражнение в написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 17 | ||||
37 | Различение правил правописания в словах. | 1 | 18н | таблица | |||
Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я 9ч | |||||||
38 | Знакомство с разделительным мягким знаком. | 1 | 22н | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами Усвоение правила о написании разделительного ь перед гласными е, ё, ю, я, и. | |||
39 | Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. | 1 | 23н | ||||
40 | Правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 25н | ||||
41 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 29н | ||||
42 | Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. | 1 | 30н | таблица | |||
43 | Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. | 1 | 1д | Таблица | |||
44 | Разделительный мягкий знак. | 1 | 2д | ||||
45 | Разделительный мягкий знак. Закрепление. | 1 | 6 | Таблица | |||
46 | Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я» | 1 | 7 | ||||
Звонкие и глухие согласные 12ч | |||||||
47 | Различение звонких и глухих согласных в словах. | 1 | 9 | предметные картинки | Выполнение упражнений, работа со звуками, лексическими единицами. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. Различение звонких и глухих согласных; соотнесение звучания и написания слова; объяснение случаев расхождения звучания и написания. Определение наличия орфограммы в слове; объяснение написания слова путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. | ||
48 | Наблюдение за парными согласными на конце слова. | 1 | 13 | ||||
49 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 14 | ||||
50 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Тренировочные упражнения. | 1 | 15 | ||||
51 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 16 | ||||
52 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление правила. | 1 | 20д | ||||
53 | Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. | 1 | 21 | ||||
54 | Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. Закрепление. | 1 | 23 | ||||
55 | Правила правописания в слове парных согласных. | 1 | 27д | ||||
56 | Упражнения в правописании слов с парными согласными | 1 | 28д | ||||
57 | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 1 | 29д | ||||
58 | Контрольный диктант по теме «Звонкие и глухие согласные » | 1 | 10я | ||||
Слово 32 | |||||||
59 | Названия предметов, действий, признаков. | 1 | 11я | упражнение в определении предмета, признака предмета и действия предмета | |||
60 | Названия предметов, действий, признаков. Закрепление знаний. | 1 | 13я | ||||
Названия предметов 6ч | |||||||
61 | Различение названий предметов по вопросам кто? что? | 1 | 17я | Выполнение упражнений, игровые упражнения Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. | |||
62 | Различение названий предметов по вопросам кого? чего? | 1 | 18я | ||||
63 | Различение названий предметов по вопросам кому? чему? | 1 | 19 | ||||
64 | Различение названий предметов по вопросам кем? чем? | 1 | 20 | ||||
65 | Различение названий предметов по вопросам оком? о чём? | 1 | 24 | карточки | |||
66 | Выделение названий предметов в предложении. | 1 | 25 | ||||
Имена собственные 4ч | |||||||
67 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. | 1 | 27я | Выполнение упражнений, игровые упражнения Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Выполнение упражнений, работа с текстом Усвоение правила о написании с большой буквы названий рек, гор, морей. | |||
68 | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | 1 | 31я | ||||
69 | Названия предметов. Закрепление знаний. | 1 | 1ф | ||||
70 | Контрольный диктант по теме «Названия предметов» | 2ф | |||||
Названия признаков 11ч | |||||||
71 | Определение признаков предметов по вопросам какой? какая?какое? какие? | 1 | 3ф | таблица | Выполнение упражнений, игровые упражнения Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. | ||
72 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | 7ф | ||||
73 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Закрепление. | 1 | 8ф | С.109 | |||
74 | Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. | 1 | 10ф | ||||
75 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. | 1 | 11ф | ||||
76 | Определение предмета по его признакам. | 1 | 14ф | ||||
77 | Различение названий предметов, действий, признаков. | 1 | 15ф | таблица | |||
78 | Постановка вопросов к словам в предложении. | 1 | 16ф | ||||
79 | Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета. | 1 | 17ф | ||||
80 | Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета. | 1 | 21ф | ||||
81 | Контрольный диктант по теме «Названия признаков» | 1 | 22ф | ||||
Предлоги 9ч | |||||||
82 | Предлоги ПО, К, ОТ, НАД, ПОД, О, В, НА, со словами. | 1 | 24ф | таблица | Выполнение упражнений, работа с текстом. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. Усвоение правила о раздельном написании предлогов до, без, под, над, около, перед с другими словами. Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. Составление словосочетаний по заданному слову с предлогом. | ||
