Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание -ться и тся в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Фатихова Венира Галимзяновна

Это урок повторения и закрепления пройденного материала по УМК "Начальная школа 21 века". Целью урока было закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов. Данные задания также помогут учащимся развивать орфографическую зоркость, память, внимание, вызовут интерес у обучающихся, обучат навыкам самоконтроля, умению работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_glagolah.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  русского языка в 4 классе

УМК  «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Правописание  -ться и  -тся в глаголах»

Тип урока: урок закрепления и повторения пройденного материала

Цель урока: создать условия для работы детей по закреплению умений правильно писать глаголы в начальной форме на -ться и глаголы 3-го лица единственного и множественного числа на -тся.

 Задачи урока

1. Образовательные: закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах (общий случай) через выполнение заданий разных видов.

2. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, внимание устную и письменную речь, развивать познавательный интерес, навыки самоконтроля, логическое мышление, коммуникабельность.

3. Воспитательные: воспитывать умение работать индивидуально, в парах и в группе, выражать собственное мнение и аргументировать его, уважительное отношение к мнению товарищей; планируя свою деятельность, целенаправленно двигаться к достижению цели.

Планируемые результаты урока:

Личностные: формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.  

Предметные: умение задавать вопросы к глаголам; научиться действовать по алгоритму для проверки изучаемой орфограммы.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получаемую на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и задачи на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Технологии: здоровьесберегающие, приемы технологии критического мышления, игровые приемы.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный          (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока:

- эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха (оценивание);

- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, ч.1, наглядный материал: девиз урока, алгоритм для письма -ться и -тся;  карточки -ться и -тся; проблема урока: балует?ся, баловат?ся; правила групповой работы; карточки для парной работы; дифференцированные задания трёх уровней; карточки для самопроверки; информационный текст у каждого с таблицей ЗУХ

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня у нас гости. А что дарят гостям? Только самое лучшее. Давайте покажем сегодня всё, что мы знаем и умеем. Начинаем урок русского языка. Мне хочется, чтобы каждый из вас после урока мог сказать так:

«Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл,

Научился применять,

И задание выполнять». 

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

Нам предстоит закрепить важное открытие предыдущего урока. Вам нужно быть внимательными и активными, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Сейчас вы будете работать в парах. Перед вами лежит лист с заданием. Задание: Нужно записать слова в 2 столбика. В первый столбик записывайте глаголы, во второй – существительные. Выполняем.

[ца]               ться                              [ца]             ца

что делать?                                           кто? что?

кури[ца], пугови[ца],  улыба[ца],    ули[ца],    умыва[ца],    учи[ца],  умни[ца],    верте[ца],     труди[ца],      пени[ца]

- В парах проверьте работы друг у друга.

III. Постановка темы и цели урока

      1. Создание проблемной ситуации 

- Прочитайте, какие слова вы записали во второй столбик. Какой частью речи они являются?

- Это существительные.

- Что написали на конце существительных?      (- ца)

       - Была ли проблема написания этой орфограммы?

       - Нет. Слышится [ца], и пишется ца.

       - Прочитайте, какие слова вы записали в первый столбик. Какой частью речи они являются?

- Это глаголы.

- В какой форме они стоят?    (В начальной форме)

- Что нужно писать на конце глаголов начальной формы?

- ться.    (Вешаю карточку на доску).

- Молодцы! Смотрим на доску:

          БАЛУЕТ?СЯ       БАЛОВАТ?СЯ

- Как будете писать: - ться или - тся?      (Вешаю карточку тся  на доску)

- Девочки,  у нас возникла проблема. Какая?

       - Сочетание [ца] на конце глаголов - это опасное место – орфограмма.

        2. Постановка учебной   задачи.

- Можете, исходя из этой проблемы, сформулировать тему урока?

- Правописание ться и тся в глаголах.

       - Какие учебные задачи поставим перед собой?

       - Повторить и закрепить алгоритм правописания -ться и -тся в глаголах.

       - Какую цель поставите себе?

       - Повторить и закрепить умение правильно писать в глаголах -тся и -ться.

3. Поиск решения проблемы

       - Итак, возникла проблема.  Как решить эту проблему?

       - Вспомним рубрику «Тайны языка». От чего же зависит написание -ться и -тся в глаголах? (От вопроса).

       - Повторим алгоритм работы.

       На доске табличка «Алгоритм правописания -тся и  -тся в глаголах».

Ученики повторяют действия по алгоритму.   (Читают от своего лица)

       - Помните, ребята! Вопрос - ваш главный помощник. Если сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

       IV.  Актуализация знаний

1. - Откройте тетради. Напишите число.

- Двадцать третье ноября.

- Классная работа.

- Откройте учебники на с. 118. Упражнение 3. Прочитайте задание. Спиши, выбирая нужное слово из предложенной пары. Не забывай ставить вопрос. Он поможет тебе сделать правильный выбор.

- Выполняем упражнение. (Когда выполняют упражнение, я на стены вешаю глаголы из физминутки)

- Проверяем.

сердится – сердиться

Если я опоздаю к обеду, бабушка будет сердиться. Сердиться – что делать? В вопросе есть Ь, значит сердиться пишу с Ь.

Собака сердится и рычит на кошку. Собака что делает? Сердится. В вопросе нет Ь, значит сердится пишу без Ь.

учиться-учится
Катя учится на одни пятёрки.
Мне очень нравится
учиться в школе.

ссориться-ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду ссориться.
Вася часто
ссорится с одноклассниками.

   2.  Физминутка.

Потянуться, отдохнуть

Глубоко теперь вздохнуть

Встать, попрыгать, посмеяться

Покружиться, покачаться

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

- Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физминутки? (Называют, что запомнили).

