Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Дидактическая цель:
Введение термина глагол для слов названий действий
Задачи урока:
1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме.
2. Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no4.1._glagol_kak_chast_rechi.docx | 19.57 КБ |
no4.1._glagol_kak_chast_rechi.pptx | 56.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский № 4.1. Глагол как часть речи.
У.с.37
М.с.46
Дидактическая цель:
Введение термина глагол для слов названий действий
Задачи урока:
1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме.
2. Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока
- Орг. момент.
Ребята над какой темой мы работаем на уроках русского языка?
-Что такое части речи. (Большие группы слов, которые делятся на самостоятельные и служебные)
-Что такое глагол?
-Поставьте цель.(Выяснить, что такое глагол и на какие вопросы отвечают глаголы)
2. Работа над темой.
Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”
Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены. Приведите пример глагола
-Упр.30 Особенность глаголов в толковом словаре состоит в том, что здесь один глагол несовершенной формы и два глагола совершенной формы. Дети сразу смогут убедиться, что глаголы в начальной форме и отвечают на вопросы: что делать и что сделать? Глаголы, которые должны вписать школьники: заковылять, засмолить , зреть.(слайд №3) -10мин
-Упр. 31
Цель упражнения , обратить внимание на орфограмму «парный по звонкости/ глухости согласный в середине и на конце слова, дальнейшее формирование представлений о составе слова.
В результате выполнения этого упражнения дети запишут 19 слов. Примеры выписанных детьми пар слов: по травке- трава, мягкий- мягонький, паук- пауки, козявка- козявочка, гриб- грибы, лягушка- лягушечка, рыб- рыба, мушки- мушечка
Глаголы в начальной форме: пересмотреть, перетрогать, повертеть. Разбор глаголов по составу не должен вызвать особых трудностей. Суффикс начальной формы -ть- дети уже умеют выделять. Глагольные суффиксы-е- и –а- дети тоже научились видеть. В обратном словаре на ь на –ть- глагольные суффиксы, стоящие перед –ть- окрашены голубым цветом). Определить приставки несложно. Для этого достаточно употребит эти же глаголы с другими приставками: пересмотреть, посмотреть; перетрогать , потрогать; повертеть- завертеть.
Состав слов: пере/cмотр/е/ть; пере/трог/а/ть; по/верт/е/ть. Если дети в качестве родственного слова к слову перетрогать найдут слово тронуть, нужно сказать им, что в этих двух словах корни немного отличаются: трог/тро, поскольку в слове тронуть корень «тро» - тро/ну/ть. Если дети к слову повертеть подберут родственное слово верчу, надо сказать о чередовании согласных в корне: верт/верч (слайд №4) 10мин
Упр.32
Цель упражнения- формирование умения приводить глагол к начальной форме; делать звуко -буквенный разбор слова, выделенного рамочкой. Начальные формы глагола- пыхтеть, соблюдать. Если учитель захочет побудить детей разобрать слова по составу, важно , чтобы подбор родственных слов или форм слов был достаточно убедителен. Например- пыхтеть- пыхчу. Эта пара правильно позволит выделить корень слова и отметить чередование согласных в корне: пыхт/е/ть. Или –со/блюдать- наблюдать. Здесь нужно правильно выделить приставку. Но с корнем могут быть сложности, если школьники приведут в пример форму слова соблюсти. Тогда учитель должен будет показать состав слов (со/блюд/а/ть; со/блюс/ти) и прокомментировать его. Сказать, что кроме суффикса ть для обозначения начальной формы глагола используются также суффиксы -ти- и –чь- (вез/ти, полз/ти, цвес/ти; беречь, лечь) Сложность с суффиксом -чь- состоит в том, что в этих глаголах происходит наложение «чь» , которое входит в корень на –чь- которое является суффиксом глагола, показывающим его начальную форму.
Сложность звуко буквенного разбора состоит в том, что дети должны пометить мягкость начального звука [й] , а также отметить глухой звук на конце слова: [йош]- (слайд №5)10 мин
-Упр.33 (5мин) слайд №6
Цель упражнения – тренировать написание слов с разделительным ъ; обратить внимание детей на состав слов- наличие приставки и на то с какой буквы начинается корень. Дети должны выписать первую группу слов с ъ; объ/едать, подъ/едать, съ/едать, отъ/едать. Кроме того детям необходимо задуматься над нюансами смысла слов, которые сообщают словам разные приставки. Это возможно только тогда, когда есть хоть бы минимальный контекст. Путем «примерок» смысла каждого слова с ъ к разным минимальным контекстам школьник добивается точного употребления слова. Примеры словосочетаний: подъедать или съедать все до крошки; отъедать по маленькому кусочку; объедать более слабых, например птичек; съедать все без остатка. Ближе всего по значению глаголы съедать и подъедать (последний имеет несколько значений; в нашем случае он используется в разговорном простом значении «съедать все без остатка»)
3.Итог.
- Ребята, что такое глагол?
Список используемой литературы.
1. Н.А. Чуракова Русский язык: Учебник для 3 кл. Москва Академкнига/Учебник 2013
2. М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская Методическое пособие:3 кл. Москва Академкнига/Учебник 2013
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова названия действий называются глаголами В старину глаголить означало «говорить» Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Упр.30 (Что сделать?) Заковылять. Пойти, хромая. (Что сделать?)Засмолить. Покрыть смолой, сделав непроницаемым. (Что делать?) Зреть. Наливаться спелостью.
Упр.31 по тра в ке- трава мя г кий- мягонький пау к - пауки козя в ка- козявочка гри б - грибы лягу ш ка- лягушечка ры б - рыба му ш ки- мушечка
Упр.32 пыхтеть соблюдать Ёж Ё-[ йо ]- согл , звонк ., непарн ., мягк ., непарн . - гласн ., ударн . Ж- [ ш ]- согл , злух ., парн .,([ ш / ж]), тв ., непарн . 2 буквы , 3 звука
Упр.33 объедать более слабых подъедать все до крошки съедать все без остатка отъедать по маленькому кусочку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...
Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс
Урок русского языка во 2 классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...
Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»
В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....
разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"
Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".
Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...
Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...