83 | Предлог ИЗ со словами. | 1 | 28ф | таблица | |||
84 | Предлог ЗА со словами. | 1 | 1м | ||||
85 | Предлог БЕЗ со словами. | 1 | 2м | ||||
86 | Предлог ДО со словами. | 1 | 3м | словарь | |||
87 | Предлог ПРО со словами. | 1 | 7м | ||||
88 | Правописание предлогов со словами. | 1 | 10м | таблица | |||
89 | Предлоги. Закрепление знаний. | 1 | 14 | ||||
90 | Контрольный диктант по теме «Предлоги» | 1 | 15 | ||||
Предложение 13 | |||||||
91 | Предложение.Выделение предложений из текста. | 1 | 16 | карточки | упражнение в выделении предложения в тексте Заучивание словарных слов Формирование правильной речи | ||
92 | Выделение предложений из текста. | 1 | 17 | ||||
93 | Деление текста на предложения. | 1 | 21м | ||||
94 | Завершение начатого предложения. | 1 | 22м | таблица | |||
95 | Порядок слов в предложении. | 1 | 24м | ||||
96 | Связь слов в предложении. | 1 | 4ап | ||||
97 | Связь слов в предложении.Закрепление | 1 | 5ап | ||||
Предложения разные по интонации 6ч | |||||||
98 | Вопросительные предложения. | 1 | 6ап | карточки | Выполнение упражнений, работа с текстом Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Выполнение упражнений, работа с текстом Упражнения в составлении предложений; распространение предложений. Выполнение упражнений, работа с текстом. Классификация предложений по цели высказывания при сопоставлении повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. | ||
99 | Вопросительные предложения | 1 | 7ап | ||||
100 | Восклицательные предложения. | 1 | 11 | ||||
101 | Восклицательные предложения. | 1 | 12 | ||||
102 | Разные по интонации предложения. | 1 | 14 | загадки | |||
103 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 18 | ||||
Повторение 16ч | |||||||
104 | Повторение. Правописание гласных и согласных в слове. | 1 | 19 | Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Выполнение контрольного диктанта, контрольного списывания. | |||
105 | Повторение. Правописание гласных и согласных в слове. | 1 | 20 | ||||
106 | Повторение. Правописание гласных и согласных в слове. | 1 | 21 | ||||
107 | Повторение. Правописание гласных и согласных в слове. | 1 | 25ап | ||||
108 | Повторение Правописание жи-ши,ча-ща, чу-щу | 1 | 26ап | ||||
109 | Повторение Правописание жи-ши,ча-ща, чу-щу | 1 | 28ап | ||||
110 | Контрольный диктант за 4 класс. | 1 | 2м | ||||
111 | Повторение. Правописание слов с мягким знаком. | 1 | 3м | ||||
112 | Повторение. Правописание слов с мягким знаком. | 1 | 4м | ||||
113 | Повторение. Названия предметов, действий, признаков. | 1 | 5м | ||||
114 | Повторение. Названия предметов, действий, признаков. | 1 | 10 | ||||
115 | Повторение. Названия предметов, действий, признаков. | 1 | 12 | ||||
116 | Повторение. Названия предметов, действий, признаков. | 1 | 16 | ||||
117 | Повторение. Предложение. | 1 | 17 | ||||
118 | Повторение. Предложение. | 1 | 18 | ||||
119 | Обобщение пройденного за год. | 1 | 19м |
4. Учебно-методический материал:
1. Аксенова, А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1991.
2. Аксенова, А.К. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы./ А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2018.
3. Бгажнокова, И.М. Программы для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы 0-4 классы. – М.: Просвещение, 2018.
4. Волина, В.В. Занимательное азбуквоведение. - М.: Просвещение», 1991.
5. Кульневич, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002.
Материально-техническое обеспечение:
АРМ учителя: копьютер, проектор, колонки, принтер-сканер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1 ...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Ручной труд» 1 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по ручному труду в 1 классе рассчитана на 66 ...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Чтение» 2 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ№1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по чтению рассчитана во 2 классе на 136 часов...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Чтение» 1 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ№1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по чтению рассчитана в 1 классе на 99 часов, 3...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по курсу Математика
В.В. Эк. Математика. Рабочие программы. Авторская программа М.Н. Перова, В.В. Эк под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009г....
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по курсу Изобразительному искусству
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Авторской программы В.В. Воронковой «Математика» / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по воспитательной работе
Работа воспитателя направлена на то, чтобы воспитанник, имеющий какие-то отклонения в развитии, трудности поведения, был социально адаптирован к условиям современной жизни, т.е. мог самостоятельно пра...