Урок русского языка. 4 класс. Введение понятия «спряжение». («Имена склоняются, а глаголы…»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_kl.doc74 КБ
Office presentation icon rus_yaz_25.01_spryazhenie.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 4 класс

Тема: Введение понятия «спряжение». («Имена склоняются, а глаголы…»)

Цель: познакомиться с понятием «спряжение»  глаголов.
Личностные:
• Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
• Формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
Метапредметные:
Познавательные.

• Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• Строить рассуждение об объектах языка, их свойствах и связях.
• Устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
• Подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения.
• Развивать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для решения языковых задач.
Регулятивные.
• В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
• Высказывать свои предположения относительно способов решения учебной задачи
• Оценивать правильность выполнения действий, вносить соответствующие коррективы
Коммуникативные.
• Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
• Формулировать собственное мнение
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
• Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Оборудование: презентация по теме урока, карточки для рабочих групп, значки на парту.

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

Учитель: Прозвенел для нас звонок.

Ученики:  Начинается урок. К нам без опоздания приходи, старание! Помоги нам потрудиться Мы пришли сюда учиться.

- К какому уроку приготовились?

- Что ждете от урока русского языка? (узнать новые тайны нашего языка )

Проверка готовности рабочего места

Настрой на работу

Л-1 - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

П-6 – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

П-7 – устанавливать причинно-следственные связи;

П-8 – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Р-1 – принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

Р-2– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Р-7 – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р-8 – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

К-2 – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;

К-3 – задавать вопросы;

К-4 – использовать речь для регуляции своего действия.

К-5 – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия

2. Актуализация ранее изученного.

- Открыли тетради, запишем число, классная работа.

- Вставьте пропущенные орфограммы с объяснением.

Два.цать  пят..   .нв.ря.

Кла..н…  р.бота.

- Прочитайте  девиз данного  этапа работы.

                                                       Повторение - мать учения.

- Как понимаете?

- Приступим к работе.

А) Теоретическая разминка.

- Каждой группе дано задание. Ваша задача выбрать из предложенных терминов те, которые относятся  к терминам русского языка.

1 гр.: сложение, природные сообщества, лицо, равнина.

2 гр.: полезные ископаемые, время, история, былина.

3гр.:  число, басня, материк, русло

(Один человек работает с ПервоЛого, выбирает из списка глаголы)

- Назовите свои слова (карточки на доске)

- Что объединяет все эти термины? (глагол)

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё  расскажет нам
(глагол)

- Вспомним, что знаем об этой части речи. Вам помогут  в этом опорные слова.

ГЛАГОЛ

обозначает

изменяется

является

- Проверим работу вашего одноклассника. (У доски объясняет свою работу ученик)

-Оцените работу с помощью светофора.

     

          Фронтальная работа

 

           

Работа в группах

3. Целеполагание

-Как вы думаете, глядя на тему нашего урока. Все ли мы знаем о глаголе?

Постановка учебной задачи

3. Целеполагание

-Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе?

- Этот этап урока пройдет под  девизом

Хочу всё знать

- Прочитайте тему нашего урока

ИМЕНА СКЛОНЯЮТСЯ, А ГЛАГОЛЫ   …….

- Какие задачи поставите перед собой на сегодняшний урок?

вспомним

узнаем

будем учиться

- Какие задачи я поставлю перед собой?

- Наши задачи едины. Приступим к их решению.

4. ОВД

1. Упражнения  в решении учебных задач.

- Открыли ТПО № 381, с.24

- Прочитаем задание. Прочитайте  про себя.

- Прочитайте текст  по ролям.

- Что интересного узнали?

- Какова главная мысль данного отрывка?

- Какие орфограммы встретились?

- Решите задачи к данному упражнению в парах, ответил на задание 1 квадратика.

- Выполним  следующее задание (1 чел. у доски + задания после упражнения)

Физминутка

Игра с кубиком.

- Встали в круг и поиграем с нашим кубиком. Повторим все, что знаем об им.сущ . и глаголе.

- О чем ведем речь на уроке?  (об изменении глагола)

- Предлагаю побыть исследователями.

- Исследуйте слова разных частей речи и сделайте вывод.

(Задание на карточку. ТПО 1 гр.: упр. 382, 2 гр.: упр 383 (1ч), 3гр.: упр.383 (2ч.))

- Глаголы какого времени не исследовали? (наст. и буд.)

- Те у кого на парте зелёный значок на парте работает самостоятельно (ТПО у.384)- вы эксперты, те, у кого розовый- работают в парах. Ваша задача соединить местоимение с глаголом.

Изменяем глагол  «не тронет».

