Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Логинова Светлана Николаевна

Дидактическая цель:

Введение термина глагол для слов названий действий

  Задачи урока:

1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме.

 2.  Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.

3.  Воспитывать интерес к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no4.1._glagol_kak_chast_rechi.docx19.57 КБ
Файл no4.1._glagol_kak_chast_rechi.pptx56.43 КБ

Предварительный просмотр:

Русский № 4.1. Глагол как часть речи.

У.с.37

М.с.46

Дидактическая цель:

Введение термина глагол для слов названий действий

  Задачи урока:

1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме.

 2.  Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.

3.  Воспитывать интерес к родному языку.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Ребята  над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

-Что такое части речи. (Большие группы слов, которые делятся на самостоятельные и служебные)

-Что такое глагол?

-Поставьте цель.(Выяснить, что такое глагол и на какие вопросы отвечают глаголы)

2. Работа над темой.

Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены. Приведите пример глагола

-Упр.30 Особенность глаголов в толковом словаре состоит в том, что здесь один глагол несовершенной формы и два глагола совершенной формы. Дети сразу смогут убедиться, что глаголы в начальной форме и отвечают на вопросы: что делать и что сделать? Глаголы, которые должны вписать школьники: заковылять, засмолить , зреть.(слайд №3) -10мин

-Упр. 31

Цель упражнения , обратить внимание на орфограмму «парный по звонкости/ глухости согласный в середине и на конце слова, дальнейшее формирование представлений о составе слова.

   В результате выполнения этого упражнения дети запишут 19 слов. Примеры выписанных детьми пар слов: по травке- трава, мягкий- мягонький, паук- пауки, козявка- козявочка, гриб- грибы, лягушка- лягушечка, рыб- рыба, мушки- мушечка

   Глаголы в начальной форме: пересмотреть, перетрогать, повертеть. Разбор глаголов по составу не должен вызвать особых трудностей. Суффикс начальной формы -ть- дети уже умеют выделять. Глагольные суффиксы-е- и –а- дети  тоже научились видеть.  В обратном словаре на ь на –ть- глагольные суффиксы, стоящие перед –ть- окрашены голубым цветом). Определить приставки несложно. Для этого достаточно употребит эти же глаголы с другими приставками: пересмотреть, посмотреть; перетрогать , потрогать; повертеть- завертеть.

   Состав слов: пере/cмотр/е/ть; пере/трог/а/ть; по/верт/е/ть. Если дети в качестве родственного слова к слову перетрогать найдут слово тронуть, нужно сказать им, что в этих двух словах корни немного отличаются: трог/тро, поскольку в слове  тронуть корень «тро» - тро/ну/ть. Если  дети к слову повертеть подберут родственное слово верчу, надо сказать о чередовании согласных в корне: верт/верч (слайд №4) 10мин

Упр.32

Цель упражнения- формирование умения приводить глагол к начальной форме; делать звуко -буквенный разбор слова, выделенного рамочкой. Начальные формы глагола- пыхтеть, соблюдать. Если учитель захочет побудить детей разобрать слова по составу, важно , чтобы подбор родственных слов или форм слов был достаточно убедителен. Например- пыхтеть- пыхчу. Эта пара правильно позволит выделить корень слова и отметить чередование согласных в корне: пыхт/е/ть. Или –со/блюдать- наблюдать. Здесь нужно правильно выделить приставку.  Но с корнем могут быть сложности, если школьники приведут в пример форму слова соблюсти. Тогда учитель должен будет показать состав слов (со/блюд/а/ть; со/блюс/ти) и прокомментировать его. Сказать, что кроме суффикса ть для обозначения начальной формы глагола используются также суффиксы -ти- и –чь- (вез/ти, полз/ти, цвес/ти; беречь, лечь)  Сложность с суффиксом -чь- состоит в том, что в этих глаголах происходит наложение «чь» , которое входит в корень на –чь- которое является суффиксом глагола, показывающим его начальную форму.

Сложность звуко буквенного разбора состоит в том, что дети должны пометить мягкость начального звука [й] , а также отметить глухой звук  на конце слова: [йош]- (слайд №5)10 мин

-Упр.33 (5мин) слайд №6

Цель упражнения – тренировать написание слов с разделительным ъ; обратить внимание детей на состав слов- наличие приставки и на то с какой буквы начинается корень. Дети  должны выписать первую группу слов с ъ; объ/едать, подъ/едать, съ/едать, отъ/едать. Кроме того детям необходимо задуматься над нюансами смысла слов, которые сообщают словам разные приставки. Это возможно только тогда, когда есть хоть бы минимальный контекст. Путем «примерок» смысла каждого слова с ъ к разным минимальным контекстам школьник добивается  точного употребления слова. Примеры словосочетаний: подъедать или съедать все до крошки; отъедать по маленькому кусочку; объедать более слабых, например птичек; съедать все без остатка. Ближе всего по значению глаголы съедать и подъедать (последний имеет несколько значений; в нашем случае он используется в разговорном простом значении «съедать все без остатка»)

3.Итог.

- Ребята, что такое глагол?

Список используемой литературы.

1. Н.А. Чуракова Русский язык: Учебник для  3 кл.  Москва Академкнига/Учебник 2013

2. М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская Методическое пособие:3 кл.  Москва Академкнига/Учебник 2013


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол как часть речи Подготовила Логинова С. Н. – учитель начальных классов г. Барнаул

Слайд 2

Слова названия действий называются глаголами В старину глаголить означало «говорить» Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Слайд 3

Упр.30 (Что сделать?) Заковылять. Пойти, хромая. (Что сделать?)Засмолить. Покрыть смолой, сделав непроницаемым. (Что делать?) Зреть. Наливаться спелостью.

Слайд 4

Упр.31 по тра в ке- трава мя г кий- мягонький пау к - пауки козя в ка- козявочка гри б - грибы лягу ш ка- лягушечка ры б - рыба му ш ки- мушечка

Слайд 5

Упр.32 пыхтеть соблюдать Ёж Ё-[ йо ]- согл , звонк ., непарн ., мягк ., непарн . - гласн ., ударн . Ж- [ ш ]- согл , злух ., парн .,([ ш / ж]), тв ., непарн . 2 буквы , 3 звука

Слайд 6

Упр.33 объедать более слабых подъедать все до крошки съедать все без остатка отъедать по маленькому кусочку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...