Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание -ться и тся в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Это урок повторения и закрепления пройденного материала по УМК "Начальная школа 21 века". Целью урока было закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов. Данные задания также помогут учащимся развивать орфографическую зоркость, память, внимание, вызовут интерес у обучающихся, обучат навыкам самоконтроля, умению работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_glagolah.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Правописание -ться и -тся в глаголах»
Тип урока: урок закрепления и повторения пройденного материала
Цель урока: создать условия для работы детей по закреплению умений правильно писать глаголы в начальной форме на -ться и глаголы 3-го лица единственного и множественного числа на -тся.
Задачи урока
1. Образовательные: закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
2. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание устную и письменную речь, развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, коммуникабельность.
3. Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально, в парах и в группе, выражать собственное мнение и аргументировать его, уважительное отношение к мнению товарищей; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели.
Планируемые результаты урока:
Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Предметные: умение задавать вопросы к глаголам; научиться действовать по алгоритму для проверки изучаемой орфограммы.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получаемую на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и задачи на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Мотивация учения на разных этапах урока:
- эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);
- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, ч.1, наглядный материал: девиз урока, алгоритм для письма -ться и -тся; карточки -ться и -тся; проблема урока: балует?ся, баловат?ся; правила групповой работы; карточки для парной работы; дифференцированные задания трёх уровней; карточки для самопроверки; информационный текст у каждого с таблицей ЗУХ
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас гости. А что дарят гостям? Только самое лучшее. Давайте покажем сегодня всё, что мы знаем и умеем. Начинаем урок русского языка. Мне хочется, чтобы каждый из вас после урока мог сказать так:
«Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл,
Научился применять,
И задание выполнять».
II. Введение в тему. Актуализация знаний.
Нам предстоит закрепить важное открытие предыдущего урока. Вам нужно быть внимательными и активными, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами лежит лист с заданием. Задание: Нужно записать слова в 2 столбика. В первый столбик записывайте глаголы, во второй – существительные. Выполняем.
[ца] ться [ца] ца
что делать? кто? что?
кури[ца], пугови[ца], улыба[ца], ули[ца], умыва[ца], учи[ца], умни[ца], верте[ца], труди[ца], пени[ца]
- В парах проверьте работы друг у друга.
III. Постановка темы и цели урока
1. Создание проблемной ситуации
- Прочитайте, какие слова вы записали во второй столбик. Какой частью речи они являются?
- Это существительные.
- Что написали на конце существительных? (- ца)
- Была ли проблема написания этой орфограммы?
- Нет. Слышится [ца], и пишется ца.
- Прочитайте, какие слова вы записали в первый столбик. Какой частью речи они являются?
- Это глаголы.
- В какой форме они стоят? (В начальной форме)
- Что нужно писать на конце глаголов начальной формы?
- ться. (Вешаю карточку на доску).
- Молодцы! Смотрим на доску:
БАЛУЕТ?СЯ БАЛОВАТ?СЯ
- Как будете писать: - ться или - тся? (Вешаю карточку тся на доску)
- Девочки, у нас возникла проблема. Какая?
- Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма.
2. Постановка учебной задачи.
- Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока?
- Правописание ться и тся в глаголах.
- Какие учебные задачи поставим перед собой?
- Повторить и закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах.
- Какую цель поставите себе?
- Повторить и закрепить умение правильно писать в глаголах -тся и -ться.
3. Поиск решения проблемы
- Итак, возникла проблема. Как решить эту проблему?
- Вспомним рубрику «Тайны языка». От чего же зависит написание -ться и -тся в глаголах? (От вопроса).
- Повторим алгоритм работы.
На доске табличка «Алгоритм правописания -тся и -тся в глаголах».
Ученики повторяют действия по алгоритму. (Читают от своего лица)
- Помните, ребята! Вопрос - ваш главный помощник. Если сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.
IV. Актуализация знаний
1. - Откройте тетради. Напишите число.
- Двадцать третье ноября.
- Классная работа.
- Откройте учебники на с. 118. Упражнение 3. Прочитайте задание. Спиши, выбирая нужное слово из предложенной пары. Не забывай ставить вопрос. Он поможет тебе сделать правильный выбор.
- Выполняем упражнение. (Когда выполняют упражнение, я на стены вешаю глаголы из физминутки)
- Проверяем.
сердится – сердиться
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердиться. Сердиться – что делать? В вопросе есть Ь, значит сердиться пишу с Ь.
Собака сердится и рычит на кошку. Собака что делает? Сердится. В вопросе нет Ь, значит сердится пишу без Ь.
учиться-учится
Катя учится на одни пятёрки.
Мне очень нравится учиться в школе.
ссориться-ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду ссориться.
Вася часто ссорится с одноклассниками.
2. Физминутка.
Потянуться, отдохнуть
Глубоко теперь вздохнуть
Встать, попрыгать, посмеяться
Покружиться, покачаться
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки? (Называют, что запомнили).