- Проверим  работу. (Те,кто работал самостоятельно - эксперты, остальные встают парами : мест.+глагол). Эксперты проверяют  работу.

- Какой вывод сделаете? (глаголы наст и буд .вр. изменяются по лицам и числам)

- Настала пора познакомиться с новым научным словом.

- У. с.30. Прочитайте про себя.

- Каким словом можно закончить предложение.

 У.№ 388

- Прочитайте правило. Что такое спряжение?

                           

       Постановка учебной задчи

Работа с текстом

Кубик  Блума

Исследование глаголов и им.сущ.

Работа в группах

Дифференцированная работа

«Найди пару»

Работа с учебным текстом

5. Закрепление

-Прочитайте девиз этого этапа урока.

Знание лучше богатства.

- Как понимаете эти слова?

- Выполним упр.386.

- Прочитайте задание.

- Проспрягаем глагол «класть».

1л.  я  кладу            мы кладем

2л. ты кладёшь      вы кладёте

3л. он кладёт         они кладут

А) Игра «Найди слово»

Сскпрляожнееннииее.

– Прочитать сначала буквы, подчеркнутые одной чертой, а затем не подчеркнутые.

- Какие слова получились?(Получаются слова: склонениеспряжение)

- Как их различить?

         

 

Индивидуальная работа

у доски с объяснением

6. Контроль и самоконтроль

Наш  урок подходит к концу.

- Сегодня на уроке вас сопровождала народная мудрость- пословицы.

- Что их объединяло?(об учении)

- Чему вы научились? Какие задачи решили?

- Удалось ли мне на ваш взгляд  решить свои  задачи?

- Какие задачи поставите на следующий урок?

7. Рефлексия.

- Оцените в тетради свою работу.

8. Домашнее задание

Упр.389. Выберите те задания из предложенных в учебнике, которые вам посильны.

Оценка учебной деятельности

Приложение

СКОЛЬКО ЖИВЁТ ПЧЕЛА.

Лежу в траве. Передо мной – лохматые шапочки одуванчиков.
А на них садятся пчёлы.
Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
– Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?
– Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит полные свои корзиночки, старается…
Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит?
А теперь не боюсь.
Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
– Правда ведь, пчела?
– Не трону... Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная…
– Нет, ты живи! Долго живи!
– Не дано мне долгой- то жизни...
– И сколько же тебе жизни отпущено?
– Чуть побольше месяца. Всего-навсего!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс УМК «Гармония»

Слайд 2

Повторение- мать учения

Слайд 3

Теоретическая разминка 1группа Сложение, климат, лицо, равнина 2 группа Полезные ископаемые, время, история, былина 3 группа Число, басня, материк, русло

Слайд 4

Хочу всё знать!

Слайд 5

ИМЕНА СКЛОНЯЮТСЯ, А ГЛАГОЛЫ ….

Слайд 6

Работа с текстом

Слайд 7

Проведите исследование 1группа Назови все возможные формы слова пчела . Каким научным словом назовёшь изменение имени существительного? 2 группа В каком времени употреблён глагол боялся ? Запиши глагол, соединяя его со словами пчела и пчёлы. Что будешь менять в глаголе? 3 группа Попробуй к формам боялся , боялась , боялись подставить личные местоимения я, ты, вы . Изменяются ли формы глагола?

Слайд 8

ИМЕНА СКЛОНЯЮТСЯ, А ГЛАГОЛЫ СПРЯГАЮТСЯ

Слайд 9

Знание лучше богатства

Слайд 10

ССКПРЛЯОЖНЕЕННИИЕЕ Найдите слово

Слайд 11

РАСШИФРУЙТЕ ! СКЛОНЕНИЕ падеж имя существительное СПРЯЖЕНИЕ лицо число глагол (н.в., б.в.)

Слайд 12

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ

Слайд 13

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Работа с текстом Упр. 379 Проведи исследование Упр. 378


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

Конспект урока русского языка "I и II спряжение глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результаты:Предметные:Знать: алгоритм ...

Урок русского языка " I и II спряжение глаголов" 4-й класс

Урок русского языка " I и II спряжение глаголов" 4-й класс...

Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...

Технологическая карта урока русского языка «I и II спряжение глаголов» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о I и II спряжение глаголов.Задачи урокаДидактические:формировать знания о I и II спряжение глаголов;научить различать I ...

Технологическая карта урока русского языка «I и II спряжение глаголов» (УМК «Школа России», 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА     Дата: 25.04.2022Школа: МАОУ СОШ  № 74Класс: 4 «м»Урок: 1Время: 8:30-9:10  Кабинет: 216Студент: Закирова Эльвира Рахи...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...