- Посмотрите-ка вокруг. По-моему, эти глаголы пришли к вам в гости.

- В какой форме стоят глаголы? (Все глаголы в начальной форме)

- Значит, как их нужно писать?

- С ться.

3. Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа

4. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

Дифференцированные задания с правом на выбор.

- Перед вами лежат цветные карточки. В жёлтой карточке даны задания 1 уровня, в синей карточке – задания 2 уровня, а в зелёной карточке задания 3 уровня.

- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте задания 1 уровня.

- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор – уровень 2.

- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень – 3.

(выполняют по карточкам в тетради).

1 ур. – Обозначь изученную орфограмму в пословицах.

 Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Вставь, где нужно, мягкий знак. Задай вопрос.

 Друзья (…………?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(…………………?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(………………..?) не  учит…ся
За всё 
(…………………..?) брат…ся  – ничего не сделать.

3 ур. Найди соответствие. Соедини вопросы с глаголами.

Что делать?                     Они купают…..ся

Что делает?                     Не мог дотянут……ся

Что делают?                    Надо мыт…..ся

Что сделать?                   Носит….ся по улице

Самопроверка по ключу.

- Ключи для проверки находятся на листочках такого же цвета.

- Еще раз повторим. Когда в глаголах нужно писать тся, а когда – ться?

V. Систематизация знаний.

1. Стадия вызова.

- Как вы думаете, мы уже всё изучили о глаголах? Очень хорошо знаем об этой части речи? Я предлагаю проверить свои знания. Согласны?

2. Стадия осмысления.

Групповая работа.

 - Сейчас организуем группу и будем работать с информационным текстом, используя приём «Заметки на полях». Прежде чем начать работу, вспомните правила работы в группе.

- Девочки, у вас на столе лежит лист с информационным текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и маркировочными значками отмечаете информацию. В конце листа находятся условные маркировочные знаки. От вас потребуется внимательное чтение, активная работа, потому что вы должны  разнести всю информацию в таблицу «ЗУХ» (Знаю. Узнала новое. Хочу узнать подробнее)

Информационный текст.

  • Глагол – это самостоятельная часть речи, которая называет действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
  • Глаголы бывают совершенного (построить, сделать) и несовершенного (строить, делать) вида.
  • Глагол встречаете – 1-го  лица.
  • Глаголы изменяются по временам. Сыграл – прошедшего времени, играет – настоящего времени, сыграет – будущего времени.
  • Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительное, условное, повелительное. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.
  • Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь.
  • Глагол имеет следующие формы:

- начальную – говорить, писать, везти, беречь;

- личные – (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят.

    8. На конце глаголов 3-го лица единственного или множественного лица пишется тся, на конце глаголов начальной формы пишется ться.

   9. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.

  10. Глаголы склоняются, т.е. изменяются по числам и падежам.

Маркировочные знаки

 «v» - информация, которая уже была известна тебе;

 «+» - новая информация;

 «–»  - неверная информация;

 «?» - информация, которую ты не поняла, но хочешь узнать подробнее.

Заполнение «Маркировочной таблицы ЗУХ» 

- Если вы всё отметили, приступайте к заполнению таблицы «ЗУХ».  В таблице запишите только номер информации из текста. Предложения списывать не нужно.

Знаю

Узнала новое

Хочу узнать подробнее

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая называет

действие или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

На конце глаголов 3-го лица единственного или множественного лица пишется -тся, на конце глаголов начальной формы пишется -ться.

Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительное, условное, повелительное. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

Глаголы изменяются по временам. Сыграл – прошедшего времени,

играет – настоящего времени, сыграет – будущего времени.

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, нарежь, стеречь.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени.

Глаголы бывают совершенного (построить, сделать) и

несовершенного (строить, делать) вида.

Глагол имеет следующие формы:

- начальную – говорить, писать, везти, беречь;

- личные – (я) говорю, (ты) говоришь, (он) говорит, (мы) говорим, (вы) говорите, (они) говорят.

V. Итог урока. Рефлексия.

        – Над чем мы работали сегодня на уроке? (Тренировались в написании глаголов с сочетаниями -тся, -ться.)

       – За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?      

       – Предлагаю продолжить следующие предложения.

Урок:

-привлёк меня тем, что…..

-показался интересным….

-заставил задуматься….

-навёл меня на размышления…

       – А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.

       – Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.

      Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.

       А если у кого-то что-то не получилось, не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее.

Поставить оценки детям с комментированием

     Домашнее задание: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет преодолеть имеющиеся трудности:

1. Кто научился правильно писать -тся и -ться в глаголах, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 2 на с. 117

2. Кто научился правильно выбирать -тся или -ться и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните упр. № 4 на с. 118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс ( программа Л. В. Занкова ) Тема: Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Урок открытия новых знаний предполагает получение детьми необходимой и достаточной информации по теме. Учитель не преподносит информацию в чистом виде, а школьники добывают её самостоятельно. На уроке...

Самоанализ урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме:"Число глагола".

В публикации дан подробный  анализ урока русского языка....

Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"

Предмет: Русский языкУМК  «Гармония»Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Класс: 3Тип урока: Урок изучения нового материала     Тема: Размы...

Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".

Урок русского языка 4 класс. Тема: "Отработка навыков написания личных окончаний глаголов".Урок закрепления изученных знаний.Программа "Перспектива"....

Техкарта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени"

Технологическая карта к уроку русского языка 4 класс по теме "1 и 2 спряжение глаголов на стоящего времени" УМК "Школа России"...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи

Дидактическая цель: Введение термина глагол для слов названий действий  Задачи урока:1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме. 2.  Развивать умение употреб...