- Посмотрите-ка вокруг. По-моему, эти глаголы пришли к вам в гости.
- В какой форме стоят глаголы? (Все глаголы в начальной форме)
- Значит, как их нужно писать?
- С ться.
3. Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Дифференцированные задания с правом на выбор.
- Перед вами лежат цветные карточки. В жёлтой карточке даны задания 1 уровня, в синей карточке – задания 2 уровня, а в зелёной карточке задания 3 уровня.
- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте задания 1 уровня.
- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор – уровень 2.
- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень – 3.
(выполняют по карточкам в тетради).
1 ур. – Обозначь изученную орфограмму в пословицах.
Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.
2 ур. Вставь, где нужно, мягкий знак. Задай вопрос.
Друзья (…………?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (…………………?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (………………..?) не учит…ся.
За всё (…………………..?) брат…ся – ничего не сделать.
3 ур. Найди соответствие. Соедини вопросы с глаголами.
Что делать? Они купают…..ся
Что делает? Не мог дотянут……ся
Что делают? Надо мыт…..ся
Что сделать? Носит….ся по улице
Самопроверка по ключу.
- Ключи для проверки находятся на листочках такого же цвета.
- Еще раз повторим. Когда в глаголах нужно писать тся, а когда – ться?
V. Систематизация знаний.
1. Стадия вызова.
- Как вы думаете, мы уже всё изучили о глаголах? Очень хорошо знаем об этой части речи? Я предлагаю проверить свои знания. Согласны?
2. Стадия осмысления.
Групповая работа.
- Сейчас организуем группу и будем работать с информационным текстом, используя приём «Заметки на полях». Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе.
- Девочки, у вас на столе лежит лист с информационным текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и маркировочными значками отмечаете информацию. В конце листа находятся условные маркировочные знаки. От вас потребуется внимательное чтение, активная работа, потому что вы должны разнести всю информацию в таблицу «ЗУХ» (Знаю. Узнала новое. Хочу узнать подробнее)
Информационный текст.
- Глагол – это самостоятельная часть речи, которая называет действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- Глаголы бывают совершенного (построить, сделать) и несовершенного (строить, делать) вида.
- Глагол встречаете – 1-го лица.
- Глаголы изменяются по временам. Сыграл – прошедшего времени, играет – настоящего времени, сыграет – будущего времени.
- Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительное, условное, повелительное. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.
- Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь.
- Глагол имеет следующие формы:
- начальную – говорить, писать, везти, беречь;
- личные – (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят.
8. На конце глаголов 3-го лица единственного или множественного лица пишется тся, на конце глаголов начальной формы пишется ться.
9. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.
10. Глаголы склоняются, т.е. изменяются по числам и падежам.
Маркировочные знаки
«v» - информация, которая уже была известна тебе;
«+» - новая информация;
«–» - неверная информация;
«?» - информация, которую ты не поняла, но хочешь узнать подробнее.
Заполнение «Маркировочной таблицы ЗУХ»
- Если вы всё отметили, приступайте к заполнению таблицы «ЗУХ». В таблице запишите только номер информации из текста. Предложения списывать не нужно.
Знаю | Узнала новое | Хочу узнать подробнее |
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая называет действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать? | На конце глаголов 3-го лица единственного или множественного лица пишется -тся, на конце глаголов начальной формы пишется -ться. | Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительное, условное, повелительное. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам. |
Глаголы изменяются по временам. Сыграл – прошедшего времени, играет – настоящего времени, сыграет – будущего времени. | Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь. | Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. |
Глаголы бывают совершенного (построить, сделать) и несовершенного (строить, делать) вида. | ||
Глагол имеет следующие формы: - начальную – говорить, писать, везти, беречь; - личные – (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят. |
V. Итог урока. Рефлексия.
– Над чем мы работали сегодня на уроке? (Тренировались в написании глаголов с сочетаниями -тся, -ться.)
– За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?
– Предлагаю продолжить следующие предложения.
Урок:
-привлёк меня тем, что…..
-показался интересным….
-заставил задуматься….
-навёл меня на размышления…
– А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.
– Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.
Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.
А если у кого-то что-то не получилось, не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.
Поставить оценки детям с комментированием
Домашнее задание: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет преодолеть имеющиеся трудности:
1. Кто научился правильно писать -тся и -ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 2 на с. 117
2. Кто научился правильно выбирать -тся или -ться и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните упр. № 4 на с. 118.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.
Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...
Самоанализ урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме:"Число глагола".
В публикации дан подробный анализ урока русского языка....
Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"
Предмет: Русский языкУМК «Гармония»Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Класс: 3Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Размы...
Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".
Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".Урок закрепления изученных знаний.Программа "Перспектива"....
Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия «спряжение». («Имена склоняются, а глаголы…»)
Урок-исследование...
Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"
Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...
Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи
Дидактическая цель: Введение термина глагол для слов названий действий Задачи урока:1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме. 2. Развивать умение употреб...